Метапредметная олимпиада "Виртупльный музей" для обучающихся 6 - 7 классов. С целью формирования метапредметных умений обучающихся в модель проведения олимпиады были добавлены 30-минутные мастер-классы на выбор по освоению способов работы с информацией и мастерская для педагогов по работе с критериями и показателями оценки проектной задачи.Разработка метапредметной олимпиады "Виртуальный музей" для обучающихся 6-7 классов
Метапредметная олимпиада_из опыта работы.doc
Тема Метапредметная олимпиада
«Виртуальный музей»
Авторы
учителя информатики и ИКТ:
Марчук Наталья Владимировна,
Леконцева Вера Александровна,
Репникова Светлана Анатольевна,
Вафина Фирдания Патыховна,
Близнюк Марина Александровна,
Антропова Надежда Васильевна
Узарина Кристина.
0 Оглавление
Оглавление...................................................................................................................1
Пояснительная записка............................................................................................2
Модель проведения олимпиады...............................................................................5
Мастер-класс «Поиск информации по картинке»...................................................7
Мастер-класс «Онлайн-переводчик Google - или общение без границ».............14
Мастер-класс «Способы обработки текстовой информации»..............................17
Мастер-класс «Стилистическое оформление презентаций»...............................19
Мастер-класс «Способы обработки графических объектов»...............................25
Заключение..............................................................................................................27
Используемая литература......................................................................................30
Приложение 1..........................................................................................................30
Приложение 2..........................................................................................................31
Приложение 3..........................................................................................................33
Приложение 4..........................................................................................................33
1 Пояснительная записка
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены
ФГОС и составляют основу реформирования системы образования.
Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции,
а его введение – это попытка развернуть образование навстречу новым
потребностям и новым вызовам 21го века. С другой стороны метапредметные
образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить
проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных
дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Что такое метапредметные
образовательные результаты? Каким образом их достигать и оценивать? Как это
делать, стандарты не регламентируют. Обращаясь к идеологии разработчиков,
суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования,
транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы
мышления и деятельности. Не будет открытием, если констатировать, что для
большинства российских учителей этот подход сложен и трудно применим в
условиях классноурочной системы преподавания. Это и приводит к
стандартов второго поколения. В них отсутствует
«пробуксовке»
указание на конкретные образовательные практики и
технологии, где такой результат обучения достигается.
Поэтому у учителя нет образца, на который он должен
ориентироваться в своей работе с детьми. Подтверждением этому
служат слова Н. Громыко: «Метапредметные технологии были созданы для того,
чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя,
который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного
предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из
дисциплин…Включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом
2 своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает
условия для его личностного роста». Данная тема является одной из самых
обсуждаемых в педагогическом сообществе и наименее технологично
проработанной. По запросу в сети Интернет «Метапредметное образование»
900 тыс. ответов, «Метапредметная олимпиада» 290 тыс. ответов, т.е в три
раза меньше. Цитируемость тем подтверждает проблемное поле в
педагогической науке. Таким образом, степень новизны и актуальность
представленных материалов нетрудно оценить.
В педагогическом сообществе начался поиск новых форм организации
образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых
образовательных результатов. Дан старт метапредметных олимпиад в Пермском
крае в рамках реализации краевого проекта «Оценка метапредметных
результатов». Однако опыт проектирования метапредметных курсов и
деятельностного участия в событиях данного уровня не освоен большинством
педагогов. Как организовать метапредметную олимпиаду, какое содержание
может быть цементирующей основой, каковы механизмы и процедуры
конкурсных испытаний, а также критерии оценивания участников олимпиады?
Поиск ответов на эти вопросы позволяет выйти на проектный режим решения
Представленные материалы описывают опыт проведения
проблемы.
метапредметной олимпиады команды единомышленников, заинтересованных в
решении описанной проблемы и детальной проработке механизмов реализации,
создании критериальной базы. Организация олимпиады строилась на решении
проектной задачи, для учащихся 67 классов. Применение проектной задачи
нацелено на развитие умения интегрировать знания, полученные на разных
предметах. В качестве метапредметных результатов рассмотрены такие
универсальные учебные действия как способность к публичному выступлению,
умению работать с информацией, способность работать в команде.
Предложенный сценарий и механизм оценки можно использовать во внеурочной
деятельности, в рамках организации летнего профильного лагеря. Актуальность
3 материалов заключается в том, что данная разработка является примером
интеграции педагогов разных школ вокруг проблемного поля и имеет авторский
подход к решению проблемы.
Предложенные разработки на организации групповой работы (возможно
разновозрастной) группы учащихся, в ходе которой учащимся необходимо
выполнить проектную задачу «Виртуальный музей», связанную с развитием
информационной культуры ученика, самостоятельного поиска информации,
презентацией речевого высказывания в соответствии с коммуникативной
заключается в развитии
задачей. Новизна деятельности для педагогов
экспертной позиции педагога при оценке представленных продуктов и попытке
авторов конкретизировать метапредметные результаты выделить критерии и
показатели их оценивания. В основе данной разработки положены описание
технологической цепочки проведения всех конкурсных испытаний, что делает её
универсальной.
Цель проведения данной олимпиады развитие метапредметных умений
школьников через решение проектной задачи «Виртуальный музей».
Ожидаемые результаты
Для обучающихся формирование метапредметных умений учащихся и
оценика их сформированности.
Конкретизация МПР: умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность со сверстниками; умение самостоятельно
планировать пути достижения целей; умение сжато и логически грамотно
излагать обобщенную информацию; умение адаптировать информацию
для конкретной аудитории путем выбора соответствующих средств,
языка и зрительного ряда.
развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (осуществлять выбор программных
умение планировать поиск информации, формулировать
средств,
поисковый запрос, исключать несущественную информацию и т.д.
4 Для педагогов развить компетентность педагогов при организации
деятельности по разработке проектной задачи и способов оценки
метапредметных результатов.
Модель проведения олимпиады
Регламент проведения Олимпиады:
№ Время
1.
9.3010.00
Регистрация участников
2.
3.
10.0010.15 Приветствие участников Олимпиады
организаторами Олимпиады
10.1510.45 Мастерские для участников команд:
Место
Фойе школы на 1
этаж
Актовый зал
Способы обработки графических
212 каб.
объектов
Google сервисы для поиска и отбора
информации
Онлайн переводчик в Google
Способы обработки текстовой
информации
Стилистическое
оформление
презентаций
203 каб.
205 каб.
206 каб.
209 каб.
Решение проектной задачи
Мастерская для руководителей команд:
Критерии оценивания проектной
Акт. зал
203 каб.
задачи
перерыв
Защита
«Экскурсии по виртуальному музею»
проектов
командами:
4.
10.4511.45
6.
7.
11.4512.00
12.0013.00
Акт зал
Акт зал
13.0013.30 Подведение итогов. Награждение.
8.
Положение о проведение олимпиады представлено в Приложении 1.
5 С целью формирования метапредметных умений обучающихся в модель
проведения олимпиады были добавлены 30минутные мастерклассы на выбор
по освоению способов работы с информацией и мастерская для педагогов по
работе с критериями и показателями оценки проектной задачи.
После прохождения мастеркласса, ученики в течение часа работали в
команде по решению проектной задачи (Приложение 2).
Детям было предложено создать виртуальный музей, который должен
содержать 3 продукта:
Боевой листок с информацией о биографии ветерана ВОВ Пермского
края;
Электронную презентацию о памятниках боевой славы, расположенных
на территории Пермского края;
Перевод письма с фронта немецкого солдата.
6 Мастер-класс «Поиск информации по картинке»
Ведущий – Репникова С.А.
Цели занятия:
1. Познакомить учащихся с организацией «поиска информации по картинке в
Google»
2. Развитие приёмов умственной деятельности (умение анализировать,
обобщать, делать выводы);
3. Воспитание самостоятельности, ИКТкомпетентности.
Задачи:
создать условия, способствующие развитию творческих способностей
учащихся: компьютерного экспериментирования и любознательности;
поиска информации.
воспитать интерес к предмету через использование современных средств
Форма проведения: лекция + практика.
Оборудование:
компьютеры с выходом в Интернет;
мультимедийный проектор;
7 Ведущий. Представьте себе: вы нашли картинку с красивым пейзажем и
хотите узнать, что это за место. Или возникла необходимость «опознать»
растение или животное по фотографии. Вот если бы можно было в поисковой
системе в качестве запроса использовать картинку... А ведь можно — благодаря
такой функции, как поиск по картинке Google.
Поиск по картинке Google позволяет использовать фотографии в качестве
поискового запроса. Вы загружаете изображение в поисковую строку Google, и
если поисковая система «поймет», что именно на нем изображено, в результатах
поиска вы увидите информацию о заинтересовавшем вас объекте.
Чтобы использовать поиск по картинке Google, нужно перейти на страницу
images.google.com и загрузить интересующую вас фотографию или картинку в
строку поиска.
Есть четыре способа это сделать:
Кликните по иконке фотоаппарата с правого края поисковой строки,
выберите опцию «Загрузить файл», нажмите «Обзор» и выберите
необходимое изображение из папки на вашем компьютере.
Кликните по иконке фотоаппарата с правого края поисковой строки,
выберите опцию «Указать ссылку» и в пустое поле скопируйте URL
интересующего вас изображения (получить адрес изображения в интернете
можно, кликнув по нему правой кнопкой и выбрав соответствующую
опцию в открывшемся контекстном меню).
Если вы используете браузер Google Chrome или Mozilla Firefox, вы
можете установить специальное дополнение. Тогда в контекстном меню
изображений, доступном про клику правой кнопкой мыши, появится пункт
“Search Google with this image” («Использовать поиск по картинке
Google»).
8 Метод drag and drop: просто перетащите мышкой изображение с сайта или
вашего компьютера в поисковую строку. Этот метод работает в Google
Chrome и Firefox версии 3.0 и выше.
Как работает поиск по картинке Google ? Google использует специальные
методы компьютерного зрения, чтобы сопоставить загруженное вами
изображение с другими изображениями из индекса поисковой системы и других
источников изображений.
На основе этого сопоставления Google генерирует результаты поиска, в которые
входят похожие картинки, а также текстовая информация об изображенном
объекте (если поисковой системе удалось опознать этот объект).
Кстати,
страница результатов поиска будет отличаться от той, которая
генерируется при поиске по текстовому запросу. В верхней части страницы вы
увидите миниатюру изображения, по которому осуществлялся поиск.
Если система смогла найти текстовое описание для вашей картинки, под
миниатюрой будет надпись «Скорее всего, на картинке [название объекта]» и
несколько ссылок на самые популярные сайты, которые можно найти по этому
запросу.
Скажем, вы загрузили фотографию Собора Парижской Богоматери. Под
миниатюрой будет надпись «Скорее всего, на картинке Собор Парижской
Богоматери». Причем слова «Собор Парижской Богоматери» будут ссылкой.
Если вы кликните по ней, вы будете перенаправлены на стандартную страницу
поиска Google по этому запросу.
