Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)
Оценка 4.7

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
10 кл
27.03.2017
Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)
Презентация к уроку
Актуальные вопросы биоэтики.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В. В. ГУСЕВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РОШАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Урок­конференция  на тему: «Актуальные проблемы биоэтики» 10 класс (биология­обществознание)                                                                            Разработали:                                                                              учитель биологии                                                                                           Крюкова Марина Алексеевна                                                                             учитель обществознания                                                                             Степина Анна Алексеевна Урок проведен на научно­практическом семинаре «Развитие системы формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования» 17 марта 2017 года Г.Рошаль  Метапредметный урок  «Актуальные вопросы биоэтики» (биология и обществознание) Подготовили: Крюкова М.А., учитель биологии                                                  Степина А.А., учитель обществознания                                         «Человек, вооруженный только наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек».    Джон Холдейн           Педагогическая цель Тип и вид урока Планируемые  результаты  (предметные) Личностные  результаты Метапредметные  результаты Основное содержание  темы, понятия и  термины Образовательные  ресурсы Деятельность  учащихся Создать условия для понимания необходимости в науке  учитывать моральный аспект, предвидеть последствия открытий  для общества с разных сторон Урок­беседа, групповая работа Готовность применять полученные знания, овладение целостным  представлением о проблеме научных открытий Освоение гуманистических традиций и ценностей современного  мира, уважение прав и свобод человека, понимание человеческой жизни как главной ценности на земле Владение умением работать с учебной и внешкольной  информацией, использовать современные источники  информации, в том числе материалы на электронных носителях;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия  решений и осуществления осознанного выбора в учебной и  познавательной деятельности Естественно­научные открытия в медицине последних лет и  отношение общества к данным открытиям. Биоэтика,  клонирование, трансплантация, эвтаназия, контрацепция, ЭКО,  евгеника. Материалы интернета, результаты проведенных социологических опросов Выступают в роли ведущих, выступают с презентациями,  участвуют в дискуссиях. В ходе урока учащиеся заполняют  рабочий лист урока на основе имеющихся у них материалов по  темам (см. Рабочий лист урока) Ход урока Ведущий 1.  Здравствуйте, дорогие друзья. Мы, жители ХХ! века, являемся свидетелями   глубоких   базисных   подвижек   естественных   наук,   в   т.ч. медицины. За   несколько   последних   десятилетий   медицина   претерпела   глубокие качественные изменения. Стремительное   развитие   медицинской   науки   заключается   не   только   в углублении   биологических   знаний,   но   и   в   широчайшем   введении   точных математических   и   биофизических   методов,   что   само   по   себе   определяет качественно иной уровень древней науки. Ведущий 2. И в результате этого возникло множество нравственных проблем, связанных с пересадкой органов, эвтаназией, клонированием,  искусственным оплодотворением, суррогатным материнством.  Английский ученый Джон Холдейн говорил: «Человек, вооруженный только  наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек». Цель нашего урока – рассмотреть возможности науки и их соотношение с этическими   нормами.   На   уроке   присутствуют   учащиеся   двух   10­х профильных   классов   –   естественно­научного   и   социально­гуманитарного. Давайте попробуем рассмотреть предложенные проблемы с позиции науки и общества. Итак, мы даем слово экспертам по науке, которые познакомят нас с научными достижениями. Презентация.   Достижения   медицины   ХХ1   века.(   Выступление   группы биологов.) Ведущий 1. Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в  отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с  развитием прогресса биомедицинской практики и науки.                                      Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:  ­ Можно ли заниматься клонированием человека?  ­ Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы»  человека, обладающего высокими интеллектуальными и физическими  качествами?  ­ Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется  произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям?  ­ Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен? И т.д.  Задачей биоэтики является поиск социально приемлемых и морально  обоснованных решений подобных вопросов.  