Интегрированный урок_Фронтовые письма_5 кл (конспект урока)
Оценка 5

Интегрированный урок_Фронтовые письма_5 кл (конспект урока)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история +1
5 кл
03.02.2021
Интегрированный урок_Фронтовые письма_5 кл (конспект урока)
Интегрированный урок_Фронтовые письма_5 кл
КОНСПЕКТ ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА+ слайды.docx

Урок русского  языка в 7 классе

Тема: Фронтовые письма.

 

Цели урока:

предметные:  познавательные -  углубить и расширить знания об эпистолярном жанре посредством фронтовых писем; актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;

           развивающие -  совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

           воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

            метапредметные:  совершенствовать умение применять знания в групповой деятельности и в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

 

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;

          Регулятивные УУД - целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

         Личностные УУД - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

         Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

 

ТИП УРОКА. Интегрированный (русский язык, литература + живопись, музыка) с применением ИКТ.

 

Методическое назначение средств ИКТ – источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

 

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

 

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, написание письма, составление синквейна.

 

Оборудование: раздаточный материал, песни военных лет, презентация к уроку.

 

ХОД УРОКА

 

Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты! 
М.Львов

 

*    I. Организационный момент.

*  

 
II. Индукция. Создание эмоционального настроя, включение чувств уч-ся; проблемной ситуации

Приветствие…  Сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки, которую, надеюсь, вы отгадаете без особого труда:

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

(Загадка представлена на СЛАЙДЕ 1.)

Учащиеся:

- Письмо.

Учитель:

- Да, правильно. Это письмо. И именно данное понятие станет предметом нашего сегодняшнего разговора. Посмотрите на слайды и давайте вместе сформулируем тему нашего разговора.(слайды воен.хроники+ песня)

 
Правильно, письма с фронта – фронтовые письма.

Сегодня мы с вами вспомним и еще раз повторим особенности написания письма.  А также рассмотрим особенности фронтовых писем в стихах, составим синквейн «Письмо»

Записываем тему урока и эпиграф  (на СЛАЙДЕ18.). Как вы понимаете слова эпиграфа?

 

 

*    II.Основной этап урока.

  

Беседа

- Ребята, как вы думаете, для чего люди пишут письма?

- Вспомните, как давно вы получали письма?... А писали?

 ( В наше время писать письма не совсем актуально, ведь появилось  много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта).

 

 

*        IIIСамоконструкция (Цель:создание индивидуального монологического высказывания о «письме»)

 
Как вы понимаете слово письмо? 

Проводится словарно-лексическая работа по «письмо». Учащиеся делают записи.

          В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.

Письмо –

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения  чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения.

- Какое значение слова для нашего урока вы выберете? Запишите в тетрадь.(СЛАЙД19)

 
 

 


*      IV Социоконструкция – социализация( Цель: выбор пути, поиска решения; предоставление возможности самореализации каждому ученику).

 Словарная работа (работа у доски и в тетрадях). (СЛАЙД20)

Прочитайте слова и выполните задания.

 
Адресат, отправитель, получатель, адресант,  долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.

- Найдите и запишите слово с непроизносимым согласным в корне.

- Найдите и запишите слова-синонимы.

- Обратите внимание на слова АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ(СЛАЙД21)-подготовка ГИА, ЕГЭ

- Какие из предложенных слов станут ключевыми на нашем сегодняшнем уроке? (адресат, адресант, полевая почта)

 

*    V. Актуализация фоновых знаний и субъектного опыта учащихся

 Беседа с учащимися.

        Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны.  С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать.  Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

*    Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив - здоров, как сообщить о себе?/написать письмо/

- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?/повествование/

- Какой стиль речи вы будете использовать?/разговорный/

- Назовите приметы разговорного стиля.

-Существуют ли правила для написания письма?

Слушаются ответы учащихся

 

*    Проверочная работа  «Оформление письма» (Работа в группах)

Сейчас проверим ваши знания. Я читаю вопросы или предложение, которые вы в тетрадях заканчиваете его. Пишите только ответ под цифрами.

1. Берем хорошую бумагу и пишем почерком (каким?)  

                               /Аккуратным и разборчивым/

2. В правом верхнем углу мы ставим …        /дату/

3. На середине строки пишем слова приветствия.  (Какие?) Чем больше, тем лучше. /Здравствуйте. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Здорово. Салют./

4. К словам приветствия добавляем …     /обращение  или имя отчество/

5. Напишите определения (прилагательные)  к этим словам. Чем больше, тем лучше.     /Дорогой, любимый, милый, уважаемый/

6. Личные местоимения /Вас, Вам, Вы/, обращенные к уважаемому человеку, обычно пишутся ….        /с большой буквы/

7. Какая часть письма является самой большой?  /Содержание письма/

8. О чем  пишут в заключении письма? 

                     /Пожелание здоровья, вежливая   просьба ответить   на письмо

9.  В конце письма нужно поставить …                             /подпись/

 
10. Каким образом мы оформляем эти слова на бумаге?  /В правом нижнем углу/                                        

          Мы повторили правила оформления письма. Следуя этим правилам, напишите дома письма ветерану.

