Использование ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении биологии.
Оценка 5

Использование ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении биологии.

Оценка 5
Семинары
docx
биология
8 кл
29.03.2024
Использование ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении биологии.
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Электронные формы учебника (ЭФУ) становятся все более популярными в школах. Использование ЭФУ позволяет ученикам на современном уровне достигать запланированных результатов. В условиях нашей образовательной организации в полной мере можно использовать вариант демонстрационного режима, обеспечивающий повышенную наглядность, экономию времени учителя за счет ЭОР, содержащихся в ЭФУ, а также частично вариант «компьютерный класс», когда обучающиеся работают в парах или группах. Электронный учебник для меня на уроке - это одна из форм использования информационных технологий.
доклад.docx

Использование ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении биологии.

Старкова Надежда Николаевна, учитель биологии МБОУ «Комсомольская СОШ»

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Электронные формы учебника (ЭФУ) становятся все более популярными в школах. В кабинете биологии есть возможности использовать электронный учебник в учебном процессе – это компьютер, проектор и интерактивная доска. Однако школа не имеет возможности предоставить каждому ученику технические средства, поэтому мы активно используем личные гаджеты учащихся и планшетные устройства. До этого я использовала для работы электронные образовательные ресурсы не просто для демонстрации наглядного иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности обучающихся.

Использование ЭФУ позволяет ученикам на современном уровне достигать запланированных результатов. В условиях нашей образовательной организации в полной мере можно использовать вариант демонстрационного режима, обеспечивающий повышенную наглядность, экономию времени учителя за счет ЭОР, содержащихся в ЭФУ, а также частично вариант «компьютерный класс», когда обучающиеся работают в парах или группах.

Электронный учебник для меня на уроке - это одна из форм использования информационных технологий. На первых этапах работы, обучающиеся выполняют  задания по траектории обучения под руководством учителя -фронтальная работа с использованием проекционного оборудования, далее они, имея планшеты, выбирают собственные образовательные маршруты, используя самоконтроль и самооценку.

В ходе своей работы я провела сравнительный анализ двух восьмых классов по качеству знания.  По входной диагностике 8 «б» имел более низкие результаты, чем 8 «а». Применяя ЭФУ в 8 «б» и 8 «а», я наблюдаю положительную тенденцию в отношении качества знания. Уже во 2 четверти ребята 8 «б» класса повысили успеваемость на 20% . Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Объекты, сервисы учебника в электронной форме, побуждают обучающихся, выполнять дополнительные задания: активные ссылки по тексту учебника привлекают внимание и побуждают открыть и посмотреть, что за ними находиться. Уроки в 8-х классах проходят в сочетании традиционного учебника и электронной формы учебника.

На каждом этапе дидактического цикла стараюсь использовать основное и дополнительное содержание ЭФУ.

Рассмотрим по этапам один из уроков в 8 классе по теме: «Внутренняя среда организма».      I. Организационный этап. Приветствие учащихся.
II. Мотивация.

Мотивирующую часть я провожу, используя такой прием, как цитирование. Например, Клод Бернар говорил: « Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни», - фокусирую внимание учащихся на проблеме. Совместно с учащимися выдвигаем цель урока: изучение особенностей строения внутренней среды организма, ее функции. Задачи урока (формулируют самостоятельно).

Затем озвучиваю тему урока: «Внутренняя среда организма».

Предлагаю посмотреть и внимательно послушать слайд-шоу «Компоненты внутренней среды», это вызывает эмоциональный подъем и повышается уровень усвоения материала. Организовываю фронтальную работу. Учащиеся дают определение тканевой жидкости, лимфе, крови.  Краткие сведения фиксирую на доске, а учащиеся в тетрадях. Это помогает освоить навыки конспектирования и активизирует зрительную память. Такой метод позволяет задействовать практически все органы восприятия и эффективно работать с разными его типами. Повышается познавательный интерес к предмету.

А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? Как по-другому мы называем постоянство внутренней среды? 

III. Создание проблемной ситуации: «Кровь – “удивительная“ ткань нашего организма. Однако подвижность крови – важнейшее условие жизни нашего организма, как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови».

Работу выполняем в парах, изучая функции крови. Работаем с текстом, создаем закладки, которые, необходимы для формирования таких навыков у учащихся, как смысловое чтение и логическое мышление. В 8 классах есть дети, у которых проблемно происходит пересказ текста, и в этом им помогает возможность выделения ключевых слов в тексте. Аргументируя свою точку зрения, они быстро обращаются к найденным доказательствам, обмениваются мнением друг с другом или обращаются к учителю. Получается, что ребята сами себя обучают, а соответственно развиваются память, внимание. У учащихся стимулируется инициатива и творческое мышление. Заполняем таблицу «Функции крови».

 Отвечаем на вопрос, постоянство внутренней среды организма называется гомеостазом. В 1929 году американский ученый Кеннон дал название этому явлению. Гомеостаз поддерживается благодаря работе всех органов и тканей в нашем организме.

