Метапредметные результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание.
Оценка 4.7

Метапредметные результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание.

Оценка 4.7
doc
27.02.2020
Метапредметные  результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание.
Метапредметные результаты учебной деятельности школьников.doc

Метапредметные результаты учебной деятельности  школьников: сущность, формирование и оценивание.

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на первое место выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.  

Что такое метапредмет? Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты - это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).

Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:

Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность и навыки сотрудничества. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

 Познавательные: общеучебные, в т. ч. — постановка и решение проблемы, работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств. Общих схем решения, выполнение логических операций сравнения.

                Для достижения результатов метауровня на уроках учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Не припоминать заученное, а додуматься самостоятельно до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности). В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Формировать метапредметные результаты можно двумя способами:

— первый предложил учёный – педагог Громыко, который считает целесообразным в связи с введением новых Стандартов образования вводить специальные метапредметы и разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача;

— второй – это собственно метапредметный подход к преподаванию отдельных предметов для достижения метапредметных результатов, что и является собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Метапредметность же , как тип интеграции позволяет сформировать следующие метапредметные результаты:

— создавать, применять, преобразовывать модели и схемы с использованием разных способов визуализации;

— научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;

— научиться приёмам самоорганизации;

— осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;

— планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

— овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;

— самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

— получить навыки работы в группе и навыки самопрезентации.

         Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Для оценки достижения метапредметных результатов используется разнообразный инструментарий: карты наблюдений, комплексные итоговые работы на межпредметной основе, комплексные итоговые работы по предмету, портфолио. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

•        стартовой диагностики;

•        текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

•        промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

•        текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

•        защиты итогового индивидуального проекта.

Рассмотрев роль метапредметных результатов в учебной деятельности, я пришла к выводу, что метапредметы-это предметы, которые соединяют  в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.


Скачано с www.znanio.ru

Метапредметные результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание

Метапредметные результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание

Познавательные: общеучебные, в т

Познавательные: общеучебные, в т

ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий; — самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения; — получить навыки…

ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий; — самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения; — получить навыки…

ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: • стартовой диагностики; • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; • промежуточных и…

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: • стартовой диагностики; • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; • промежуточных и…

Рассмотрев роль метапредметных результатов в учебной деятельности, я пришла к выводу, что метапредметы-это предметы, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности…

Рассмотрев роль метапредметных результатов в учебной деятельности, я пришла к выводу, что метапредметы-это предметы, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020