Метод психокоррекции - СКАЗКОТЕРАПИЯ

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СКАЗКОТЕРАПИЯ.doc

СКАЗКОТЕРАПИЯ – КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ.

            Сказкотерапия – это метод психокоррекции, который использует сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром, интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания.

            Многие известные отечественные и зарубежные психологи обращались к сказкам: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич-Евстигнеева.

         Образы сказок воздействуют одновременно на 2 психических уровня:

1)    на уровень сознания

2)    на уровень  подсознания

У детей и у взрослых тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс. Для развития коммуникативных навыков сказка просто уникальный способ, когда создаётся благоприятная, игровая, естественная, без напряжения, ситуация общения.

         Сказка выполняет коррекционные функции (задачи):

-сказка осуществляет психологическую подготовку ребёнка и даже взрослого к напряжённым эмоциональным ситуациям;

-сказка помогает выработать в себе умение адекватно, более стойко, реагировать на физиологические и эмоциональные стрессы в человеческой жизни

 

Формы работы со сказкой (как метода психокоррекции):

 

1.Сказка как метафора.

Сказка используется как метафора. Клиенту читаются сказки. Текст и образы сказок вызывают определённые ассоциации из личной жизни клиента (ребёнка или взрослого). Метафоры и все возникшие ассоциации можно обсудить.

2.Рисование по мотивам сказки.

В своих рисунках клиенты выражают свои свободные ассоциации. Рисунки можно проанализировать.

3.Сказочные герои («хорошие и плохие»)

Обсуждается поведение и мотивы действий сказочных персонажей. Это напрямую связано с жизненными ценностями человека, его поведением в жизни. Можно выделить уровень «Что такое хорошо и что такое плохо?»).

4.Инсценирование (проигрывание) эпизодов сказки.

Ребёнок или взрослый может проигрывать сказочные эпизоды, может прочувствовать эмоциональные ситуации, проиграть некоторые эмоции (тем самым записать в коре и подкорке следы эмоций, переживаний)

_________________________________________________

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с.201 – 204.

Этические сказки в кн. Алябьевой Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.,2003, с.65-85.

 

5.Сказка как приём нравоучения.

«Добро всегда побеждает зло», «Не родись красивым, а родись счастливым», «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» и т.д.      

6.Творческая работа по мотивам сказки

 

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребёнка, расширения поля сознания и поведения ребёнка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребёнка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Её курс сказкотерапии включает в себя разные приёмы и формы работы со сказкой, позволяющие развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную кммуникацию и адекватную самооценку.   

                                                                                  

=анализ сказок

(цель такой работы со сказкой – осознание того, что стоит за сказочной ситуацией. Для анализа выбирается известная сказка и ребёнку предлагается ответить на рад вопросов: «Как вы думаете, о чём эта сказка?», «Кто из героев больше понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что было бы, если в сказке были только одни хорошие или плохие герои?»…)

 

=дописывание сказки или переписывание с другим концом

(психокоррекционный смысл переписывания сказки заключается в том, что переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает соответствующие его внутреннему состоянию поворот, и находит такой вариант ситуации, который освобождает его от внутреннего напряжения)

 

= рассказывание сказок

(через рассказывание у детей развиваются: фантазия, воображение. Можно предложить ребёнку рассказать сказку от 1-го, 3-го лица, от имени других действующих лиц; например, рассказать сказку «Колобок» от имени Лисы, Бабы Яги и т.д.). Во время прослушивания страшных сказок ребёнок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

 

= постановка сказок с помощью кукол

(работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-либо причинам не может себе позволить проявить).

 

 

=сочинение сказок

(в сказках даётся не просто жизнеописания героя, как он рождается, растёт в семье, покидает дом для каких-то странствий, отправляется в путешествие, приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достивнув цели, НО и рассказывается об основных этапах становления и развития личности);

=рисование сказок

=драматизация сказок

        

Сам психолог выбирает для психокоррекционной работы вид сказки.

Виды сказок показаны в таблице:

 

Вид сказки

Название сказки

Народные сказки:

*бытовые

 

«Лиса и журавель»

 

 

 

*сказки-загадки

 

 

 

 

Истории на сообразительность, истории хитреца;

 

 

*сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или мораль

 

 

 

 

 

*сказки-притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях)

 

 

 

 

 

*сказки о животных

 

 

 

 

 

*мифологические сюжеты (мифы и истории про героев)

 

 

 

 

 

*волшебные сказки с превращениями

«Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка»

 

 

 

 

 

Авторские сказки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

         Почему сказки так привлекательны  для психокоррекции?

В сказках истории логичны, естественны, в них нет нравоучений и назиданий. Через сказочных героев ребёнок соприкасается с жизнью, набирается жизненного опыта, сталкивается в сказках с такими жизненными ситуациями, с которыми встречается каждый человек: отделение от родителей; выбор; взаимопомощь; любовь; дружба; борьба добра со злом.

         Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищённость: чтобы не происходило в сказке – всё заканчивается хорошо! Испытания, выпавшие на долю сказочных героев помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.

Таким образом, события сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и плохо.

 

         Общаясь со сказкой, со сказочными героями, ребёнок видит и понимает, что всё, что происходит в жизни человека, способствует его развитию, внутреннему и  личностному росту.


Посмотрите также