«Местоположение и природные условия Древнего Египта»
Оценка 4.8

«Местоположение и природные условия Древнего Египта»

Оценка 4.8
Документация
docx
история
5 кл
06.05.2022
«Местоположение и природные условия Древнего Египта»
Урок для 5 кл. История Древнего мира. Древний Египет. Опирался на поурочное планирование.
разработка урока 5кл..docx

Разработка урока: «Древний Восток» для 5 класса.

Выполнил: Демин А.В.

Тема урока: «Местоположение и природные условия Древнего Египта».

Цел урока:

-формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимость от географического положения и природных условий

-процесс создания единого государства Древний Египет

- объяснить значение новых понятий: дельта, оазис, фараон, речные пороги, папирус, столица, рельеф.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные(УУД)

Личностные

-овладеть целостными представлениями об историческом пути Древнего Египта

-установить причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян

-работа с исторической картой

-анализировать и обобщать данные

-самостоятельно взаимодействовать в группе и индивидуально

-определять собственное отношение к современной жизни

-формулировать свою точку зрения

-правильно выражать свои мысли

-осмысливать

-сравнивать

-обрести мотивацию к изучению нового материала

-выражать свое отношение к роли важности в истории в жизни человеческого общества

 

Оборудование: карта «Древний Египет», проектор и презентация.

Тип урока: получение новых знаний.

Образовательная средаУчебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Поурочные планирование: История Древнего мира 5 кл., автор состовитель: Л.Л. Корчагин. История Древнего мира, издательство «Просвещение» Москва «ВАКО» 2017г. Автор:  Е.Н.Сорокина, сайты из интернета.

 

Ход урока.

1.Организационный этап:

Учитель задает вопрос: Какие ассоциации возникают, когда вы слышите об Древнем Египте?

Древний Египет

 

 

 

 

 

 


Ответы могут быть:
Фараон, пирамиды, кошка священное животное и другое
На прошлых уроках мы говорили о первобытных людях и убедились в том, что наши предки очень быстро совершенствовались.

-Прочитайте вступительную статью к разделу «Древний Восток» на стр.34 учебника. Попытайтесь графически (создайте  кластер) отобразить изменения, которые происходили с нашими предками.

(По ходу выполнения задания составляется схема):

 

От первобытности к цивилизации
Появление государства
ЦАРЬ
(ВЛАСТЬ ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ)
НЕОБХОДИМО:
1.Территория с населением
               2.Войско
	3. Казна
4.Письменность
	

2.
 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляется первые государства.  Одно из первых царств возникло на берегах реки Нил. С ним и начнем знакомится на нашем уроке.

Проблемный вопросы.

-Почему первые государства появились на берегах великих рек Древнего Востока?

-Прав ли был древнегреческий историк Геродот, когда Египет называл «даром Нила»?

Работа на уроке.

Все правильно предположили, что, знакомясь с государством необходимо прежде всего знать:

1.Характеристику его географического положения

2. Характеристику его природных условий.

http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/sources/2aa202f70dc9be21d4f068bf76fdbd04.jpg

Работа с картой:

-Найдите на карте Нил, его долину и окружающие долину пустыни.

-Назовите море, в которое впадает Нил.

-В каком направлении она течёт?

- В какое море она впадает?

-Почему карта окрашена в красный и зеленый цвет?

Рассказ учителя:

В северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. Жизнь была возможна только в долине реки Нил. Ширина её составляла всего 12 – 15 км. (3 – 4 часа ходьбы).

  • По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник - папирус.(переписать определение из учебника)
  • Из него делали похожий на бумагу писчий материал, который назывался папирус.

Богаты воды Нила рыбой и животными. По берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей.

- Течение реки встречало на своём пути каменные преграды- пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север

Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту.(переписать определение из учебника)

- Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы.(переписать определение из учебника) Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

- Итак, Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

Прочитать детям вслух эпиграф: А в немой дали, застыли

     Пирамиды фараонов,

     Саркофаги древней были,

     Величавые, как вечность,

     Молчаливые, как смерть.

                     М. Эмилеску

Давайте проверим, какие ключевые слова помогут вам составить рассказ о географическом положении Древнего Египта:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АФРИКА, ПУСТЫНЯ, ПАЛЬМЫ, ПАПИРУС, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПАРОГИ, ДЕЛЬТА, ОАЗИСЫ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, РАЗЛИВЫ НИЛА.
(Основные слова записываем на доске, дети в тетради).
 

 

 

 

 

 

 

 


Работа с учебником.

Задание 1. Проследите по карте, где берёт своё начало река Нил. Обсудите с соседом по парте особенности Древнего Египта. 2. В чём проявляется суровость природных условий в бассейне реки Нил? 3. Докажите, что регулярность разлива Нила обеспечила появление государства на данной территории. 4. Объясните, что способствовало высокой урожайности на берегах Нила. 5. На контурной карте отметьте территории Верхнего и Нижнего Египта.

Глядя на карту (стр. 33 в учебнике), то вы можете сказать о климате и природных условиях?

Рассказ учителя:

Климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать.

- Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: «Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: « далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни»

- А вот что же происходит на самом деле мы сейчас узнаем, прочитав материал

на стр. 35 – 36.

Карта распечатывается, выдается на дом, чтоб школьники нанесли условные обозначения:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/26/s_5bfc3942e5fd8/1009738_3.png
Объединение Египта.

 

Как и когда на территории  Египта образовалось государство? Сейчас мы сыграем с вами в игру  «Внимательный слушатель№.  Вы должны, слушая мой рассказ и работая с картой, выделить главные мысли.

Первоначально в Египте было около 40 небольших государств. Во главе каждого государства стоял правитель, который имел собственное войско. Правители государств непрерывно воевали друг с другом.  Постепенно выделились два больших царства: Южное и Северное.  Царь Южного Египта носил белю\ую корону, а у царя  Северного Египта корона была красного цвета. Обе короны были украшены страусиными перьями и изображениями огнедышащей змеи, которая, как верили египтяне, сжигает  своим огнем врагов царя.

Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный Египет: образовалось единое государство. Теперь царь объединенной страны носил головной убор, сочетающий в себе две короны.

         Царя Египта стали называть фараоном. Столицей египетского государства стал город Мемфис.

Проверка выполнения задания. Запись на доске.

1.40 государств вели войны

2.Выделение Южного и Северного царств

3. Победа Южного царства и создание государства

4. Повелитель Египта-фараон

5.Столица-Мемфис.

Закрепление изученного материала.

-Почему нам важно было познакомиться с географическим положением Египта и его природными условиями?

Прав ли был Геродот назвав Египет «даром Нила»?

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: §6 –читать, определение терминов +карту расскрасить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Разработка урока: «Древний Восток» для 5 класса

Разработка урока: «Древний Восток» для 5 класса

Древний Египет

Древний Египет

Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляется первые государства

Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляется первые государства

Рассказ учителя: - В северо-Восточной

Рассказ учителя: - В северо-Восточной

Работа с учебником. Задание 1

Работа с учебником. Задание 1

Как и когда на территории Египта образовалось государство?

Как и когда на территории Египта образовалось государство?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2022