Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков
Оценка 5

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Оценка 5
Разработки уроков
docx
английский язык +1
10 кл
24.07.2019
Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков
В статье речь идет об эффективности использования бинарной формы проведения уроков. Авторы подробно раскрывают технологию проведения бинарного урока (история -английский язык) и показывают его эффективность в достижении метапредметных результатов обучения. Ключевые слова: метапредметность, метапредметные образовательные результаты, бинарное обучение, интегрированный урок, бинарный урок, критическое мышление.
Зайкина С.В., Липатова И.А. статья.docx
«Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков» Липатова И.А., кандидат педагогических наук, учитель истории ЧОУ СОШ «Поколение» г. Волгоград, Зайкина С.В., кандидат филологических наук, учитель английского языка ЧОУ СОШ «Поколение» г. Волгоград. Реализация метапредметного подхода в современном образовании является одним из непременных   требований,   предъявляемых   сегодня   к   процессу   обучения.   Сегодня,   когда потоки информации в окружающем нас мире с каждым днем прирастают в геометрической прогрессии, от каждого индивидуума, кроме владения системой универсальных знаний во многих областях нашей жизни одновременно, требуется умение ориентироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях.  В   современной   педагогической   науке   существует   множество   новаторских   идей, способов, приемов и технологий. Одним из направлений модернизации образования является использование метапредметного подхода. Понятие метапредмета возникло в педагогике 1918 года. Созданная в то время новая система   образования   должна   была   прийти   на   смену   отжившей,   как   тогда   считалось, дореволюционной   системе   и   сформировать   новую,   свободную   от   всех   догм   прошлого, личность.   Однако   практика   полного   отказа   от   предметной   системы,   от   классно­урочных приемов работы не показала себя жизнеспособной, несмотря на очевидную прогрессивность метапредметной концепции образования. Сегодня педагогика вновь обратилась к понятию метапредмета, однако, в отличие от педагогики 1918 года, нам не предлагается до основания разрушить   фундаментальные   основы   образовательной   системы.   Речь   идет   лишь   о   новом экспериментальном   подходе,   о   модернизации   технологий   и   приемов   работы,   о переосмыслении приоритетных направлений в работе школы, учителя, учащихся. Очевидно, что на современном этапе от учителя требуется не только дать учащимся базовые   знания   по   своему   предмету,   выработать   определенные   умения   и   развить   навыки, проконтролировать и оценить полученный результат. Такая работа до сих пор подчас бывает необходимой, но она должна перестать быть приоритетным направлением образовательного процесса,   его   самоцелью.   Главная   задача   учителя   в   современной   системе   образования   – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того,   чтобы   тут   же,   в   процессе   обучения   решать   реальные   задачи   и   находить   решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи.  Метапредметный   подход   к   образовательному   процессу   заменяет   традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные   на   изучение   целостной   картине   мира.   Это   позволяет   объединить   личное, познавательное   и   общекультурное   развитие   и   саморазвитие   школьника,   преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения. В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   указаны     основные критерии,   которым   должны   соответствовать   метапредметные   результаты   овладения общеобразовательной   программой     общего   образования.   Их   условно   можно   разделить   на несколько групп:  умение планировать и осуществлять свою деятельность, умение работать в коллективе,   умение   осуществлять   познавательные   действия   (устанавливать   причинно­ следственные  связи; логически рассуждать, делать умозаключения;  создавать, использовать и изменять символы, знаки; создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач; осуществлять смысловое чтение ­ вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике), умение использовать компьютерные технологии, наличие коммуникативных умений: полноценное владение устной и письменной речью; уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание; владеть   и   осознанно   применять   речевые   средства   в   зависимости   от   ситуации   и   задачи коммуникации; с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности; поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы; иметь высокую культуру речи.  