Местоимение как часть речи
Оценка 4.7

Местоимение как часть речи

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Местоимение как часть речи
местоимение как часть речи.docx

План-конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Местоимение как часть речи»

Дата: 26.02.2010

 

Цели урока:

 

Образовательная: дать понятие о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи.

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к слову.

Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей учащихся.

Задачи: Показать роль местоимений в речи, особенности употребления данной части речи, её отличие от именных частей речи и наречий. Научить ребят определять основные морфологические признаки по соотнесению местоимений с именами существительными, числительными, прилагательными.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  нашей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки. Улыбнитесь друг другу и, заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

 

II. Сообщение темы и целей урока

- На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением. Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка.

– Тема сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

– Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось.

Подсказка: Я о себе такого мнения:

     Огромна роль местоимения!

     Я делу отдаюсь сполна,

     Я заменяю имена.

– Что за имена заменяют местоимения?

– Какие именные части речи вы знаете? Что они обозначают?

 

Наша задача сегодня на уроке:

1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.

2) Какова роль местоимения в русском языке.

1) У нас необычный урок — урок-исследование. Я предлагаю вам стать  настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.

 

III. Изучение новой темы

1) Учитель читает текст без первого предложения.

Я  только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

     - Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека?                          Учитель читает 1-е предложение.

            -Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

            - Какой частью речи они являются?

 

 ВЫВОД:  местоимение - часть речи, которая указывает на предметы.

 

- Только ли на предметы указывают местоимения? Давайте выясним это.

 

На доске в 3 столбика записываем местоимения: 

она                                    мой                         несколько

никто                                любой                     столько

мы                                     наши                       сколько

- Разгадаем ещё одну загадку местоимения.

- На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках ( в 1 столбике – кто?, во 2 – какой?, в 3 – cколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

Вывод: местоимения способны заменять самостоятельные части речи.

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена прилагательные;

3 группа— числительные.

 

2) Словарная работа

-происхождение слова “местоимение”

Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка.  Оно создано по образцу греческого слова «антонимия»(местоимение), которое сложено из «анти»(«вместо») и «онима»(«имя»). В старославянском языке слово местоимение образовано путём  слияния сочетания слов «вместо имени» с прибавлением суффикса –й(-е). В результате фонетических изменений начальное в отпало. Сейчас в слове «местоимение» выделяется основа и окончание.

В русской лингвистике нет единого взгляда на эту часть речи.

А со значением этого слова мы можем познакомиться в учебнике в параграфе 59.

 

3) Работа с текстом

-А теперь давайте найдём местоимения в предложениях (записываем на доске) и попробуем определить их синтаксическую роль (Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет).

ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.

- Местоимение – изменяемая часть речи? Определим падеж местоимений

Вывод: местоимения изменяются по падежам, числам и родам

- Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но    по частоте употребления они занимают 3-е место (после существительных и глаголов).

 

4) Работа с учебником. Чтение справочного материала.

 Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни се!»

 

 

5) Тренировочное упражнение

-Ребята у вас на партах есть таблицы. В этих таблицах местоимения распределены по разрядам. Сейчас мы выполним письменно упражнение. Вам нужно найти местоимения, указать их разряд. Таблица вам в этом поможет.

Личные

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Притяжательные

 мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их

Определительные

все, всё, сам, весь, всякий, каждый, другой

Вопросительные

кто, что,  какой, который, чей, сколько, как, где,

Относительные

когда

Указательные

это, то,  этот, тот, столько, так, там, тогда

Неопределённые

некто, нечто, что-нибудь, какой-нибудь, что-то, кое-что

Отрицательные

никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда

Чтение учителем текста Януша  Корчака.

 

Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, κακ мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто - это местоимение».

Вывод: Местоимения – наши помощники.

6)              Коллективное редактирование текста.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

 

- Красивый текст? Что в этом тексте не так?

- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком (запись исправленного текста в тетради).

 

Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.

 

-Прослушайте небольшое стихотворение:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ

-Что не так в этом стихотворении?

Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.

IV.               Подведение итогов урока

- Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке.

Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

 (Далее отвечают ученики)         

 

Рефлексия: Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи».  Урок подошёл к концу. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны,  старались и  помогали мне. Вы —  настоящие исследователи и достойны звания «Знаток местоименных наук».

V.                 Выставление оценок.

VI.               Домашнее задание: пар. 59, упр.


 

VII.            Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока русского языка в 6 классе

План-конспект урока русского языка в 6 классе

На доске в 3 столбика записываем местоимения: она мой несколько никто любой столько мы наши сколько -

На доске в 3 столбика записываем местоимения: она мой несколько никто любой столько мы наши сколько -

Возвратное себя

Возвратное себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021