Метод проектов как средство развития творческих способностей обучащихся.

  • Памятки
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассматриваются вопросы работы над проектами. Приводится классификация проектов, рассматриваются этапы работы, способы взаимодействия между преподавателем и группами студентов во время работы. Приводятся примеры выполненных проектов и результаты деятельности студентов и преподавателя. подчёркивается важность проектной работы в развитии творческих способностей обучающихся.
Иконка файла материала о проектах.docx
Метод проектов как средство развития творческих способностей обучащихся. ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж» Болтенкова Л. Н. Модернизация   российского   образования   с   неизбежностью   влечёт   за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно­практическую   деятельность.   Одной   из   наиболее   органичных   и эффективных   форм   преподавания   английского   языка   является   метод проектов.   В   проектной   работе   обучающиеся   включаются   в   организуемую педагогом   поисковую   учебно­познавательную   деятельность.   Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности студентов к творческому мышлению. Метод   проектов   как   никакой   другой,   обеспечивает   личностно­ ориентированное воспитание и обучение, способствует развитию творческого потенциала   обучающихся.   Проектная   методика   даёт   преподавателю возможность включить студентов в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Существуют следующие типы проектов: Исследовательские.   Данный   тип   требует   хорошо   продуманную   систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность   каждого   участника   проекта,   социальную   значимость, продуманные   методы   экспериментальных   и   опытных   работ,   методы обработки   результатов.   Подобные   проекты   были   выполнены   студентами   1 курса. Первый был  посвящён исследованию влияния английского языка  на современный   молодёжный   сленг.   Работа   получилась   многогранная   и   очень интересная.   Она   была   представлена   на   студенческой   научно­практической конференции исследовательских, творческих и проектных работ студентов, где заняла 1 место в номинации «Иностранные языки». Творческие.  Творческие   проекты   не   имеют   детально   проработанной структуры,   она   только   намечается   и   развивается,   подчиняясь   принятой самими   учащимися   схеме.   Однако   прежде   чем   начать   разработку   такогопроекта,   следует   заранее   договориться   о   желаемых,   планируемых результатах.   Это   могут   быть   сочинения,   стенгазеты,   видеофильмы   и   т.д. Подобные проекты были выполнены студентами на темы: «Уинстон Черчилль. Политик и человек искусства», «Марк Твен в России, о России, для России» и «Что   значит   быть   королевой.   К   90­летию   королевы   Великобритании Елизаветы II». Все эти проекты занимали призовые места на конференциях творческих работ. Ролево­игровые.  В   таких   проектах   также   структура   только   намечается   и остается открытой до окончания  проекта.  Каждый  участник  выбирает  для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты   подобных   проектов   могут   быть   обговорены   заранее,   а   могут вырисовываться ближе к концу работы.  Практико­ориентированные.  Такой   тип   отличает   четко   обозначенная   с самого   начала   цель   деятельности   участников   проекта,   которая,   в   свою очередь,   должна   быть   ориентирована   на   социальные   интересы   самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись,   спектакль,   программа   действий,   проект   закона   и   т.д.   Проект подобного   рода   требует   хорошо   продуманную   структуру,   возможно,   даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие   каждого   в   обработке   и   оформлении   иноязычной   информации.   Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения,   корректировки,   презентации   полученных   результатов   и возможных   способов   иностранных   применения   их   на   практике. Монопроекты.  Данные   проекты   лучше   проводить   по   наиболее   сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой   структуризации,   лучше   с   поурочным   планированием,   с   четким обозначением   конечных   целей   и   задач,   а   также   знаний,   умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.  Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время.   Они   могут   объединять   как   несколько   предметов,   так   и   решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие   проекты   требуют   четкой   координации   работы   всех   учителей­предметников,   хорошо   проработанные   формы   промежуточного   контроля   и итоговой презентации.  Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа студента   по   решению   какой­либо   проблемы,   требующая   умения   поставить проблему,   наметить   способы   её   решения,   спланировать   работу,   подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности студент развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные   навыки,   а   обученность   через   овладение   знаниями,   умениями, навыками   обеспечивает   социальную   и   профессиональную   адаптацию   в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире. Рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом. Первый   этап   –   поисковый:   предложение   темы   исследования.   Выбор проблемы / проблем проекта. На данном этапе преподаватель должен решить первую   задачу:   создать   условия   для   становления   субъектности   личности. Следующей   задачей   является   необходимость   включения   обучающихся   в работу над самим проектом. Первый этап призван заинтересовать каждого студента в выполнении проекта. Он также важен и для самого преподавателя, так как на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах студентов,   способность   эффективно   поддерживать   их   при   разработке проекта,   избегать   осложнений,   решать   возникающие   проблемы.   