Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
142200, Московская обл., г. Серпухов, пл. Ленина, д.13 тел 8(4967)72-19-92, 72-16-02
Согласовано: Председатель профкома муниципального учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Ю.Б. Федорова «___» апреля 2020 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» И.А. Балкина « » апреля 2020 года |
Инструкция по охране труда
для работников образовательного учреждения.
ИОТ - 002-2020
г.о. Серпухов
Настоящая типовая инструкция по охране труда разработана на основании требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 года, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 107, и предназначена для работников образовательного учреждения при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации. На основании данной типовой инструкции разрабатываются инструкции по охране труда для конкретных рабочих мест.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе в образовательном учреждении с использованием персональных компьютеров, копировально-множительной техники, факсимильных аппаратов и другого офисного оборудования допускаются работники, имеющие соответствующую выполняемой работе квалификацию, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные безопасности труда при работе с офисным оборудованием.
1.2. Женщины со времени установления беременности должны быть переведены на работы, не связанные с использованием персональных компьютеров, или для них должно быть ограничено время работы с персональным компьютером (не более 3 часов за рабочую смену).
1.3. Для выполнения работ с офисным электрическим оборудованием следует изучить инструкции по его эксплуатации, пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности.
1.4. Работники образовательного учреждения, выполняющие работу с использованием персональных компьютеров, копировально-множительной техники, факсимильных аппаратов и другого офисного оборудования, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев должны проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.5. В случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 60 календарных дней работники должны пройти внеплановый инструктаж.
1.6. Работники образовательного учреждения, не прошедшие своевременно инструктажи по охране труда и не имеющие группу I по электробезопасности, к самостоятельной работе не допускаются.
1.7. Работники образовательного учреждения, показавшие неудовлетворительные навыки и знания требований безопасности при работе с офисным оборудованием, к самостоятельной работе не допускаются.
1.8. Работники образовательного учреждения, допущенные к постоянной работе на персональном компьютере (более 50% рабочего времени) перед поступлением на работу и в дальнейшем периодически (не реже 1 раза в год) должны проходить медицинские осмотры.
1.9. Работники образовательного учреждения, допущенные к самостоятельной работе, должны знать: правила технической эксплуатации и требования безопасности при работе с офисным оборудованием, способы рациональной организации рабочего места, санитарно-гигиенические требования к условиям труда, опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на человека.
1.10. Работник образовательного учреждения, направленный для участия в несвойственных его должности работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.11. Работникам образовательного учреждения запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым они не обучены.
1.12. Во время работы на работника образовательного учреждения могут воздействовать, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- перенапряжение зрительного анализатора при длительной работе за экраном монитора;
- длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам;
- ионизирующие и неионизирующие излучения, источниками которых являются мониторы персональных компьютеров;
- статическое электричество;
- движущиеся части копировально-множительной техники;
- загрязнение рук химическими веществами, входящими в состав красок, порошков копировально-множительной техники;
- недостаточная освещенность рабочего места;
- электрический ток, путь которого в случае замыкания на корпус может пройти через тело человека.
1.13. Работники образовательного учреждения, в особенности, работающие на персональных компьютерах, должны соблюдать установленные для них режимы труда и отдыха.
1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара работники образовательногоучреждения должны соблюдать требования пожарной безопасности сами и не допускать нарушений со стороны других работников и посетителей.
1.15. Для предупреждения заболеваний следует знать и соблюдать правила личной гигиены.
1.16. В случае заболевания, плохого самочувствия следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.17. Если работник оказался свидетелем несчастного случая, он должен оказать пострадавшему первую помощь и сообщить о случившемся руководителю.
1.18. Работники образовательного учреждения должны уметь оказать первую помощь, в том числе при поражении электрическим током, пользоваться медицинской аптечкой.
1.19. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной.
1.20. Если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы работнику образовательного учреждения следует рационально организовать свое рабочее место.
2.2. Работник образовательного учреждения должен знать о том, что площадь на одно рабочее место пользователя персонального компьютера на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6,0 м, а на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллических, плазменных) - 4,5 м.
2.3. При использовании персонального компьютера на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств - принтера, сканера и др.) с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м на одно рабочее место офисного работника.
2.4. Если в помещении расположены несколько рабочих мест, то расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
2.5. Не рекомендуется располагать монитор экраном к окну.
2.6. Для того чтобы в процессе работы не возникало перенапряжение зрительного анализатора, следует проверить, чтобы на клавиатуре и экране монитора не было бликов света.
2.7. Для повышения контрастности изображения перед началом работы следует очистить экран монитора от пыли, которая интенсивно оседает на нем под воздействием зарядов статического электричества.
2.8. Работник образовательного учреждения должен убрать с рабочего места все лишние предметы, не используемые в работе.
2.9. Перед началом работы на офисном оборудовании необходимо его осмотреть и убедиться в полной исправности, в том числе визуально проверить исправность электрического шнура, вилки и розетки, с помощью которых осуществляется питание этого оборудования.
2.10. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места; кроме того, должны отсутствовать резкие тени, а все предметы должны быть отчетливо различимы.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Работник образовательного учреждения должен включать офисное оборудование в работу в той последовательности, которая определена инструкцией по эксплуатации.
