Метод обратного дизайна
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19488
Современной методологией образовательного процесса является компетентностный подход, определяющий результат образования в виде сформированных компетенций/компетентностей. Несмотря на более чем двадцатилетний период использования компетентностного подхода в образовании, остается еще ряд проблемных аспектов теории и практики реализации компетентностного подхода: неоднозначность используемого понятийно-категориального аппарата, структуры компетентности, возможности и условий ее формирования в образовательном процессе вуза, определения результативности этого процесса, диагностики уровня сформированности исследуемого личностного качества.
Представляется целесообразным в рамках снятия этой проблемы использовать идеологию так называемого обратного дизайна (Backward Design) в проектировании образовательного процесса.
Суть такого подхода заключается в применении алгоритма проектирования (от цели к содержанию, обеспечивающему эту цель), который теперь выглядит так.
Шаг 1 - определить результаты обучения по дисциплине в целом или в ее отдельном модуле, основываясь на требованиях программы. По мнению ученых, таких результатов обучения по дисциплине может быть 4-5.
Шаг 2 - обозначить оценивающие мероприятия, по которым может быть определено, что результаты обучения достигнуты. Разработать соответствующий диагностический инструментарий.
Шаг 3 - обосновать необходимое содержание обучения, технологии, средства и формы обучения, обеспечивающие с обозначенными оценивающими процедурами достижение необходимых результатов обучения.
Для нас важным является не только обозначить логику обратного дизайна, но и, опираясь на сущность компетентностного подхода, ориентирующую образовательный процесс на формирование компетентности как деятельностной характеристики субъекта учебной деятельности, выделить значимость педагогических технологий, активирующих деятельность участников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.