Выступление на педсовете Практические приемы смыслового чтения (формирование ЧГ)
Оценка 4.6

Выступление на педсовете Практические приемы смыслового чтения (формирование ЧГ)

Оценка 4.6
Домашняя работа +4
docx
Междисциплинарный 6
1 кл—11 кл
23.12.2023
Выступление на педсовете Практические приемы смыслового чтения (формирование ЧГ)
Выступление на педсовете "Практические приемы смыслового чтения (формирование читательской грамотности обучающихся)
Практические приемы смыслового чтения .docx

Приемы смыслового чтения

Классификация приемов смыслового чтения

Смысловое чтение:

·         осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

·         поиск и отбор информации;

·         использование содержания текста для достижения собственных целей, развития, поучения знаний…;

·         извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

·         определение основной и второстепенной информации;

·         свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

·         понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/_/rsrc/1391741574519/home/klassifikacia-priemov-smyslovogo-ctenia/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA6.png?height=289&width=400

Ментальные карты

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Традиционная система записи

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?

Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому, что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Ментальные карты

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт

Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.

1.        Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

2.        Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3.        Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.

4.        Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

5.        Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6.        Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

7.        Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.

8.        Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

9.        Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

10.    Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна — какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание — она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании. 

Описание стратегий смыслового чтения

Рассмотрим стратегии смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Мозговой штурм

Тип стратегии: Предтекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.            Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2.            Преподаватель записывает все называемые ассоциации.                    I

3.            На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распре­делением по концептам текста, добавляя различную информацию;

-                когда и где появилось кино;

-                кто был его создателем;

-               где состоялся первый просмотр;

-               как развивался кинематограф;

-               какие ваши любимые фильмы и актёры;

-                ваше отношение к кино.

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Глоссарий

Тип стратегии: Предтекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?».

Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:

фотография                                     фабрика                     братья Люмьер

движущиеся картинки                  поезд                          Эдисон

целлулоидная плёнка                    техник                       Мельес

иллюзия движения                        Нью-Йорк                 Зворыкин

Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребле­ние слов, использованных в тексте.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Ориентиры предвосхищения

Тип стратегии: Предтекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.            Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

Родина документальных и художественных фильмов — Париж.

 

 

Синематограф — это аппарат для демонстрации фильмов

 

 

Первые показы были неудачны.

 

 

Изобретателем аппарата для демонстрации картинок явля­ется Зворыкин.

 

 

Родоначальник художествен­ных фильмов неизвестен.

 

 

Братья Люмьер создали первые кинофильмы.

 

 

2.             Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш от­вет изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Рассечение вопроса

Тип стратегии: Предтекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?

Предполагаемый ответ: «В вопросе имеются две смысловые группы: время и кино. Речь в тексте пойдёт о моменте рождения кинематографа. Поскольку я знаю, что кино появилось в конце XIX века, то события текста будут касаться этого периода времени. Вероятно, в тексте будет названа конкретная дата зарождения кинематографа. А также место, имена людей и обстоятельства, способствующие этому событию. Судя по вопросительному слову, с которого начинается вопрос (когда?), текст должен быть информационно-актуальным».

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Предваряющие вопросы

Тип стратегии: Предтекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.           Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2.           Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Чтение вслух (попеременное чтение)

Тип стратегии: Текстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: проверка понима­ния читаемого вслух текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.              Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)

2.             Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

Примеры вопросов:

-               Когда появилось кино?

-               Где демонстрировались первые фильмы? И т.д.

Первым всегда читает преподаватель, затем он передаёт текст пер­вому слушателю семинара, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Чтение про себя с вопросами

Тип стратегии: Текстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-10 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.             Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены груп­пы отвечают на них.

-                Когда родилось кино?

-                Кто первый продемонстрировал фильмы?

-                Сколько фильмов показали?

-                Где их показали?

-                Как фильмы были сделаны?

-                Кто создал аппарат для кино?

-                Как он называется?

2.             Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3.              Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте во­просы и отвечайте на них.

Проделайте то же самое с четвёртым абзацем.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино?

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изо­бретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинето­скоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из во­рот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественно­го кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реаль­ностью.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Чтение с остановками

Тип стратегии: Текстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-11 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам бу­дут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Предтекстовые вопросы:

Приходилось ли вам когда-нибудь идти в новую школу? Что вы при этом чувствовали? Как это происходило?

Название текста: «Первоклассник». Автор: Мария Дурикова. Кто главный герой текста?

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Мария Дурикова. Первоклассник

В один прекрасный день в начале нового учебного года в школу пришёл отец и направился прямо в кабинет директора.

                     Вы примите моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому вопросу в шесть школ, но туда его не приняли.

                     А почему его не приняли? В чём дело? — спросил директор.

