Метод мозгового штурма и его модификации
Принципы метода "мозгового штурма":
1) Четкая формулировка цели, задач и ограничений.
2) Обеспечение максимальной свободы участникам:
§ предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных);
§ полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий.
3) Тщательное формирование состава участников
§ определение численности;
§ психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
§ по квалификации (высокий и примерно равный уровень).
4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";
5) Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства:
§ создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
§ умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
Порядок проведения мозгового штурма:
1) Образовать группы по 5-7 человек.
2) Распределение (объявление) тем по группам.
3) Объяснение группе значения мозгового штурма и его принципов:
§ выработать как можно больше идей;
§ все идеи записываются;
§ групповое обсуждение перед публичным выступлением.
4) Распределение ролей:
Ø председатель – следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения,
поощряет участие каждого члена группы.
Ø секретарь – записывает все идеи четко и разборчиво.
Ø таймер – следит за временем.
Ø спикер – после группового обсуждения представляет мнение группы,
излагает все, что происходило в группе во время работы.
5) Этап выработки идей. Каждый участник группы предлагает свои идеи. Секретарь записывает. Спикер следит за временем (5-10 минут). Председатель следит, чтобы идеи не обсуждались, поощряет.
6) Этап обсуждения и выбора идей. Результат обсуждения представляется наглядно (10-15 минут).
7) Завершающий этап. Выступление спикера. Оценка вклада каждого члена группы (каждый говорит о себе), оценка своего самочувствия и впечатления от игры.
Модификации метода «Мозговой штурм»:
Ø Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.
Ø Метод аналогий. Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Для использования метода аналогий необходимо:
§ вычленить причину затруднений;
§ предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;
§ описать цели будущего решения и объективные ограничения;
§ выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;
§ подобрать команду специалистов из выбранной области;
§ организовать и провести мозговой штурм;
§ интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;
§ выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.
Ø Случайный импульс. Объем нашего внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятие каждого из сигналов. Основные приемы для ускорения этого процесса:
§ объединение множества людей;
§ посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
§ сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок.
Ø Метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.
Ø Метод модераций. Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно). Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.
Ø Метод принудительных связей. Этот метод основан на установлении взаимоотношений между, на первый взгляд, не связанными друг с другом объектами или идеями. Метод является особенно полезным в ситуациях, где ищутся новые применения существующих изделий или услуг. Один объект существует, другой выбирается совершенно произвольно или из списка. Участников затем просят найти все возможные связи установленного объекта с объектом, выбранным произвольно. «Принуждение» таких взаимосвязей может вести ко многим новым и оригинальным идеям. Например, имеется большое число заготовок для изготовления изделий, которые в настоящее время сняты с производства. Необходимо выявить максимальное число вариантов эффективного использования таких заготовок.
Модификации процедуры проведения мозгового штурма:
ü Метод Гордона. В этом случае только лидер группы до обсуждения знает точный характер проблемы. Это ограничение препятствует группе достичь решения слишком рано. Потенциальная опасность при применении «мозгового штурма» состоит в том, что участник может прийти к мысли и поверить, что идея, которая им выдвинута, является идеальным решением проблемы и прекратить дальнейшее выдвижение идей. Этого не происходит в том случае, если только лидер знает истинный характер проблемы.
ü Метод индивидуального мозгового штурма. Все роли выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. (Синергетика – объединение, сотрудничество). Преимущество - оперативность и экономия на людях.
ü Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.
ü Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.
ü Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.
ü Метод двойного (парного) мозгового штурма. Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.
ü Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.
ü Метод корабельного совета. Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.
ü Метод конференции идей. Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.
ü Метод мозгового штурма с оценкой идей. Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: большая нагрузка, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.