Приемы смыслового чтения
Классификация приемов смыслового чтения Смысловое чтение: · осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; · поиск и отбор информации; · использование содержания текста для достижения собственных целей, развития, поучения знаний…; · извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; · определение основной и второстепенной информации; · свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; · понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Ментальные карты Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Традиционная система записи В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему? Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся. В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов. Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности. Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому, что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет. Ментальные карты Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию. Бьюзен предлагает действовать следующим образом. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил. 1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов. 2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. 3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. 4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче. 5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. 6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков. 8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3. 9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании. Описание стратегий смыслового чтения Рассмотрим стратегии смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой. Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Мозговой штурм Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? 2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации. I 3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по концептам текста, добавляя различную информацию; - когда и где появилось кино; - кто был его создателем; - где состоялся первый просмотр; - как развивался кинематограф; - какие ваши любимые фильмы и актёры; - ваше отношение к кино. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Глоссарий Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом: фотография фабрика братья Люмьер движущиеся картинки поезд Эдисон целлулоидная плёнка техник Мельес иллюзия движения Нью-Йорк Зворыкин Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Ориентиры предвосхищения Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).
2. Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия). Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Рассечение вопроса Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Подробный алгоритм реализации стратегии: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте? Предполагаемый ответ: «В вопросе имеются две смысловые группы: время и кино. Речь в тексте пойдёт о моменте рождения кинематографа. Поскольку я знаю, что кино появилось в конце XIX века, то события текста будут касаться этого периода времени. Вероятно, в тексте будет названа конкретная дата зарождения кинематографа. А также место, имена людей и обстоятельства, способствующие этому событию. Судя по вопросительному слову, с которого начинается вопрос (когда?), текст должен быть информационно-актуальным». Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Предваряющие вопросы Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: актуализация имеющихся знаний по теме текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) 2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Чтение вслух (попеременное чтение) Тип стратегии: Текстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.) 2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Примеры вопросов: - Когда появилось кино? - Где демонстрировались первые фильмы? И т.д. Первым всегда читает преподаватель, затем он передаёт текст первому слушателю семинара, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Чтение про себя с вопросами Тип стратегии: Текстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-10 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них. - Когда родилось кино? - Кто первый продемонстрировал фильмы? - Сколько фильмов показали? - Где их показали? - Как фильмы были сделаны? - Кто создал аппарат для кино? - Как он называется? 2. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них. Проделайте то же самое с четвёртым абзацем. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Чтение с остановками Тип стратегии: Текстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-11 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: управление процессом осмысления текста во время его чтения. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Предтекстовые вопросы: Приходилось ли вам когда-нибудь идти в новую школу? Что вы при этом чувствовали? Как это происходило? Название текста: «Первоклассник». Автор: Мария Дурикова. Кто главный герой текста? Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Мария Дурикова. Первоклассник В один прекрасный день в начале нового учебного года в школу пришёл отец и направился прямо в кабинет директора. — Вы примите моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому вопросу в шесть школ, но туда его не приняли. — А почему его не приняли? В чём дело? — спросил директор. СТОП 1. Почему, по вашему мнению, мальчика нельзя записать в школу? В чём проблема? Почему вы так думаете? Теперь дочитайте до следующей части, чтобы понять, в чём состоит проблема. — Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе. — Так он может сидеть в коридоре. — Он не помещается в коридоре, — ответил отец. — Тогда мы посадим его в спортивном зале. — Но он не поместится в спортивном зале, — с грустью ответил отец. — Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына, — ответил директор. — Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, — защищался отец. — Вы понимаете, мой Павко — школьник и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, чтобы он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф. СТОП 2. Вы учились? Как, по-вашему, чувствует себя Павко? А как чувствует себя отец? В какой стране происходит действие? Что, по-вашему, произойдёт дальше? Разрешит ли директор приходить Павко в школу? Если да, то где он будет сидеть в школе? Теперь прочитайте следующую часть текста, чтобы узнать, что случилось дальше. Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко будет продолжать сидеть в школьном дворе. На него наденут меховую шубу, а на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно, будут закрыты. Для того чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить маленькую доску на колени. На следующее утро Павко пришёл в школу. Сидя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на него глаза, но в целом вели себя тихо. А Павко? Он просто смотрел на них. СТОП 4. Ну, что вы теперь думаете по поводу решения директора записать Павко в школу? Выйдет ли из этого что-нибудь или нет? Почему «да» и почему «нет»? Что, по вашему мнению, подумают другие школьники о Павко? Что вы почувствовали, если бы за вашим окном в классе сидел великан? Что, по вашему мнению, чувствует Павко? Продолжаем читать. Вдруг из окна первого этажа раздался девчачий голос: — Ты из первого класса? — Я? — спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. — Да, я из первого класса, — кивнул он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке. У неё было круглое лицо, забавный маленький носик и тёмные волосы. — Я тоже первоклассница, и меня зовут Ветка, — сказала девочка. — Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан? Павко Дебнарик снова кивнул, но сразу понял, что у него нет доказательств того, что он добрый. Он поднатужился и начал думать. Ветка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль. СТОП 5. Как вы думаете, что теперь сделает Павко? Вы думаете, что он хороший великан или плохой? Как это можно доказать? Теперь дочитайте рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё это закончилось. Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к зданию школы, стало видно, что в его руке находится белка. Он поднёс её к окну и передал Ветке. — Белка! Какая прелесть! — закричала маленькая девочка. — А ты не найдёшь для неё шишку? Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны, сорвал несколько шишек и показал их ребятам. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Страх исчез, потому что они узнали, что хотя Павко и был великаном, но он не причиняет вреда никому, даже белке. Дети каждую перемену все вместе играли. Когда они играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Ему легко было быть вратарём. Он протягивал ладонь и закрывал половину ворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Ему только было жаль, что он не может играть в прятки. Он был всем сразу виден. Вскоре дети перестали играть в прятки, потому что им было не интересно играть без Павко Дебнарика. Все дети хотели с ним дружить. Но его самым дорогим другом была, как вы знаете, круглолицая Ветка с забавным маленьким носиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая впервые с ним заговорила. Мы должны добавить: Павко Дебнарик хорошо учился, и каждый день он получал пчёлку в своей школьной тетради (пчёлка в словацких школах эквивалент звёздочке в российских школах). 6. Что, по вашему мнению, чувствуют Павко и другие дети? Что сейчас чувствует отец Павко? Вопросы для обсуждения: — Павко сильно отличается от остальных детей. Как вы думаете, что он ощущал, будучи другим? — Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда вы отличались от других людей? Как вы себя тогда чувствовали? — Что вы думаете об этом рассказе? — Какая проблема поставлена в этом рассказе? Что автор хотел сказать детям и взрослым? Содержит ли эта история поучительный урок для вас? В чём он состоит? Почему вы так думаете?
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Чтение про себя с пометками Тип стратегии: Текстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Подробный алгоритм реализации стратегии: А. Выберем одну из предтекстовых стратегий. 1. Мы будем читать отрывок из статьи С.Н. Плотникова «Что такое чтение?». Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос (3 мин.). 2. Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин.). Б. Текстовая деятельность. • Цель чтения — критический анализ текста статьи. • Читайте и одновременно отмечайте: ++ соответствует тому, что знаю; – противоречит тому, что знаю; + новое; ? надо обсудить. • Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).
• Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение? • Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации? Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок. Например: Поставьте
следующие пометки у каждой основной мысли автора: Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: С.Н. Плотников. Что такое чтение? Почему чтение следует отнести к общенациональным проблемам, от состояния которых зависит будущее нации? Здесь есть, по крайней мере, два главных аспекта: образовательный и издательский, т.е. состояние читательской культуры народа и положение со всеми видами печатной продукции. Правда, в последнее время возник ещё один аспект — третий: влияние на чтение со стороны нового типа культуры — телевизионной. Переплетение этих аспектов создаёт комплекс проблем. В этой статье мы остановимся лишь на проблеме чтения книг. Так что же такое чтение? Это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими. Зачем нужно человеку чтение, что оно даёт ему? Затем, что чтение — это созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества и есть главная проблема современного мира. Человек читающий — Homo Legens — это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Проведённые исследования в последнее десятилетие в ряде стран показали: читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Как же это происходит? В отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и других, чтение — всегда труд, интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нём эти новые качества. Так чтение выполняет ещё одну социально значимую функцию — создание культуры человеческих качеств. Однако все эти процессы возможны лишь в определённых социальных условиях. Поэтому чтение ещё и очень чуткий, надёжный и даже универсальный индикатор состояния общества, и, прежде всего, отношения власти к культуре. Так что же происходит с чтением сегодня?