Под текстовыми результатами поиска будет блок похожих изображений (чтобы
увидеть все предлагаемые изображения, кликните по соответствующей ссылке),
еще ниже — список страниц с подходящими изображениями.
В самом низу страницы может быть также блок ссылок на похожие поисковые
запросы. Обычно он имеется в том случае, если у поисковой системы есть
больше одной версии того, что же изображено на вашей картинке: если вам не
подошла основная догадка, возможно, подойдет какаято из дополнительных.
9 Поиск по картинке Google доступен в большинстве популярных браузеров: все
версии Google Chrome, Mozilla Firefox версии 3.0 и выше, Internet Explorer
версии 8 и выше, Safari версии 5.0 и выше. А вот в браузере Opera эта полезная
опция, к сожалению, недоступна.
Поиск информации в сети это не всегда простая задача. Особенно если у вас
есть минимум данных о том, что вам необходимо найти. Примером такой
ситуации может стать поиск по картинке.
Например, у вас есть изображение с низким разрешением и вам необходимо
найти исходную фотографию в оригинальном качестве. Или у вас есть
изображение картины, а вам необходимо узнать имя художника или место где
расположен памятник, изображённый на картинке.
Решение подобных задач еще несколько лет назад было практически
невозможным. Однако современные поисковые системы достигли достаточного
уровня развития для того чтобы поиск по картинке стал реальностью.
Как найти информацию в Google с помощью поиска по картинке?
Оптимальным вариантом для поиска по картинке будет сервис Google
Картинки. Для того чтобы начать работу с поиском по картинкам от Google
перейдите по ссылке «Картинки» на стартовой странице поисковой системы
Google.
В открывшемся окне необходимо кликнуть по значку в виде фотоаппарата.
После чего вы сможете указать адрес картинки в Интернете или загрузить ее с
вашего компьютера. Для веббраузера Google Chrome работает прямое
перетаскивание картинки в строку поиска. Когда картинка будет загружена, вы
сможете увидеть результаты поиска. Здесь вы можете дописать в строку поиска
текстовую информацию об объекте, который ищете. Это поможет сделать
результаты поиска более точными.
Как пользоваться поиском по картинкам в Google:
10 Шаг № 1. Откройте страницу «Google Картинки» и нажмите на кнопку в
виде фотоаппарата. Эта кнопка находится справа от строки поиска.
Шаг № 2. После этого должно открыться небольшое всплывающее окно. В
открывшемся окне указываем ссылку на картинку и нажимаем на кнопку
«Поиск». Если вы хотите загрузить файл со своего компьютера, то
нажмите на ссылку «Загрузить файл».
Шаг № 3. После того как вы указали ссылку или загрузили картинку с
компьютера вы будете перенаправлены на страницу с результатами
поиска. Обратите внимание, в поисковой строке появилась картинка,
11 которую вы искали. Также, при необходимости вы можете уточнить
поиск, добавив текстовое описание картинки.
У нас есть несколько изображений:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Давайте попытаемся с помощью сервиса Google Поиск по картинке
ответить на вопросы:
Картинка 1.
Назовите точные размеры изображения.
723 Х 500
Есть ли такие же картинки других размеров?
Есть.
Как называется памятник?
«Дорогу утятам».
Узнайте, из какой сказки памятник маме утке и её 8 утятам?
Из сказки Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам»
В каком году установлен памятник?
В 1991 году.
Кем и кому подарен данный памятник?
Подарен Барбарой Буш Раисе Горбачёвой.
Картинка 2.
Что за здание изображено на картинке?
Собор Парижской богоматери.
Кто архитекторы этого здания?
Пьер де Монтрёй, Жан де Шелль.
Какова высота этого здания?
96 метров
Какой архитектурный стиль у здания?
Готический стиль.
В каком городе расположено здание?
В Париже.
А теперь разделитесь на 2 группы. Одна группа придумывает вопросы к данной
картине, а другая пытается дать свои ответы. Например:
Картинка 3.
Кому посвящён данный памятник?
Петру I
12 Где расположен данный памятник?
В Петербурге на Сенатской площади.
Кто автор памятника?
Этьен Фальконе
Кто помогал автору в создании памятника?
Мари Анн Колло, ученица Фальконе.
Картинка 4
Какой размер данной картинки?
530 Х427 пикселей.
Какие ещё размеры данной картинки есть в Интернете?
Кто автор картины?
Винсент Ван Гог.
Какое название у картины?
Звёздная ночь
Год создания картины.
1889
В какой стране жил автор картины?
Нидерланды
Где хранится сейчас эта картина?
В музее современного искусства в НьюЙорке.
Какой размер холста использовал художник при написании картины?
920 х 730 мм.
Картина 5
Назовите размер изображения
640 х 480
Кто автор произведения
Леонардо да Винчи
Где хранится картина?
В Лувре с 1797 года.
Какие размеры картины?
77см на 53 см.
Назовите время создания картины
1503г – 1517г.
Как называется данная картина?
«Мона Лиза» или «Джоконда».
Полное название Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.
Картина 6.
Кто автор картины?
Сальвадор Дали
Какое название у картины?
Сон
В каком году написана картина?
1937г.
Что изобразил Дали на картине?
13 Большую и мягкую голову с отсутствующим телом.
Спящему,
олицетворяющему сон, необходимо много подпорок, которые поддерживают
голову и сохраняют черты лица.
В какой цикл картин входит данная картина?
Паранойя и война.
Использование виртуального образовательного пространства позволяет
развивать навыки грамотного и профессионального поиска (с использованием
сервисов Google и сервиса images.google.ru) и обработки информации, а также
расширить возможности общения участников проекта в образовательном
пространстве.
