МЕСТО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 4.9

МЕСТО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оценка 4.9
docx
28.06.2020
МЕСТО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
МЕСТО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.docx

                                                                                         

МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется проблеме безопасного поведения в производственной деятельности, в бытовых и жизненных ситуациях. Чаще всего безопасность связывают с психофизиологическими характеристиками и устойчивыми личностными качествами, однако при этом недостаточно учитываются вопросы формирования безопасного стиля жизни.

Конечно, человек постоянно формирует навыки безопасного поведения, но можно выделит периоды, когда процесс становления и формирования личности безопасного типа поведения проходит особенно интенсивно. Таким периодом является подростковый возраст. Именно в этом возрасте формируются такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность за свои действия.

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения является общешкольной задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная роль принадлежит школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

«Основы безопасности жизнедеятельности» - междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений в 1991 году с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также научить правильно вести себя в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.

В современных условиях изучению курса ОБЖ в образовательных организациях уделяется особое внимание, так как именно этот предмет способен заложить основы безопасности жизнедеятельности у обучающихся, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности, привить навыки здорового и безопасного образа жизни, помочь приобрести знания по сохранению жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.

Несомненная роль предмета ОБЖ заключается в обучении школьников основным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при химическом отравлении, при пожаре и дорожно-транспортном происшествии.

Именно уроки ОБЖ способствуют повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, формированию антитеррористического поведения, обеспечению профилактики асоциального поведения, а также воспитанию отрицательного отношения к психоактивным веществам.

Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами и навыками личной безопасности позволит школьнику чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных жизненных ситуаций. Человеческая жизнь и здоровье являются самой дорогой ценностью, и проблема их сохранения всегда была и остается актуальной задачей, в решении которой значительное место имеет подготовка людей по вопросам обеспечения безопасности в повседневной жизни. А подготовка эта возможна лишь при изучении курса ОБЖ.

Среди обучающихся наблюдается заметный рост культуры безопасности как следствие целеустремленной просветительско-пропагандистской работы преподавателя-организатора ОБЖ и обучения школьников в рамках самого предмета ОБЖ. Наблюдения показывают, что школьники становятся осторожнее, осмотрительнее в своих поступках, действуют более разумно в различных ситуациях, которые могут привести к опасным последствиям. Возможно, перемены происходят не так быстро, как хотелось бы, но важно то, что они уже происходят. И главное, что хотелось бы выделить – это формирование у обучающихся ценностно-ориентационных умений:

- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления;

- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- знать основные направления и методы по защите от опасностей природного, техногенного и социального характера;

- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательной
организации;

- самостоятельно организовывать учебную деятельности, оценивать свое поведение, черты своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;

- отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Кроме всего прочего предмет ОБЖ является неотъемлемой частью подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Благодаря целенаправленному обучению, школьники учатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе за рамками учебного процесса.

Как показывает опыт, уроки ОБЖ, соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная игра «Зарница», Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ делают свое дело – обогащают детей знаниями о том, как следует себя вести, чтобы не попасть в беду или выйти из сложной ситуации, формируют практические навыки помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, совершенствуют навыки ориентирования и поведения в условиях автономного существования и многое другое.

Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на муниципальном и региональном уровнях подтверждают действенность предмета ОБЖ как средство повышения уровня культуры безопасности и защищенности школьников в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций. Поэтому приоритетное место в современном образовании школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очевидно.

 

Литература

1.       Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. – 244с.

2.       Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности», 2016 № 1.

3.       Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / А.А. Сафин. – Казань: ИРО РТ, 2014. – 24 с.

4.       Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).


 

МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ

МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ

Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек

Не менее важным, на мой взгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек

Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на муниципальном и региональном уровнях подтверждают действенность предмета

Высокие результаты обучающихся в военно-спортивных мероприятиях в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» на муниципальном и региональном уровнях подтверждают действенность предмета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020