Принципы   эффективного   обучения   иностранным   языкам   сформулированы   Г.А. Китайгородской в ее методе активизации возможностей личности и коллектива:  личностно­ ориентированное   общение;   групповое   взаимодействие;   ролевая   организация   учебного процесса,   концентрированность   в   организации   учебного   процесса   и   учебного   материала; полифункциональность упражнений. Данная методика не только способствует эффективному обучению иностранным языкам, но и в процессе интеграции с другими предметами в рамках проведения   бинарных   уроков   способствует   формированию   и   развитию   метапредметных компетентностей учащихся[3]. Бинарный   урок –   нестандартная   форма   обучения   по   реализации   межпредметных связей, урок ведут два учителя. Бинарный урок является разновидностью интегрированного.  Его   особенности   –   изложение,   исследование   проблемы   одного   предмета   находит продолжение   в   другом;   межпредметные   связи   реализуются     в   процессе   преподавания дисциплин, как правило, одной образовательной области. Бинарный   урок   основывается   на   межпредметных   связях,   интеграции   предметов, предполагает использование различных педагогических технологий. Является важным этапом в   формировании   мировоззрения   учащихся,   развитии   их   мышления.     Я.   А.   Коменский сформулировал   так   называемое   золотое   правило   успешного   освоения   материала:   "Пусть предметы   сразу   схватываются   несколькими   чувствами,   чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению"[2]. Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила".   зарисовываются, Е.С.   Полат   говоря   о   формировании   коммуникативных   умений   отмечала   то,   чтобы сформировать   коммуникативную   компетенцию   недостаточно   насытить   урок   условно­ коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно представить   учащимся   возможность   мыслить,   решать   проблемы,   рассуждать   над   путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания,   чтобы   в   центре   внимания   была   мысль,   а   язык   выступал   в   своей   прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей[5].  Именно на  бинарном уроке  создаются  такие  условия и  ученикам,  предоставляется такая возможность. В   общем   смысле   бинарное   обучение   ­   это   такая   организация   учебного   процесса, которая   одновременно   организует   познавательную   деятельность   и   формирование практических умений, навыков. Главный смысл обучения заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Бинарное обучение ­ процесс индуктивно­ дедуктивный: от частностей к обобщению и от общего к новым частностям. Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, т.к.   при   ней   обеспечивается   не   только   целостная   связь   теории   с   практикой,   но   и объединяются   темы   опорных   знаний.   Основу   бинарного   обучения   составляет   шаговая организация познавательной и практической деятельности учащегося. Рассмотрим   данные   теоретические   положения   на   примере   интегрированного   урока (бинарного урока) в 10 классе по теме: «Зарождение основ парламентаризма в Англии».  Цель урока:  Личностные    развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории     как   науке,   интерес   к   историческим   событиям   страны   изучаемого   языка; формирование умений применения исторических и лингвистических знаний для осмысления сущности   современных   общественных   явлений,   формирование   коммуникативной компетенции. Метапредметные        развитие   родной   и   англоязычной   речи;   формирование   умений сравнивать, обобщать факты и понятия, в том числе используя знания по английскому языку; развитие   у   учащихся   самостоятельности;   развитие   умений   искать,   анализировать, сопоставлять   и   оценивать   информацию   о   событиях   и   явлениях   прошлого   и   настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней на родном и иностранном (английском) языках. Предметные   развитие   умений   работать   с   текстом;   овладение   понятиями;   анализ документов; умение работать с глоссарием, переключаться с родного языка на английский, анализировать   исторические   документы   на   английском   языке,   использовать   разговорные клише   для   выражения   собственного   мнения,   вести   аргументированный   диалог,   выражать согласие или несогласие с собеседником. Тип урока: ознакомление с новым материалом Планируемые достижения: 1.  Образовательные: Усвоение     определения   понятий:   парламент,   парламентаризм,   парламентская монархия, «славная революция».    Формирование навыков планирования ответа Формирование у учащихся умения выделять причинно­следственные связи. Формирование   навыков   сознательного   и   активного   слушания   объяснений преподавателя;   установление   существенных   признаков   и   черт   наблюдаемых   предметов   и явлений, связей и отношений между ними.  