СТОП

1.                       Почему, по вашему мнению, мальчика нельзя записать в школу? В чём проблема? Почему вы так думаете? Теперь дочитайте до сле­дующей части, чтобы понять, в чём состоит проблема.

                     Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе.

                     Так он может сидеть в коридоре.

                     Он не помещается в коридоре, — ответил отец.

                     Тогда мы посадим его в спортивном зале.

                     Но он не поместится в спортивном зале, — с грустью ответил отец.

                     Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына, — ответил директор.

                     Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь по­нять и мои причины, — защищался отец. — Вы понимаете, мой Павко — школьник и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу до­пустить, чтобы он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф.

СТОП

2.                       Вы учились? Как, по-вашему, чувствует себя Павко? А как чув­ствует себя отец? В какой стране происходит действие? Что, по-вашему, произойдёт дальше? Разрешит ли директор приходить Павко в школу? Если да, то где он будет сидеть в школе? Теперь про­читайте следующую часть текста, чтобы узнать, что случилось дальше.

Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет си­деть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко будет продол­жать сидеть в школьном дворе. На него наденут меховую шубу, а на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно, будут за­крыты. Для того чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить маленькую доску на колени.                                                 

На следующее утро Павко пришёл в школу. Сидя в школьном дво­ре, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на него глаза, но в целом вели себя тихо. А Павко? Он просто смотрел на них.

СТОП

4.                       Ну, что вы теперь думаете по поводу решения директора запи­сать Павко в школу? Выйдет ли из этого что-нибудь или нет? Поче­му «да» и почему «нет»? Что, по вашему мнению, подумают другие школьники о Павко? Что вы почувствовали, если бы за вашим окном в классе сидел великан? Что, по вашему мнению, чувствует Павко? Продолжаем читать.

Вдруг из окна первого этажа раздался девчачий голос:

                     Ты из первого класса?

                     Я? — спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. — Да, я из первого класса, — кивнул он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке.

У неё было круглое лицо, забавный маленький носик и тёмные волосы.

                     Я тоже первоклассница, и меня зовут Ветка, — сказала девочка.

                     Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?

Павко Дебнарик снова кивнул, но сразу понял, что у него нет до­казательств того, что он добрый. Он поднатужился и начал думать. Ветка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

СТОП

5.                       Как вы думаете, что теперь сделает Павко? Вы думаете, что он хороший великан или плохой? Как это можно доказать? Теперь до­читайте рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё это закончилось.

Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к зда­нию школы, стало видно, что в его руке находится белка. Он поднёс её к окну и передал Ветке.

                     Белка! Какая прелесть! — закричала маленькая девочка. — А ты не найдёшь для неё шишку?

Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны, сорвал несколько шишек и показал их ребятам. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Страх исчез, потому что они узнали, что хотя Павко и был великаном, но он не причиняет вреда никому, даже белке.

Дети каждую перемену все вместе играли. Когда они играли в золо­тые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Ему легко было быть вратарём. Он протягивал ладонь и за­крывал половину ворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Ему только было жаль, что он не может играть в прятки. Он был всем сразу виден.

Вскоре дети перестали играть в прятки, потому что им было не ин­тересно играть без Павко Дебнарика.

Все дети хотели с ним дружить. Но его самым дорогим другом была, как вы знаете, круглолицая Ветка с забавным маленьким но­сиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая впервые с ним заговорила.

Мы должны добавить: Павко Дебнарик хорошо учился, и каждый день он получал пчёлку в своей школьной тетради (пчёлка в словац­ких школах эквивалент звёздочке в российских школах).

6. Что, по вашему мнению, чувствуют Павко и другие дети? Что сейчас чувствует отец Павко?

Вопросы для обсуждения:

                     Павко сильно отличается от остальных детей. Как вы думаете, что он ощущал, будучи другим?

                     Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда вы отлича­лись от других людей? Как вы себя тогда чувствовали?

                     Что вы думаете об этом рассказе?

                     Какая проблема поставлена в этом рассказе? Что автор хотел сказать детям и взрослым?

Содержит ли эта история поучительный урок для вас? В чём он состоит? Почему вы так думаете?

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Чтение про себя с пометками

Тип стратегии: Текстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

А. Выберем одну из предтекстовых стратегий.

1.            Мы будем читать отрывок из статьи С.Н. Плотникова «Что такое чтение?». Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос (3 мин.).

2.             Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин.).

Б. Текстовая деятельность.

               Цель чтения — критический анализ текста статьи.

               Читайте и одновременно отмечайте:

++ соответствует тому, что знаю;

– противоречит тому, что знаю;

+ новое;

? надо обсудить.

              Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте инди­видуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).

++

+ новое

? обсуждение

 

 

 

 

              Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?

               Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?

Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок. Например:

Поставьте следующие пометки у каждой основной мысли автора:
+ согласен ;    - не согласен ;    ? нужно обсудить

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

С.Н. Плотников. Что такое чтение?