Результат: У высоко мотивированных учащихся возникает потребность в поиске новой информации, которую они быстро находят и легко ее преобразовывают.

 

Что такое кровь? Какие клетки образуют кровь?
IV. Осознание и осмысление учебного материала

 Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя: плазма крови и форменные элементы - клетки крови: эритроциты и лейкоциты, и кровяные пластинки – тромбоциты.
Учащиеся приобретают навыки извлечения информации из рисунка, составляют круговую диаграмму. Развиваются индивидуальные познавательные интересы и творческие способности, отмечается жизненно важная функция каждого из этих слоев крови.  Жизнедеятельность клеток организма зависит от минерального состава крови. Растворы, которые по своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу плазмы, называют физиологическими растворами. Для человека таким раствором является 0,9 % раствор хлорида натрия. Раствор, который по своему составу и щелочности, а также содержанию в ней солей соответствует плазме крови, носит название физиологический раствор. Он содержит 0,9% соли. Физиологический раствор используют в медицине, допустим, если надо поддержать жизнеспособность органа при пересадке, или вливают в организм человека при очень большой кровопотере.

Результат: учащиеся ведут, поиск дополнительной информации в сети Интернет используя ссылки на различные ресурсы, представленные в электронном приложении, создана удобная система навигации на основе гиперссылок.


       Изучаем форменные элементы крови и выясняем особенности их строения в связи с выполняемой функцией (работа в 3-х группах). 

Работаем с текстом выделение главного, составление характеристики. Лаконичность и сжатость учебного материала вовлекает в учебную деятельность даже слабо мотивированных учащихся.

      Учащиеся приобретают навыки определения форменных элементов крови, создают заметки. Вступают в диалог взаимодействия с преподавателем и со своими одноклассниками в группе. Каждая группа изучает иллюстрацию, которую увеличивают, кликнув по ней левой кнопкой мыши или нажав пальцем. Представитель каждой группы делает краткий отчет о форменном элементе крови, овладевая навыками выступлений.

Первый тип клеток крови – это эритроциты (работу выполняет  первая группа).        Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин, имеет ярко  красный цвет. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению 80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.          

Второй тип клеток крови – это тромбоциты (работу выполняет вторая  группа). Главная их функция – участие в свертывании крови. Третий тип клеток крови – это лейкоциты. Основная функция лейкоцитов – защитная. Они защищают наш организм от попадания чужеродных бактерий.

IV. Рефлексия.  В тексте ЭФУ на полях присутствуют значки, обозначающие интерактивные объекты. Работая с ними, заполняем таблицу «Характеристика форменных элементов крови», а затем проводим выполнение интерактивного задания « Этапы свертывания крови». При выполнении данных заданий практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать.

     V. Осмысление результатов. ЭФУ позволяет перейти от репродуктивного обучения, к креативной модели. Систематическое использование мультимедийной техники на уроке, способствует развитию у учащихся умений работать с компьютером и интерактивной доской.

    VIНа этапе закрепления обращаюсь к ЭФУ. Рубрика «Вопросы для обсуждения». Она содержит проблемные вопросы, которые могут стать основой для углубленного изучения материала и подготовки учащимися своих проектов.

  VII. Домашнее задание.     

 

Мои результаты: ЭФУ дает возможность учителю, собрать знания в единое целое, этому способствуют ссылки на различные ресурсы, представленные в электронном приложении.

Результаты:

- повышается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся;

- обучение становится более интересным и увлекательным;

- повышается уровень качества знаний;

-  формируется личность, обладающая информационными и коммуникативными навыками;

-повышается темп урока, сокращается потеря рабочего времени до минимума, увеличивается объем самостоятельной работы, урок становится ярким и увлекательным.

Ученики обращаются к электронному учебнику только на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем.

За год работы с ЭФУ выводы, думаю, делать рано, но есть четкое понимание того, что:

- электронная форма учебника позволяет учителю разнообразить виды деятельности обучающихся на уроке;

- активно использовать системно-деятельностный подход.

Хочется спросить: «А близок ли прогресс и скоро ли войдет в каждую школу продвинутая технология для обучения?»  

Таким образом, мы пока находимся еще на полпути для эффективного внедрения ЭФУ, но плюсы их использования, безусловно, есть: работа с применением такой формы учебника, дополняет общение с печатными изданиями, позволяет сегодня сделать обучение более динамичным, наглядным, доступным и индивидуальным.

 


 

Использование ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении биологии

Использование ЭФУ для достижения планируемых результатов при обучении биологии

Это помогает освоить навыки конспектирования и активизирует зрительную память

Это помогает освоить навыки конспектирования и активизирует зрительную память

Работаем с текстом выделение главного, составление характеристики

Работаем с текстом выделение главного, составление характеристики

Хочется спросить: «А близок ли прогресс и скоро ли войдет в каждую школу продвинутая технология для обучения?»

Хочется спросить: «А близок ли прогресс и скоро ли войдет в каждую школу продвинутая технология для обучения?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024