В данной статье рассматриваются вопросы работы над проектами. Приводится классификация проектов, рассматриваются этапы работы, способы взаимодействия между преподавателем и группами студентов во время работы. Приводятся примеры выполненных проектов и результаты деятельности студентов и преподавателя. подчёркивается важность проектной работы в развитии творческих способностей обучающихся.
Метод проектов как средство развития творческих способностей
обучащихся.
ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж»
Болтенкова Л. Н.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за
собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного
языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние
педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную
учебнопрактическую деятельность. Одной из наиболее органичных и
эффективных форм преподавания английского языка является метод
проектов. В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую
педагогом поисковую учебнопознавательную деятельность.
Педагог
опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности студентов к
творческому мышлению.
Метод проектов как никакой другой, обеспечивает личностно
ориентированное воспитание и обучение, способствует развитию творческого
потенциала обучающихся. Проектная методика даёт преподавателю
возможность включить студентов в реальное общение, наиболее насыщенное
иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность,
на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры
результаты своего труда.
Существуют следующие типы проектов:
Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему
проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели,
заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость,
продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы
обработки результатов. Подобные проекты были выполнены студентами 1
курса. Первый был посвящён исследованию влияния английского языка на
современный молодёжный сленг. Работа получилась многогранная и очень
интересная. Она была представлена на студенческой научнопрактической
конференции исследовательских, творческих и проектных работ студентов,
где заняла 1 место в номинации «Иностранные языки».
Творческие.
Творческие проекты не имеют детально проработанной
структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой
самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такогопроекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых
результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
Подобные проекты были выполнены студентами на темы: «Уинстон Черчилль.
Политик и человек искусства», «Марк Твен в России, о России, для России» и
«Что значит быть королевой. К 90летию королевы Великобритании
Елизаветы II». Все эти проекты занимали призовые места на конференциях
творческих работ.
Ролевоигровые. В таких проектах также структура только намечается и
остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для
себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта.
Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и
деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут
вырисовываться ближе к концу работы.
Практикоориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с
самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою
очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих
участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм,
звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект
подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже
сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого,
участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во
время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация
обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и
возможных способов иностранных применения их на практике.
Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным
темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют
четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким
обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений,
приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и
форма.
Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное
время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать
достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей
среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д.
Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителейпредметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и
итоговой презентации.
Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа
студента по решению какойлибо проблемы, требующая умения поставить
проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать
необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности
студент развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как
целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые
учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями,
навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в
обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
Рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.
Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор
проблемы / проблем проекта. На данном этапе преподаватель должен решить
первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.
Следующей задачей является необходимость включения обучающихся в
работу над самим проектом. Первый этап призван заинтересовать каждого
студента в выполнении проекта. Он также важен и для самого преподавателя,
так как на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах
студентов, способность эффективно поддерживать их при разработке
проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы. Выбор
тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов
может касаться какоголибо теоретического вопроса, с целью углубить знания
студентов по нему. Чаще же темы проектов относятся к какомуто
практическому вопросу, актуальному для жизни студента в социуме,
требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в
различные среды.
Тема проекта может быть предложена и самими студентами. В старшем
возрасте обучающиеся вполне могут самостоятельно сформулировать
проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно
поощряться преподавателем и незаметно для обучающихся направляться им.
Это позволит преподавателю выявить степень самостоятельности мышления
студентов, их умение увидеть проблему; он может определить степень
осведомленности обучающихся в конкретной предметной области, выявить их
индивидуальные интересы.
Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки
проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над
проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковойработы. Обсуждение первых. Используя метод проектов при обучении и
воспитании обучающихся на уроках английского языка, педагог создаёт
условия для самостоятельной работы обучающихся, активизирует их
творческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно
планируемая деятельность обучающихся. Она выражается в том, что студенты
запрашивают дополнительную информацию у преподавателя или добывают её
из различных источников, консультируются друг с другом и, при
необходимости, с преподавателем, высказывают своё отношение к
выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и
результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр
процесса обучения ставится сам студент, его реальные потребности.
Третий этап – практический: оформление работы над проектом.
Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На
этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой
презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися
самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с
членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в
целом.
На этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены
в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда
обучающиеся подбираю материал и делают записи – чтение и письмо. Во
время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для
представления полученных результатов и их комментирование; в любом
случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать
школьники, будут выступать устная речь и письмо. Лучше всего обсуждать
проект, завершая изучение какойлибо темы или параграфа, так как в ходе
этого обсуждения обучающиеся будут использовать уже знакомый
грамматический и лексический материал.
Четвёртый этап – презентация. Она завершает, подытоживает работу
над проектом и важна как для обучающихся, так и для преподавателя,
которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с
самого начала работы над проектом. Выбранный способ презентации или
опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления
и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения
формируются и развиваются. На презентации может происходить
демонстрация или альбома, или альманаха или устного доклада. Результат
может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма),слайдшоу, webсайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при
постановке цели и задач проекта.
Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, их личным выбором и предпочтениями. В
процессе презентации важно поддержать положительную тональность в
оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать
конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного.
Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы.
Выступление перед одногруппниками, приглашенными гостями даёт
возможности каждому студенту публично проявить себя. Выступая с
докладом, студенты учатся правильно держаться перед слушателями,
преодолевать застенчивость, скованность. Не менее важна в этой ситуации и
оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.
Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка
результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем
будущих проектов. Преподаватель на данном этапе слушает отчеты
участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные
ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.
Таким образом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и
особенности каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой
информации, при работе с необходимым языковым материалом, при
совместной работе в группах, обсуждении собранной информации
обучающиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности:
аудирование, говорение, чтение и письмо.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность
обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую студенты
выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется
взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем, роль которого
меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая
и анализируя информацию, обучающиеся делают устные и письменные
сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному
мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой
квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и
развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века,
предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.