Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"
Оценка 4.7

Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"

Оценка 4.7
Семинары
doc
биология
10 кл
20.06.2017
Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"
Интеграция представляется одним из перспективных, инновационных приёмов, способных решить многие из проблем современного предметно- разобщённого образования. Необходимость связи между предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности, с другой стороны, междисциплинарная интеграция способствует выработке у учащихся универсальных учебных действий.статья по биологии
Междисциплинарная интеграция на уроках биологии Шишова И.А..doc
Междисциплинарная интеграция на уроках биологии. Школьное   образование   должно   соответствовать   современному   уровню   развития   науки, техники и культуры, отвечать задаче научно – технического прогресса. Прямое влияние на содержание  общего  образования  имеет  и   современная  тенденция   усиления  взаимосвязи наук. Термин интеграция  в содержании  образования  означает  объединение  в известных пределах, в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной научной области. Межпредметные   связи   помогают   слить   знания   по   отдельным   предметам   в   одно   целое монолитное   знание   и   приучают   учащихся   в   дальнейшем   устанавливать   эти   связи   при решении теоретических и практических задач. Интеграция представляется одним из перспективных, инновационных приёмов, способных решить   многие   из   проблем   современного   предметно­   разобщённого   образования. Необходимость связи между предметами диктуется также дидактическими принципами обучения,   воспитательными   задачами   школы,   связью   обучения   с   жизнью,   подготовкой учащихся к практической деятельности, с другой стороны, междисциплинарная интеграция способствует выработке у учащихся универсальных учебных действий.  Приведу примеры из своей практики проведения уроков биологии в разных классах. 6 класс. При изучении систематических групп растений использую интеграцию биологии, географии и истории. Учащиеся получают задание подготовить сообщение о каком – либо растении   семейства   по   предложенному   плану:   родина   растения;   история   его   названия; когда и как попало в нашу страну; его применение и значение.  7­8 классы. Интеграция биологии и математики: решение биологических задач. «Капуста при урожае 200 центнеров с гектара извлекает из почвы 40 граммов фосфора, в3 раза больше азота и в 4 раза больше калия. Посчитайте, сколько азота и калия получает из почвы капуста?» «Каждый   день   у   человека   образуется   и   отмирает   2   млрд.   эритроцитов.   Это   одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько всего эритроцитов у человека?» «Сколько   нужно   пролететь   пчёлам,   чтобы   собрать   1кг   мёда?   Если   за   1   раз   пчела пролетает3 км, на 1 кг мёда надо 100тыс. взятков – порций нектара, приносимых пчелой за 1 вылет» В   9­11   классах   –   это   решение   генетических   задач   на   определение   наследственных признаков человека и животных. Так же с 6 по 11 класс использую интеграцию биологии и литературы.   Это и устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки про растения и животных, которые находят сами ребята. «В чужой каше бобы крупнее кажутся» (Корея) «Морковь ­ прибавляет  кровь» (Русская) «Лишь лежачий камень в реке мхом обрастает» (Индонезия) «Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка – по выбору» (Русская) и др. Применяю и такие задания: Исследуйте фразеологизмы. Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки зрения? «Нем как рыба», «Как рыба в воде». При изучении темы «Железы внутренней секреции» в 8 классе Всегда зачитываю ребятам отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи», обращая внимание на то, насколько точно были  описаны   автором симптомы   «бронзовой  болезни»,  связанной  с  нарушением работы надпочечников.  При изучении темы «Строение и распространение семян» в 6 классе,  ребята пишут сказки «Путешествие семени». Работая с терминами, часто устраиваю «Конкурс переводчиков», когда необходимо перевести на русский язык термины: хорда, рефлекс, гибрид, симбиоз, микориза, регенерация, зигота и тд… Нельзя не сказать о межпредметных связях между биологией, физикой и химией.   Знакомство с устройством и принципом работы микроскопа   в 6 классе, при изучении «оптики» глаза в 8 классе. В 7 классе на уроке «Кошка и физика» ребята рассказывают о «кошачьей походке», о механизме падения кошки, что такое мурлыканье, когда и почему кошка свёртывается в клубок, как видит кошка, о лечебном биополе кошки. На уроках анатомии  в  8 классе,  при  изучении  процессов  газообмена  в лёгких   и  тканях   учащиеся усваивают, что эти процессы протекают в соответствии с принципом диффузии, изучаемым на уроках физики. При изучении темы «Кожа» ребята получают задание установить, на каких   физических   явлениях   и   закономерностях   основан   процесс   терморегуляции организма. Знания о растворах, законах прохождения электрического тока, элементарные понятия о диффузии   позволяют   учащимся   более   полно   понять   темы   «Пищеварение»,   «Дыхание», «Кровь   и   кровообращение»,   «Нервная   система».   Знания   полученные   на   уроках   химии позволяют ученикам глубже понять процессы протекающие в живых организмах: биосинтез белка, фотосинтез, хемосинтез, обмен веществ и процессы превращения в пищеварительной системе, состав крови и тд.. Последнее   время   так   же   применяю   групповые   и   индивидуальные   формы   работы   по созданию презентаций. Это даёт ребятам возможность самостоятельного поиска и отбора необходимой   информации,   её   структурирования,   а   так   же   развивает   коммуникативные навыки работы в группе.    Установление   межпредметных   связей   способствует   совершенствованию   навыков умственной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению живых организмов, что ведёт к повышению качества образования. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно­ теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой   является   овладение   школьниками   обобщенным   характером   познавательной деятельности.

Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"

Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"

Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"

Статья по биологии на тему "Междисциплинарная интеграция на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017