МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств имени М.А. Балакирева» города Смоленска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Работа над техникой в классе аккордеона»
ШАБЕНТОВОЙ ГАЛИНЫ ТИМОФЕЕВНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ АККОРДЕОНА
Г. СМОЛЕНСК
2020 год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Работа над техникой в классе аккордеона»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Техника аккордеониста (трактовка понятия).
3. Методика развития техники.
4.Техника звукоизвлечения.
5. Гаммы и арпеджио, аккорды, упражнения, этюды.
6. Работа над музыкальным произведением.
7. Особенности работы. Метод вариантов.
8. Заключение.
9. Список литературы.
1. Введение.
"Добейтесь того, что мыслимая звуковая картина стала отчетливой, - пальцы должны и будут ей повиноваться", - писал пианист И.Гофман.
Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует своей реализации и высокую степень личностного развития в целом, и отлаженную работу психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и раскрывает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства. Поэтому, вопрос о воспитании и развитии технических навыков учащихся актуален на разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне – искусство практическое, требующее определенных технических навыков.
Техника аккордеониста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 6 – летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне. Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой. Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение (слышание) художественного образа.
2. Техника аккордеониста (трактовка понятия).
Что же мы вкладываем в понятие "техника"?
Техника - это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной передачи музыкального содержания.
Довольно распространенным является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант - исполнитель, есть техника: техника звукоизвлечения, ведения меха, мелкая, крупная…
Для совершенствования тем в большей степени помогает ясное представление звукового результата. Вместе с тем само осознание цели не всегда гарантирует ее успешное достижение. И здесь нужна каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами, если встречаются привычные элементы техники - репетиции, гаммо- и арпеджиообразные пассажи, - то они, как правило, не требуют временных затрат. Но очень часто встречаются нестандартные фигурации. Здесь важно найти свой метод - кратчайший путь для достижения результата.
Работа над развитием технических навыков начинается с 1 года обучения на простейших упражнениях, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических навыков упражнения, которые будут описаны ниже, заключают в себе основные направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата, ориентированием на клавиатурах, координацией игровых движений, работу над звукоизвлечением, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое упражнение несёт в себе определённые цели и задачи, между собой они взаимосвязаны, а работа идёт от простого к сложному.
3. Методика развития техники.
Успех в работе
зависит, прежде всего, от избранного метода. Развитие техники идет успешно в
том случае, если гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения (тем более этюды)
играются при полном внимании и слуховом контроле над соблюдением динамических
оттенков, ритма, штрихов. "Их нельзя играть механически, ибо упражнения
эти - не только упражнения пальцев, но одновременно и упражнения мозга. Это
своего рода телеграф, между мозгом и концами пальцев, требующий от играющего
полного сосредоточения. Малейшая небрежность в этом отношении становится сейчас
же заметной разборчивому слуху".
Итак, «на каждом уроке необходимо отводить время для работы над техникой,
проверять результаты домашних заданий ученика по освоению инструктивного
материала. Изучение различных видов техники надо осуществлять в определенной
последовательности и закреплять достигнутое во время исполнения художественных
произведений. Исполнительские приемы следует постоянно совершенствовать.
Необходимо постоянно следить за состоянием технического аппарата ученика и не
допускать его перенапряжения, скованности, зажатости. Часто
напряженность возникает из-за неподготовленности к сложным игровым
действиям, нерационально выбранной аппликатуры, слишком раннего
форсирования беглости, темпа. Свобода исполнительского аппарата -
непременное условие развития техники. Игровые движения должны быть
экономными, "эластичными", раскованными.
Упражнения следует рассматривать как эффективное средство для развития
игровой техники ученика - его способностей, умений и навыков. Работа над
упражнением требует от ученика большого напряжения воли,
сосредоточенности и внимания. Вначале упражнение следует играть медленно, чтобы
вслушаться в его звучание, проконтролировать свои игровые действия. Затем
постепенно ускорять темп игры до нужного, а игровые действия доводить до
автоматизма. Необходимо также время от времени возвращаться к игре в медленном
темпе, чтобы избежать "забалтывания". Следует тренироваться в игре
различными штрихами. Это способствует достижению большей четкости исполнения,
независимости и пластичности пальцевых и кистевых движений.
4. Техника звукоизвлечения
Звук — основное средство выразительности. У высококвалифицированных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука. Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.
Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Изменение тембра в аккордеонах осуществляется с помощью регистров. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально приблизить звучание аккордеона к пению, к человеческому голосу.
5. Гаммы и арпеджио, аккорды, упражнения, этюды.
Материалом для
работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов
техники игры на аккордеоне служат гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения для
развития октавной техники, скачков, этюды. Упражнения вообще необходимы для
выработки контакта
между пальцами и клавишами. На упражнениях и этюдах отрабатываются
двигательно-игровые навыки, взаимодействие всех частей рук, координация
движений; эти навыки развивают физическую выносливость и приспособленность
всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических
возможностей инструмента.
Конечно, развитие техники зависит от природных способностей музыканта. Но эта зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными. Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм. Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности. Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.
Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание. Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1 – го пальца:
Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской техники. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Разучивание гамм и арпеджио следует начинать в медленном темпе. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику).
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата ( развивается беглость пальцев, совершенствуется техника ).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио).
Важно указать (с самого начала работы над гаммами) учащимся ясную цель: для чего изучаются гаммы и пользу, какую они могут принести для музыкального развития каждого. После того, как та или иная гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках. Быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу.
Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля:
- за минимально ровным звуком и плавной сменой направления движений меха; за строгим соблюдением указанной аппликатуры;
- за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья; за четкостью пальцевого удара;
- за точностью выполнения определенного метроритмического рисунка и штрихов;
- за точностью координации движений пальцев при исполнении.
Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация.
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений. Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
- одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
- подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
- сделать соответствующее перемещение кисти;
- путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Дети далеко не всегда проявляют интерес к этой работе, нередко выполняют её вяло, что снижает её эффективность. Эту работу следует сделать, возможно, более привлекательнее для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл, стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма.
Упражнения
Работу над упражнениями следует вести систематично, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенно наращивания темпа и ясности артикуляции.– эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности и «Разогрева» технического аппарата перед занятиями на инструменте.
Играть упражнения надо сначала медленно и динамически ровно, заботиться об артикуляции, ритмической ровности. Затем постепенно ускорять темп с изменением динамики.
Особое внимание нужно уделить упражнениям левой руки, необходимо равномерно развивать все четыре играющих пальца.
Репетиция – быстрое, многократное извлечение одного и того же звука чередующимися пальцами. Репетиция выполняется обычно двумя сильными пальцами. Необходимо также играть и другими пальцами, что способствует достижению чёткости в звучании и более свободному исполнению. Репетиция исполняется при помощи лёгких кистевых движений на первую ноту. (Пример: С. Павин Этюд d – moll)
Развитию пальцевой техники способствуют не только быстрые упражнения, этюды и пьесы. Медленные полифонические пьесы, игра терциями и секстами легато приносят не меньшую пользу.
Большую роль в развитии техники играют этюды. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально - технические задачи с задачами музыкальными.
Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу может быть обусловлено двумя задачами:
- освоением и развитием определённого вида техники;
- подготовкой учащихся к преодолению технических трудностей в художественном произведении.
В первом случае преследуется цель разностороннего развития ученика. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники, причём каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, тем самым обеспечивается его постоянный технический рост. Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движения, которые встречаются в произведении, а так же близки по характеру музыки. По трудности этюды не должны превышать уровень развития учащегося.
Работу над этюдами нужно вести в определённой последовательности:
- изучить построение этюда и определить техническую задачу;
- чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы;
- детально разобрать текст, установить аппликатуру.
Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест. В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;
Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха; Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому- либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы.
Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
Я хочу отметить ещё раз, что работа над техникой должна проводиться с учеником систематически и целенаправленно. Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся и степень их подготовки, педагог может составить для каждого из них определённую программу работы над техникой.
6. Работа над музыкальным произведением
Работу над музыкальным произведением нужно вести в определенной последовательности: Одна из основных сторон работы касается технического овладения произведения.
Условно можно выделить два основных типа задач:
1. Преодоление трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения.
2. Область, собственно технической работы, подготавливающей учащегося в овладении не только нужным характером звучания, но и быстрым темпом исполнения.
- тщательно изучить построение и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объеме и характере предстоящей работы. Детально проработать за инструментом текст, установить аппликатуру, выработать целесообразные движения и положение рук во время игры;
- приступить к разучиванию пьесы, по частям отрабатывая наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с подбора упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест;
- обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой. Во время исполнения легато до конца погружать пальцы в клавиши.