Мастер-класс «Онлайн-переводчик Google - или общение
без границ»
Ведущий –Марчук Н.В.,
Цели:
формирование навыков работы с электронными переводчиками.
способствовать представлению о глобализации мира и возможности
коммуникации с представителями иноязычных культур
14 Задачи:
расширить представления учащихся о возможностях электронных
переводчиков.
научить пользоваться электронным переводчиком Google, улучшать
перевод текста, использовать аудиоперевод.
Оборудование: презентация в формате Power Point, мультимедийный проектор,
колонки для вывода аудиосигнала.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач.
1. Мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю Вам начать работу с
просмотра видеоролика. Ролик демонстрирует речь двух людей,
носителей разных языковых культур. Ребята, вам понятно содержание
беседы? Ученики догадались по смыслу содержание беседы, наличие
языкового барьера и выход из затруднительной ситуации и увидели
необходимость использования переводчикатранслятора.
(ссылка для просмотра http://translate.google.ru/about/intl/ru_ALL/) .
А приходилось ли Вам общаться со сверстниками, из других стран?
Ответы: общались в туристических поездках, в социальных сетях и т.д.
На каком языке вы разговаривали? Что помогло вам понять руг друга?
Ученики отвечают. Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь на нашем
мастерклассе. Ученики совместно с учителем выходят на тему занятия.
2. Познавательнопрактический этап.
15 Открыть для себя новых людей, новые места и культуры,
перешагнуть языковой барьер позволяют Googleсервисы. Сегодня мы
познакомимся
с бесплатным онлайн переводчиком Google (Гугл). Сервис онлайн
перевода Google (Гугл) от одноименного поисковика примечателен не
только высокой точностью перевода, но и огромной базой языков для
перевода, среди которых достаточно редкие языки, не представленные
онлайн другими переводчиками. На данный момент база для онлайн
перевода по словам Google включает в себя 51 язык!
У любого переводчика имеются свои ограничения. Google Переводчик не
стал исключением из этих правил. Данный сервис может помочь
пользователю вникнуть лишь в общий смысл переводимого текста, не
предоставляя ему точного перевода.
Время идет и Google совершенствуются. Благодаря этому качество
сервиса заметно увеличилось. Работа над качеством перевода не
приостанавливается, и постоянно разрабатываются новые алгоритмы
перевода текста на другие языки для гугл переводчика.
Минусы переводчика.
В результате выполнения перевода
общеупотребительных обычных слов, Google Переводчик может
предложить и откровенно нецензурные слова.
Как начать пользоваться переводчиком:
Загрузить переводчик
1. Поисковый запрос «Переводчик»
2. По адресу переводчика https://translate.google.ru/
Как пользоваться переводчиком Google
Установить в правом поле язык, на который надо перевести текст.
Ввести текст в левое поле.
Можно скопировать текст, прослушать, посмотреть синонимичные слова
Далее учащимся на выбор предложено самостоятельно применить
возможности переводчика: перевести фразу или предложение на
различные языки. Прослушать произношение, включив
аудиотрек,
улучшить качество перевода и оценить полученный результат.
Все фразы и действия должны быть инициированы детьми.
3. Рефлексивный этап.
16 Что нового вы узнали на мастерклассе? Что было для вас открытием?
Где полученные знания и навыки вам пригодятся в жизни или в учебной
деятельности?.
Далее учащимся предлагаются высказывания об языках, необходимо
выразить собственное мнение в виде коммуникативного высказывания
относительно следующих суждений:
Антуан де СентЭкзюпери «Единственная известная мне роскошь —
это роскошь человеческого общения».
Вольтер «Знать много языков значит иметь много ключей к одному
замку».
Пифагор «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде
изучить его язык».
Учащимся в качестве задания было предложено выполнить перевод текста
«Письмо солдата» (Приложение 3).
Мастер-класс «Способы обработки текстовой
информации»
Ведущие Вафина Ф.П., Близнюк М.А.,
Цель: Познакомить учащихся со способами обработки текстовой информации
Задачи: 1. Формировать знания учащихся по теме «Обработка текстовой
информации»;
2. Содействовать формированию у школьников образного мышления;
17 3. Формировать умения планировать свою деятельность.
Ожидаемые метапредметные результаты: Овладение учащимися различных
способов обработки текстовой информации через создание Боевого листка,
посвященного 70летию Победы в Великой Отечественной войне.
1. Мотивационный этап
Ребята, сегодня вам предстоит выполнить необычную работу, связанную с
обработкой текстовой информацией. Такой вид работы вам немного знаком.
Многим из вас приходилось участвовать в оформлении школьной или классной
стенгазеты. Это очень интересная, увлекательная и творческая работа. А все ли
знакомы с правилами и требованиями оформления стендовых работ?
2. Познавательнопрактический этап
Данный этап мастеркласса проходил в форме беседы, так как учащиеся
владеют начальными сведениями обработки текстовой информации, ее
структурированием.
Ребятам был предложен следующий теоретический материал:
1. Способы обработки текстовой информации
2. Обязательные разделы стендовой работы: Название, наличие иллюстраций
(фото, рисунки), описание ярких событий и биографических данных.
3. Соответствие оформления работы заявленной тематике.
4. Эстетичность и художественное оформление работы.
В качестве обработки текстовой информации ребятам было предложено
оформить Боевой листок о герое Великой Отечественной войны, родившемся в
Пермском крае. Им были даны биографии героев, их фотографии, а также лист
формата А3, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы и т.п.
Время работы – 1 час.
Вид работы – индивидуальногрупповая.
18 Результатом работы каждой команды должен был стать Боевой листок о
герое Великой Ответственной войны, посвященный 70летию Победы в ВОВ.