 

 

*    Оформление конверта. Здоровьесберегающий моментСлайд22 - 23

– Как отправляли солдаты письма с фронта?

Обобщаю ответы:

        Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

– Давайте и мы запечатаем наше письмо.

Запись домашнего задания: написать письмо ветерану.

 

 

*   

 
Фронтовое письмо – радость или горе?

– Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?

– Правильно. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести.

– Во время войны многие отказывались работать почтальонами, послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке и вы узнаете, почему? (Кто хочет прочесть?)

Год 41-й… (СЛАЙД24)
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”

                                  -Почему люди не хотели работать почтальонами?

 

*    VII Разрыв («Озарение», «понимание» себя. Работа со стихотворениями поэтов, картиной А.Лактионова, муз.записями. Цель: углубление знаний) К теме письма обращались многие поэты и среди них К.Симонов, Иосиф Уткин.

 

*   

 
К.Симонов «Жди меня и я вернусь» слайд + песня (СЛАЙД25)

*        В чем на ваш взгляд заключена сила этого стихотворения?

*        Какие языковые средства использует автор?

/Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Повтор «Жди меня, жди». Автор уверен, что от способности русской женщины на долгое ожидание любимого и зависит жизнь и победа/

*    Иосиф Уткин(СЛАЙД26)

 
Учитель: Сейчас мы познакомимся со стихотворением И.Уткина «Ты пишешь письмо мне» и определите основную мысль.(СЛАЙД19 +ПРИЛОЖЕНИЕ2)

На улице полночь. Свет догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

 

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь

 

...Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома - и в дыме войны!

 

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной...

 

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью

И в дом только радость войдет.

 

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

 

 

- О чем говорит в строках письма боец?

Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо, с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов.

 

*   

 
К теме писем с фронта обращались и художники. А.И.Лактионов «Письмо с фронта»

Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (СЛАЙД27)

          Краткая справка об авторе картины и истории её создания.

        Известное полотно русского художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта» написано в 1947 году. Интересна история этой картины. По залитой солнцем улице городка Загорска шёл солдат в пропыленных сапогах. Выгоревшая пилотка была сдвинута на затылок; одна рука на перевязи, в другой – шинель, палка и белый треугольничек письма. Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе. Среди людей, повстречавшихся солдату, был и художник А. И. Лактионов. Они разговорились. «От фронтового товарища его семье письмо несу, - рассказал боец, - в отпуску я, из госпиталя выписался; письмо у меня давно передачи дожидается, может, уже устарело?»

       И в воображении художника одна за другой начали складываться возможные картины передачи письма. Он мысленно продолжал идти за солдатом, вместе с ним как бы входил в дом и присутствовал при чтении письма. Художнику очень посчастливилось. Этот солдат с фронтовым письмом помог ему разрешить тему картины, которую живописец обдумывал уже очень давно. В нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких в армии; чувства, волновавшие всех, кто получал письма с фронта, были пережиты художником (он сам воевал), были близки и понятны каждому человеку. Художник писал картину11 месяцев.  Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его товарища, и девушку-соседку, подошедшую послушать вести с фронта.

- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?

- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?

- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?

- Что объединило этих людей?

 

 
Учитель: В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома  собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

 

*    - Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь.

-  В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.(слайд 28)

 
- Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

 

*      VIII. Работа в группах. Синквейн «Письмо» (Цель: применение полученных знаний на практике)

Правила написания синквейна СЛАЙД№29

1 строчка – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме  в 1-ой строчке.

 
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

*      IX Афиширование. (Цель: представление результатов своей деятельности)

Зачитывают несколько.+ СЛАЙД30

 

*     

 
X Рефлексия.(Цель: самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе занятия)СЛАЙД 31

Продолжите предложения:

*        Сегодня на уроке я узнал(а)…

*        Меня поразило…

*        Я научился (научилась)…

*        Мне было интересно…

 
 


*    III. Итог по уроку.

– Закончилась война.9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ!

          Спасибо за работу на уроке. Пишите, ребята, письма, потому что письмо – это душа пишущего; это живое общение.


 

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

ХОД УРОКА Прошу вас, храните солдатские письма

ХОД УРОКА Прошу вас, храните солдатские письма

III . Самоконструкция (Цель:создание индивидуального монологического высказывания о «письме»)

III . Самоконструкция (Цель:создание индивидуального монологического высказывания о «письме»)

Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу

Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу

Оформление конверта . Здоровьесберегающий моментСлайд22 - 23 –

Оформление конверта . Здоровьесберегающий моментСлайд22 - 23 –

VII Разрыв («Озарение», «понимание» себя

VII Разрыв («Озарение», «понимание» себя

Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе

Он обращался к встречным и спрашивал, как пройти на улицу, указанную в адресе

IX Афиширование . (Цель: представление результатов своей деятельности)

IX Афиширование . (Цель: представление результатов своей деятельности)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021