Освоение англоязычных исторических терминов и понятий:  British Parliament, The House of Commons, The House of Lords, Glorious Revolution, Magna Carta.  Формирование   навыков   работы   с   разными   текстами,   в   том   числе   и видеотекстами. 2.    Развивающие: Умение критического мышления обучающихся Умения формулировать и доказывать свою точку зрения Умения формулировать и аргументировать свою точку зрения на английском языке  Умение   уважительно   относится   к   мнению   собеседников,   проявляя   навыки речевого англоязычного этикета     Умений анализировать, сравнивать, обобщать Умение применять новые знания Развитие творческих, речевых способностей учащихся Умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт и использовать его при формулировании собственного мнения.   3.    Развитие умения формулировать проблему Развитие умения групповой  работы Воспитательные: Развитие интереса к истории  и иностранному (английскому) языку Воспитание уважение к противоположному мнению Создание   благоприятной   атмосферы   поддержки   и   заинтересованности, уважения и сотрудничества  культуре Формирование   уважительного   отношения   к   другим   народам,   их   истории   и Методы обучения:  проблемный, эвристический.  Формы   организации   познавательной   деятельности   обучающихся:   коллективная, индивидуальная. Средства   обучения:     проектор,   презентация,     видеоматериал,     рабочие   листы, глоссарий,   список   речевых   клише   для   выражения   собственного   мнения   и   уважительного несогласия с противоположным мнением.   Основные события   изучаемые   на уроке: зарождение парламента в Англии, события английской буржуазной революции, события в Англии после реставрации монархии, события «Славной революции» и ее итоги, формирование парламентской монархии. Основной   языковой   материал   урока:   список   основных   терминов   и   понятий   на английском   языке,   речевые   клише   для   ведения   дискуссии   (выражения   мнения,   согласия, несогласия), прилагательные, описывающие человека, исторические даты. Ход урока: Учителя приветствуют собравшихся на английском и русском языках. Видеофрагмент с видами английского парламента. Вопрос: О чем пойдет речь на нашем уроке? Какова его тема? (русский, английский языки) Ученики самостоятельно формулируют тему урока. Слайд презентации с темой (русский, английский языки) Использование   программы    Menti,   ученики   отвечают   на   вопрос:   «Какие   у   вас возникают  ассоциации со словом парламент» (английский, русский языки)­ индивидуальная работа. Вопрос: Какова предистория английского парламента?   Когда он возник?   С какими событиями   в   английской   истории   связано   его   возникновение?   (русский   язык,   слайды презентации). Давайте   проверим   свои   знания,   что   же   мы   знаем   об   английском   парламенте   – Предтекстовая и послетекстовая работа с текстом (английский язык)­ индивидуальная работа (Приложение 1) Работа с презентацией: Английский парламент. 1295   Эдуард  I  образцовый   парламент,   Эдуард  III  образованы   2   палаты   –слайды (русский язык) Следующий   этап   становления   парламентаризма   в   Англии   связан   с   английской буржуазной революцией  XVII   века, давайте вспомним основные  события этой революции. Работа с программой  Kahoot (русский язык)­индивидуальная работа. Работа   с   текстом.   Текст   об   обстановке   в   Англии   после   1660   (на   русском   языке) Приложение 3.­ прочитать, составить обвинение против Карла  II  и Якова  II  (1 группа на английском языке, 2 группа на русском языке)­ групповая форма работы. Работа  с презентацией.  Слайд:   События  «Славной  революции»  1688, В. Оранский (русский язык) Работа с текстом. «Билль о правах» ­ прочитать и закончить предложения (на русском и английском языках) Приложение 2. Вопрос:   Что   изменилось   в   управлении   английским   королевством   после   принятия Билля о правах? Видеофрагмент с заседания английского парламента. Работа с программой Menti: ответ на вопрос « Необходимо ли сохранять традиции» (английский, русский языки)­ индивидуальная работа. Обсуждение и подведение итогов урока, домашнее задание (Приложение 4). Список используемой литературы 1. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. 2. Куровская Ю.Г. Стихия «Огонь» в «мире чувственных в картинках» Яна Амоса Коменского // Сборник научных трудов Международной научно­практической конференции, посвященной 425­летию со дня рождения Я.А. Коменского и 250­летию первого издания его произведений на русском языке­Институт стратегии развития образования    РАО­ Москва, 2018.  