Итогом работы всех команд стало создание экспозиции «Аллея Боевой Славы».
3. Рефлексивный этап
Что нового сегодня вы узнали об обработке и структурировании
текстовой информации? Какие существуют правила оформления стендовой
работы?
В процессе выполнения данного вида работы у учащихся
совершенствуются и развиваются навыки литературного творчества, повышается
грамотность. Ребята учатся оперативно работать с информацией, стремятся
улучшить свои навыки работы с текстовой и графической информацией.
Эта работа способствует сплочению детей,
повышению их
коммуникативных способностей.
Мастер-класс «Стилистическое оформление
презентаций»
Ведущий – Антропова Н.В.
Цели занятия:
Ознакомление обучащихся с основными принципами дизайна слайдов и
принципами стилевого оформления презентаций;
Развитие приёмов умственной деятельности (умение анализировать,
обобщать, делать выводы);
Воспитание самостоятельности, ИКТкомпетентности.
4.
5.
6.
Задачи:
19 создать условия для исследовательской деятельности учащихся;
познакомить обучающихся с критериями оценивания презентаций;
научить оформлять слайды по определенным требованиям;
воспитать интерес к предмету через использование современных средств
обработки информации.
Форма проведения: мастер класс
Оборудование:
компьютеры с программой MS PowerPoint;
мультимедийный проектор.
Ожидаемые результаты мастеркласса:
Практическое освоение участниками мастерской навыков стилистического
оформления презентации в программе Power Point.
Основными каналами приёма информации являются зрительный и
слуховой.
Визуальная форма представления информации более
производительна, поскольку пропускная способность зрительного канала
восприятия информации выше пропускной способности слухового канала
(приблизительно в 7,5 раз). Однако самое эффективное восприятие информации
обеспечивает оптимальное сочетание визуальной и вербальной форм её
представления. Именно такой способ представления информации применяют в
электронных презентациях. Это также важно с точки зрения необходимости
периодически переключать внимание аудитории, чтобы стимулировать процесс
восприятия материала.
Для успеха презентации огромное значение имеет её оформление. Именно
дизайн презентации определяет комфорт слушателей при ознакомлении с
приведённым материалом.
Сегодня мы с Вами познакомимся с требованиями к стилистическому
оформлению презентации.
Открываем программу Power Point.
1 шаг. Заполнение первой страницы
1. заголовок слайда (название проекта);
2. задать подзаголовок слайда (ФИО авторов проекта, название школы).
20 Открыв вкладку Дизайн, выбираем стиль оформления. Выбранный
шаблон можно применить не только для всей презентации, но и подобрать для
каждого слайда в отдельности. Важную роль в организации зрительной ин
формации играет контраст предметов относительно фона. (Чтобы изменить
фон слайда, надо выбрать команды меню Формат/ Фон. Можно также
воспользоваться шаблоном оформления на Панели задач, каждый из которых
имеет свою цветовую схему.)
Все заголовки слайдов должны быть одного типа шрифта, размера и цвета.
Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может
формировать определённое психологическое настроение работы.
Психологические акценты:
изображение главного объекта делают более ярким цветом;
изменение размера, яркости, расположения объектов;
выделение проблесковым свечением;
соотношение цвета и яркости объекта относительно фона;
изменение размеров объекта относительно размеров предметов фона
изображения.
Цветом можно выделять такие фрагменты:
текстовые заголовки;
блоки определённого текста;
графики и иллюстрации;
фактура трёх первых позиций;
гипертекстовые ссылки.
Какую цветовую схему нужно использовать, если в презентацию нужно
вставить изображения сделанные летом, то есть преобладает зелёный цвет? (Фон
стоит установить светлокрасного цвета, заголовок — синего, обрамление
картинок — цвета текста или немного темнее.)
21 2 шаг. Создание нового слайда, выполнить команду Главная/Создать
слайд(Ctrl+M). Выберите для него макет Заголовок и объект.
Каждый слайд должен отображать одну мысль.
Заголовки должны
привлекать внимание аудитории и обобщать основные положения слайда. В поле
Объект добавьте изображение. Рисунки, фотографии должны органично
дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.
Каждое изображение должно нести смысл; подписи к иллюстрации размещают
под ней, а не над ней.
В комплект программы Power Point входит стандартный набор рисунков в
виде коллекции. Эта коллекция включает множество картинок, выполненных на
профессиональном уровне и позволяющих придать презентации более красочный
вид. Для выбора рисунка нажмите на панели инструментов Вставка/Клипы. В
правой части окна появится панель предлагающая изображения из коллекции.
Чтобы вставить рисунок из другого приложения, укажите в меню Вставка на
команду Рисунок и затем щелкните Из файла. При этом появится панель
инструментов Настройка изображения, с помощью которой можно у рисунка
изменить размер, обвести рамкой, отрегулировать яркость и контрастность и т.д.
Большинство объектов также можно вращать с помощью расположенного над
рамкой зелёного маркера или команд Повернуть/Отобразить/Свободное
вращение из списка кнопки Действия на панели инструментов Рисование.
3 шаг. Сделайте текущим третий слайд, выберите для него макет
Заголовок и два объекта. В поле Заголовка вставляем объект WordArt Выберем
на панели рисования Добавить объект WordArt. Выберем любой из
понравившихся стилей надписи, нажимаем ОК. В появившемся окне Изменение
текста WordArt вносим текст. В поле Объект с левой стороны вставляем
изображение, а с правой стороны текст, содержащий информацию об
изображении. Текст должен быть максимально информативен: короткие тезисы,
даты, имена, термины. Вместо сплошного текста использовать нумерованные и
маркированные списки.
