Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования
Оценка 4.8

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации
Взрослым
23.01.2018
Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования
В этой статье мне хотелось раскрыть понятие эвристического обучения,этапы образовательной деятельности ученика.И так как все дети разные,то для учителя важно найти пути выстраивания своей индивидуальной траектории при изучении предметов.И такой путь-это эвристический диалог,где инициатива в познании в познании нового путем постановки вопросов принадлежит учащемуся, а не учителю.
статья Метод эвристического диалога (1).docx
Чещевик Н.А. магистрант,2 курс, педагогический факультет  ГрГУ, г.Гродно, Республика Беларусь Метод эвристического диалога как средство активизации учебно­ познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования От  чего   зависит  успех   в  жизни?  Этот   вопрос   сродни  вопросу   о  смысле жизни. У каждого человека имеется своя миссия, которая заложена в нём, либо создаётся   им,   предлагается   ему.   Как   бы   то   ни   было,   успех   человека   –   это реализация его миссии, достижение его целей.Что делает школа для того, чтобы учащиеся   определили   и   реализовали   свою   миссию?   Она   предлагает   им образование,   чаще   всего,   одинаковое   для   всех.   Но   все   дети   разные,   у   них различные способности, интересы, предназначения. Как одновременно обучать всех по­разному? Для этого недостаточно предлагать ученикам задания разного уровня, ввести профили . Всё равно для всех не угадаешь. Поэтому путь таков – дать   возможность   каждому   ученику   образовываться   по­своему,   выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Этот путь для ученика – непрерывное открытие нового, т.е. эвристический.   Основу   эвристического   обучения   составляют   следующие   положения: создание  учеником  образовательной  продукции  в  изучаемых  образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с   собственными   результатами   познания;   выстраивание   индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества [5, с. 48]. Построение и реализация учащимся собственной образовательной   траектории   возможны   лишь   в   его   диалоге   с   внешней образовательной   средой.   Личностный   компонент   обучения,   основанный   на диалоге   ученика   с   внешним   миром,   наполняет   образование   эвристическим смыслом,   предоставляет   возможность   творческой   самореализации   учащегося [6]. Ставить  «разумные вопросы» обучающийся учится в эвристическом, или «обратном»  диалоге.   Под     эвристическим   диалогом   понимается   тип   диалога «учащийся­учитель»,   в   котором   инициатива   в   познании   нового   путем постановки   вопросов   принадлежит   учащемуся,   а   не   учителю.   Метод эвристического   диалога   формирует   у   школьника   умение   задавать   вопросы   в ходе познания, наполняет учебный процесс творческой у и коммуникативной составляющей   (включающей   использование   ресурсов   и   технологий   сети Интернет), повышает мотивацию детей к учебной деятельности. Вопрос ученика ­   не   просто   индикатор   его   познавательной   активности.   В   таком   вопросе объединены знание (любой вопрос должен опираться на что­то уже известное), рефлексия   (чтобы   задать   вопрос,   необходимо   прежде   у   всего   осознать   суть своего   внутреннего   побуждения   к   вопросу),   творчество   (постановка   вопроса предполагает   усилие   по   отделению   неизвестного   от   известного   и   облечение результата     этой   работы   в   понятную   для   собеседника   форму)   и   эмоции   (в вопросе   проявляется   личностное   отношение   вопрошающего   к   предмету егоинтереса) [4].Различают следующие виды вопросов учеников:1) когнитивные (интенсивные), направленные на более глубокое изучение нового материала; 2) экстенсивные,   связывающие   тему   предмета   с   другими   темами   и   даже предметами;3) креативные, направленные «вглубь» междисциплинарного знания. Содержанием метода эвристического диалога выступает базисная триада вопросов   «Что?   Как?   Почему?»   [2,   с.   260].   Рассмотрим   подробнее   модели данных вопросов.  На   первом   этапе  эвристической   образовательной   деятельности   ученик познает   исследуемую  область  реальности (фундаментальный   образовательный объект).   