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Отношения между вопросом и ответом Тип стратегии: Послетекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: обучение пониманию текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Рассмотрите схему «Где ответ?» Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2). В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях. Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ. Вопросы к тексту 8: 1. По какой реке Льюис и Кларк отправились в путешествие? 2. Какова была цель данной экспедиции? 3. Как долго они путешествовали? 4. С какой целью они вели журнал? 5. Кто отправил Льюиса и Кларка в экспедицию? 6. Почему общение с коренными жителями было трудным? 7. Почему Льюис и Кларк использовали для обозначения названий растений и животных термины, которыми пользовались коренные жители? 8. Как вы думаете, как коренные жители относились к Льюису и Кларку? Проверьте свои ответы по ключу. (1-1, 2; 2-3,4; 3-5,6; 4-7,8.) Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Льюис и Кларк Весной 1804 года Льюис и Кларк отправились по реке Миссури в западном направлении. Они должны были преодолеть несколько сотен миль. Целью данной экспедиции было создание карты новых территорий. Путешественники должны были регулярно вести записи на протяжении всего пути. За время путешествия участники экспедиции добыли огромное количество информации, общаясь с коренными жителями. Хотя общение это было не из лёгких. Их журнал постоянно пополнялся новыми словами, такими, как skunk, hickory, squash, raccoon, opossum, которые на языке местных жителей обозначали названия растений и животных. По возвращении в сентябре 1806 года Льюис и Кларк доложили президенту Джефферсону о результатах экспедиции, а их путевой журнал был опубликован. (сканк, гикори, сквош, ракун, опоссум)
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Тайм-аут Тип стратегии: Послетекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Прочитайте самостоятельно про себя 1-й параграф текста. Дальше работайте в парах. 2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом. Например: — Кто такие Льюис и Кларк? — В какой стране происходит действие? — Какие новые территории они осваивали? 3. Проделайте ту же работу со следующими абзацами. 4. Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией. 5. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста, 6. Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке: (а) Экспедиция длилась 2 года (1804-1806). Результаты экспедиции были доложены президенту США. Путевой журнал исследователей был опубликован. (б) Льюис и Кларк получили задание в начале XIX века создать карту неосвоенных территорий США к западу от реки Миссури. В ходе экспедиции они должны были вести дневник. (в) Общаясь с коренными жителями, они латинскими буквами записывали названия неизвестных им ранее растений и животных. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Льюис и Кларк Весной 1804 года Льюис и Кларк отправились по реке Миссури в западном направлении. Они должны были преодолеть несколько сотен миль. Целью данной экспедиции было создание карты новых территорий. Путешественники должны были регулярно вести записи на протяжении всего пути. За время путешествия участники экспедиции добыли огромное количество информации, общаясь с коренными жителями. Хотя общение это было не из лёгких. Их журнал постоянно пополнялся новыми словами, такими, как skunk, hickory, squash, raccoon, opossum, которые на языке местных жителей обозначали названия растений и животных. По возвращении в сентябре 1806 года Льюис и Кларк доложили президенту Джефферсону о результатах экспедиции, а их путевой журнал был опубликован. (сканк, гикори, сквош, ракун, опоссум)
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Проверочный лист Тип стратегии: Послетекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Подробный алгоритм реализации стратегии: Проверочный лист «Краткий пересказ» 1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.) 2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.) 3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.) 4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.) Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Алфавит за круглым столом Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: мотивировать на прочтение книги Подробный алгоритм реализации стратегии: На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных. Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.