22 Отформатируйте текст по таким параметрам: шрифт — Arial, размер шрифта —
24 пт, выравнивание — по левому краю.
Программы разработки презентаций позволяют «оживить» презентацию с
помощью мультимедийных эффектов, в частности анимационных, которые
можно применять к любому объекту слайда (текст, рисунки, таблицы и др.).
Анимация объектов на слайдах осуществляется с целью:
подчеркнуть те или иные аспекты содержания;
разнообразить способ представления материала;
сделать презентацию интереснее и зрелищнее.
Прежде чем применять эффекты, необходимо определить, какие объекты будут
анимированы, в каком порядке они будут появляться во время демонстрации,
какой именно анимационный эффект следует применить после их появления на
экране, с какой целью и сколько будет длиться этот эффект.
одна анимация не должна перекрывать другую;
количество анимационных эффектов, применяемых к одному объекту, не
должно превышать число 2;
количество анимационных эффектов на одном слайде не должно
отвлекать от восприятия материала;
применяя анимацию, избегайте затягивания, в результате которого
снижается интерес к презентации.
Можно использовать эффекты анимации как для всей презентации, так и
для каждого слайда в отдельности.
1.
выделить текст или рисунок;
выполнить команду на строке меню Показ слайдов/Эффекты анимации;
2.
3.
выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.
Другим мультимедийным эффектом является звуковой, в сопровождении
которого объект будет появляться на экране. Презентация выиграет, если Вы
будете использовать в ней звуковое сопровождение и видеоматериалы. Как же в
PowerPoint вставить музыку?
1.
В меню Вставка выберите команду Звук/Звук из файла
В окне Вставка звука выберите звуковой файл.
23 2.
3.
4.
Щелкните OK.
После закрытия окна программа предложит Вам автоматически запускать
звуковой файл при демонстрации слайда. Если вы согласны, выберите пункт Да.
В противном случае звуковой файл будет запускаться только по команде
пользователя. Для активизации звука в режиме Показа слайдов щелкните
расположенный на слайде значок.
Чтобы настроить параметры воспроизведения звука в меню Показ слайдов
выберите Настройка анимации.
В области задач Настройка анимации выделите имя звукового файла, для
которого хотите произвести настройки. Щелкнув стрелку, расположенную
справа от имени файла, можно раскрыть меню, с помощью которого
настраиваются параметры запуска и времени воспроизведения звукового
фрагмента.
Если на слайде имеется несколько объектов, для которых настраивается
анимация, используйте кнопки Порядок, расположенные в нижней части области
задач, чтобы изменить порядок анимации объектов.
Расположите этапы создания презентации в надлежащем порядке:
добавление графических и мультимедийных объектов; демонстрация
презентаций; выбор оформления и создание фона слайдов; поиск и создание
информационного содержимого презентации;
настройка анимации;
планирование презентации. (Ответ: 1й этап — планирование презентации; 2й
этап — поиск и создание информационного содержимого презентации; 3й этап
— выбор оформления и создания фона слайдов; 4й этап — добавление
графических и мультимедийных объектов; 5й этап — настройка анимации; 6й
этап — демонстрация презентации.). Требования к оформлению презентаций
представлены в Приложении 4.
24 Мастер-класс «Способы обработки графических
объектов»
Этап
«Вспоминаем
– отвечаем»
5 минут
Цель этапа
Актуализация
знаний/умений.
«Смотрим,
пробуем»
10 минут
Приобретение
знаний о
вставке и
редактировании
изображений в
Power Point
Де учащихся
Отвечают.
Учитель: Узерина К.А.
результат
Учитель:
получение
представление о
навыках
учащихся
Учащиеся:
Согласование
общих
представлений о
стилистических
нормах
презентаций
различного типа
и назначения.
Учащиеся:
Анализ и
устранение
собственных
дефицитов
знаний о вставке
и
редактировании
изображений
Если знают, как
выполняется
действие –
рассказывают.
Если не знают –
смотрят и пробуют
на произвольном
изображении.
Де учителя
Приветствие.
Задает вопросы:
Что такое презентация?
Для чего нужны
презентации?
Какой должна быть
презентация?
В чем отличие деловой
презентации от
творческой?
Что в вашем понимании
«Стиль» презентации?
- Какой может быть
презентация для
«Виртуального музея»?
- Какие экспонаты могут
находиться в музее?
(выйти на старые фото и
картины)
- Как оформляются эти
экспонаты?
- Как это сделать в
презентации?
В папке «ФОТО»
представлены различные
графические файлы.
Откройте новый документ.
ДЕМОНСТРАЦИЯ НА
Smartдоске:
Задает вопрос
• Как вставить картинку на
слайд?
• Как разместить текст на
изображении?
• Как изменить яркость и
контрастность
изображения?
• Как поменять оттенок
изображения?
25 • Как применить
художественные эффекты
к изображению?
• Как добавить рамку к
изображению?
Используя имеющийся
графический материал,
создайте небольшую
«стилизованную»
презентацию (3 4 слайда)
Консультирование
Слайд
На последнем слайде
своей презентации
ответьте на вопросы:
Что нового я узнал?
Чему я научился?
Где я могу использовать
своё умение?
Спасибо за работу, вы
молодцы!
Создают
презентацию.
Рефлексия.
«Делаем»
10 минут
Формирование
навыка
редактирования
изображения в
Power Point
«Подводим
итоги»
4 минуты
Рефлексия
собственной
деятельности
«Поощрение»
1 минута
З0 минут
Учащиеся:
Анализ и
устранение
дефицитов
навыков вставки
и
редактирования
изображений
Учащиеся:
Анализ
собственного
прироста.
