Метод «Холодного обзвона», как один из важнейших приемов для повышения уровня успеваемости класса.
Оценка 4.8

Метод «Холодного обзвона», как один из важнейших приемов для повышения уровня успеваемости класса.

Оценка 4.8
docx
11.03.2020
Метод «Холодного обзвона», как один из важнейших приемов для     повышения уровня успеваемости класса.
Метод холодного обзвона.docx

Кудревич Е.Н.

                                               г. Евпатория, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского»

 

Метод «Холодного обзвона», как один из важнейших приемов для     повышения уровня успеваемости класса.

                                                            Введение

Одной из главных задач учителя является умение увлечь учащихся таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками урока, принимали активное участие в учебном процессе, а также не отвлекались, оставаясь собранными и сосредоточенными на изучаемом предмете.

Таким образом, опрашивая учеников на уроке, учитель должен в первую очередь думать о том, как сделать урок интересным для всего класса, вовлечь в работу как можно больше учащихся. Говоря другими словами, требуется разработать систему, в рамках которой вызов учеников будет происходить независимо от поднятой руки.

Метод «Холодного обзвона» позволяет сохранять рабочую атмосферу в классе, постоянно поддерживая учащихся «в тонусе», ведь они знают, что могут быть вызваны в любой момент, а значит, должны готовить ответ на каждый вопрос учителя. Таким образом, на заданный вопрос отвечают все учащиеся: один вслух, остальные про себя. Учителю больше не требуется терять время на поиск желающих ответить или ждать, пока учащиеся поднимут руку; в классе никогда не возникает томительная атмосфера, когда не находится желающих отвечать и повисает неприятная пауза.

Методика названа по аналогии с маркетинговым методом «Холодного обзвона» или «холодных звонков», в соответствии с которым продавец обзванивает потенциальных клиентов в произвольном  порядке, с целью предложить им продукт своей фирмы.

Такое понятийное заимствование обусловлено сущностью метода, который в маркетинге предполагает привлечение новых клиентов, а в педагогике – активизацию всех учеников на уроке, а не только тех, кто сам стремится отвечать или тех, кого вызывает учитель.

 

«Холодный обзвон» – одна из самых мощных методик, используемых в прикладной педагогике, а также один из важнейших приемов для повышения уровня успеваемости класса.

Преимущества «Холодного обзвона»

·         эффективная и систематическая проверка понимания материала урока, а также уровня усвоения пройденного материала;

·         повышение скорости учебного процесса, как с точки зрения выбранного учителем темпа (иллюзия скорости), так и с точки зрения скорости, с которой он может пройти материал с классом на самом деле (реальная скорость);

·         эффективное распределение работы в классе, способствующее росту вовлеченности учащихся, а также и формирование у детей уверенности в том, что их мнение действительно интересно и важно;

·         вовлечение в рабочий процесс большего количества учеников (включая тех, кто никогда не тянет руку), а также укрепление авторитета преподавателя, создание мощного культурного эффекта.

Принципы «Холодного обзвона»

1. Предсказуемость.

Цель:

·         профилактика пассивности

·         стимулирование учащихся

«Холодный обзвон» – это действенный способ удержания внимания учащихся на нужной теме; стратегия вовлечения, а не дисциплинарного воздействия.

Использование данной методики в классе в течение нескольких минут почти каждый день, позволяет учащимся заблаговременно психологически подготовиться к тому, что в любой момент от них могут потребовать ответа на заданный вопрос; эффективность, как каждого ученика по отдельности, так и класса в целом, соответственно, повышается.

Таким образом, рекомендуется интеграция указанной методики в повседневную жизнь класса. Кроме того, многие учителя убеждены, что идеальное время для ее использования — начало урока, ведь «Холодный обзвон» позволит задать нужный тон всему уроку, а также заинтересовать учеников до того, как они начнут отвлекаться.

2. Систематичность.

Цель:

·         профилактика пассивности

·         вовлечение учащихся в работу

Учитель, использующий «Холодный обзвон» всегда говорит ровно и спокойно, а также тратит минимум времени на решение, кого из учеников вызвать, потому что данная методика универсальна и безлична, т.е. ориентирована на весь класс, а не на одного конкретного ученика (или группу учащихся), чаще всего, отличающегося хорошей успеваемостью. Таким образом, вопросы задаются быстро и четко, блоками, адресованными группам учащихся, сидящим в разных местах класса, а не какому-то конкретному ученику или одной группе.