Как видно из привёденной карты, учителя иногда вспоминают авторов литературных произведений, иногда ту или иную книгу. В одних случаях литературное произведение («Маугли») записывается отдельно от писателя (Р. Киплинг) как наиболее важное для темы обсуждения. В других — автор и его произведение указываются вместе. При обсуждении слушатели семинара отмечают, читали ли они книгу («Маугли») или слышали о ней («Глаз волка»).
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Соревнуемся с писателем Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: мотивировать человека на прочтение книги Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Преподаватель, молча перелистывает страницы книги, демонстрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нельзя подталкивать участников к знакомству с содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной из книг, которую преподаватель приносит в класс и предлагает группе для чтения. В нашем случае это — «Глаз волка» Д. Пеннака. 2. Домашнее задание группе — прочитать книгу и оценить, насколько наш вариант соответствует авторскому тексту.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Ориентиры предвосхищения Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: мотивировать прочитать книгу. Подробный алгоритм реализации стратегии: Преподаватель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. В нашем случае выбор пал на книгу Джека Лондона «Зов предков». Это произведение, как правило, входит в программы чтения.
Учителя должны к следующему занятию прочесть две книги: Дж. Лондон «Зов предков» и Д.Пеннак «Глаз волка».
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Экскурсия по книге (Д. Пеннак «Глаз волка») Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги. Подробный алгоритм реализации стратегии: Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод. Например: Глава 1. Встреча. • Встреча мальчика и волка в зоопарке. • Жизнь волка в зоопарке. Его отрицательное отношение к людям. • Взгляд «глаз в глаз». Глава 2. Глаз волка. • Чёрное Пламя и её волчата. • Детство Голубого Волка. • Сказка про волчонка-недотёпу и его старую бабушку. • Представления волка о человеке. • Блёстка — красавица, охотница, хохотушка. • Легкомысленный поступок Блёстки и его последствия. • Голубой Волк узнаёт о судьбе Блёстки. • Молчаливый «разговор» мальчика и волка. Глава 3. Глаз человека. • Африка Н’ Биа. • Спасение ребёнка. • Дружба мальчика и верблюда. • Продажа верблюда и мальчика. • Служба Африки пастухом. • Африка — чудной пастух. • Особенности общения пастуха с животными. • Рассказы о Серой и Жёлтой Африке. • Перемены в судьбе мальчика. Зелёная Африка. • Возрождение Африки. • Приобретение фамилии Н’ Биа. • «Пора уходить!» Глава 4. Иной мир. • Встреча с друзьями в зоопарке. • Открытые глаза волка и мальчика. 2. Обсуждение плана книги. — Какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните, почему вы так считаете. Например: В главе 1 — эпизод 3. В главе 2 — эпизод 6. В главе 3 — эпизоды 6,7. В главе 4 — эпизод 2. 3. Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить? Например: — Зачем нужна сказка про волчонка-недотёпу и его старзто бабушку? 4. Обсудите следующие вопросы: а) О чём данная книга? (Тема.) б) Что автор хотел сказать? (Основная идея.) в) Другие темы книги. Какие вопросы подняты? Какие идеи развивает автор? г) Структура книги. (Как представлен материал.) д) Детали текста. На какие факты, суждения вы обратили внимание? Насколько вам известен или нов материал? е) Стиль. Труден ли язык? Каковы стилистические особенности книги? ж) Позиция автора. Ясно ли она выражена? Каков эмоциональный тон произведения? з) Общие впечатления о книге. Моё мнение. Составьте свой вариант «Экскурсии по книге». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Список тем книги Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги. Подробный алгоритм реализации стратегии: Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем. 1. Начинать работу рекомендуется с выбора тех тем из списка, которые близки к личностной интерпретации текста. 2. Добавьте свои темы и объясните свой выбор: — Любовь и ненависть. — Легкомысленные поступки и их последствия. — Предательство и ложь. — Страдания и печали. — Человеческие умения, вызывающие уважение других людей. — Войны и стихийные бедствия. — Связь человека с окружающим миром. — Взаимоотношения человека и животных. 3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения. Он представляет её, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его точкой зрения. Самостоятельный выбор темы крайне важен с психологической точки зрения. Представляя свою тему, человек берёт на себя ответственность за её подготовку. Он знает, что надо сказать, какие примеры из текста привести, продумывает аргументы в пользу своей интерпретации прочитанного, учится защищать своё видение текста.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Цитаты Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей. Подробный алгоритм реализации стратегии: Ход работы: Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги.