Ведущий 2. Предмет биоэтики – это неповторимость и уникальность  личности каждого индивида. Данная дисциплина признает право каждого  человека самостоятельно принимать самые важные решения, которые  касаются его жизни.                                Нравственность и здоровье – вот та  основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций  современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие  основные проблемы:                                                                         ­ эвтаназию;                                                                                                                 ­ трансплантологию;                                                                                                   ­ проведение экспериментов на человеке и животных;                                           ­ отношения между врачом и пациентом;                                                                 ­ организацию хосписов;                                                                                             ­ отношение к людям, являющимся психически неполноценными;                        ­ деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.).  Ведущий 1. Ознакомимся с основными вопросами биоэтики. Одна из наиболее горячо обсуждаемых этических проблем на сегодняшний  день касается эвтаназии .  Группа №1 «Эвтаназия» (Приложение № 1) Ведущий 2. Очень сложные правовые и этические проблемы порождены  трансплантологией. На сегодняшний день пересаживаются сердце и печень,  легкое и костный мозг и т.д. Проблемы в данной области касаются  обязанностей и прав донора, а также его родственников, медицинских  работников, констатации факта необратимой гибели . Группа №2 «Трансплантация органов». (Приложение №2) Ведущий 1.  Проблемы биоэтики касаются этической стороны таких  действий, как стерилизация и контрацепция, а также искусственное  прерывание беременности. Все они представляют собой современные формы  вмешательства медицины в репродуктивную функцию. Рассмотрим, к  примеру, аборт. Нарушает ли он основной принцип клятвы Гиппократа,  который гласит: «Не навреди»? Можно ли его проводить с этической точки  зрения? Если да, то всегда или только в определенных случаях? Ответы на эти вопросы зависят от нравственных принципов и профессиональной  подготовленности врача.                                               Группа №3 «Прерывание беременности» (Приложение №3) Ведущий 2.  Проблемы биоэтики касаются искусственного оплодотворения и  суррогатного материнства. С одной стороны, новейшие репродуктивные  технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей  человеческой ценностью.  Группа №4 «Суррогатное материнство. Эко». (Приложение №4) Ведущий 1. Ожесточенные споры продолжают вестись вокруг такой  проблемы, как клонирование человека, возможное с применением новейших  разработок генной инженерии. В обсуждении моральной стороны этого  вопроса принимают участие биологи и врачи, политики и философы. Не обходят стороной данную проблему и священнослужители. В настоящее  время существует две совершенно противоположных точки зрения  Одна из них исходит из того, что клонирование вполне этично и является  безопасным для человека и общества. Сторонники этой точки зрения  полагают, что клонирование является путем к бессмертию и устранению  болезней. Но существует и противоположное мнение. Его сторонники  считают, что подобная манипуляция аморальна. Кроме того, она несет в себе  потенциальную опасность, так как наука пока еще не может предсказать все  возможные последствия данного эксперимента.  Группа №5 «Клонирование» (Приложение №5) Ведущий 2. Развитие генетики и репродуктивных технологий подняли вопрос о значении евгеники и ее этическом и моральном статусе в современную  эпоху.                                        Группа №6  «Эвгеника» (Приложение №6) Ведущий 1.  По данным темам был проведен соцопрос среди людей разных  возрастных категорий. Давайте познакомимся с его результатами.  Ведущий 2.На сегодняшний день у нас  нет однозначного отношения ко всем  рассмотренным вопросам. Но чтобы сформировать свое мнение человек  должен знать различные точки зрения других людей. Истина рождается в  споре. Однако никогда не нужно забывать основные принципы биоэтики: ­ уважение человеческого достоинства;  ­ непричинение зла и сотворение добра;  ­ автономия личности;  ­ соблюдение справедливости. ευ θάνατος  «смерть») ­ «хороший» +   — практика прекращения жизни  Приложение №1 Эвтаназия .        Эвтаназия (греч.  человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые  страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или  минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.           Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах, среди которых можно  выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания;  прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку  возможности умереть. « Эвтаназией» также называют усыпление лабораторных и бродячих  животных.           Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё  более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения  «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».        