Метод проектов в современной педагогической практике
Корбова Марина Александровна,
преподаватель
г.Нижневартовск
бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»
На современном этапе развития общества и нашего государства особой актуальности приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Значительное влияние информатизация учебного процесса взыскивает на усовершенствование и развитие методических систем обучения.
В поисках эффективных путей формирования и изготовление стратегии языкового образования педагогическая наука обращается к разным источникам и привлекает современные инновационные средства, которые включают в себя средства информационных технологий.
Использование информационных технологий в обучении дает возможность изучать на качественно новому равные не только учебные дисциплины естественно-научного цикла, но и гуманитарные. Для студентов языковых специальностей ВНЗ компьютер становится, прежде всего, средством наставительно-познавательной и научно-исследовательской деятельности, эффективным инструментом интенсификации процесса обучения, которое дает возможность решать не только стандартные задачи, но и задача, которые требуют творческого подхода.
Одним из основных направлений решения проблемы, повышения качества образования, есть развитие материальных и нематериальных составных систем обучения, введение к их составу высокотехнологических объектов деятельности, достижение на этой основе нового, высшего уровня учебно-воспитательного процесса.
В последнее время значительного распространения в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит по условия постоянного, активного взаимодействия всех участников.
Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.
Метод проектов - это совокупность приемов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной, значащей для студентов и оформленной в виде какого-то конечного продукта.
Основная цель метода проектов заключается в предоставлении студентам возможности учить самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предусматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих за своей сутью.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится "интегрированным" компонентом целиком разработанной и структурированной системы образования.
Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, есть одним из эффективных средств построения личностно - ориентированной педагогической системы.
Разработанный еще в первой половине XX ст. на основе прагматической педагогики Дж. Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Следует заметить, что метод проектов не является новостью в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно ранее выхода в мир известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 г., когда под руководством С.Т. Шацкого работала группа русских педагогов над внедрением этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чужой советской школе и не использовался вплоть до 80- конца 80-х гг. ХХ ст.
На сегодня метод проектов есть одним из основных современных активных инновационных методов обучения, если педагог сможет применить эту технологию на практике.
Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа студентов может вести работу над проектом в Интернете, при этом будучи разделенной территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, который отображает ход работы над ним. Задача учебного проекта, представленного в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне высветить ход его получения, т.е. проектного исследования.
Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание человека, а и ее чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный материал, определению личностью своего эмоционально-ценностного отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха.
Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим; применение знаний в вариативных ситуациях; понимание причинно-следственных связей, соотношение частей и целого; наведение аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п..
Метод проектов оказывает содействие не только раскрытию возможностей и способностей студента, а и осознанию, оцениванию личностных ресурсов, определению личностно значащих и социально ценностных перспектив. Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.
Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Студент старается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или другие способности, естественные задатки и отбрасывает те, которые мешают ему в достижении цели.
Общая стратегия обучения определяется нуждами современного общества и уровнем развития психолого - педагогических и сопредельных наук. Этой стратегией есть коммуникативный компетентностно ориентированный подход, который предопределяет практическую цель обучения.
Одним из принципов этого подхода есть принцип интерактивности, к которому, среди других, принадлежит и проектная технология.
Проектная деятельность "заставляет" студента по-новому посмотреть на свои умения, на характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые нуждаются в нестандартном решении, проявив значительные волевые и эмоциональные усилия и довольно высокий уровень самореализации. Как результат, имеющиеся качественные изменения в психологической структуре личности, которая предопределяет овладение привычками общения. Это такие изменения, как: умение ставить адекватные, личностно значащие и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности относительно реализации этих перспектив.
Применение метода проектов создает условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, привычках и поступках студентов, их отношении к получению знаний.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного тиара по одной проблеме: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих па это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.).
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
• Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Итак, в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижение экспериментальной педагогики прошлого века, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, которое соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.