3. Положительный характер.

Цель:

·         учащиеся отвечают с готовностью

·         эмоциональный отклик

Цель методики заключается в стимулировании участия всех учеников в работе класса, а особенно – в раскрытии потенциала «молчунов».  Ученики не всегда догадываются, на что способны, а, отвечая на внезапный вопрос, внезапно понимают, что у них все получилось и утверждаются в мысли, что учитель не сомневается в их способностях.

Самой распространенной ошибкой при использовании методики «Холодного обзвона» является стремление учителя подловить ученика на незнании, или призвать его к порядку, если он вдруг отвлекся. В данном случае методика не работает, потому что «Холодный обзвон» – не ловушка. Приглашая ученика присоединиться к беседе, учитель, в первую очередь, демонстрирует ему свое уважение и предлагает поделиться собственным мнением, внести вклад в обсуждение.

Таким образом, можно выделит две основные особенности позитивного «Холодного обзвона»:

·         содержательность;

·         цель — добиться от учащегося правильного ответа, а не наказать его за незнание/ошибку.

4. Метод «Строительных лесов».

Цель: обеспечение доступности и системности обучения.

Суть данного метода состоит в том, чтобы начинать проверку знаний с простых вопросов, а затем постепенно (и незаметно для учащихся) повышать уровень сложности. Как правило, в данном случае применяется принцип разгруппировки вопроса, когда один сложный вопрос делится на несколько маленьких и разбирается по частям.

Кроме того, вопросы задаются в порядке нарастания сложности. Первый вопрос, как правило, крайне прост (низкий уровень сложности) – на него может ответить любой ученик из класса.

Второй вопрос предполагает ответ «да» или «нет», и учитель изначально ожидает, что ученик ответит правильно, т.к. данный вопрос базируется на правильном ответе на предыдущий вопрос.

Задав серию похожих вопросов одинаковой сложности, учитель переходит к более трудным. Иными словами, разбив главный вопрос на мелкие составляющие и начав с самых простых вопросов, учитель успешно вовлекает большее количество учащихся в учебный процесс и эффективно подготавливает их к ответам на более сложные вопросы.

Плюсы метода «Строительных лесов»:

·         повышение вовлеченности учащихся в учебный процесс;

·         более полное участие класса в обсуждении темы;

·         отсутствие стрессового фактора в связи с тем, что участие в опросе  воспринимается классом как нечто предсказуемое и систематическое.

Существует и более тонкий подход к возведению «строительных лесов». В данном случае урок начинается с опроса, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы по пройденной (знакомой) теме; вероятность правильного ответа, таким образом, повышается. Кроме того, данный прием позволяет вовлечь мотивировать учащихся, вдохновить их на напряженную умственную деятельность, надежно подготовить к более трудным задачам.

Однако не стоит ограничиваться лишь простыми вопросами и забывать о постоянном систематическом увеличении их сложности, иначе методика не сработает. Озвучив правильный ответ, учащиеся должны чувствовать гордость в связи с тем, что им по силам справиться со столь трудным материалом без особой подготовки и долгого времени на размышление, а также понимать, что учитель действительно высоко ценит их участие в учебном процессе и тщательно следит за уровнем усвоения материала.

Три разновидности метода «Строительных лесов»:

• Дальнейшее развитие вопроса, заданного тому же ученику. Начать следует с простого вопроса-разминки, а потом задать несколько дополнительных вопросов, которые позволят учащемуся развить свою точку зрения, а учителю – надежнее проверить уровень понимания обсуждаемой темы.

• Дальнейшее развитие комментария другого ученика. Данный прием делает акцент на том, что класс должен внимательно слушать не только учителя, но и одноклассников.

• Дальнейшее развитие первого/предыдущего комментария того же учащегося с целью продемонстрировать, что факт недавнего ответа не освобождает его от дальнейшего участия в процессе обсуждения.

 

Помимо вышеназванных принципов, существует ряд других приемов, которые могут подвергаться вариациям и адаптироваться учителем с целью, добиться от методики «Холодный обзвон» максимального результата в самых разных условиях и ситуациях. К основным из них могут быть отнесены следующие.