Почему чтение следует отнести к общенациональным проблемам, от состояния которых зависит будущее нации? Здесь есть, по край­ней мере, два главных аспекта: образовательный и издательский, т.е. состояние читательской культуры народа и положение со всеми видами печатной продукции. Правда, в последнее время возник ещё один аспект — третий: влияние на чтение со стороны нового типа культуры — телевизионной. Переплетение этих аспектов создаёт комплекс проблем. В этой статье мы остановимся лишь на проблеме чтения книг.

Так что же такое чтение? Это жизнехранящая функция культу­ры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими.

Зачем нужно человеку чтение, что оно даёт ему? Затем, что чте­ние — это созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества и есть главная проблема со­временного мира.

Человек читающий — Homo Legens — это другой человек, отлича­ющийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Проведённые исследования в последнее десятилетие в ряде стран показали: читате­ли, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; они имеют больший объём памяти и активное творческое во­ображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мыс­ли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Как же это происходит? В отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и других, чтение — всегда труд, интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо по­трудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и фор­мирует в нём эти новые качества.

Так чтение выполняет ещё одну социально значимую функцию — создание культуры человеческих качеств.

Однако все эти процессы возможны лишь в определённых социаль­ных условиях. Поэтому чтение ещё и очень чуткий, надёжный и даже универсальный индикатор состояния общества, и, прежде всего, от­ношения власти к культуре.

Так что же происходит с чтением сегодня?

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Отношения между вопросом и ответом

Тип стратегии: Послетекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: обучение пониманию текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель состав­ляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Прочитайте вопрос и скажите, к какой группе он относится. После этого дайте на него ответ.

Вопросы к тексту 8:

1.             По какой реке Льюис и Кларк отправились в путешествие?

2.             Какова была цель данной экспедиции?

3.             Как долго они путешествовали?

4.             С какой целью они вели журнал?

5.             Кто отправил Льюиса и Кларка в экспедицию?

6.             Почему общение с коренными жителями было трудным?

7.            Почему Льюис и Кларк использовали для обозначения названий расте­ний и животных термины, которыми пользовались коренные жители?

8.              Как вы думаете, как коренные жители относились к Льюису и Кларку?

Проверьте свои ответы по ключу.

(1-1, 2; 2-3,4; 3-5,6; 4-7,8.)

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Льюис и Кларк

Весной 1804 года Льюис и Кларк отправились по реке Миссури в западном направлении. Они должны были преодолеть несколько со­тен миль. Целью данной экспедиции было создание карты новых тер­риторий. Путешественники должны были регулярно вести записи на протяжении всего пути.

За время путешествия участники экспедиции добыли огромное коли­чество информации, общаясь с коренными жителями. Хотя общение это было не из лёгких. Их журнал постоянно пополнялся новыми словами, такими, как skunkhickorysquashraccoonopossum, которые на языке местных жителей обозначали названия растений и животных.

По возвращении в сентябре 1806 года Льюис и Кларк доложили президенту Джефферсону о результатах экспедиции, а их путевой журнал был опубликован.

(сканк, гикори, сквош, ракун, опоссум)

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Тайм-аут

Тип стратегии: Послетекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.             Прочитайте самостоятельно про себя 1-й параграф текста. Даль­ше работайте в парах.

2.             Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Например:

            Кто такие Льюис и Кларк?

            В какой стране происходит действие?

            Какие новые территории они осваивали?

3.            Проделайте ту же работу со следующими абзацами.

4.             Найдите значение новых слов, пользуясь любой стратегией.

5.            Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,

6.              Составьте краткий пересказ из нижеследующих предложений, расположив их в нужном порядке:

(а)        Экспедиция длилась 2 года (1804-1806). Результаты экспеди­ции были доложены президенту США. Путевой журнал исследовате­лей был опубликован.

(б)       Льюис и Кларк получили задание в начале XIX века создать кар­ту неосвоенных территорий США к западу от реки Миссури. В ходе экспедиции они должны были вести дневник.

(в) Общаясь с коренными жителями, они латинскими буквами за­писывали названия неизвестных им ранее растений и животных.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Льюис и Кларк

Весной 1804 года Льюис и Кларк отправились по реке Миссури в западном направлении. Они должны были преодолеть несколько со­тен миль. Целью данной экспедиции было создание карты новых тер­риторий. Путешественники должны были регулярно вести записи на протяжении всего пути.

За время путешествия участники экспедиции добыли огромное коли­чество информации, общаясь с коренными жителями. Хотя общение это было не из лёгких. Их журнал постоянно пополнялся новыми словами, такими, как skunkhickorysquashraccoonopossum, которые на языке местных жителей обозначали названия растений и животных.