Различают две основные формы эвтаназии: активную и пассивную. Активная эвтаназия  — преднамеренное применение медицинскими работниками каких­либо средств с целью прерывания жизни пациента. К активной эвтаназии также относят самоубийство при  помощи врача, который предоставляет больному средства для прекращения жизни.  Пассивная эвтаназия — отказ от поддерживающего лечения, которое или совсем не  начинают, или прекращают на определенном этапе.   Эвтаназия противоречит религиозным взглядам всех основных конфессий и  классической медицинской этике, в частности клятве Гиппократа, однако этот вопрос  не может считаться окончательно решенным. Еще один принцип биоэтики — социальная справедливость, который предусматривает равное предоставление необходимых видов  медицинской помощи любому пациенту независимо от его физического, психического и  материального состояния. Врач при оказании медицинской помощи пациентам должен  руководствоваться исключительно профессиональными и этическими нормами, а не  отдавать предпочтение больным с особым социальным статусом и высоким материальным положением. Социально­психологической основой профессионального  воспитания врачей служат формирование и развитие у них соответствующей этико­ деонтологической культуры. Это означает, что сопереживание и милосердие должны  стать внутренним содержанием, нравственным стержнем медицинского работника.  Этические нормы врача должны находить свое проявление в профессиональной  деятельности, прежде всего в общении с пациентами, их близкими, во  взаимоотношениях с коллегами. Приложение № 2 Пересадка органов   .   Биологическая смерть субъекта не означает одномоментную  биологическую смерть тканей и органов, составляющих его организм. Время до смерти  тканей и органов, составляющих тело человека, различно. Наиболее короткое время жизни  при отсутствии кислорода наблюдается у ткани головного мозга, если более точно, у коры  головного мозга и подкорковых структур. Стволовые отделы и спинной мозг имеют  большую сопротивляемость, вернее устойчивость к кислородному голоданию. Другие  ткани тела человека обладают этим свойством в более выраженной степени. Так, сердце  сохраняет свою жизнеспособность в течение 1,5­2 часов после наступления биологической  смерти. Почки, печень и некоторые другие органы сохраняют жизнеспособность до 3­4  часов. Мышечная ткань, кожа и некоторые другие ткани вполне могут быть  жизнеспособными в сроки до 5­6 часов после наступления биологической смерти. Костная  ткань, являясь самой инертной тканью организма человека, сохраняет свои жизненные силы до нескольких суток. С явлением приживаемости органов и тканей тела человека связана  возможность их трансплантации и чем в более ранние сроки после наступления  биологической смерти изымаются органы для трансплантации, чем более жизнеспособными они являются, тем больше вероятность их успешного дальнейшего функционирования в  новом организме.        В России прижизненное изъятие органов (в основном почки)  допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.     Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких­либо причин донора, тем выше  шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор  остаётся предметом дискуссий. В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов  после смерти, считается потенциальным донором.        Наиболее сложным вопросом  остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием  злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных  доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие  органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом  операций).       Ксенотрансплантация, или межвидовая трансплантация — трансплантация  органов и/или тканей от животного другого биологического вида. Обычно идёт речь о  ксенотрансплантации от иммунологически наиболее близкой человеку свиньи или от  высших приматов. Ксенотрансплантация остаётся невозможной и неосуществимой при  нынешнем уровне развития трансплантологии. Даже при очень сильном угнетении  иммунитета организма реципиента ксенотрансплантат от свиньи не выживает в организме  человека в результате сверхскоростной реакции отторжения. Пересадка органов от  животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных  конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для  мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов  — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников  прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к  животным. Приложение №3 Аборт .      Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости,  решается законодательно, в разных странах по­разному, в зависимости от светского или  религиозного характера государства. Православие, католицизм и ислам отрицают  возможность аборта, даже по медицинским показаниям. В большинстве светских  государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться  своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в  момент появления на свет. Поэтому во всех развитых странах аборт разрешён. В  зависимости от срока беременности, её прерывание проводится различными методами. 