- одновременно с усвоением текста - следить за выполнением фразировки, акцентов, штрихов, динамических оттенков;
- играть пьесу надо в различных темпах, не привыкая к какому-либо одному. Начинать работу следует, естественно, с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;
- заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
При таком способе запоминания надежно закрепляются в памяти как игровые движения, так и художественно-выразительные элементы произведения.
7. Особенности работы. Метод вариантов.
Детали работы зависят от индивидуальности ученика, его подготовки, возраста и т. д. Как утверждает профессор А. Гольденвейзер, муз. произведение полезно разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды. Это помогает определить, на что именно нужно обратить главное внимание и способствует скорейшему изучению наизусть. Рекомендуется также предлагать учащемуся тщательно изучать партию каждой руки отдельно, чтобы лучше играть пассажи и аккорды, внимательнее исполнять пьесу.
Очень важно не обходить технические трудности путем облегчения аппликатуры. Преодоление трудностей должно идти от простого к сложному. В работе над пьесами, параллельно с решением специальных задач, необходимо воспитывать навыки владения динамикой и штрихами. Для более прочного закрепления приобретенного технического навыка нужно так организовывать работу, чтобы они надолго сохранялись в памяти и в пальцах аккордеониста.
Метод вариантов
При работе полезно применять метод вариантов. Варианты «освежают» внимание и в какой-то степени предохраняют его от однообразного механического повторения. Их надо придумывать, исходя из конкретных задач, из степени подготовленности учащихся и технических возможностей инструмента. Слишком сложные варианты могут привести к неверию в свои силы, а очень большое количество их не оправдывает себя.
Из огромного количества вариантов следует определить основные:
1. Метрические варианты - перенесение акцентов с сильной доли на слабую.
2. Динамические варианты - изменение силы звучания.
3. Штриховые варианты - замена авторского штриха контрастным (например, стаккато вместо легато и, наоборот).
4. Ритмические варианты: на беглость с нотами одинаковой длительности возможны следующие ритмические варианты:
5. Упрощение фактуры при работе над аккордами.
Этим приемом пользуются для того, чтобы постепенно привести учащегося к преодолению технических трудностей. Здесь вначале можно играть только верхние ноты аккордов, затем верхние и нижние, пользуясь аппликатурой, необходимой при игре всего аккорда.
6. Арпеджирование аккордов или соединение арпеджио в аккорды.
Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта-исполнителя, о чем свидетельствует опыт лучших мастеров исполнительского искусства. Ни один выдающийся исполнитель-инструменталист не достиг бы такого совершенного мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать, восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей. Если бы мастера не владели совершенной техникой, их способности и музыкальные возможности нечем было бы реализовать. Это относится в одинаковой мере к музыканту-исполнителю любой специальности, а значит и к аккордеонисту.
8.Заключение.
Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта-исполнителя, о чем свидетельствует опыт лучших мастеров исполнительского искусства. Ни один выдающийся исполнитель-инструменталист не достиг бы такого совершенного мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать, восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей. Если бы мастера не владели совершенной техникой, их способности и музыкальные возможности нечем было бы реализовать. Это относится в одинаковой мере к музыканту-исполнителю любой специальности, а значит и к аккордеонисту. Различны только пути формирования исполнительских навыков. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть «ненужным» ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самую самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называют зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство.
9. Список литературы.
1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Изд.5,М.,1987г.
2. Немкин В.А. «Развитие двигательных качеств технического аппарата
Баяниста». - Челябинск,2001г.
4. Паньков О.С. «К вопросу о звукоизвлечению на баяне //вопросы методики
и теории исполнительства на народных инструментах». Выпуск 2.
Свердловск, 1990г.
5. Чиняков А.И. «Преодоление технических трудностей на баяне». – М.:
Музыка,1982г.
7. Фридрих Липс «Искусство игры на баяне». Изд. «Музыка», Москва 1985г.
8. А.Судариков «Исполнительская техника баяниста». Всесоюзное
Изд. «Советский композитор». Москва, 1986г.
9. Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное изд.
«Советский композитор». Москва 1970г. Статьи: П.А.Гвоздев.
«Работа баяниста над развитием техники» изд. В.Г.Горохов, С.М.Колобков
«Гаммы и арпеджио на баяне».
10. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне». Изд. В. Катанского, 2008г.
11. Завьялов В. «Баян и вопросы педагогики». «Искусство», 1992г.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.