Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы педагога-психолога
Оценка 4.6

Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы педагога-психолога

Оценка 4.6
docx
20.02.2020
Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы педагога-психолога
мак карты.docx

Семинар-практикум «Метафорические ассоциативные карты как ресурс работы

практического психолога»

Цель: знакомство практических психологов с метафорическими ассоциативными картами как уникальным и профессиональным помощником в работе.

Задачи:

освоить технологию работы с Метафорическими Ассоциативными Картами и получить инструкции применения карт.

улучшить навыки коммуникации.

получить эффективный инструмент работы с детьми, родителями, учителями (воспитателями).

Упражнение «Корабль надежды»

Цель: мотивация и осознание ответственности за достижение определенных результатов.

Психолог. «Все мы находимся в начале важного пути и для того, чтобы он был успешным, надо определить, чего Вы ожидаете от нашей работы»?

Продолжите предложение: «От семинара я ожидаю...

«Мы смотрим на картинку, а слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно. Но удивительно и то, что разные люди дают совершенно разные интерпретации одних и тех же карт». Моритц Эгетмейер

Метафорические ассоциативные карты. Что это такое?

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ – это сравнительно новый тренд в практической психологии.

Метафорические ассоциативные карты – уникальный инструмент и помощник специалиста, работающего с группами (психолога, педагога, консультанта, воспитателя и т.д.).

Как инструмент карты обладают большим количеством плюсов, главные из которых – простота использования и экологичность или безопасность для клиента.

Изначально карты являются проективной методикой. Важен не заложенный изначально исследователям или художником смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Метафорические ассоциативные карты – это картинки, на которых изображены лица, предметы и сюжеты.

Работа с картинками происходит через ОБРАЗЫ, которые с первых минут захватывают воображение человека и поднимают на поверхность неосознаваемые им чувства и мысли.

Еще Аристотель говорил: «Душа никогда не мыслит без образов...».

В процессе работы с образами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием.  Картинка меняется, а вместе с ней меняется и внутреннее пространство человека, которое ранее было заполнено напряжением. Наверное, каждый из Вас может припомнить навязчивые мысли-сюжеты, возникающие в голове. Сюжет развивается стремительно, накручивается и со временем начинает вызывать чувство тревоги, т.к. мысли на тот момент уже находятся вне контроля нашего разума.

Что с этим делать человек не знает. Чаще всего выбор падает на следующий путь... на уровне мыслей – человек отрицает происходящее, на уровне чувств – отказывается от проживания, на уровне тела – загоняет вглубь и «запечатывает» переживания, возникающие в процессе жизненного цикла мысли-сюжета.

Что же происходит после проделанных манипуляций?  Человек начинает испытывать внутреннее напряжение, тревогу, возможно беспричинный страх и т.д.  В теле возникают болевые симптомы, относящиеся к психосоматическим проявлениям. Жизнь становится похожа на черно-белое кино. Это один из возможных вариантов развития «борьбы с плохими мыслями», который имеет место быть, если не знать об ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНИКАХ РАБОТЫ С ВООБРАЖЕНИЕМ.  Метафорические ассоциативные карты являются одним из тех инструментов, которые помогают человеку проявить свои чувства, проработать волнующие темы благодаря обращению к своему воображению и творческому потенциалу.

В профессиональных кругах МАК известны под разными названиями:

Метафорические. Любую картинку можно рассматривать как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

Ассоциативные. Изображения вызывают ассоциации, благодаря которым человек проживает еще раз свою историю, актуализирует проблему.

Проективные. Человек видит в карте именно то, что он хочет видеть, то, что эмоционально отзывается в нем.

Терапевтические. Действуют успокаивающе на тревожных клиентов, помогают сосредоточиться детям с нарушением внимания.

Метафорические ассоциативные карты. История создания

Само изобретение метафорических карт было, в целом, случайным. Первую колоду изобрел в 1975 году Эли Раман, канадский профессор искусствоведения. Цель колоды была не психология, а донесения культуры и искусства в массы. Первая колода карт получила название «OH» (это междометие в английском языке, с помощью которого выражают удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером (психолог, психотерапевт), который разглядел в картах «ОН» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

Диапазон применения проективных карт групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях, для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи. Они являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу. Личностный рост, посттравматический синдром, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, групповая динамика, способы решения конфликтов, зависимости, целеполагание, смысл жизни - вот далеко не полный перечень областей, где эффективно использование проективных карт в качестве метафоры, обращения к воображению, фантазии и потоку ассоциаций.

Возможности метафорических ассоциативных карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьмит

в педагогике

в тренингах

в интерактивных беседах

в индивидуальных консультациях

для личностного роста

для развития памяти, мышления воображения, речи

для развлечения в кругу друзей и семьи.

Практическое использование метафорических ассоциативных карт психологом:

создание положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;

уменьшения страха критики или осуждения;

преодоление кризиса и исцеления от последствий травмы;

развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;

развитие творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;

взаимоотношения в коллективах,

коррекция отношений и разрешения конфликтов;

управление стрессом.

Правила работы с картами в группе

Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение.

Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально): в принципе, они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:

Самое ценное – «прозрение» другого (в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.

«Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!» или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)

В чем уникальность карт?

Работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления.

Карты - это путешествие в потаенные глубины собственного существа, которые скрыты от человека в обычной жизни.

Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности: например, болезни, выбор цели и т. д.

Карты помогают реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;

Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Карты помогают убрать защитные барьеры психики.

Карты – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям.

Карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, его личностному мифу о мире и о себе.

Карты создают безопасную и комфортную обстановку для самораскрытия в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке.

Карты очень быстро помогают прояснить  и осознать потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.

Карты работают с линией времени: можно моделировать и исследовать любые процессы в прошлом и будущем, находя с помощью карт решения проблемы.

Карты поощряют людей к самопознанию, открытию собственной креативности и  улучшению коммуникации с окружающими.

Карты можно использовать и в группе: например, создать игру, в которой нет проигравших или победителей, или заняться коллективным творчеством.

Человек, который смотрит на метафорические карты, видит себя.

Но не так, как в зеркале или в собственном сознании. Образы на картах воспринимаются нашим бессознательным  напрямую, минуя фильтры разума.

Рассматривая себя сквозь призму карт, человек не чувствует скованности и не блуждает в лесу интерпретаций и анализа. Это пространство располагает к доверию и расслабленности, что очень важно в психологической работе, где так много деликатных тем и острых углов.

Всего 17 колод.

OH Cards (карты «ОН») состоят из двух колод, в каждую из которых входит 88 карт: первая колода состоит из карт с названиями различных жизненных ситуации, вторая из карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Благодаря комбинации слова и изображения, «ОН» обращены к человеку, как к целостной личности. Карты «ОН» учат нас слушать собеседника, и вступать с ним в контакт, не конкурируя и не осуждая. «О-Карты» используются дома, в школах, клиниках, тренинговых и образовательных центрах. Используют эти уникальные карты, чтобы раскрыть и понять свой смысл и свое место в этой Вселенной.

Карты PERSONA (ПЕРСОНА) состоят из двух колод: 77 красочных портретов, изображают самые разнообразные типажи и лица людей любых возрастов, разных стран и народов: северных и южных, восточных и западных

«Персона» предлагает нам через игру взглянуть на жизнь глазами других людей, таким образом, обучая нас навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Используя наше воображение, мы можем тренироваться в понимании чувств, желаний и поведения самих себя и окружающих, а также понимании глубинного смысла нашего человеческого существования. Кажется, что наш мир, становится меньше, поскольку человеческие жизни становятся более сложными, страны более населенными, поэтому культуры должны учиться взаимодействовать, отказываться от предубеждений и культивировать терпимость.

PERSONITA (ПЕРСОНИТА). 77 портретов, нарисованных художниками Эли Раманом и Мариной Лукьяновой представляют детей и молодых людей всех стран и культур нашего мира. Иллюстрации, похожие на скульптуры А. Giacometti, на 44 картах-ситуациях помогают нам оживить портреты, вызывая наши собственные внутренние групповые и семейные истории. Карты «ПЕРСОНИТА» – игровое приглашение к обмену ассоциациями, которые всплывают из памяти и фантазии. Зажженные этими красочными картами мы можем найти точки соприкосновения разделенных внутренних частей личности. Карты приглашают нас поупражняться в чтении лиц и характеров, понимании связей между людьми и нахождении совпадений между собой и другими.

Карты COPE (ПРЕОДОЛЕНИЕ) состоят из 88 карт- картинок для преодоления кризисных ситуаций и исцеления душевных травм. Карты «ПРЕОДОЛЕНИЕ» – совместный проект российского художника, израильского врача и немецкого издателя. Эти изображения приводят нас к внутренним историям горя и радости, к нашему выражению и принятию их. Карты СОРЕ позволяют нам войти в контакт, с зачастую вытесненными из нашего сознания чувствами, мыслями и образами. Давая пищу для творческого воображения, стимулируя групповую поддержку, карты помогают осторожно нащупать путь к исцелению. Картины – это не таблоид, но они передают эмоциональное содержание событий. Как изображения вызывающие воспоминания, они уже доказали свою ценность во всем мире. Путь от травмы до восстановления изображается в ее ярких и разнообразных вариациях.

HABITAT (СРЕДА ОБИТАНИЯ) О природе и людях

88 карт-картинок, нарисованных натуралистом Christian Gronau, изображают большое многообразие естественных ареалов Земли. Некоторые картинки кажутся документальными, другие, почти мифическими, некоторые серьезные, другие забавные. «СРЕДА ОБИТАНИЯ», приглашает нас находить связи и отношения в окружающей нас среде. Карты не дают готовых ответов, они стимулируют вопросы о взаимосвязи всех вещей и явлений. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» может использоваться в индивидуальной работе, с парами или группами, чтобы стимулировать мысли и чувства о нашем взаимодействии с другими формами жизни, которые разделяют с нами эту планету.

