МЕТОД НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Гончарова Наталья Александровна,
Томская область, г.о. Стрежевой, МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок», педагог-психолог, учитель-дефектолог, e-mail: gan-78@mail.ru
Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога, учителя-дефектолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А.В. Семенович, Л.С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.
Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, развитие ВПФ, дети с ЗПР, «Буквограмма».
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижне нормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.
По данным Министерства образования РФ, к 2010 году (за последние 10 лет) количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14–15 %, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза, из года в год статистика продолжает неумолимо расти [1].
Каждый день в мире рождается 24,5 тыс. детей с инвалидностью. В России при суточной рождаемости примерно 5 тыс. детей, 50% имеют разного характера психические отклонения. По итогам 2018 года, 2% населения обладает диагнозом ЗПР [2].
В Томской области обучается 13 867 ребенка с ОВЗ и инвалидностью, что составляет 12,6 % от общего количества обучающихся. Численность детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях Томской области ежегодно увеличивается (2011 г. – 8 064 ребенка, 2012 г. – 9 254 ребенка, 2013 г. – 10 549 детей, 2015 г. – 13 867 детей) [3].
В последние годы актуальность проблемы психического здоровья детей значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом — мишень», во многих случаях перестали приносить результаты: и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции. Из этого следует, что только своевременное, грамотное выявление может привести к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся трудностей.
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций [4]. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены [5]. Проще говоря, основной принцип коррекции – прохождение не пройдённых этапов. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:
- с использованием методов двигательной коррекции;
- с использованием собственно когнитивных методов.
Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется психомоторная коррекция. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Комплекс этих технологий ориентирован на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга (таблица 1) [6].
Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга.
Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока).
Таблица 1. Трёхуровневая система методики
Уровни |
Коррекционные методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию: |
|
1. Уровень стабилизации, активации и энергоснабжения психических процессов |
подкорковых и стволовых образований головного мозга |
|
2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов |
задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия |
|
3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов |
передних (префронтальных) отделов мозга |
На базе нашего МДОУ применяются следующие элементы нейропсихологических методов коррекции, методический комплект которых составляют:
- Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте».
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч.
- Праведникова И.И. «Нейропсихология. Игры и упражнения».
- Семенович А.Н. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
- Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. «Современная методика развития детей от рождения до 9 лет».
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. «Изучаем пространство с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. «Развиваем память с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
- Сунцова А.В., Курдюкова С.В. «Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
- Шишкова С.Ю. «Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей».
- Шишкова С.Ю. «Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь у дошкольников. Уникальная комплексная программа развития малышей».
- Шишкова С.Ю. «Букварь «Буквограмма».
Весь этот методический комплект лег в основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Буквограмма» коррекционно-оздоровительной направленности, которая применяется в нашем МДОУ на протяжении 1 года с детьми с задержкой психического развития.
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
1. Вводная часть – 2,5 минуты:
- организационный момент – «ритуал» - пальчиковая игра по теме;
- художественное слово – чтение «Сказки про букву «…» (по теме)»;
- работа с пособием «Сказка про букву «…»(по теме)»;
- ввод нового знания: звук […] и букв «…»; гласные и согласные звуки;
- словарная работа;
- упражнение на развитие ритма речи и слухового восприятия.
2. Основная часть – 11,5 минут:
- дыхательные упражнения 2-3 шт. (по теме);
- игра с мячом (по теме);
- упражнения для развития внимания 1-2 шт. (по теме);
- упражнения для развития общего двигательного репертуара, продолжение работы с пособием «Сказка про букву «…»(по теме)» и предметными картинками (по теме);
- упражнения – растяжки 1-2 шт. (по теме);
- упражнение для развития глазодвигательного репертуара 1-2 шт. (по теме);
- упражнения для развития базовых сенсомоторных координаций 1-2 шт. (по теме);
- упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий с опорой на графическую деятельность: рисование в воздухе 1-2 шт. (по теме), рисование мелом (маркером) на доске 1-2 шт. (по теме);
- упражнения для развития мелкой моторики с использованием пособия «Алмазные картинки» и упражнений с буквами по методике «Буквограмма» (по теме).
3. Заключительная часть – 1 минута:
- обобщение педагога;
- повторение усвоенного материала;
- собственная оценка результативности работы ребенка в процессе занятия – рефлексия по наводящим вопросам (при необходимости).
В процессе занятий с детьми от 3 до 6 лет используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, на сенсомоторное развитие и коррекцию выявленных проблем.
Следует отметить, что в рамках ДООД «Буквограмма» согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 по распределению образовательной нагрузки предусмотрено проведение только 1 подгруппового занятия с детьми, поэтому оно проводится 1 раз в неделю по четвергам.
С 1-ой подгруппой занимается учитель-дефектолог, а с другой – инструктор по ФК. Дети отдыхают, и специалисты берут оставшиеся подгруппы.
Однако все специалисты задействованы в реализации нейропсихологического подхода в группе детей с ЗПР (таблица 2; сокращения: ОС – образовательные ситуации, ИР – индивидуальная работа, РМ – ежедневно в режимные моменты, ОС ДООД – образовательная ситуация в рамках ДООД):
Таблица 2. Распределение нагрузки среди специалистов
Таким образом, элементы нейропсихологической коррекции осуществляются практически ежедневно и комплексно, что является одним из обязательных условий эффективности нейропсихологического сопровождения.
Индивидуальны занятия проводятся ежедневно, на отработку одного занятия отводится от 3 до 5 дней в зависимости от индивидуальных особенностей. Подгрупповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Коррекционно-развивающий процесс предполагает возвращение назад по онтогенезу и новое выстраивание программы психического развития. В ходе этих занятий стимулируется биологически правильный двигательный стереотип ребенка, активизируется психомоторная программа развития с учетом её этапности по методу В. Войта (стабилизация равновесия, перевороты, ползание с постепенной вертикализаций) [7].
На сегодняшний день мы пока не можем говорить о положительной динамике в процессе реализации программы, т.к. многочисленные пропуски детьми посещения детского сада, недостаточная готовность родителей к принятию существующих проблем у детей, их недостаточная педагогическая грамотноть снижают эффективность коррекционных мероприятий, но стабильно положительная динамика наблюдается:
- в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
- нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности;
- в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
- под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально-личностные качества детей.
Отмечается положительный эффект в плане профессионального роста педагогов. Воспитатели стали более внимательно изучать индивидуальные особенности детей, шире используют психологические знания в педагогической практике.
Объединение знаний нейропсихологии, психологии и педагогики воедино позволит достичь положительных результатов в развитии и коррекции дошкольников.
Литература:
1. Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.01.2020).
2. Сайт «Аутизму-нет». Статья «ЗПР и умственная отсталость: отличительные черты и статистика»
3. [Электронный ресурс]. URL: https://autizmy-net.ru/zpr-i-umstvennaya-otstalost (дата обращения: 11.01.2020)
4. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ МО «ГОРОД ТОМСК». Информационный буклет для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Рекомендации по итогам Общественных слушаний по вопросам качества условий для оказания образовательных услуг в Томской области для детей с ограниченными возможностями здоровья», 10.11.2015, г. Томск [Электронный ресурс]. URL: https://admin.tomsk.ru/pgs/5fz (дата обращения: 11.01.2020)
5. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. – 190 с.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психологические особенности проблемных детей. Лекции 1-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября». Лекции. 2008. – 120 с.
8. Семенович А.Н. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. М.: Генезис, 2007. – 474с.
9.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.