По возвращении в сентябре 1806 года Льюис и Кларк доложили президенту Джефферсону о результатах экспедиции, а их путевой журнал был опубликован.

(сканк, гикори, сквош, ракун, опоссум)

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Проверочный лист

Тип стратегии: Послетекстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии:

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1.            Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2.             Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3.             Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4.             Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Алфавит за круглым столом

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: мотивировать  на прочтение книги

Подробный алгоритм реализации стратегии:

На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напи­шите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоот­ношения человека и природы, человека и животных.

Обсуждение результатов работы происходит по методике свободно­го обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин.

а

б

Бианки

в

г

«Глаз волка»

д

е

ж

3

и

к

Киплинг

л

Джек Лондон «Зов предков»

м

« Маугли » «Маленький принц»

н

о

п

Пришвин

Паустовский

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ы

э

ю я

Как видно из привёденной карты, учителя иногда вспоминают авторов литературных произведений, иногда ту или иную книгу. В одних случаях литературное произведение («Маугли») записывает­ся отдельно от писателя (Р. Киплинг) как наиболее важное для темы обсуждения. В других — автор и его произведение указываются вме­сте. При обсуждении слушатели семинара отмечают, читали ли они книгу («Маугли») или слышали о ней («Глаз волка»).

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Соревнуемся с писателем

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: мотивировать человека на прочтение книги

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.               Преподаватель, молча перелистывает страницы книги, демон­стрируя всем иллюстрации. Затем один участник предлагает свой ва­риант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нель­зя подталкивать участников к знакомству с содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной из книг, которую преподава­тель приносит в класс и предлагает группе для чтения. В нашем слу­чае это — «Глаз волка» Д. Пеннака.

2.                  Домашнее задание группе — прочитать книгу и оценить, на­сколько наш вариант соответствует авторскому тексту.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Ориентиры предвосхищения

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: мотивировать  прочитать книгу.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Преподаватель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. В нашем случае выбор пал на книгу Джека Лондона «Зов пред­ков». Это произведение, как правило, входит в программы чтения.

До чтения

Суждения

Автор

После

 

1. Только сильные выжи­вают в этом мире.

 

 

 

2. Люди должны жить в гармонии с окружающей средой.

 

 

 

3. Люди всегда приспосо­бятся к среде выживания.

 

 

 

4. Примитивные инстинк­ты делают похожими жи­вотных и людей.

 

 

Учителя должны к следующему занятию прочесть две книги: Дж. Лондон «Зов предков» и Д.Пеннак «Глаз волка».

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Экскурсия по книге (ДПеннак «Глаз волка»)

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Вы прочитали книгу, состоящую из четырёх глав. Каждая глава разделена на части. Назовите эти части и выделите ведущий эпизод. Например:

Глава 1. Встреча.

               Встреча мальчика и волка в зоопарке.

               Жизнь волка в зоопарке. Его отрицательное отношение к людям.

               Взгляд «глаз в глаз».

Глава 2. Глаз волка.

               Чёрное Пламя и её волчата.

               Детство Голубого Волка.

               Сказка про волчонка-недотёпу и его старую бабушку.

               Представления волка о человеке.

               Блёстка — красавица, охотница, хохотушка.

               Легкомысленный поступок Блёстки и его последствия.

               Голубой Волк узнаёт о судьбе Блёстки.

               Молчаливый «разговор» мальчика и волка.

Глава 3. Глаз человека.

              Африка Н’ Биа.

               Спасение ребёнка.

              Дружба мальчика и верблюда.

               Продажа верблюда и мальчика.

               Служба Африки пастухом.

              Африка — чудной пастух.

               Особенности общения пастуха с животными.

               Рассказы о Серой и Жёлтой Африке.

               Перемены в судьбе мальчика. Зелёная Африка.

               Возрождение Африки.                           

               Приобретение фамилии Н’ Биа.

               «Пора уходить!»

Глава 4. Иной мир.

               Встреча с друзьями в зоопарке.

               Открытые глаза волка и мальчика.

2.              Обсуждение плана книги.

           Какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните, почему вы так считаете.

Например:

В главе 1 — эпизод 3.

В главе 2 — эпизод 6.

В главе 3 — эпизоды 6,7.

В главе 4 — эпизод 2.

3.              Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?

Например:

             Зачем нужна сказка про волчонка-недотёпу и его старзто бабушку?

4.              Обсудите следующие вопросы:

а)       О чём данная книга? (Тема.)

б)       Что автор хотел сказать? (Основная идея.)

в)      Другие темы книги. Какие вопросы подняты? Какие идеи раз­вивает автор?

г)       Структура книги. (Как представлен материал.)

д)      Детали текста. На какие факты, суждения вы обратили внима­ние? Насколько вам известен или нов материал?