1)  медикаментозная провокация самопроизвольного аборта (2­8 недель) — термин  «фармацевтический» или «медикаментозный» аборт обозначает прерывание беременности,  вызванное лекарственными средствами, вместо хирургического вмешательства; 2)  вакуумная аспирация (2­5 недель)­  мини­аборт; 3) медицинский — хирургическое  удаление плода (абразия, в просторечии называемая «выскабливанием»; 6­12 недель,  иногда до 22 недель) — классический аборт; 4) поздние аборты — провокация  преждевременных «родов» (свыше 22 недель) — искусственные роды.     Основными  показаниями для прерывания беременности являются смерть плода в утробе или угроза  жизни матери, в силу её состояния или неправильного протекания беременности (например внематочная беременность). Также показаниями к аборту является неправильное  внутриутробное развитие или необходимость в медицинских процедурах, пагубно  влияющих на него (например, трансплантации органов). В большинстве случаев,  окончательное решение о применении искусственного аборта остаётся за родителями (или  за их родственниками).     В современном мире допустимость абортов и её пределы —  остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские,  социальные и правовые аспекты. В некоторых странах (например, в США, Польше) эта  проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточённое противостояние в  обществе. Первый моральный вопрос, вызывающий споры, — прерывается ли при аборте  уже существующая человеческая жизнь? Противники абортов говорят о «зачатом ребёнке», «не рождённом младенце», «ребёнке в лоне матери». Многие верующие, в частности  христиане, относятся к аборту как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его  развития. По мнению сторонников права на аборт, эмбрион не может считаться ребёнком  ни с юридической, ни с социальной, ни с биологической точки зрения. Второй  дискуссионный моральный вопрос касается приоритета интересов эмбриона над  интересами женщины или наоборот. Противники абортов ставят право эмбриона на жизнь  превыше всего. Сторонники права на аборт отдают приоритет праву женщины на личную  неприкосновенность и свободу распоряжения собственным телом.      Приложение №4  Суррогатное материнство. ЭКО.      Суррогатное материнство — вспомогательная  репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается  забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет  затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут  юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и  родила суррогатная мать.        Технология суррогатного материнства запрещена в  некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране  имеются особенности законодательства, по­разному нормирующие эту практику. В России  суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и  нормативными документами: 1) Cемейный Кодекс РФ, ст. 51­52.; 2) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487­1, ст. 35  «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона»; 3) Закон «Об актах  гражданского состояния» от 15.11.97. № 143­ФЗ, ст. 16; 4) Приказ Минздрава РФ от  26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в  терапии женского и мужского бесплодия».      Для регистрации ребенка (детей),  рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС  следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной  матери, справку из клиники ЭКО      «Суррогатное материнство» травмирует как  вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое  впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с  православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального  (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное  разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства  даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.                     Приложение №5 ии еи ии еи Клонирование      Клон рование челов ка — действие, заключающееся в формировании и выращивании принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не  только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне  существующего или ранее существовавшего. Пока технология клонирования человека не  отработана. В настоящее время достоверно не зафиксировано ни одного случая  клонирования человека. Однако, уже сегодня есть методы, позволяющие с большой долей  уверенности говорить, что в главном вопрос технологии решён. Наиболее успешным из  методов клонирования высших животных оказался метод «переноса ядра». Именно он был  применён для клонирования овцы Долли в Великобритании, которая, как известно,  прожила достаточное число лет (6), чтобы можно было говорить об успехе эксперимента.  