Ответы: 1в, 2г, За, 4ж, 5з, 6и
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Загадки Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Проверка знания читателем текста произведения. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает? 2. «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему? Ответы: 1. Мальчик закрыл один глаз. 2. Из-за неё Голубой Волк попал в зоопарк. Преподаватель показывает примеры применения стратегии. Обучающиеся добавляют на занятии свою цитату и загадку. Следующий этап работы с книгой — характеристика её героев и их поступков. Для этого выбираем две стратегии: «Следуйте за персонажем книги» и «Черты характера героев». Последняя способствует расширению словарного запаса, особенно за счёт трудных для запоминания и необходимых для характеристики героев прилагательных и причастий.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Следуйте за персонажем книги Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Дать наиболее полную характеристику основному герою книги. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Задание выполняется устно, но ответ формулируется точно и полно. Для этого надо хорошо знать текст и записать ключевые слова. В случае затруднений можно записывать отдельные моменты. Все устные ответы следует повторить, с тем чтобы запомнился точный и полный ответ на вопрос.
Подведение итогов обсуждения. Как меняется главный герой? С какими проблемами он сталкивается? Как он их решает? Кто помогает ему? Как люди и звери относятся к мальчику? Что вы думаете о главном герое?
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Черты характера Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Обучение интерпретации текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Ход работы: Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги (Африка Н’ Биа). Подтвердите своё мнение эпизодом из книги. Умный любит и понимает животных сильный (физически и психологически) терпеливый смелый настойчивый отчаянный упрямый уверенный в себе любознательный ранимый хороший рассказчик сдержанный искренний задумчивый добрый рассудительный послушный заботливый наивный шедрый серьёзный находчивый не располагает к себе людей завистливый не вызывает доверия жадный угрюмый
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Доклад и рецензия Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Обучение интерпретации текста. Подробный алгоритм реализации стратегии: Доклад является фактуальным информационным текстом, достаточно объективным, не содержащим личностных оценок. Он составляется по определённому плану; 1. Название текста. 2. Имя автора. 3. Выходные данные. 4. Основная тема (о чём?). 5. Краткое содержание (что говорится?). 6. Основная идея (что хотел сказать автор?). 7. Наиболее интересный эпизод, деталь. 8. Краткая характеристика героев. 9. Мнение и его обоснование. Рецензия представляет собой субъективный анализ текста. Рецензия — это мнение о тексте. Оценочные характеристики присутствуют в каждом пункте её плана. Предполагается, что читающий знает фактический материал текста. В рецензии содержится положение о ценностной ориентированности и значимости текста, предлагается сравнение с другими текстами, оценивается проблемность поставленных вопросов, даются рекомендации для его чтения и обсуждения.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Синквейн (Пятистрочник) Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Показать своё отношение к тексту Подробный алгоритм реализации стратегии: В приводимом примере использована прочитанная книга «Глаз волка». 1. Тема (слово, понятие). «Глаз волка». 2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме: интересная, поучительная. 3. Три глагола: читать, думать, обсуждать. 4.Предложение в 4 слова: Буду читать с учащимися. 5. Эмоциональное отношение к теме: Спасибо за новую книгу!
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ) Тип стратегии: Компрессии текста Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости Подробный алгоритм реализации стратегии: Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. Эту работу учитель выполняет дома, чтобы быть уверенным в правильном делении текста на смысловые части. При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова. 1. Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу. 2. Подготовьте таблицу из трёх колонок и дайте им названия. В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос. К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации.