Выбор тематики   проектов   зависит   от   конкретной   ситуации.   Тематика   проектов может касаться какого­либо теоретического вопроса, с целью углубить знания студентов   по   нему.   Чаще   же   темы   проектов   относятся   к   какому­то практическому   вопросу,   актуальному   для   жизни   студента   в   социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды. Тема проекта может быть предложена и самими студентами. В старшем возрасте   обучающиеся   вполне   могут   самостоятельно   сформулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться преподавателем и незаметно для обучающихся направляться им. Это позволит преподавателю выявить степень самостоятельности мышления студентов,   их   умение   увидеть   проблему;   он   может   определить   степень осведомленности обучающихся в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы. Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта.   Формирование   групп.   Составление   подробного   плана   работы   над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковойработы.   Обсуждение   первых.   Используя   метод   проектов   при   обучении   и воспитании   обучающихся   на   уроках   английского   языка,   педагог   создаёт условия   для   самостоятельной   работы   обучающихся,   активизирует   их творческую   активность.   Работа   над   проектом   –   это   самостоятельно планируемая деятельность обучающихся. Она выражается в том, что студенты запрашивают дополнительную информацию у преподавателя или добывают её из   различных   источников,   консультируются   друг   с   другом   и,   при необходимости,   с   преподавателем,   высказывают   своё   отношение   к выполняемым   заданиям,   принимают   на   себя   ответственность   за   ход   и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам студент, его реальные потребности. Третий   этап   –   практический:   оформление   работы   над   проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом   этапе   происходит   сбор   всего   материала,   обсуждение   итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом. На этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в   работу   такие   речевые   умения,   как   говорение   и   аудирование,   а   когда обучающиеся   подбираю   материал   и   делают   записи   –   чтение   и   письмо.   Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления   полученных   результатов   и   их   комментирование;   в   любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать школьники, будут выступать устная речь и письмо. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой­либо темы или параграфа, так как в ходе этого   обсуждения   обучающиеся   будут   использовать   уже   знакомый грамматический и лексический материал. Четвёртый этап – презентация. Она завершает, подытоживает  работу над   проектом   и   важна   как   для   обучающихся,   так   и   для   преподавателя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации  уже  с самого   начала   работы   над   проектом.   Выбранный   способ   презентации   или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и   демонстрации,   или   в   процессе   работы   над   проектом   эти   умения формируются   и   развиваются.   На   презентации   может   происходить демонстрация или альбома, или альманаха или устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма),слайд­шоу, web­сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта. Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей   обучающихся,   их   личным   выбором   и   предпочтениями.   В процессе   презентации   важно   поддержать   положительную   тональность   в оценке   результатов,   какими   бы   мизерными   они   ни   казались,   инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного. Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы. Выступление   перед   одногруппниками,   приглашенными   гостями   даёт возможности   каждому   студенту   публично   проявить   себя.   Выступая   с докладом,   студенты   учатся   правильно   держаться   перед   слушателями, преодолевать застенчивость, скованность. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания. Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов   проекта   и   общего   хода   над   ним,   а   так   же   планирование   тем будущих   проектов.   Преподаватель   на   данном   этапе   слушает   отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения. Таким   образом,   рассмотрев   основные   этапы   работы   над   проектом   и особенности каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой информации,   при   работе   с   необходимым   языковым   материалом,   при совместной   работе   в   группах,   обсуждении   собранной   информации обучающиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Метод   проектов   ориентирован   на   самостоятельную   деятельность обучающихся   –   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   студенты выполняют   в   течение   определённого   отрезка   времени.   Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и   анализируя   информацию,   обучающиеся   делают   устные   и   письменные сообщения,   советуются   друг   с   другом,   спорят,   чтобы   прийти   к   одному мнению. Умение   пользоваться   методом   проектов   –   показатель   высокой квалификации   преподавателя,   его   прогрессивной   методики   обучения   и развития.   Недаром   эти   технологии   относят   к   технологиям   21   века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.