3. Метод активизации возможностей личности и коллектива / Юбилейный сборник статей. Отв. редактор Г.А. Китайгородская ­ Изд. НОЦ “Школа Китайгородской”­ М., 2000 г. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2014. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки 4. 5. в школе ­ № № 2, 3 ­ 2000 г. Приложение 1 THE BRITISH PARLIAMENT  The UK Parliament is one of the oldest representative in the world, having its origins in the middle   of   the   13th   century.   From   the   14th   century,   parliamentary   government   in   the   United Kingdom has been based on a two­chamber system. The relationship between the two Houses is governed largely by convention. The legislative process involves both Houses of Parliament and the Monarch. There has been a talk of reform in this century because many Britons think that this system is undemocratic. Nowadays the Monarch is no more but a symbol and tradition of the nation. The British Parliament consists of the House of Lords and the House of Commons and the Queen. Today the House of Commons plays the major role in law­making. Members of Parliament are elected for a period of five years. The British parliamentary system depends on political parties. The party which wins the majority of seats forms the government and its leader usually becomes Prime Minister.  The second largest party becomes the official opposition with its own leader and «shadow cabinet».  The   leader   of   the   opposition   is   a   recognized   post   in   the   House   of   Commons.  The parliament and the monarch have different roles in the government and they only meet together on symbolic occasions. In reality, the House of Commons is the one of three which has true power. The House of Commons is made up of 650 elected members. Ministers are paid for their parliamentary work and have to attend the sittings. The House of Commons plays the major role in law making. The procedure is the following: a proposed law («a bill») has to go through three stages (“readings”). The first reading is a formality and is simply the publication of the proposal. The second reading involves debate on the principles of the bill. And the third reading is a report stage. When the bill passes through the House of Commons, it is sent to the House of Lords for discussion, when the Lords agree it, the bill is taken to the Queen for royal assent, when the Queen signs the bill, it becomes act of the Parliament and the Law of the Land. The House of Lords has more than 1000 members, although only about 250 take an active part in the work of the house. Members of the Upper House are not elected, they sit there because of their rank. The members of the House of Lords debate the bill after it has been passed by the House of Commons. Some changes may be recommended and the agreement between the two houses is reached by negotiations. Pre­reading statements (True/False) Before Statement The legislative process involves only After the House of Lords and the Monarch. The   members   of   both   Houses   are elected for 5 years. The Monarch is not included into the Parliament and has little power. The   work   in   the   Parliament   is voluntary and not paid. The   British   Parliamentary   system doesn’t depend on the parties. The leader of the Opposition, as well as “shadow cabinet”, is a recognized post. The Bill becomes act of Parliament and the Law of the Land only after it has gone 3 stages and is signed by the Queen. The Parliamentary system has been reformed because it is undemocratic. VOCABULARY two­chamber system ­ двухпалатная система to constitute ­ составлять; учреждать; создавать to govern ­ править, управлять convention ­ соглашение, договоренность, договор, конвенция to define ­ определять, давать определение to involve ­ взимать tension ­ противоречия, напряженность to enhance ­ увеличивать, усиливать to elect ­ выбирать, выбирать coronation – коронация depend on – зависеть от be responsible for – быть ответственным за a recognizeв post – официально признанный пост be presided over ­ возгавляется row ­ ряд bill ­ законопроект, билль proposal ­ предложение; план royal assent ­ королевская одобрение, утверждение, разрешение rank ­ ранг chairman ­ председатель the Lord Chancellor ­ лорд­канцлер negotiations ­ переговоры Приложение 2 Билль о правах 1.   Что   притязания   на   власть   приостанавливать   законы   или   исполнение   законов королевским повелением, без согласия парламента, незаконны. 2. Что притязания на власть изъятия от законов или исполнения законов королевским повелением так, как эта власть присваивалась и применялась в недавнее время, незаконны. 4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны в силу якобы прерогативы, без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем установлено парламентом, незаконно. 