ECCO (ЕККО) Абстрактная живопись для безграничного воображения

В итальянском «ecco» означает «Смотрите! Созерцайте!» Эта колода из 99 абстрактных карт, была нарисована J.D. Ellis, чтобы мы всмотрелись в цвета, формы, образы. Здесь нет никаких названий и никаких правильных значений. Каждый из нас видит что-то свое. «ECCO» – вызов для воображения, трамплин в искусство, путешествие в мир фантазии. Создайте ваши собственные выставки, опишите изображения как пейзажи или мечты. Как и все карты, картинки ECCO хорошо объединяется со словами «О-КАРТ», или с картинками из других колод. Изображения «ECCO» приглашают нас продолжить их и нарисовать наши собственные большие картины.

КРЕАТИВ, КРЕАТИВ-2

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Украинским научно-методическим центром практической психологии и социальной работы с 2011 года рекомендован к использованию набор карт «Креатив» и «Креатив-2» (автор колоды Луценко Ю.А.). Можно использовать в индивидуальной работе, с парами или группами.

Практикум.

Упражнение «Мое состояние» (I этап)

В начале занятия каждый участник выбирает карту свое состояния на данный момент и делится своим выбором.

Упражнение «Рассказ о себе»

Цель. Знакомство.

Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми. Далее все по очереди начинают открывать карты по одной и рассказывать, что они видят в своих картах, почему они о них, как они связаны с их жизнью. Постепенно ассоциации, связанные с картами, складываются в рассказ о себе, в котором каждый успевает сказать о себе самое важное.

Психолог. Когда мы рассказываем о себе сами, мы часто выдаем шаблоны, описываем внешнюю сторону себя. Но карты всегда затрагивают все самое важное, действительно значимое для нас. И так за короткое время карты позволяют узнать о человеке больше, чем он сам рассказал бы о себе в гораздо более продолжительном рассказе.

Обсуждение. Что чувствовали при выполнении упражнения?

Упражнение «Детство – это …»

Цель. Эмоциональное объединение группы.

Игра очень хороший способ обсудить понятие, явление, увидеть, как воспринимают одно и тоже разные люди.

Все мы родом из детства. Вслепую берем карту и говорим: детство для меня это…

Обсуждение.

Техника по работе с МАК «Звезда» (автор Елена Тарарина)

Цель: формирование запроса – цель, которую хотелось бы достигнуть, проблему которую хочется решить, желание, которое хочется осуществить.

Инструкция. Необходимо написать цель на листке бумаги, и вытащить в закрытую 5 карт, расположив их вокруг запроса в форме звезды.

Смотрим на картинку, каждый луч звезды отвечает на свой вопрос:

 1. Что нужно спросить и у кого чтобы прийти к твоей цели?

2. От чего нужно отказаться и как скоро?

3. Что нужно систематизировать и привести в порядок и когда я это сделаю?

4. Какие навыки мне нужны и как я их приобрету?

5. Что мне нужно создать, разработать, придумать и когда?

Обсуждение.

Техника «Взаимообмен. (Беру и отдаю)»

Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.

Инструкция: предлагается взять, не глядя 2 карты:

 1-ю - отражающую то, какой ресурс вы хотели бы (ожидаете) получить от социума, конкретного человека, от жизни в целом и т.п.

2-ю - отражающую то, каким имеющимся у вас ресурсом вы готовы поделиться.

Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т.д.), а на внутренних (психологических) ресурсах.

Обсуждение. Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.

Упражнение «Мои личностные границы» (автор Яна Портная)

Цель: научиться выстраивать и удерживать свои личностные границы.

1. Выбираем ВО 1 карту. Какой/каким я себя вижу и ощущаю? Какими качествами обладаю как личность?

2. Достаем 2-ю карту ВО или ВС. Мои личностные границы. Как я ощущаю свои границы в отношениях и взаимодействии с людьми и окружающим миром?

3. ВС достаем 3 карты - причины по которым, я не могу выстраивать и удерживать личные границы?

4. ВС достаем еще 3 карты на ресурс. Как бы хотелось? Что поможет научиться? Что даст поддержку и уверенность?

5. По желанию, можно сделать рисунок своих личностных границ.

Обсуждение.

Упражнение «Мое состояние» (II этап)

В конце семинара процедура повторяется. И каждый участник выбирает карту свое состояния на данный момент и делится своим выбором.

Акцент ставится на том, что изменилось в течение занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Семинар-практикум «Метафорические ассоциативные карты как ресурс работы практического психолога»

Семинар-практикум «Метафорические ассоциативные карты как ресурс работы практического психолога»

Работа с картинками происходит через

Работа с картинками происходит через

Диапазон применения проективных карт групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен

Диапазон применения проективных карт групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен

Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности

Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности

Карты создают безопасную и комфортную обстановку для самораскрытия в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке

Карты создают безопасную и комфортную обстановку для самораскрытия в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке

Зажженные этими красочными картами мы можем найти точки соприкосновения разделенных внутренних частей личности

Зажженные этими красочными картами мы можем найти точки соприкосновения разделенных внутренних частей личности

Цель. Знакомство. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми

Цель. Знакомство. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми

Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т

Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020