1. Поднятие руки / Не поднимаем руку.

При использовании методики «Холодный обзвон» учитель может действовать двумя способами:

·         разрешить поднимать руку – таким образом, учащиеся будут сигнализировать желание ответить;

·         держать руки на парте – учитель оставляет за собой право вызывать учеников по своему усмотрению, независимо от того, поднята рука или нет.

В первом случае методика «Холодного обзвона», как правило, становится менее очевидной и прозрачной и, следовательно, менее систематической, потому что при подобном подходе учащиеся не всегда могут отличить, почему именно был вызван тот или иной одноклассник: потому, что тянул руку, или потому, что так решил учитель.

Кроме того, данный подход обеспечивает отличную возможность для сбора данных об уровне подготовки, как отдельных учеников, так и класса в целом.  

Во втором случае применение методики становится более явным, предсказуемым и прозрачным. Данный подход также позволяет повысить темп опроса и, следовательно, урока в целом, ведь отсутствует необходимость тратить время на выбор отвечающего.

Кроме того, повышается эффективность проверки полученных знаний и понимания материала, потому что, во-первых, снижается вероятность выкрикивания правильных ответов с места, а во-вторых, учащиеся оказываются в равных условиях, что позволяет учителю вызывать тех, кто нуждается в контроле, не привлекая, однако, к данным учащимся лишнего внимания.

Наиболее эффективным, однако, будет использование обоих приемов, выбор которых определяется конкретной ситуацией в классе.

2. Момент называния имени.

Существует два варианта, когда в задаваемый вопрос включается имя вызываемого ученика:

·         вопрос – пауза – имя

·         имя – пауза – вопрос

Первый вариант является наиболее распространенным и в большинстве случаев самым эффективным. Использование указанной последовательности гарантирует, что каждый ученик во время паузы начинает искать ответ на вопрос, чтобы быть готовым, если прозвучит его имя.

Второй вариант применяется, когда необходимо подготовить учащегося к участию в учебном процессе и повысить вероятность успешного ответа. Особенно эффективен данный подход при работе с учениками, которые не привыкли к «холодным обзвонам»; которым нужно дополнительное время на обдумывание вопроса, а также с теми, кто не совсем хорошо говорит на языке преподавания.

В случае с особо «замкнутыми» учащимися учитель может заранее предупредить ученика (наедине/в классе перед уроком), что планирует его вызвать, а также рассказать, о чем собирается спрашивать.

Кроме того, озвучивание имени учащегося непосредственно перед вопросом может быть уместно в случае смены методики опроса, когда, например, вместо хорового, ожидается ответ от одного конкретного ученика.

3. Объединение с другими методиками вовлечения учеников в учебный процесс.

Одним из главных преимуществ методики «Холодный обзвон» является возможность комбинирования с другими педагогическими методами проведения урока. Рассмотрим самые распространенные.

«Тонкие» (однозначный, односложный ответ – да/нет) и «толстые» вопросы (требуют глубокого осмысления задания, дополнительных рассуждений, поиска и анализа информации).

Ромашка Блума.

Первый лепесток – простой вопрос, направлен на воспроизведение информации.

Второй лепесток – вопрос-интерпретация, направлен на установление причинно-следственных связей.

Третий лепесток – оценочный вопрос, направлен на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов.

Четвёртый лепесток – практический вопрос, направлен на установление взаимосвязей между теорией и практикой.

Пятый лепесток – творческий вопрос, предполагает наличие элементов условности, предположений, предоставляет место для полета фантазии.

Шестой лепесток – уточняющий вопрос, обеспечивает учителю возможность получения обратной связи.

Тысяча примеров.

Учитель называет ученикам любое определение, дату, название. Обучающиеся приводят примеры, раскрывающие смысл заданного педагогом понятия.

Светофор.

Вспомогательные материалы: полоска картона, оклеенная красной и зеленой бумагой.

Таким образом, при проведение устного опроса, обучающиеся подают сигнал педагогу о том, знают ли они ответ на вопрос:

·         зеленая сторона – готов к ответу

·         красная сторона – ответа нет

Лапта.  Педагог «бросает» учащимся вопрос и «ловит» ответ, не комментируя его, а лишь отслеживая правильность.

