Урок русского языка в 7 классе
Тема: Фронтовые письма.
Цели урока:
предметные: познавательные - углубить и расширить знания об эпистолярном жанре посредством фронтовых писем; актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
развивающие - совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
метапредметные: совершенствовать умение применять знания в групповой деятельности и в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.
Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
Регулятивные УУД - целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Личностные УУД - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
ТИП УРОКА. Интегрированный (русский язык, литература + живопись, музыка) с применением ИКТ.
Методическое назначение средств ИКТ – источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение, написание письма, составление синквейна.
Оборудование: раздаточный материал, песни военных лет, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Прошу вас, храните
солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
М.Львов
I. Организационный момент.
|
Приветствие… Сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки, которую, надеюсь, вы отгадаете без особого труда:
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
(Загадка представлена на СЛАЙДЕ 1.)
Учащиеся:
- Письмо.
Учитель:
- Да, правильно. Это письмо. И именно данное понятие станет предметом нашего сегодняшнего разговора. Посмотрите на слайды и давайте вместе сформулируем тему нашего разговора.(слайды воен.хроники+ песня)
|
Сегодня мы с вами вспомним и еще раз повторим особенности написания письма. А также рассмотрим особенности фронтовых писем в стихах, составим синквейн «Письмо»
Записываем тему урока и эпиграф (на СЛАЙДЕ18.). Как вы понимаете слова эпиграфа?
II.Основной этап урока.
Беседа
- Ребята, как вы думаете, для чего люди пишут письма?
- Вспомните, как давно вы получали письма?... А писали?
( В наше время писать письма не совсем актуально, ведь появилось много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта).
III. Самоконструкция (Цель:создание индивидуального монологического высказывания о «письме»)
|
Проводится словарно-лексическая работа по «письмо». Учащиеся делают записи.
В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.
Письмо –
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения.
- Какое значение слова для нашего урока вы выберете? Запишите в тетрадь.(СЛАЙД19)
|
IV Социоконструкция – социализация( Цель: выбор пути, поиска решения; предоставление возможности самореализации каждому ученику).
Словарная работа (работа у доски и в тетрадях). (СЛАЙД20)
Прочитайте слова и выполните задания.
|
- Найдите и запишите слово с непроизносимым согласным в корне.
- Найдите и запишите слова-синонимы.
- Обратите внимание на слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ(СЛАЙД21)-подготовка ГИА, ЕГЭ
- Какие из предложенных слов станут ключевыми на нашем сегодняшнем уроке? (адресат, адресант, полевая почта)
V. Актуализация фоновых знаний и субъектного опыта учащихся
Беседа с учащимися.
Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны. С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать. Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.
Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив - здоров, как сообщить о себе?/написать письмо/
- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?/повествование/
- Какой стиль речи вы будете использовать?/разговорный/
- Назовите приметы разговорного стиля.
-Существуют ли правила для написания письма?
Слушаются ответы учащихся
Проверочная работа «Оформление письма» (Работа в группах)
Сейчас проверим ваши знания. Я читаю вопросы или предложение, которые вы в тетрадях заканчиваете его. Пишите только ответ под цифрами.
1. Берем хорошую бумагу и пишем почерком (каким?)
/Аккуратным и разборчивым/
2. В правом верхнем углу мы ставим … /дату/
3. На середине строки пишем слова приветствия. (Какие?) Чем больше, тем лучше. /Здравствуйте. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Здорово. Салют./
4. К словам приветствия добавляем … /обращение или имя отчество/
5. Напишите определения (прилагательные) к этим словам. Чем больше, тем лучше. /Дорогой, любимый, милый, уважаемый/
6. Личные местоимения /Вас, Вам, Вы/, обращенные к уважаемому человеку, обычно пишутся …. /с большой буквы/
7. Какая часть письма является самой большой? /Содержание письма/
8. О чем пишут в заключении письма?
/Пожелание здоровья, вежливая просьба ответить на письмо
9. В конце письма нужно поставить … /подпись/
|
Мы повторили правила оформления письма. Следуя этим правилам, напишите дома письма ветерану.
Оформление конверта. Здоровьесберегающий моментСлайд22 - 23
– Как отправляли солдаты письма с фронта?
Обобщаю ответы:
Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.
– Давайте и мы запечатаем наше письмо.
Запись домашнего задания: написать письмо ветерану.
|
– Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?
– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.
– Во время войны многие отказывались работать почтальонами, послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке и вы узнаете, почему? (Кто хочет прочесть?)
Год 41-й… (СЛАЙД24)
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”
-Почему люди не хотели работать почтальонами?
VII Разрыв («Озарение», «понимание» себя. Работа со стихотворениями поэтов, картиной А.Лактионова, муз.записями. Цель: углубление знаний) К теме письма обращались многие поэты и среди них К.Симонов, Иосиф Уткин.
|
* В чем на ваш взгляд заключена сила этого стихотворения?
* Какие языковые средства использует автор?
/Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Повтор «Жди меня, жди». Автор уверен, что от способности русской женщины на долгое ожидание любимого и зависит жизнь и победа/
Иосиф Уткин(СЛАЙД26)
|
На улице полночь. Свет догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь
...Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, Но тот, кого помнят, Как дома - и в дыме войны!
|
Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь И родину слышишь, Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью И в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою, К плечу прижимаясь плечом, Мы сядем и письма, как летопись боя, Как хронику чувств, перечтем.
|
- О чем говорит в строках письма боец?
Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов.
|
Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (СЛАЙД27)
Краткая справка об авторе картины и истории её создания.
Известное полотно русского художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта» написано в 1947 году. Интересна история этой картины. По залитой солнцем улице городка Загорска шёл солдат в пропыленных сапогах. Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок; одна рука на перевязи, в другой – шинель, палка и белый треугольничек письма. Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе. Среди людей, повстречавшихся солдату, был и художник А. И. Лактионов. Они разговорились. «От фронтового товарища его семье письмо несу, - рассказал боец, - в отпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может, уже устарело?»
И в воображении художника одна за другой начали складываться возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма. Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую живописец обдумывал уже очень давно. В нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником (он сам воевал), были близки и понятны каждому человеку. Художник писал картину11 месяцев. Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта.
- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?
- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?
- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?
- Что объединило этих людей?
|
- Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь.
- В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.(слайд 28)
|
VIII. Работа в группах. Синквейн «Письмо» (Цель: применение полученных знаний на практике)
Правила написания синквейна СЛАЙД№29
1 строчка – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
|
IX Афиширование. (Цель: представление результатов своей деятельности)
Зачитывают несколько.+ СЛАЙД30
|
Продолжите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал(а)…
* Меня поразило…
* Я научился (научилась)…
* Мне было интересно…
|
III. Итог по уроку.
– Закончилась война.9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ!
Спасибо за работу на уроке. Пишите, ребята, письма, потому что письмо – это душа пишущего; это живое общение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.