е)      Стиль. Труден ли язык? Каковы стилистические особенности книги?

ж)      Позиция автора. Ясно ли она выражена? Каков эмоциональный тон произведения?

з)       Общие впечатления о книге. Моё мнение.

Составьте свой вариант «Экскурсии по книге». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Список тем книги

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобще­ние содержания и формулирование концептов книги в виде списка тем.

1.            Начинать работу рекомендуется с выбора тех тем из списка, ко­торые близки к личностной интерпретации текста.

2.              Добавьте свои темы и объясните свой выбор:

             Любовь и ненависть.

             Легкомысленные поступки и их последствия.

              Предательство и ложь.

              Страдания и печали.

              Человеческие умения, вызывающие уважение других людей.

           Войны и стихийные бедствия.

           Связь человека с окружающим миром.

           Взаимоотношения человека и животных.

3. Каждый учащийся выбирает одну тему для обсуждения. Он представляет её, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его точкой зрения.

Самостоятельный выбор темы крайне важен с психологической точки зрения. Представляя свою тему, человек берёт на себя ответ­ственность за её подготовку. Он знает, что надо сказать, какие приме­ры из текста привести, продумывает аргументы в пользу своей интер­претации прочитанного, учится защищать своё видение текста.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Цитаты

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Привлечь внимание к языковым особенно­стям текста, характеризующим его персонажей.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Ход работы:

Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги.

1.  Здравствуйте, пастух, я не грущу, просто немного устал. Я ведь стерёг Голубку день и ночь с тех пор, как звероловы их поймали — её и «эту».

2.  Даже Чёрный Скорпион не может вынести эту сушь!

3.   – Царь, я придумал, как уберечь твоих Голубок.

4.   — Ну, ты идёшь или нет?

5.   — Потому что мне скучно.

6.   — У меня больше терпения. Я ведь волк.

а)     Африка

б) Гиена

в)     Гепард

г)     П па Биа

д)     М ма Биа

е)     Козий Царь

ж)     Тоа Торговец

з)     Блёстка

и)     Голубой Волк

к) Чёрное Пламя

Ответы: 1в, 2г, За, 4ж, 5з, 6и

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Загадки

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Проверка знания читателем текста произведения.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.              «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие». Что он делает?

2.             «Не смеялась только Блёстка. Она никогда не смеялась». Почему?

Ответы:

1.            Мальчик закрыл один глаз.

2.            Из-за неё Голубой Волк попал в зоопарк.

Преподаватель показывает примеры применения стратегии. Обу­чающиеся добавляют на занятии свою цитату и загадку.

Следующий этап работы с книгой — характеристика её героев и их поступков. Для этого выбираем две стратегии: «Следуйте за персонажем книги» и «Черты характера героев». Последняя способствует расшире­нию словарного запаса, особенно за счёт трудных для запоминания и не­обходимых для характеристики героев прилагательных и причастий.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Следуйте за персонажем книги

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Дать наиболее полную характеристику основно­му герою книги.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.           Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Задание выполняется устно, но ответ формулируется точно и полно. Для этого надо хорошо знать текст и записать ключевые слова. В случае затруднений мож­но записывать отдельные моменты. Все устные ответы следует повто­рить, с тем чтобы запомнился точный и полный ответ на вопрос.

Следуйте за Африкой

Где Африка встречает волка?

 

О чём каждый из них думает?

 

Какой поступок мальчика изменяет ситуацию?

 

Как мальчик узнаёт о детстве волка?

 

Как волки относились к людям и почему?

 

Как Голубой Волк попал в зоопарк?

 

Каким было первое воспоминание мальчика?

 

Чем мальчик заинтересовал волка?

 

Кто помогал мальчику, когда Тоа Торговец пытал­ его бросить?

 

Как мальчик стал пастухом?

 

Кого и как пас пастух?

 

Как мальчик попал в Зелёную Африку?

 

Как мальчик получил фамилию?

 

Как он попал в Иной Мир?

 

Кого мальчик встретил в Ином Мире?

 

Почему открылись глаза мальчика и волка?

Подведение итогов обсуждения. Как меняется главный герой? С какими проблемами он сталкива­ется? Как он их решает? Кто помогает ему? Как люди и звери относят­ся к мальчику? Что вы думаете о главном герое?

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Черты характера

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Обучение интерпретации текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Ход работы:

Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги (Афри­ка Н’ Биа). Подтвердите своё мнение эпизодом из книги.

Умный                                                                 любит и понимает животных

сильный (физически и психологически)             терпеливый

смелый                                                               настойчивый

отчаянный                                                        упрямый

уверенный в себе                                            любознательный

ранимый                                                           хороший рассказчик

сдержанный                                                    искренний

задумчивый                                                    добрый

рассудительный                                             послушный

заботливый                                                    наивный

шедрый                                                           серьёзный

находчивый                                                  не располагает к себе людей

завистливый                                                не вызывает доверия

жадный          угрюмый

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Доклад и рецензия

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Обучение интерпретации текста.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Доклад является фактуальным информационным текстом, доста­точно объективным, не содержащим личностных оценок. Он составля­ется по определённому плану;

1.           Название текста.