Репродуктивное клон рование человека — предполагает, что индивид, родившийся в  результате клонирования, получает имя, гражданские права, образование, воспитание,  словом — ведёт такую же жизнь, как и все «обычные» люди. Репродуктивное клонирование встречается со множеством этических, религиозных, юридических проблем, которые  сегодня ещё не имеют очевидного решения. В некоторых государствах работы по  ии репродуктивному клонированию запрещены на законодательном уровне. Терапевт ческое  клон рование челов ка   — предполагает, что развитие эмбриона останавливается в  течение 14 дней, а сам эмбрион используется как продукт для получения стволовых  клеток. Законодатели многих стран опасаются, что легализация терапевтического  клонирования приведёт к его переходу в репродуктивное. Однако в некоторых странах  (США, Великобритания) терапевтическое клонирование разрешено. В терапевтическом  клонировании используется процесс, известный как пересадка ядер соматических клеток,  состоящий в изъятии яйцеклетки (ооцита) из которой было удалено ядро, и замена этого  ядра ДНК другого организма. После многих митотических делений культуры (митозов  культуры), данная клетка образует бластоцисту (раннюю стадию эмбриона состоящую из  приблизительно 100 клеток) с ДНК почти идентичным первичному организму. Цель данной процедуры — получение стволовых клеток, генетически совместимых с донорским  организмом. Например, из ДНК больного болезнью Паркинсона можно получить  эмбриональные стволовые клетки, которые можно использовать для его лечения, при этом  они не будут отторгаться иммунной системой больного. В настоящее время такая терапия  в России не осуществляется, и развитие технологии клонирования было приостановлено до того момента, когда в правительстве наконец решат разрешить исследования в этой  области. Стволовые клетки способны: образовывать любую из примерно 350 типов клеток  ии организма; при введении в организм, находить зону повреждения и фиксироваться там,  исполняя утраченную функцию; делиться неограниченно; при делении (часть из них)  изменяться и частично оставаться стволовыми и за счет этого образуют  самоподдерживающуюся популяцию.        3 февраля 2011 года Федеральная службой по  надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдала разрешение на  применение новой медицинской технологии ФС № 2011/002 (лечение донорскими  стволовыми клетками следующих патологий: возрастные изменения кожи лица второй или  третьей степени, наличие раневого дефекта кожи, трофической язвы, лечение аллопеции,  атрофическое поражение кожи, ожоги, диабетической стопы)               Приложение №6 еи ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о  Евгеника      Евг ника (от греч.  селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных  свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.       Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии  стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно  пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими  преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и  уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие  генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её  этическом и моральном статусе в современную эпоху.        В современной науке многие  проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в  рамках генетики человека. Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань  между ними условна). Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с  признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие  наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект). Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные  дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно  неполноценными.        Возможность пренатальной диагностики определённых  характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия  изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула  естественных генов человека. «Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г.,  отвергало негативную евгенику и занималось проблемами евгеники позитивной. Основные  мировые религии, исходя из принятой ими сакральности факта зарождения новой жизни, в  настоящее время осуждают евгенику в целом — как попытку вмешательства в  деятельность высших сил. Заключение   Биоэтика является системным ответом на так  называемые «проблемные ситуации» этико­правового характера, объективно возникающие  под влиянием научно­технического прогресса в экологии, биологии и медицине, в  частности — в современной клинической практике. Важную роль играет изменение  социально­экономических факторов, глобализация, смешение культурно­религиозных  традиций. Комплекс морально­этических проблем охватывает приложения биологии не  только к социально­политической, но и ко всей гуманитарной проблематике, и включает  наряду с биоэтикой биополитику, биотеологию и другие ветви науки.  Приложение №7 Рабочий лист команды № Название темы 1. 2. 3. 4. 5. Состав команды Биологическая  значимость  проблемы. Отношение общества  к проблеме. Анализ работы команд. № команды №1 №2 №3 №4 №5 №6 Тема «Эвтаназия» «Трансплантация Органов» «Прерывание  беременности» «Суррогатное  материнство.Эко» «Клонирование» «Евгеника»                                                                 Биологическая  значимость. Отношение  общества. Оценка  команды

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)

Метапредметный урок биологии и обществознания "Актуальные вопросы биоэтики" (10 класс)
Скачать файл