Благоприятный
эмоциональный
фон
26 Заключение
В метапредметной олимпиаде «Виртуальный музей» принимали участие 10
команд из 10 образовательных учреждений
В команде от школы участвовало 5 человек. Каждый участник команды
выбрал мастеркласс, согласно следующей тематике:
Способы обработки графических объектов (руководитель Узерина К.А.)
Google сервисы для поиска и отбора информации (руководитель Репникова
С.А.)
Онлайн переводчики в Google (рукль Марчук Н.В.)
Способы обработки текстовой информации (рукли Вафина Ф.Ф., Близнюк
М.А.)
Стилистическое оформление презентаций (рукль Антропова Н.В.)
Отслеживание сформированности метапредметных результатов
происходило по заранее разработанным критериям и показателям через
проведенную учащимися экскурсию по залам боевой славы с представлением
продуктов деятельности учащихся. А именно:
1) Умение планировать поиск информации, формулировать поисковый запрос,
исключать несущественную информацию. Учащимся была предложена папка
с 11 графическими изображениями (изображения 7 памятников боевой славы
Пермского края, 3 памятника Волгограда и 1 памятник Москвы). Учащиеся,
используя Google сервисы и оптимальный способ, предложенный им на
мастерклассе, находили информацию по заданной структуре об этих
памятниках в Интернете и создавали презентацию. Показателем данного
критерия служило количество памятников Пермского края с необходимой по
минимуму информацией.
27 Информация была дана с избытком т.к. фотографии были с изображением
памятников, которые находятся не только в Пермском крае и учащимся
нужно было удержать задание и исключить лишнюю информацию.
2) Умение сжато и логически грамотно излагать обобщенную информацию
наблюдается через представленные учащимися продукты: презентация,
боевой листок и текст переведенного письма.
3) Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем
выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) можно
отследить через проводимую учащимися экскурсию по созданному имим
виртуальному музею.
Учащиеся демонстрируют ИКТ компетентность, т.е технически все команды
вставляют фотографии,
показывают умение составлять презентации,
оформляют, подписывают, вставляют тексты, хотя в 67 классах нет урока
информатики, и дети гдето этому научаются. Но структурировать информацию
в определённой логике могут далеко не все ученики.
Практически все команды подбирают иллюстрации, но комментарии
некоторые команды вставляют, не обработав их.
В тексте проектной задачи было дано задание составить боевой листок с
краткой биографией об одном Герое Советского Союза. Оформление листка
должно быть структурированным, красочным, с использованием военной
атрибутики.
Комментарии: перед проектной задачей был проведён мастеркласс, где
рассказывались требования к боевому листку, обсуждалось как оформляется
боевой листок и что он должен содержать.
Тем не менее, лишь две команды демонстрируют умение структурировать
текстовую информацию, зачастую это сплошной текст. С оформлением боевого
листка в соответствии с тематикой справились практически все команды.
28 Комментарии: на мастерклассе дети осваивали способы работы с онлайн
переводчиком. В тексте проектной задачи было предложено перевести письмо
немецкого солдата.
Можно зафиксировать, что учащиеся опять достаточно умело используют
технические средства. Все команды осуществили перевод письма посредством
«гугл» переводчика, но выдержать жанр (лаконично, грамотно с приветствием и
подписью) письма не удалось ни одной команде.
Комментарии: Продукты проектной задачи учащиеся должны были
представить в жанре экскурсии. Выдержали жанр от начала до конца две
команды это команда победительница олимпиады школы лицея «Синтон» и
призёр олимпиады команда «Гимназии».
Зачастую команды просто представляли свои продукты. Комментировали
слайды, причём читая их. Тем самым можно зафиксировать, что умение
адаптировать информацию учащиеся не демонстрируют.
Можно зафиксировать, что педагоги испытывали трудности при
оценивании метапредметных результатов т.к. возникали дискуссионные и
спорные моменты со стороны педагогов, руководителей команд.
Большую трудность у педагогов вызывает способность конкретизировать
метапредметные результаты, четко выделить критерии и показатели. Ещё
труднее их оценить в реальной ситуации. Те педагоги, которые включаются в
такую деятельность, получают колоссальный опыт. Так и в данном мероприятии,
те, кто включился в разработку фиксируют полезность своего участия и
наращивают себя в экспертной позиции при оценки сформированности
метапредметных результатов.
29 Используемая литература
1. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе.
Сборник научных и методических материалов под редакцией
Имакаев В.Р., РИНО ПГНИУ, Пермь 2013, 70 стр.
2. Проектные задачи как особая форма учебной деятельности
школьников. Калашникова Е.А., Скакун И.В., Пермь, 2014, 136 стр.
3. http://www.proftranslate.ru
4. https://translate.google.ru/
5. http://translate.google.ru/about/intl/ru_ALL/
О проведении краевой метапредметной
Приложение 1
30 олимпиады для учащихся 67х классов
«Виртуальный музей»
Центр инновационного опыта
автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
г.Чайковский приглашает учащихся 67х классов принять участие в Краевой
метапредметной олимпиаде «Виртуальный музей» (далее Олимпиада).
Муниципальное
Участниками Олимпиады являются учащиеся 67х классов по одной
команде из образовательных учреждений (команда 5 человек).
Регламент проведения Олимпиады:
№ Время
9.
9.3010.00
10.
10.0010.15
Регистрация участников
приветствие участников Олимпиады
организаторами Олимпиады
Место
Фойе школы на 1
этаже
Актовый зал
11.
10.1510.45 Мастерские для участников команд:
Способы обработки графических
212 каб.
объектов
Google сервисы для поиска и отбора
информации
Онлайн переводчик в Google
Способы обработки текстовой
информации
Стилистическое
оформление
презентаций
203 каб.
