Современный урок биологии: какой он?
Ты лишь до тех пор способен содействовать
образованию других, пока продолжаешь
работать над собственным образованием
А. Дистервег
Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе, форма реализации педагогических взаимодействий. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть актуальный урок.
Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего учащегося, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный.
Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ, не только предметные, но и практические.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
· анализировать свои действия;
· самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
· отличаться мобильностью;
· быть способными к сотрудничеству;
· обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание.
Важной задачей каждого учителя биологии является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.
Учителя биологии должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии, в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Позиции |
Традиционная деятельность |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Жёстко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник |
Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Internet-ресурсы, материалы коллег, происхо-дит обмен конспектами |
Основные этапы урока |
Основное время урока отводилось этапу объясне-ния и закрепления (80 % - говорение учителя) |
Объяснение занимает 20-30 % урока; закрепление 5-10 % урока; остальное время - самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить то, что запланировано на урок |
Организовать деятельность детей по: поиску, обработке информации; обобщению способов деятельности и постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий |
Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93 % - репродуктивные задания; 7 % - исследуй (чаще для сильных учащихся) |
Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выра-зите символом, создайте схе-му или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцени-те, измените, придумайте |
Сегодня уроки биологии должны включать следующие основополагающие принципы:
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
2.Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностные целеполагание и содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и типология урока: с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: «открытия» нового знания.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе
Структура урока изучения нового материала |
Структура урока «открытия» нового знания |
1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10) Определение и разъяснение домашнего задания. |
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2)Этап актуализации и пробного учебного действия; 3)Этап выявления места и причины затруднения; 4)Этап построения проекта выхода из затруднения; 5)Этап реализации построенного проекта; 6)Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8)Этап включения в систему знаний и повторения; 9)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Признаки современного урока биологии: четкое планирование цели каждого урока; обеспечение качественного усвоения учебного материала; активная работа учащихся в классе без перегрузок; наличие у школьников интереса к предмету.
Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока.
Выделяют 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:
1) изучение нового материала;
2) закрепление пройденного материала;
3) контроль и оценка учащихся;
4) домашнее задание;
5) обобщение и систематизация знаний.
Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит от типа и вида урока.
Чтобы провести современный урок необходимо:
1. Четко определить и сформулировать тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал.
Для этого надо: подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой и незнакомой ситуациях, творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, т.е. некая универсальность. Главное при группировке материала -умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
Способы организации урока. Сегодня использование компьютерной
техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может
взять на себя функцию контроля знаний; поможет сэкономить время на
уроке; богато иллюстрировать материал; трудные для понимания моменты
показать в динамике; повторить
то, что вызвало затруднения;
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.
Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.
Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций).
Очень важен этап мотивации. На уроках биологии можно использовать такие приёмы мотивации:
1. Парадоксальные факты
Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
Картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
2. Создание проблемной ситуации.
В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому чуть-чуть пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении сложной математической задачи опустится другой конец. Почему?
В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
3. Использование художественной литературы.
Оцените правдоподобность следующего утверждения Б. Заходера: «Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту:
ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары,
вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны,
древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле),
ел и зелень, и извёстку, ел изделия из воску,
ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины,
несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки,
телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты,
храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы
и шашки, шпалы пробовал и штампы, щётки
и электролампы, даже юбками питался, даже
якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..».
Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
В. Шекспир написал о сне следующие строки:
«...Врачующий бальзам больной души,
Сон - это чудо матери-природы,
Вкуснейшее из блюд в земном пиру».
Насколько прав великий поэт?
4. Анализ жизненных ситуаций.
Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина D значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
Давно подмечено: для того, чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на носовую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
На улицах мы встречаем людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
5. Использование произведений искусства.
Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи».
От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коротышки, хоббиты).
В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина делает 34 оборота за 24 секунды. Почему это возможно?
6. Черный ящик.
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца).
7. Использование загадок, пословиц, поговорок.
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
- «От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»);
- «Достанется тебе ухо от селёдки» (тема «Рыбы»).
8. Разъяснение значимости знаний.
Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устаёт больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
Объясните, почему нередко мочёные яблоки, солёные огурцы теряют форму?
9. Найди ошибку в тексте.
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желёз притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на лёгкое прикосновение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
10. Смысловые пары.
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:
- устьица - газообмен;
- листья - фотосинтез;
- птицы - дыхание;
- сердце - кровообращение.
11. Кто лишний.
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
12. Экскурс в историю.
Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
Одна знатная дама, узнав об исследованиях учёными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальную комнату много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была её ошибка?
Известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?
13. Изречения знаменитых людей.
Сократ: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».
14. Знаете ли вы, что...
Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро. «Лягать» - ударять ногами. В. Даль в своём знаменитом словаре отмечал: «лягать» - ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин.).
Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнёрами в образовательном процессе
Что делает учитель? |
Что делают ученики? |
спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает… |
записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы… |
Структура современных уроков биологии, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность.
Критериями эффективности проведения урока при системнодеятельностном подходе являются:
• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
• использование проблемных творческих заданий;
• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); • создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
• отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Современный урок биологии, сохранив присущие ему признаки рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма.
Бондаренко Н.Н.,
учитель биологии МБОУ СОШ № 23 г. Симферополя Республики Крым
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.