Приоритетность   познания   реальных   объектов   перед   познанием идеальных   позволяет   предупредить   распространенное   в   школах   негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением информации о ней. К   реальным   образовательным   объектам   относятся,   например,   природные объекты   (вода,   воздух   и   др.),   объекты   культуры   (художественные   тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства), технические устройства (компьютер, телефон и др.) [5, с. 124]. Изучение действительности (а не подмена действительности   упорядоченной   суммой   информации   о   ней)   предполагает создание   каждым   учащимся   первичного  субъективного   образовательного продукта.  На   втором   этапе  эвристической   образовательной   деятельности созданный   учащимся   первичный   субъективный   образовательный   продукт сравнивается   с   тем,   что   является   эталоном   в   данной   области   ­  культурно­ историческим   аналогом.   Культурно­исторический   аналог   включает   в   себя основы   изучаемых   наук,   искусств,   отечественных   и   мировых   традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности, получивших отражение в учебных   предметах   и   образовательных   областях.   Он   выражается   в   форме понятий,   законов,   принципов,   методов,   гипотез,   и   др.,   считающихся фундаментальными достижениями человечества.  На третьем этапе первичный продукт учащегося переосмысливается им, сравнивается   и   достраивается   до  обобщенного   образовательного   продукта, который включается в предмет новой деятельности школьника. При этом, кроме приращения знаний, которые будут глубже и шире, нежели при усвоении готовой информации, происходит и личное приращение опыта, способностей ученика. Таким образом, создание школьником собственного образовательного продукта возможно   при   условии   овладения   им   основами   креативной,   когнитивной   и   Перечисленные   виды   образовательной организационной   деятельности. деятельности формируют у учащихся соответствующие качества личности: 1) когнитивные (познавательные) ­ умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы,   обозначать   свое   понимание   или   непонимание   вопроса   и   др.;   2) креативные (творческие) ­ вдохновленность, фантазию, гибкость ума, чуткость к противоречиям,   раскованность   мыслей   и   чувств,   движений   и   др.;   з) оргдеятельностные   ­   способность   осознавать   и   пояснять   цели   учебной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение. Подобная деятельность   обеспечивает   творческую   самореализацию   обучающегося   в процессе общего образования. Применительно к методу эвристического диалога сказанное   выше   означает,   что   «вхождение»   в   тему   желательно   начинать   с вопросов ученика, обращенных к «первичной реальности». Ставя такого рода вопросы   и   получая   ответы   на   них,   ученик   обретает   первоначальное субъективное представление об изучаемом объекте. На следующем этапе метод эвристического   диалога   предполагает   обращение   ученика   к   культурно­ историческому   аналогу,   то   есть   знакомство   с   теми   сведениями   об   объекте познания, которые содержатся в учебниках, методических пособиях, научной литературе. И, наконец, при сопоставлении своего первоначального понимания и культурных   теоретических   концепций   ученик   обнаруживает   совпадения   и расхождения,   в   результате   чего   происходит   переосмысление   и   углубление обретенных   знаний.   Эта   трехступенчатая   последовательность   деятельности ученика   в   методе   эвристического   диалога   условно   обозначена   модельными вопросами:   «Что?»   (Что   мы   изучаем?),   «Как?»   (Как   этот   объект   описан   в культуре?),   «Почему?»   (Почему   мое   представление   не   во   всем   совпало   с культурно­историческим аналогом?). Вопросы, помогающие выяснить, с чем мы имеем дело, не обязательно должны содержать в себе слово «что». Достижению этой   цели   может   способствовать,   к   примеру,   вопрос:   «К   какой   категории относится   данный   объект?».   Подобная   последовательность   вопросов   задана неслучайно. Она соответствует методологии научного познания, которое также начинается   с   выделения   объекта   из   ряда   других,   требует   описания   свойств объекта   (группа   вопросов   «Что?»),   потом   ­   нахождения   связей   между выделенными свойствами (группа вопросов «Как?»), а затем ­ установления и объяснения   закономерностей   (группа   вопросов   «Почему?»).   