МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Оценка 4.6

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Оценка 4.6
docx
23.12.2019
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
метапредметное обучение на уроках физики.docx

Абдрашитова Филюза Саматовна

Основное общее образование

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Внедрение ФГОС  в основной школе предполагает новые качественные  образовательные результаты учащихся. Существенная особенность стандарта заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.   Современное общество предъявляет к выпускнику школы XXI века  достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией,  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях, владеющим знаниями и умениями в области информационных технологий.

 Развитию таких качеств личности способствует метапредметное  обучение. Метапредметное  обучение педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией,  действием, пониманием и рефлексией учащихся.

Из опыта моей работы приведу пример – урок, на котором  реализовывались  метапредметные результаты, используя интеграцию педагогических и информационно-коммуникационных  технологий.   Тема: «Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности»,   7 класс.

Цели по достижению метапредметных результатов: совершенствовать

-экспериментальные умения;- умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;- выполнение операций со знаками и символами;- формулирование познавательной цели;

 

-умение воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в различной форме; -умение  организовываться на  совместную деятельность в паре, группе;- умение использовать IT-средства; -умение составлять алгоритм решения задачи;- осознание качества и уровня усвоения; оценка достигнутого результата..

Ход урока  содержит 10 этапов:

1Я знаю, что многие из вас любят отгадывать загадки. Предлагаю отгадать. Ответы учащихся   демонстрируются на  слайдах презентации.  

1Две сестры качались,  правды добивались. А когда добились - то остановились. Что это? (весы) Какая физическая величина определяется с помощью весов? (масса)                                                                                                                                                                                         

2Все мы твердо знаем, что линейкой измеряем                                                            мы у куба высоту, ширину, ну конечно, же длину. Подскажите, что за связь существует между ними? (V=abc)3Что тяжелее: кг ваты или кг железа? (масса одинакова) Чем они различаются? (объемом, плотностью)

Что такое-плотность? (плотность =m/v) . Запишите формулу на доске. Идет отработка формулы. Какой буквой обозначается плотность? Как найти массу? Как найти объем? Записать формулу в магический треугольник.

2. Согласно технологии «перевернутый класс» дети изучали теоретический материал по теме «плотность» дома по интернетуроку. Уровень усвоения поможет определить следующее задание. Предлагается интерактив ВУО (виртуальный учебный объект):репетитор «Сравнение значений плотностей» из среды «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

3. Недавно по телевидению показали сюжет: в одном фермерском хозяйстве вырастили замечательную картошку. Даже из Москвы приезжают закупать. Но берут определенного размера. Примерно такую картофелину я вам принесла на урок. Как можно определить ее объем? (1ответ:с помощью мензурки –не входит в мензурку,2 с помощью  отливного сосуда- тоже не входит,3 разрезать- жаль портить урожай,4 можно взвесить ее на весах, и используя значение плотности вычислить объем).Отлично. Это и есть тема нашего урока. Сформулируйте цель нашего урока. Учащиеся формулируют цель.                                                                       Цель: научиться рассчитывать массу и объем тела по его плотности.

4.Предлагаю поработать в группах. У вас на партах есть задания и оборудование, результаты просьба оформить в виде задач. Давайте проговорим алгоритм решения задач.                                                                              5. Алгоритм:1записать, что дано, обозначив физические  величины буквами; 2определить, что найти; 3записать формулу, по которой находится искомая величина;4произвести расчет, подставив в формулу численные значения.

6. Работа в группах.(5групп:определение плотности 1группа-мелкого картофеля,2-шоколада в обертке,3-мёда,определение 4-объема крупного картофеля,5-массы шоколада с помощью линейки )

7.Обсуждение результатов, представление через визуализатор.

Будьте внимательны, возможно вас что-то удивит или заинтересует. Можете кратко зафиксировать результаты, полученные одноклассниками. Один учащийся от группы  кладёт тетрадь с решенной задачей и комментирует решение.

8.Что вас удивило?(плотность шоколада равна плотности картофеля, в литровую банку входит больше 1кг мёда) Задач в сборниках, содержащих информацию о веществах, с которыми сегодня работали, нет. Предлагаю создать свой сборник задач, куда вы занесете задачу, которую решали вы, и задачи других.

Работаем на ноутбуках в парах. На рабочем столе есть презентация матрица в виде теста, которую необходимо  заполнить.

9. Готовые презентации – матрицы учащиеся на флешке переносят на компьютер учителя,  а решать выходят учащиеся из другой группы. Тест составлен  так, после решения задач появляется результат-оценка.

10.Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия. Чем полезен урок? И предлагается сделать выбор: по результату урока выбрать предложенные каждому учащемуся легкий цветной камушек, пластилиновый шарик, грецкий орех. Информация для рефлексии показана в таблице на слайде презентации учителя(см. приложение). Каждый этап урока работал на достижение метапредметных результатов. Роль учителя сводится к корректирующей. Педагог - конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его развитие, вооружить такими важным умением, как умение учиться. Умение учиться обеспечивает метапредметный характер обучения. По существующему образному выражению метапредметные умения – это педагогические «ферменты», которые необходимы для усвоения учебной «пищи».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основной вид деятельности учащихся на уроке – самостоятельная работа в микро-группах по изучению нового материала с помощью  физического эксперимента. Самостоятельную работу ученики  проводят по  листу заданий.  Каждая группа работает над своим заданием, оформляет отчет в виде задачи, докладывает о результатах эксперимента всему классу, представляя задачи через визуализатор. После рассмотрения теоретических вопросов с целью самоконтроля и самопроверки учащимся предлагается выполнить   тест с компьютерной оценкой результата работы.  Для оптимизации учебного процесса, выдерживания четкой  структуры урока на различных  этапах изучения нового материала в помощь  предлагается  презентация.

 Тема: «Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности»

Тип урока: открытия новых знаний

Цели: Деятельностная: Формирование у учащихся  умения реализовывать новые способы действия

по достижению метапредметных результатов: совершенствовать

·        экспериментальные умения;

·        умение воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в различной форме;

·        умение  организовываться на  совместную деятельность в паре, группе;

·        умение использовать IT-средства;

·        умение составлять алгоритм решения задачи.

по достижению личностных результатов:           развивать

·        самостоятельность в приобретении знаний;

·        ценностное отношение к приобретенным знаниям.

Содержательная:  применять знания о плотности вещества при решении задач;                        объяснять полученные результаты.

по достижению предметных результатов:

·        измерять плотность, объем, массу тела;

·        владеть расчетным способом для нахождения объема, массы, плотности;

·        записывать формулы на нахождение массы тела, его объема;

·        анализировать формулу плотности.

7класс. Количество учащихся: 24, Дата проведения: 30.11.2015

Оборудование, использованное на уроке:

 1) на столе учителя:  компьютер с установленным продуктом «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика» на среде  «Stratum», программой Microsoft PowerPoint; проектор; визуализатор;  интерактивная доска.

2) для учащихся  – 12 компьютеров с установленным продуктом «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика» на среде  «Stratum»,матрицей-презентацией для ее заполнения.

3)физическое оборудование: весы, линейка, мензурки, набор гирь, отливной сосуд; нитки, шоколад ,мед, картофель.

Рефлексия

Было легко, понятно,

могу объяснить другим

Легкий цветной камушек

Было понятно, затрудняюсь объяснить другим

Пластилиновый шар

Было тяжело, затрудняюсь решать задачи по данной теме

Грецкий орех

 

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2019