2.           Имя автора.

3.           Выходные данные.

4.           Основная тема (о чём?).

5.           Краткое содержание (что говорится?).

6.           Основная идея (что хотел сказать автор?).

7.           Наиболее интересный эпизод, деталь.

8.           Краткая характеристика героев.

9.           Мнение и его обоснование.

Рецензия представляет собой субъективный анализ текста. Рецен­зия — это мнение о тексте. Оценочные характеристики присутству­ют в каждом пункте её плана. Предполагается, что читающий знает фактический материал текста. В рецензии содержится положение о ценностной ориентированности и значимости текста, предлагается сравнение с другими текстами, оценивается проблемность поставлен­ных вопросов, даются рекомендации для его чтения и обсуждения.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Синквейн (Пятистрочник)

Тип стратегии: Работа с объёмными текстами

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Показать своё отношение к тексту

Подробный алгоритм реализации стратегии:

В приводимом примере использова­на прочитанная книга «Глаз волка».

1.      Тема (слово, понятие).

«Глаз волка».

2.      Два прилагательных, показывающих отношение к теме:

интересная, поучительная.

3.      Три глагола:

читать, думать, обсуждать.

4.Предложение в 4 слова:

Буду читать с учащимися.

5.      Эмоциональное отношение к теме:

Спасибо за новую книгу!

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Тип стратегии: Компрессии текста

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. Эту работу учитель выполняет дома, чтобы быть уверенным в пра­вильном делении текста на смысловые части. При чтении текста при необходимости обсудите незнакомые слова.

1.            Поставьте 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу.

2.               Подготовьте таблицу из трёх колонок и дайте им названия. В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вто­рую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные сло­ва, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации.

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1.

2.

3.

4.

 

 

Аннотация              Краткий пересказ/реферат Пересказ

О чём?                              Что говорится?

Составьте три варианта текста.

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей ко­лонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщён­ные вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка №1).

Незнакомые слова:

Карибу (caribou) — северный олень (Северная Америка).

Лемминг (lemming) — небольшое животное из отряда грызунов, по своему виду напоминающее крысу.

Примечание (что важно учитывать педагогу при реализации стратегии) / варианты  реализации стратегии:

Пояснения к ходу работы.

В первом смысловом отрывке текста, как правило, в явном или неявном виде сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей. Поэтому к первому абзацу, как правило, бывает необходимо поставить два во­проса. Обобщённый вопрос — это вопрос ко всему абзацу, он часто начинается с вопросительных слов: каков? какой? и т.д. К первой СМЫСЛОВОЙ части текста могут быть поставлены следу­ющие ВОПРОСЫ:

План в обобщённых вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

Где волки устраивались на ночлег?

в лисьих норах

 

Чем они занимались?

слушали сказки

 

Какую сказку рассказы­вала Чёрное Пламя?

про волчонка-недотёпу и его старую бабушку

 

Каким был один волчонок?

недотёпа ничего не поймал

 

Какой была бабушка?

Старая с печальными глазами её жалели великолепный мех былая красота и т.д.

 

Ключевое слово — это, как было сказано раньше, слово из текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного — 3-5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы.

Колонка индивидуальных слов, определяющих детали содержания текста, действительно заполняется каждым человеком индивидуаль­но. Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные. Именно их он записывает в третью колонку.

Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится сло­варик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полно­го пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки доста­точно для составления краткого пересказа (реферата текста), который отвечает на вопрос «Что случилось с персонажами текста в описыва­емой ситуации? ».

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пере­сказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.

Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания — полного пе­ресказа. Продемонстрировав всей группе один пример пересказа, да­лее можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося.

Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или крат­кого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования дан­ной стратегии.

Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов. Подчеркните существительные и глаголы в каждом из них, а по­том составьте из этих слов ответ на вопрос «О чём текст?».

Например, такой: текст о сказке, которую рассказывала волчица, устраивая детей на ночь в стае. Сказка о волчонке-недотёпе и его ста­рой, но все ещё красивой бабушке, которую убил человек.

Обратим внимание ещё раз на то, что стратегию необходимо отраба­тывать на занятии в ходе совместной деятельности учителя и учащих­ся (преподавателя и слушателей семинара повышения квалификации). Даже для взрослых обучаемых она представляет некоторую трудность при первом использовании. Самостоятельное использование стратегии возможно после неоднократного совместного применения.

