Метод проектно – исследовательской деятельности как фактор повышения мотивации учащихся при изучении физики
Физика – предмет достаточно сложный, и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы овладение физическими знаниями было успешным. Существует несомненная связь между успеваемостью по физике и интересом к ней, а этот интерес предполагает самостоятельный поиск информации и конструирование на её основе новых знаний и умений. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Считаю, что именно эти слова как нельзя лучше подходят для выбора методов работы современного учителя в современной школе.
Среди методов и приёмов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельной работы, наиболее перспективным в последние годы является метод проектно-исследовательской деятельности. Этот метод формирует у учащихся умение ставить перед собой учебные цели и задачи, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и способствует повышению интереса к любому предмету.
Средствами повышения мотивации школьников при изучении физики считаю следующие формы работы: урок, с созданием проблемной ситуации на различных его этапах; использованием компьютерного тестирования; урочная и внеурочная работа по выполнению проектов и исследовательских работ.
Целью учебного проектирования является создание условий для развития способностей учащихся к исследованию, для формирования умений выполнять экспериментальные задания и для самостоятельного выявления закономерностей физических процессов. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развить творческие способности и логическое мышление, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Выполнение трудоёмких творческих заданий в проекте требует от учащихся самостоятельной и глубокой проработки материала и творческого решения выбранной проблемы. А использование информационных технологий создает наиболее благоприятные условия для организации такой деятельности. Ученики, работая над проектом, проходят стадии планирования, анализа, синтеза и приобретают исследовательский опыт. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока. С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И. Перельман рекомендовал один из приемов - рассматривать примеры, взятые из повседневной жизни. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе и, главное, в реальной жизни.
Проект – это в первую oчередь проблема, которая встаёт перед обучающимся, проблема, которую ученику хочется решить. А ведь этому специально мы их не учим. Учитель становится тьютором, и сопровождает обучающегося при выполнении всего проекта, а особенно в исследовательской и экспериментальной деятельности. «Не над детьми, не за детей, а вместе с ними» - эти слова должны стать девизом учителя при сопровождении проекта. Цель учителя - помочь ученику найти проблему, или если он предлагает её сам, то выяснить, является ли эта проблема актуальной для обучающихся. На этом этапе работы над проектом ученик может провести анкетирование или соцопрос. Затем выбирается название проекта, оптимальный вариант решения проблемы, ставится цель и намечаются задачи проекта. Для учеников это достаточно трудный этап, здесь особенно нужна помощи учителя. Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе выполнения проекта. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником.
Следующий этап проекта – это выбор предмета и объекта. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое обучающимся для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Пример: предмет - испарение; объект – зависимость скорости испарения жидкости от физических параметров.
После того, как ученики, выбирают тему, учитель начинает проводить индивидуальные консультации, в ходе которых определяются конкретные цели, задачи, составляется план работы, обговариваются способы получения информации и даются различные рекомендации по выполнению самостоятельных исследований. В работе проектом участвуют школьники среднего и старшего звена с разными способностями. Кто-то впервые пробует свои силы в проектной деятельности, а для кого-то это уже не первый опыт. Новичков приходится обучать, работая с ними индивидуально, а для более «опытных» обучающихся проводить консультации.
На следующем этапе выполнения проекта учащиеся выбирают определённый способ сбора информации:
ü наблюдение;
ü анкетирование;
ü социологический опрос;
ü проведение экспериментов;
ü работа с художественной литературой.
И здесь задача учителя - обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения каждого вида работы, обращая внимание на проведение экспериментов и технику безопасности. Обычно информацию ребята черпают, пользуясь Интернетом. После поиска информации начинается её обработка, и прежде всего, её понимание, сравнение и отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащиеся должны проявить умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для школьников, здесь особенно важна помощь учителя. Работа над проектом многое даёт учащимся: возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения, а учителю позволяет выстроить бесконфликтную педагогику и вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества.
В ходе работы над проектом необходимо проводить промежуточный и итоговый контроль результатов деятельности каждого ученика. Для такого контроля разработаны критерии оценивания каждого вида деятельности. Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать критерии самооценки, что позволяет формировать самостоятельность и самоуправление.
Особо важная роль в проектах отводится физическим исследованиям, при выполнении которых ребята учатся выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты, делать выводы. Ещё А. Эйнштейн сказал: «В действительности нет ничего более удивительного и непонятного, чем то, что современные методы обучения ещё не полностью истребили святое любопытство исследования; это маленькое растение помимо стимуляции, нуждается, прежде всего, в свободе; без неё она не может развиваться и гибнет».
Так при выполнении проекта «Физика в архитектуре» учащиеся 9 класса проверяли зависимость между устойчивостью конструкции и площадью её опоры. Они посетили детский сад «Антошка», где сложили из разных кубиков свои «пизанские» башни. Выдвинули гипотезу, что устойчивость конструкции зависит от положения центра тяжести, и сделали вывод, что тело находится в положении устойчивого равновесия, если его центр тяжести находится на самом низком уровне.
В проекте «Физика и кошки» ученица 8 класса искала ответ на вопрос «Почему кошки всегда падают на четыре лапы?» и выяснила, что в этом кошке помогает её хвост!
На уроках и во внеурочной деятельности можно выполнять следующие проекты.
v Индивидуальные.
Они развивают интерес учащихся, поднимают мотивацию, а также самооценку учеников.
v Групповые.
Эти проекты позволяют выявить лидерские качества обучающихся.
v Коллективные проекты.
Учат работать не только в кругу друзей, но и со всеми одноклассниками.
v Исследовательские проекты.
Учат ребят выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их после проведения исследования.
v Ролевые, игровые проекты.
При выполнении таких проектов ученики примеряют на себя различные роли, проявляя творческие способности.
v А также проекты, позволяющие установить межпредметные связи.
Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале работы. Продукт, в конечном счёте, это то, ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Метод проектно-исследовательской деятельности предполагает, что после проведения проекта или исследования результат должен быть представлен в виде завершенной работы. Учащиеся представляют свои работы в классе или на итоговой конференции, проводится оценивание проекта школьниками, родителями и учителями.
После завершения проекта учащиеся смогут:
ü высказывать свою точку зрения на объяснение явлений и процессов, происходящих в природе;
ü проявлять потребность самим экспериментировать на уроке или дома для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы;
ü применять полученные знания в жизни.
Проектно-исследовательская деятельность помогает многим учащимся самореализоваться, выразить свои индивидуальные способности и узнать много новой информации. Участвовать в проекте могут ученики с разноуровневой подготовкой, здесь всем найдётся дело! Творческие способности учеников не ограничиваются, главное интерес, который поддерживается в течение проведения всего проекта. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний!
Американский философ Ульям Джеймс сказал: «В каждом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры - успех невозможен!». Метод проектно-исследовательской деятельности помогает учащимся поверить в успех.
Литература
1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.