5. Что обращаться с ходатайствами к королю составляет право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно. 6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону. 8. Что выборы членов парламента должны быть свободны, 9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может подать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком­либо суде или месте, кроме парламента. 10.  Что не  допускается  требование  чрезмерных залогов,  ни  наложение  чрезмерных штрафов или жестоких и необычайных наказаний. 11.   Что   присяжные   должны   быть   вносимы   в   списки   и   призываемы   к   очереди надлежащим порядком, и присяжные, решающие судьбу человека в делах по измене, должны быть свободными землевладельцами. 13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охранения законов парламент должен быть созываем достаточно часто... The Elections to the Parliament must be ______________________________ Выборы в парламент должны быть ______________________________ Execution   of       the   laws   by   the   royal   command   without   the   Parliament   assent  ­ __________________________________   Исполнение   законов   королевским   повелением     без   согласия парламента_________________________________________________ Charging   fees   and   taxes   without   the   Parliament     assent   (consent) __________________________________ в сборов     Взимание короны парламента_________________________________________________ пользу       без   согласия The freedom of the word, arguments and everything that takes place in the Parliament doesn’t give a reason ________________________ Что   свобода   слова,   прений   и   всего   того,   что   происходит   в   парламенте,   не   может подать повода к ____________________________________________ Англия в годы реставрации Приложение 3 Еще   перед   своим   возвращением   в   Лондон   Карл   II   вынужден   был   опубликовать декларацию   в   голландском   городе   Бреда,   в   которой   подтвердил   права   на   владение приобретенными   во   время   революции   землями,   объявил   веротерпимость   и   амнистию участникам   революции.   Он   обещал   править   вместе   с   парламентом.   Карлу   II   не   были возвращены бывшие земли короны, а вместо этого парламент определил сумму на содержание его и двора (цивильный лист). Король не имел права содержать постоянное войско. Вопреки своим обещаниям король начал подвергать преследованиям участников революции, особенно свирепо расправлялись с республиканцами и «людьми пятой монархии». Трупы Кромвеля, Айртона   и   других   участников   суда   над   Карлом   I   были   вырыты   из   могил,   у   них   были отрублены   головы,   которые   были   воткнуты   на   колья   и   водружены   против   здания парламента. Недовольство вызывала и внешняя политика Карла II. После того как Испания была оттеснена на второй план, основным соперником Англии была Франция. Между тем Карл II придерживался политики дружбы с Францией. Карл II  трижды распускал парламент. Была введена строгая цензура и подавлены все выступления, направленные на лишение права на престол брата короля Якова II.   В   1685   г.,   после   смерти   Карла   II,   Яков   II   стал   королем   Англии.  Новый король был сторонником католицизма. Восстановление этой религии повлекло бы за собой и восстановление церковной земельной собственности, а это означало, что над имущими нависла   угроза   новых   изменений   в   собственности.   Разумеется,   это   вызывало   страх   среди буржуазии и нового дворянства.  Prompts for the Accusing Speech He promised to rule in agreement with the Parliament, but broke the promise by dissolving (распускать) the Parliament three times.  The King started persecuting (преследование) the participants of the Revolution. Foreign policy of Charles II caused  the great discontent (недовольство) among the people.  Charles II maintained the friendly relations with France. The King supported the religious ideas of Catholicism ВОПРОСЫ для сравнения Законодательная Положение  ДО революции Приложение 4 Положение  ПОСЛЕ революции власть власть Исполнительная Судебная власть Господствующая церковь Вооруженные силы Home task Express your opinion on the following statement. Remember the rules of writing: Make use of the phrases: Firstly,….. Secondly,….. Finally,….. Furthermore,…. Besides,……  It is a well­known fact that…..  People tend to believe that…..  Smth may lead to……  result in…… it is quite beneficial…. I believe that the British Parliament  is/is not  a good tradition to observe.....  (150­180 words)

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков

Метапредметный подход и его реализация в рамках проведения бинарных уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2019