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Даниэль Пеннак. Глаз Волка (отрывок)

1.                      На ночлег устраивались в лисьих норах. (Лисы охотно уступают волкам свои норы. За объедки. Лисы, они охотиться не любят, слиш­ком ленивые.) Серый Родич сторожил, сидя на какой-нибудь скале, возвышающейся над долиной. Голубой Волк ложился у входа в нору, а в глубине Чёрное Пламя убаюкивала детей, рассказывая им сказки. Сказки, разумеется, были про Человека. И потому что была ночь, по­тому что играть у них уже сил не было, потому что они любили, чтобы было страшно, и потому что с ними была Чёрное Пламя, которая всег­да защитит, — Блёстка и рыжики слушали.

2.                      Жили-были...

Всегда одна и та же сказка: про волчонка-недотёпу и его старую ба­бушку.

3.                      Жил-был один волчонок, такой недотёпа, что ни разу в жизни ничего не поймал. Самые старые карибу бежали слишком быстро для него, лемминги удирали у него прямо из-под носа, только хвост ему показывали... Никогда ничего не мог поймать. Даже собственный хвост! Вот какой недотёпа.

4.                      Ну, ладно. Однако хоть какой-то толк с него должен был быть, правда? К счастью, у него была бабушка. Очень старая. Такая ста­рая, что тоже ничего не могла поймать. Только смотрела большими печальными глазами, как охотятся молодые. По её шкуре не про­бегала дрожь при виде дичи. Все её очень жалели. Когда уходили на охоту, её оставляли в логове. Она по мере сил прибиралась, мед­ленно, потихоньку, потом занималась своим туалетом. Потому что у Бабушки был великолепный мех. Серебристый. Всё, что осталось от её былой красоты. Покончив с туалетом — а это занимало у неё часа два, не меньше, — Бабушка ложилась у входа в логово. Уткнув мор­ду в лапы, она поджидала Недотёпу. Это и было обязанностью Не­дотёпы, кормить Бабушку. От первого же убитого карибу окорок — хоп! Бабушке.

                     Не тяжело. Недотёпа? — Ничего, ничего!

                     Ладно, смотри, не зевай по дороге!

                     И не запутайся в своих лапах!

                     И берегись Человека! И т.д.

Недотёпа даже и не слушал этих напутствий. Давно привык.

5.                      Пока однажды...

                     Пока однажды, что? — спрашивали рыжики, и их широко от­крытые глаза горели в темноте.

                     Пока — что? Пока — что? — кричала Блёстка, вывалив язык.

                     Пока однажды Человек не пришёл к логову раньше Недотёпы, — отвечала Чёрное Пламя страшным шёпотом.

                     И?..

                     И?.. И что тогда? Что? Что?

                     И тогда Человек убил Бабушку, взял её мех, чтоб сделать себе шубу, взял её скальп, чтоб сделать себе шапку, и сделал себе маску из её морды.

                     И... и что дальше?

                     Дальше? Дальше то, что пора спать, завтра расскажу.

6.                      Дети, конечно, спорили, но Чёрное Пламя была неумолима. Мало- помалу в норе всё стихало, и слышалось только сонное дыхание.

Этого-то и ждал Голубой Волк, чтоб задать свой вопрос. Всегда один и тот же:

                     Чёрное Пламя, а эта твоя история, она правдивая?

Чёрное Пламя на миг задумывалась, потом давала один и тот же странный ответ:

Во всяком случае, так правдивей, чем наоборот.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)

Тип стратегии: Общеучебные

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Актуализация предшествующих знаний

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.            Нарисуйте таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

2.             Прочитайте название текста и назовите его тему.

                      Появление комет.

3.             Вспомните всё, что вы знаете о кометах и их появлении.

Запишите слова в колонку «Знаю» .

4.             Прочитайте вслух то, что записано. Добавьте то, о чём вы знали и забыли.

У вас может получиться следующее:

Знаю

Галлея

Движутся быстро

Астрономы наблюдают

Много примет

Исчезают

5.             Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения.

Например:

            Есть ли у комет траектория?

            Какая она?

             Как же движутся кометы?

            Почему же астрономы не могут предсказать их появление?

            Оправдываются ли приметы?

6.             Обсудите все вопросы и запишите их (без повторения) во вторую колонку.

7.              Читайте текст и отвечайте на поставленные вопросы в третьей колонке. Если в тексте нет ответа, поставьте минус около вопроса.

Обобщите всё, что вы узнали из текста, пользуясь своими запи­сями в третьей колонке.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)

Тип стратегии: Общеучебные

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Актуализация предшествующих знаний

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Ход работы:

Когда у читателя остаются во­просы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные уча­щиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Граф-схемы «Кольца Венна»

Тип стратегии: Общеучебные

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Обучение графическому представлению текстов

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Ход работы:

Окружность                Комета            Толстая сигара

Солнце в середине    Орбит         Солнце на конце «Сигары»

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Почему астрономы не могут предсказать появление комет?