Аннотация Краткий пересказ/реферат Пересказ О чём? Что говорится? Составьте три варианта текста. Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка №1). Незнакомые слова: Карибу (caribou) — северный олень (Северная Америка). Лемминг (lemming) — небольшое животное из отряда грызунов, по своему виду напоминающее крысу. Примечание (что важно учитывать педагогу при реализации стратегии) / варианты реализации стратегии: Пояснения к ходу работы. В первом смысловом отрывке текста, как правило, в явном или неявном виде сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей. Поэтому к первому абзацу, как правило, бывает необходимо поставить два вопроса. Обобщённый вопрос — это вопрос ко всему абзацу, он часто начинается с вопросительных слов: каков? какой? и т.д. К первой СМЫСЛОВОЙ части текста могут быть поставлены следующие ВОПРОСЫ:
Ключевое слово — это, как было сказано раньше, слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного — 3-5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы. Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, действительно заполняется каждым человеком индивидуально. Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные. Именно их он записывает в третью колонку. Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полного пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого пересказа (реферата текста), который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описываемой ситуации? ». В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов. Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пересказа. Продемонстрировав всей группе один пример пересказа, далее можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося. Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии. Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов. Подчеркните существительные и глаголы в каждом из них, а потом составьте из этих слов ответ на вопрос «О чём текст?». Например, такой: текст о сказке, которую рассказывала волчица, устраивая детей на ночь в стае. Сказка о волчонке-недотёпе и его старой, но все ещё красивой бабушке, которую убил человек. Обратим внимание ещё раз на то, что стратегию необходимо отрабатывать на занятии в ходе совместной деятельности учителя и учащихся (преподавателя и слушателей семинара повышения квалификации). Даже для взрослых обучаемых она представляет некоторую трудность при первом использовании. Самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения. Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Даниэль Пеннак. Глаз Волка (отрывок) 1. На ночлег устраивались в лисьих норах. (Лисы охотно уступают волкам свои норы. За объедки. Лисы, они охотиться не любят, слишком ленивые.) Серый Родич сторожил, сидя на какой-нибудь скале, возвышающейся над долиной. Голубой Волк ложился у входа в нору, а в глубине Чёрное Пламя убаюкивала детей, рассказывая им сказки. Сказки, разумеется, были про Человека. И потому что была ночь, потому что играть у них уже сил не было, потому что они любили, чтобы было страшно, и потому что с ними была Чёрное Пламя, которая всегда защитит, — Блёстка и рыжики слушали. 2. Жили-были... Всегда одна и та же сказка: про волчонка-недотёпу и его старую бабушку. 3. Жил-был один волчонок, такой недотёпа, что ни разу в жизни ничего не поймал. Самые старые карибу бежали слишком быстро для него, лемминги удирали у него прямо из-под носа, только хвост ему показывали... Никогда ничего не мог поймать. Даже собственный хвост! Вот какой недотёпа. 4. Ну, ладно. Однако хоть какой-то толк с него должен был быть, правда? К счастью, у него была бабушка. Очень старая. Такая старая, что тоже ничего не могла поймать. Только смотрела большими печальными глазами, как охотятся молодые. По её шкуре не пробегала дрожь при виде дичи. Все её очень жалели. Когда уходили на охоту, её оставляли в логове. Она по мере сил прибиралась, медленно, потихоньку, потом занималась своим туалетом. Потому что у Бабушки был великолепный мех. Серебристый. Всё, что осталось от её былой красоты. Покончив с туалетом — а это занимало у неё часа два, не меньше, — Бабушка ложилась у входа в логово. Уткнув морду в лапы, она поджидала Недотёпу. Это и было обязанностью Недотёпы, кормить Бабушку. От первого же убитого карибу окорок — хоп! Бабушке. — Не тяжело. Недотёпа? — Ничего, ничего! — Ладно, смотри, не зевай по дороге! — И не запутайся в своих лапах! — И берегись Человека! И т.д. Недотёпа даже и не слушал этих напутствий. Давно привык. 5. Пока однажды... — Пока однажды, что? — спрашивали рыжики, и их широко открытые глаза горели в темноте. — Пока — что? Пока — что? — кричала Блёстка, вывалив язык. — Пока однажды Человек не пришёл к логову раньше Недотёпы, — отвечала Чёрное Пламя страшным шёпотом. — И?.. — И?.. И что тогда? Что? Что? — И тогда Человек убил Бабушку, взял её мех, чтоб сделать себе шубу, взял её скальп, чтоб сделать себе шапку, и сделал себе маску из её морды. — И... и что дальше? — Дальше? Дальше то, что пора спать, завтра расскажу. 6. Дети, конечно, спорили, но Чёрное Пламя была неумолима. Мало- помалу в норе всё стихало, и слышалось только сонное дыхание. Этого-то и ждал Голубой Волк, чтоб задать свой вопрос. Всегда один и тот же: — Чёрное Пламя, а эта твоя история, она правдивая? Чёрное Пламя на миг задумывалась, потом давала один и тот же странный ответ: Во всяком случае, так правдивей, чем наоборот.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У») Тип стратегии: Общеучебные Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Нарисуйте таблицу.