Литература.

1. Дирксон, Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Джули Дирксен ; пер. с англ. О. Долгова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 440 с

2. Кузнецов, И.Ю. Настольная книга практикующего педагога / И.Ю. Кузнецов – М. : Гросс-Медиа, 2008. – 544 с

3. Лемов, Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Дуг Лемов ; пер. с англ. О. Медведь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 416 с

4. Лемов, Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений / Дуг Лемов : пер. с англ. Е. Бузникова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 300 с

5. Лефевер, Л. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова / Ли Лефевер : пер. с англ. Г. Федотова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 290 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие ошибочно рассматривают методику «Холодный обзвон» как излишне стрессовую, или как своего рода карательный инструмент. Однако при правильном подходе она представляет собой мощный способ вовлечения в работу учащихся, которые хотят, но не решаются ответить. Применяя данную методику, учитель сигнализирует, что ему важно мнение каждого ученика, а не только самых активных.

Метод «холодного обзвона» позволяет вовлечь в учебную деятельность большее количество учащихся. На вопрос педагога отвечают все учащиеся: один вслух, а остальные про себя. Каждый ребенок знает, что вызвать его могут в любую минуту, а значит, нужно быть всегда готовым к ответу.

Оптимально прибегать к данной методике в начале урока, пока учащиеся не устали – это позволит задать необходимый тон всему учебному процессу, заинтересовать учеников.

Согласно изложенной ранее информации, многие учителя полагают, что вопросы, задаваемые в рамках «Холодного обзвона», должны быть простыми. Однако вопросы могут и должны быть трудными, заставляющими детей включаться в работу, сосредоточенно обдумывать изучаемую тему.

Решив использовать «Холодный обзвон» в первый раз, учитель с большой долей вероятности столкнется с тем, что ученики не сразу поймут, что происходит и, возможно, негативно отнесутся к «нововведению». В данном случае рекомендуется подготовить небольшую вступительную речь, объясняющую «правила игры» новой методики.

 «Холодный обзвон» дает учителю возможность, с одной стороны, вовлечь в работу на уроке как можно больше учащихся, а с другой – проверить уровень знаний отдельных интересующих его учеников, причем данный процесс будет выглядеть знакомым и привычным; подозрений и обид не возникнет. Однако ни в коем случае не следует использовать данную методику как способ «подловить» отвечающего, обвинить его в отсутствии необходимых знаний.

Таким образом, главной целью при использовании «Холодного обзвона» является превращение данной методики в рутинный компонентом урока, сопровождающийся положительными эмоциями у всех участников процесса.


 

Кудревич Е.Н. г

Кудревич Е.Н. г

Принципы «Холодного обзвона» 1

Принципы «Холодного обзвона» 1

Приглашая ученика присоединиться к беседе, учитель, в первую очередь, демонстрирует ему свое уважение и предлагает поделиться собственным мнением, внести вклад в обсуждение

Приглашая ученика присоединиться к беседе, учитель, в первую очередь, демонстрирует ему свое уважение и предлагает поделиться собственным мнением, внести вклад в обсуждение

Дальнейшее развитие комментария другого ученика

Дальнейшее развитие комментария другого ученика

В случае с особо «замкнутыми» учащимися учитель может заранее предупредить ученика (наедине/в классе перед уроком), что планирует его вызвать, а также рассказать, о чем собирается…

В случае с особо «замкнутыми» учащимися учитель может заранее предупредить ученика (наедине/в классе перед уроком), что планирует его вызвать, а также рассказать, о чем собирается…

Литература. 1. Дирксон, Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным /

Литература. 1. Дирксон, Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным /

Заключение Многие ошибочно рассматривают методику «Холодный обзвон» как излишне стрессовую, или как своего рода карательный инструмент

Заключение Многие ошибочно рассматривают методику «Холодный обзвон» как излишне стрессовую, или как своего рода карательный инструмент

Таким образом, главной целью при использовании «Холодного обзвона» является превращение данной методики в рутинный компонентом урока, сопровождающийся положительными эмоциями у всех участников процесса

Таким образом, главной целью при использовании «Холодного обзвона» является превращение данной методики в рутинный компонентом урока, сопровождающийся положительными эмоциями у всех участников процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020