"Местоимение как часть речи"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 23.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка по русскому языку направлена на изучение одной из самостоятельных частей речи- местоимение. В разработке подробно рассматриваются все особенности и морфологические признаки местоимения, употребление местоимения в тексте и речи. В разработке использованы различные виды работ, что поможет учителю создать интересный и насыщенный урок
Иконка файла материала Местоимение как часть речи.docx
Разработка урока по русскому языку Тема урока: местоимение как часть речи Класс: 6  Автор: Савельев В.С. Цели урока: ­ дать понятие о местоимении как части речи ­ научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять,  определять роль местоимений в тексте; ­ способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению  словарного запаса. Урок рассчитан на 45 минут. ХОД УРОКА I Орг.момент. Учитель: здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем с вами новую тему,  давайте повторим, какие части речи мы уже изучили? (ответы обучающихся) ­ а какую функцию несет в себе имя существительное? (ответы) II. Изучение нового материала. ­ Итак, сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – это  местоимение. Скажите,  из каких двух слов состоит слова «местоимение»?  (ответы) ­ обратим внимание на доску (слайд №1)  [Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней]. ­ скажите, понятно ли нам, о ком именно идет речь, что и кто от кого узнал?  (ответы…). Давайте вместе в своих тетрадях попробуем изменить  предложение так, чтобы смысл предложения нам был понятен.  [Вова узнал от ведущих новостей, что хорошая погода установится через 5  дней].    (варианты предложений выводятся на слайд №2)­ хорошо, молодцы, когда мы с вами вспоминали части речи, которые мы уже  изучили, мы называли их именами, а местоимение для чего используется? (ответы… «вместо имени…) ­ давайте вернемся к нашему первому предложению (слайд№1). Почему мы не смогли его понять? (ответы... «потому что местоимения не называют  предметы, а лишь указывают на них»). ! ИТАК! Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет,  признак, число, но не называет их. II.2. Письменная работа. Найдите в указанных предложениях местоимения и попробуйте определить, каким членом предложения они являются. (слайд №3) Его попросили принести мел. Она рассказала о биографии поэта. Я попросил бы вас не шуметь. У наших спортсменов очередное золото. (в 1 П. ­ дополнение, во 2 П. – подлежащее, в 3 П. – подлежащее и  дополнение, в 4 П. – определение). ­ какой вывод мы можем сделать из данного задания? (ответы… «что  местоимения являются членами предложения). III. Дополнение к новому материалу.  ­ А теперь мы поговорим о разрядах местоимений. Работа с учебником §76,  стр.66). ­ каждый из разрядов местоимений имеет свои особенности, поэтому на  следующих уроках мы подробно их изучим. А сейчас выполним упражнение  №434 по заданию. (выполнение письменной работы из учебника). IV. Закрепление полученных знаний.­ проверим выполнения упражнения, все остальные по тетради, 1 ученик у  доски. 1­е предложение [(С)земли еще (не)сош..л снег, а (в)душу уже просится весна].  (ответ… раскрыли скобки, предлоги со словами пишутся раздельно, НЕ с  глаголами пишется раздельно, в предложении местоимений нет, это  предложение сложное – 2 основы: не сошел снег и просится весна. Сошел –  под ударением в корне слова пишем Ё, а не О). (выставление отметки) IV. 1. Работа с текстом.  ­ перед вами текст, но что­то в этом тексте не так, внимательно его  прочитаем. Андрей пришел к Максиму, чтобы спросить у Максима домашнее задание.  Максим показал Андрею домашнее задание. Домашнее задание было  сложным. ­ что не так в этом тексте? (ответ… много повторов) ­ чем мы можем заменить повторы? (ответы… местоимениями). Прочитаем,  что получилось. Андрей пришел к Максиму, чтобы спросить у него  домашнее задание. Максим показал ему домашнее задание. Оно было  сложным. ­ ребята, можете ли вы сформулировать еще одну функцию местоимения?  (ответы… чтобы текст был красивым, не было повторяющихся слов). V. Подведение итогов. ­  Итак,   ребята,   давайте   вспомним,   что   мы   узнали   сегодня   на   уроке   о местоимении?   (ответы…   местоимения   не   называют   предметы,   признаки, количество,   а   только   указывает   на   них.   Существует   девять   разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и   числам.   В   предложении   местоимение   выполняет   роль   подлежащего, дополнения или определения. А также мы начали разговор об употреблении местоимений в речи). VI. Домашнее   задание.  Выучить   новую   информацию   о   местоимении, выполнить самостоятельно упражнение №435.