2. Прочитайте название текста и назовите его тему. — Появление комет. 3. Вспомните всё, что вы знаете о кометах и их появлении. Запишите слова в колонку «Знаю» . 4. Прочитайте вслух то, что записано. Добавьте то, о чём вы знали и забыли. У вас может получиться следующее: Знаю Галлея Движутся быстро Астрономы наблюдают Много примет Исчезают 5. Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения. Например: — Есть ли у комет траектория? — Какая она? — Как же движутся кометы? — Почему же астрономы не могут предсказать их появление? — Оправдываются ли приметы? 6. Обсудите все вопросы и запишите их (без повторения) во вторую колонку. 7. Читайте текст и отвечайте на поставленные вопросы в третьей колонке. Если в тексте нет ответа, поставьте минус около вопроса. Обобщите всё, что вы узнали из текста, пользуясь своими записями в третьей колонке.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс) Тип стратегии: Общеучебные Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний Подробный алгоритм реализации стратегии: Ход работы: Когда у читателя остаются вопросы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные учащиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Граф-схемы «Кольца Венна» Тип стратегии: Общеучебные Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Обучение графическому представлению текстов Подробный алгоритм реализации стратегии: Ход работы: Окружность Комета Толстая сигара Солнце в середине Орбит Солнце на конце «Сигары» Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники: Почему астрономы не могут предсказать появление комет? Почему, пройдя иногда довольно близко от Земли, сверкнув на небе и заставив о себе много говорить (достаточно вспомнить знаменитую комету Галлея), они потом исчезают на годы, столетия, а порой и навсегда? Ведь все тела Солнечной системы движутся по строго определённым траекториям — орбитам. Или кометы исключение из этого правила? Нет, не исключение. Но их траектории не такие, как у Земли или Луны, — они значительно более «вытянутые». Если орбита планеты — почти окружность, в центре которой Солнце, то орбита кометы по форме напоминает длинную толстую сигару, на самом кончике которой расположено Солнце. Двигаясь по орбите, кометы проходят очень близко от Солнца — в десятки и сотни раз ближе Меркурия. Затем отдаляются на гигантские расстояния, порой всего лишь в несколько раз меньшие, чем расстояние до ближайших звёзд! Чтобы совершить оборот по такой вытянутой орбите, комете требуются тысячи и даже миллионы лет. Следовательно, кометы, которые можно будет наблюдать в ближайшие годы, предстанут перед глазами астрономов впервые — раньше они появлялись так давно, что даже в древнейших рукописях о них нельзя найти никаких упоминаний. Поэтому нет ничего удивительного, что астрономы не в состоянии предсказать их появление.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Обзор словаря Тип стратегии: Развитие словаря Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Обучение умению соединять тематический принцип и индивидуальный ключ запоминания Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ключом к запоминанию может быть рисунок, объяснение, синоним, образ, пример и т.д.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Словарная игра «Аналогия» Тип стратегии: Развитие словаря Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Целенаправленная работа со словом Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своё слово. Машина относится к дороге, как поезд к................... ................................. 2. Составьте свои предложения.
Описание cтратегии смыслового чтения Название стратегии: Тип стратегии: Развитие словаря Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел. Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте Подробный алгоритм реализации стратегии: Нам скоро встретится слово ... Попробуем его угадать, расширяя контекст. — Оно крепкое, серебряного цвета. — Оно чаще всего изготавливается из железа. — У него есть плоское основание для ноги. — Оно находится на лошади. Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади. (Слово «стремя».)
Учебная текстология В приложении |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.