205 каб.
206 каб.
209 каб.
Решение проектной задачи
Мастерская для руководителей команд:
Критерии оценивания проектной
Акт. зал
203 каб.
задачи
перерыв
Защита
«Экскурсии по виртуальному музею»
проектов
командами:
Акт зал
12.
10.4511.45
14.
15.
11.4512.00
12.0013.00
16.
13.0013.30 Подведение итогов. Награждение.
Просьба участникам Олимпиады иметь 1 лист ватмана формата А3,
фломастеры, карандаши, цветную бумагу, ножницы, клей, линейку, ноутбук с
ПО Power Point, флэшнакопитель, а также сменную обувь (обязательно).
Акт зал
Участие в Олимпиаде бесплатное.
Приложение 2
Проектная задача «Виртуальный музей»
31 В 2015 году наша страна отмечает 70ю годовщину Победы советского
народа в Великой Отечественной войне. Создано много памятников и музеев,
посвященных военной тематике.
Давайте и мы создадим свой музей из экспозиций о наших земляках,
принимавших участие в боевых действиях при защите СССР. Наша экспозиция
будет не реальной, а виртуальной.
Что такое виртуальный музей?
В Интернете опубликовано много разных виртуальных музеев. Они
собирают, хранят и выставляют для обозрения информацию о
произведениях искусства,
быта,
промышленности,
материалы из жизни и
деятельности великих людей и т.д. Все экспонаты располагаются в
определенной системе, с целью их наглядного изучения, а также
распространения знаний среди широких масс населения. Информация в
таком музее может быть текстовой, графической, звуковой и видео.
о предметах истории,
сельского хозяйства,
науки,
Наш музей будет содержать:
«Аллею славы» из боевых листков с информацией о ветеранах Великой
отечественной войны Пермского края;
«виртуальные стенды» о памятниках боевой славы, расположенных на
территории Пермского края;
письма с фронта, найденные в различных архивах.
Для вас на ноутбуках приготовлены папки «Виртуальный музей»,
расположенные на рабочем столе и содержащие файлы, необходимые вам для
работы. Каждая команда создает экспозицию для нашего общего виртуального
музея.
В течение часа приготовьте следующие экспонаты для своей экспозиции:
Электронную презентацию памятников боевой славы Пермского края.
К фотографиям памятников, используя поисковую систему Google,
подберите информацию о названиях, датах открытия, авторах и местах
расположения.
Боевой листок с краткой биографией об одном Герое Советского
Союза (на формате А3). Оформление листка должно быть красочным, с
использованием военной атрибутики.
Письмо с фронта на русском языке (на бумаге или в электронном виде).
Предложения в письме составляйте грамотно и лаконично.
Подготовьте выступление команды в форме экскурсии по музею.
32 Задание. Используя переводчик Google, переведите текст.
Приложение 3
Liebe meine Frau und Sohn!
Ich schreibe diesen Brief von der Ostfront. Wir sind 90 km von
Moskau entfern. Die Russen leisten einen starken Wiederstand
und verteidigen mutig ihre Hauptstadt Moskau. Bald haben wir
harte Kämpfe. Viele von deutschen Soldaten werden
umkommen. Ich schreibe diesen Brief in einem Bauernhaus.
Alle meine Kameraden schlafen, aber ich bin im Dienst.
Draußen ist es zu kalt. Der russische Winter ist wirklich etwas
Schreckliches. Die deutschen Soldaten sind schlecht gekleidet.
Oft erinnere ich mich an unser glückliches Leben in
Deutschland.
Ich gratuliere euch zum kommenden Weihnachten und
wünsche nur Einziges, dass der Krieg eher zu Ende ist.
Ihre Wilhelm.
Здравствуйте, мои дорогие жена и сын!
Я пишу это письмо с восточного фронта. Мы в 90 км
от Москвы.
Русские оказывают сильное
сопротивление и мужественно защищают свою
столицу Москву. Скоро нас ждут ожесточенные
бои. Многие немецкие солдаты погибнут. Я пишу
письмо в крестьянской избе. Все мои товарищи
спят, а я несу службу. На улице очень холодно.
Русская зима действительно что-то страшное.
Немецкие солдаты плохо одеты. Я часто
вспоминаю нашу счастливую жизнь в Германии. Я
поздравляю вас с наступающим Рождеством и
желаю только одного, чтобы война поскорее
закончилась.
Ваш
Вильгельм.
Приложение 4
Требования к оформлению презентаций.
33 Единый стиль оформления слайдов:
общая схема шаблона: способ размещения информационных блоков;
общая цветовая схема дизайна слайда (не более 3 цветов: один для фона, один
для заголовка, один для текста);
цвет фона или фоновый рисунок: белый на темносинем, лимонножелтый на
пурпурном, черный на белом, желтый на синем;
шрифт и его оформление (не более 3 типов шрифта);
способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
На слайдах рекомендуется:
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста:
короткие тезисы, даты, имена, термины;
использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий,
прилагательных, глаголы пишутся в одной временной форме;
использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного
текста;
использование табличного или схематичного формата предъявления
информации;
размер шрифтов для заголовков — не менее 32 пунктов и не более 50,
оптимально — 36 пункта; для основного текста — не менее 18 пунктов и не
более 32, оптимально 24 пункта;
рисунки, фотографии, диаграммы, схемы должны органично дополнять
текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде;
анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана;
каждое изображение должно нести смысл; подписи к иллюстрации под ней;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим
стилевым оформлением слайда.
34
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Метапредметная олимпиада "Виртуальный музей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.