Сказкотерапия – это метод психокоррекции, который использует сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром, интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания.
Многие известные отечественные и зарубежные психологи обращались к сказкам: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич-Евстигнеева.
Образы сказок воздействуют одновременно на 2 психических уровня:
1) на уровень сознания
2) на уровень подсознания
У детей и у взрослых тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс. Для развития коммуникативных навыков сказка просто уникальный способ, когда создаётся благоприятная, игровая, естественная, без напряжения, ситуация общения.
Сказка выполняет коррекционные функции (задачи):
-сказка осуществляет психологическую подготовку ребёнка и даже взрослого к напряжённым эмоциональным ситуациям;
-сказка помогает выработать в себе умение адекватно, более стойко, реагировать на физиологические и эмоциональные стрессы в человеческой жизни
Формы работы со сказкой (как метода психокоррекции):
1.Сказка как метафора.
Сказка используется как метафора. Клиенту читаются сказки. Текст и образы сказок вызывают определённые ассоциации из личной жизни клиента (ребёнка или взрослого). Метафоры и все возникшие ассоциации можно обсудить.
2.Рисование по мотивам сказки.
В своих рисунках клиенты выражают свои свободные ассоциации. Рисунки можно проанализировать.
3.Сказочные герои («хорошие и плохие»)
Обсуждается поведение и мотивы действий сказочных персонажей. Это напрямую связано с жизненными ценностями человека, его поведением в жизни. Можно выделить уровень «Что такое хорошо и что такое плохо?»).
4.Инсценирование (проигрывание) эпизодов сказки.
Ребёнок или взрослый может проигрывать сказочные эпизоды, может прочувствовать эмоциональные ситуации, проиграть некоторые эмоции (тем самым записать в коре и подкорке следы эмоций, переживаний)
_________________________________________________
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с.201 – 204.
Этические сказки в кн. Алябьевой Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.,2003, с.65-85.
5.Сказка как приём нравоучения.
«Добро всегда побеждает зло», «Не родись красивым, а родись счастливым», «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» и т.д.
6.Творческая работа по мотивам сказки
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребёнка, расширения поля сознания и поведения ребёнка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребёнка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Её курс сказкотерапии включает в себя разные приёмы и формы работы со сказкой, позволяющие развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную кммуникацию и адекватную самооценку.
=анализ сказок
(цель такой работы со сказкой – осознание того, что стоит за сказочной ситуацией. Для анализа выбирается известная сказка и ребёнку предлагается ответить на рад вопросов: «Как вы думаете, о чём эта сказка?», «Кто из героев больше понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что было бы, если в сказке были только одни хорошие или плохие герои?»…)
=дописывание сказки или переписывание с другим концом
(психокоррекционный смысл переписывания сказки заключается в том, что переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает соответствующие его внутреннему состоянию поворот, и находит такой вариант ситуации, который освобождает его от внутреннего напряжения)
= рассказывание сказок
(через рассказывание у детей развиваются: фантазия, воображение. Можно предложить ребёнку рассказать сказку от 1-го, 3-го лица, от имени других действующих лиц; например, рассказать сказку «Колобок» от имени Лисы, Бабы Яги и т.д.). Во время прослушивания страшных сказок ребёнок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
= постановка сказок с помощью кукол
(работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-либо причинам не может себе позволить проявить).
=сочинение сказок
(в сказках даётся не просто жизнеописания героя, как он рождается, растёт в семье, покидает дом для каких-то странствий, отправляется в путешествие, приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достивнув цели, НО и рассказывается об основных этапах становления и развития личности);
=рисование сказок
=драматизация сказок
Сам психолог выбирает для психокоррекционной работы вид сказки.
Виды сказок показаны в таблице:
|
Вид сказки |
Название сказки |
|
Народные сказки: *бытовые |
«Лиса и журавель»
|
|
*сказки-загадки
|
Истории на сообразительность, истории хитреца;
|
|
*сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или мораль |
|
|
*сказки-притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях) |
|
|
*сказки о животных |
|
|
*мифологические сюжеты (мифы и истории про героев) |
|
|
*волшебные сказки с превращениями |
«Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка»
|
|
Авторские сказки:
|
|
Почему сказки так привлекательны для психокоррекции?
В сказках истории логичны, естественны, в них нет нравоучений и назиданий. Через сказочных героев ребёнок соприкасается с жизнью, набирается жизненного опыта, сталкивается в сказках с такими жизненными ситуациями, с которыми встречается каждый человек: отделение от родителей; выбор; взаимопомощь; любовь; дружба; борьба добра со злом.
Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищённость: чтобы не происходило в сказке – всё заканчивается хорошо! Испытания, выпавшие на долю сказочных героев помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
Таким образом, события сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и плохо.
Общаясь со сказкой, со сказочными героями, ребёнок видит и понимает, что всё, что происходит в жизни человека, способствует его развитию, внутреннему и личностному росту.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.