Почему, пройдя иногда довольно близко от Земли, сверкнув на небе и заставив о себе много говорить (достаточно вспомнить знаме­нитую комету Галлея), они потом исчезают на годы, столетия, а по­рой и навсегда? Ведь все тела Солнечной системы движутся по стро­го определённым траекториям — орбитам. Или кометы исключение из этого правила?

Нет, не исключение. Но их траектории не такие, как у Земли или Луны, — они значительно более «вытянутые». Если орбита плане­ты — почти окружность, в центре которой Солнце, то орбита коме­ты по форме напоминает длинную толстую сигару, на самом кончике которой расположено Солнце. Двигаясь по орбите, кометы проходят очень близко от Солнца — в десятки и сотни раз ближе Меркурия. Затем отдаляются на гигантские расстояния, порой всего лишь в не­сколько раз меньшие, чем расстояние до ближайших звёзд! Чтобы со­вершить оборот по такой вытянутой орбите, комете требуются тысячи и даже миллионы лет.

Следовательно, кометы, которые можно будет наблюдать в ближай­шие годы, предстанут перед глазами астрономов впервые — раньше они появлялись так давно, что даже в древнейших рукописях о них нельзя найти никаких упоминаний. Поэтому нет ничего удивитель­ного, что астрономы не в состоянии предсказать их появление.

 

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Обзор словаря

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Обучение умению соединять тематический принцип и индивидуальный ключ запоминания

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Слова

Объяснение

Ключ

предчувствие

чувство, что что-то

грозовые облака

 

может случиться

перед грозой

жуткий

пугающий, странный

ночью

Ключом к запоминанию может быть рисунок, объяснение, синоним, образ, пример и т.д.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Словарная игра «Аналогия»

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Целенаправленная работа со словом

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1.      Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своё слово.

      Машина относится к дороге, как поезд к................... .................................

2.        Составьте свои предложения.

 

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии:

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели  стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Нам скоро встретится слово ... Попробуем его угадать, расширяя контекст.

            Оно крепкое, серебряного цвета.

            Оно чаще всего изготавливается из железа.

            У него есть плоское основание для ноги.

            Оно находится на лошади.

Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади.                                      (Слово «стремя».)

 

 Учебная текстология

В приложении

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приемы смыслового чтения

Приемы смыслового чтения

Выступление на педсовете Практические приемы смыслового чтения (формирование ЧГ)

Выступление на педсовете Практические приемы смыслового чтения (формирование ЧГ)

Ментальные карты Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи

Ментальные карты Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи

То есть действительно в фокусе внимания

То есть действительно в фокусе внимания

Название стратегии: Мозговой штурм

Название стратегии: Мозговой штурм

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов

Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техни­ком и конструктором развлекательных аттракционов

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья

Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда француз­ские изобретатели братья

Как и братья Люмьер, именно в

Как и братья Люмьер, именно в

Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех

Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех

XIX века, когда американский изо­бретатель

XIX века, когда американский изо­бретатель

Почему, по вашему мнению, мальчика нельзя записать в школу?

Почему, по вашему мнению, мальчика нельзя записать в школу?

Я тоже первоклассница, и меня зовут

Я тоже первоклассница, и меня зовут

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок

Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок

Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел

Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел

Целью данной экспедиции было создание карты новых тер­риторий

Целью данной экспедиции было создание карты новых тер­риторий

Общаясь с коренными жителями, они латинскими буквами за­писывали названия неизвестных им ранее растений и животных

Общаясь с коренными жителями, они латинскими буквами за­писывали названия неизвестных им ранее растений и животных

Название стратегии: Алфавит за круглым столом

Название стратегии: Алфавит за круглым столом

Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел

Класс / возраст: 5-9 кл. Количество учеников: 25 чел

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Пора уходить!» Глава 4. Иной мир

Пора уходить!» Глава 4. Иной мир

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Ход работы: Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги

Ход работы: Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги

И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие»

И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие»

Как мальчик попал в Зелёную

Как мальчик попал в Зелёную

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Цели стратегии: Научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости

Цели стратегии: Научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости

Карибу ( caribou ) — северный олень (Северная

Карибу ( caribou ) — северный олень (Северная

Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные

Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные

Бабушка ложилась у входа в логово

Бабушка ложилась у входа в логово

Знаю Хочу узнать Узнал 2

Знаю Хочу узнать Узнал 2

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения

Галлея), они потом исчезают на годы, столетия, а по­рой и навсегда?

Галлея), они потом исчезают на годы, столетия, а по­рой и навсегда?

Описание cтратегии смыслового чтения

Описание cтратегии смыслового чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023