Придерживаясь этой логики, любой человек   повышает свои шансы на нахождение верных и глубоких   ответов.   По   сути,   знакомя   детей   с   этими   методологическими закономерностями, мы учим их грамотно ставить вопросы.  Чтобы понять, что собой   представляет   тот   или   иной   объект,   нам   нужно   не   только   назвать   его (отнести   к   определенной   категории),   но   и   ответить   на   вопросы,   например, «Какими свойствами обладает эта вещь?», «Как эти свойства связаны друг с другом?», «Почему этот объект «ведет себя» так, а не иначе?». Каждый из трех типов модельных вопросов связан с тремя видами вопрошания ученика. Первый вид вопрошания ­ реализация эвристического диалога «учащийся­учитель» по познанию   фундаментального   образовательного   объекта   (модельная   группа вопросов «Что?»). Для этого учитель ставит перед учениками эвристическую задачу, определяет список ключевых слов (согласно требованиям программы), которые   ученики   должны   обязательно   рассмотреть   при   постановке   вопросов учителю, объясняет, как и в какой последовательности нужно задавать вопросы. Каждый   вопрос   из   трех   групп   триады   ­   модель,   а   не   буквальное   начало вопросительного предложения со слов «что», «как» и «почему». Второй вид вопрошания   ученика   ­   составление   им   последовательности   вопросов   для доказательства   или   опровержения   утверждения   учителя   (модельная   группа вопросов «Как?»). Третий вид вопрошания ученика ­ составление им фрагмента диалога,   доказательство   (опровержение)   утверждения   учителя   (модельная группа вопросов «Почему?»). Постановка целей при изучении темы является первым   и   важнейшим   элементом   эвристической   деятельности   учащегося.   На уроках­ диалогах учитель может предложить детям за­ дать вопросы по теме, к цитатам,   сюжету,   картинке.   Например,   учитель   предлагает   ученикам сформулировать собственные цели занятия, ставя перед ними задачу: «Запишите в тетради не менее пяти вопросов, которые у вас возникают при прочтении темы занятия. Какие бы вы дали на них ответы? Сформулируйте на основе ваших вопросов   основные   цели   изучения   темы.   Цели   могут   быть   познавательные, например,   «лучше   узнать...»;   креативные,   например,   «составить   что­либо...»; личностные, например, «мне это пригодится в...». Постановка целей в форме вопроса более эффективна в сравнении с используемой традиционной формой целеполагания,   в   которой   ученику   предлагается   выбрать   из   перечня предложенных целей те, которые он считает важными. Подобный выбор внешне заданных целей представляет собой вопрос не самого ученика, а внешний вопрос ученику,   что   снижает   эмоционально­ценностный   компонент   деятельности учащегося   [7,   с.   54].   В   результате   подобного   отделения   знания   от   незнания учащимся проводится глубокий рефлексивный анализ. Список использованной литературы 1. Межуев,   В.   М.   Диалог   как   способ   межкультурного   общения   в современном мире / В. М. Межуев // Вопро­сы философии. ­ 2011. — № 9. — С. 65­73.  2. Король, А. Д. Диалог в образовании: эвристический аспект / А. Д. Король. ­ М.: ЦДО «Эйдос»; Иваново: Издательский центр «Юнона», 2009. ­ 260 с.  3. Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб.пособие даясгуд. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2007. ­ 352 с.  4. Хуторской, А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско­методологический аспект) / А. В. Хуторской, А. Д. Король // Вопросы философии. ­ 2008. ­ № 4. ­ С. 109­114.  5. Хуторской,   А.   В.   Дидактическая   эвристика:   теория   и   технология креативного обучения / А В. Хуторской. ­ М.: Изд­во МГУ, 2003. ­ 416 с. 6. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. ­ 2007. ­ № 9. ­ С. 18­25.  7. Король, А. Д. Урок­диалог: как подготовить и провести / под ред. А. В. Хуторского.   ­   М.:   Изд.­во   «Эйдос»;   Изд­во   Института   образования человека, 2012. ­ 54 с. © Чещевик Н.А., 2017

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на I ступени общего среднего образования

Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся на I ступени общего среднего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018