3.2. Для подключения офисного оборудования к электрической сети необходимо использовать шнур питания, поставляемый в комплекте с оборудованием; не следует использовать для этой цели самодельные электрические шнуры.
3.3. Работник образовательного учреждения должен знать, что рациональная рабочая поза способствует уменьшению утомляемости в процессе работы.
3.4. При помощи поворотной площадки монитор персонального компьютера должен быть отрегулирован в соответствии с рабочей позой работника образовательного учреждения.
3.5. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать поддержание рабочей позы работникаобразовательного учреждения при работе с персональным компьютером, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
3.6. Тип рабочего кресла должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с персональным компьютером с учетом роста работника.
3.7. Рабочее кресло должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья; при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
3.8. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
3.9. Плоскость рабочего стола по высоте должна быть в пределах 680-800 мм с учетом индивидуальных особенностей работника; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
3.10. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
3.11. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать:
- ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
- поверхность сиденья с закругленным передним краем;
- регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углов наклона вперед до 15° и назад до 5°;
- высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;
- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0±30°;
- регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм;
- стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной -50-70 мм;
- регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.
3.12. Экран видеомонитора должен находиться от глаз работника на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
3.13. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
3.14. Для уменьшения напряжения зрения следует установить на экране монитора оптимальный цветовой режим (если такая возможность имеется); при этом рекомендуются ненасыщенные цвета: светло-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый, желто-коричневый; по возможности следует избегать насыщенных цветов, особенно красного, синего, ярко-зеленого.
3.15. Для уменьшения зрительной утомляемости работнику предпочтительнее работать в таком режиме, чтобы на светлом экране видеомонитора были темные символы.
3.16. С целью снижения зрительного и костно-мышечного утомления следует соблюдать установленный режим труда и отдыха.
3.17. Режимы труда и отдыха при работе с персональным компьютером должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
3.18. Продолжительность непрерывной работы с видеомонитором без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
3.19. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья работника на протяжении рабочего дня должны быть установлены регламентированные перерывы.
3.20. Все работы на копировально-множительной технике должны выполняться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
3.21. Копировально-множительная техника должна быть снабжена гибким шнуром с исправной штепсельной вилкой; конструкция штепсельных вилок должна исключать возможность сочленения их с розетками, рассчитанными на другое напряжение.
3.22. Копировально-множительная техника, имеющая любые дефекты или неисправности, оказывающие влияние на безопасность труда, не должна допускаться к эксплуатации.
3.23. Во избежание возможности возникновения пожара нельзя допускать скопление бумажной пыли на конструктивных элементах копировально-множительной техники.
3.24. Во избежание пожара в помещении, где выполняются копировально-множительные работы, запрещается курить, зажигать спички, пользоваться огнем и открытыми электронагревательными приборами.
3.25. При непосредственной работе с химическими веществами (например, с красками, порошками и т.п.) следует помнить о том, что они могут представлять опасность для здоровья человека; поэтому не рекомендуется во время работы трогать руками лицо, полости рта и носа, глаза.
3.26. Для предупреждения неблагоприятного воздействия на организм человека вредных веществ, содержащихся в материалах, применяемых в копировально-множительной технике, помещение, в котором производятся эти работы, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией или иметь хорошую естественную вентиляцию.
3.27. При выполнении периодического технического обслуживания следует проявлять осторожность и руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретного типа офисного оборудования.
3.28. Во избежание случаев электротравматизма выполнять любые работы, в том числе по обслуживанию копировально-множительной техники, находящейся под напряжением электрической сети, запрещается.
3.29. Во время передвижения по территории образовательного учреждения следует обращать внимание на неровности и скользкие (например, после уборки) места в учебных и служебных помещениях, обходить их и остерегаться падения из-за скольжения.
3.30. Если на пути следования имеются опасные препятствия, следует изменить маршрут движения на более безопасный.
3.31. Особую осторожность необходимо соблюдать и быть внимательным вблизи зон повышенной опасности.
3.32. При передвижении в районах зон повышенной опасности необходимо выдерживать безопасные расстояния до источника возможной опасности.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении каких-либо неполадок в работе офисного оборудования работнику необходимо прекратить работу, выключить машину и сообщить об этом непосредственному руководителю для организации ремонта.
4.2. Работнику образовательного учреждения не следует самому устранять технические неполадки оборудования.
4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.4. Работник образовательного учреждения должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.
4.5. Если произошла травма вследствие воздействия электрического тока, то меры оказания первой помощи зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от действия электрического тока:
4.5.1. Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом; ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться.
4.5.2. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и обеспечить полный покой.
4.5.3. Если пострадавший плохо дышит (очень редко и судорожно), ему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца; при отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, искусственное дыхание следует производить непрерывно как до, так и после прибытия врача; вопрос о бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решает врач.
4.6. Каждый работник при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан немедленно уведомить об этом пожарную охрану.
4.7. До прибытия пожарной охраны работник образовательного учреждения обязан принимать меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы работник должен выключить офисное оборудование и отсоединить сетевой шнур от электрической сети.
5.2. Работник образовательного учреждения должен привести в порядок рабочее место, убрать дискеты, документацию и т.п.
Заместитель директора
по безопасности МУ ДО «ДТДиМ» И.П. Назаренко
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.