Разнообразные формы организации дополнительного образования детей значительно повышают их активность и работоспособность.
Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации.
Используя метод проектов реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда дети могут сами выбирать задание в соответствии со своими способностями интересами, выполняя проекты (изготовление модели автомобиля), они осваивают алгоритм проектной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию (выбирают понравившуюся модель в журналах, книгах, энциклопедиях), объединять и применять полученные ранее знания (свойства материала для модели – картон, бумага, метод соединения отдельных деталей модели – склеивание, соблюдение техники безопасности при работе и.т.д.).На занятиях «Начальное техническое моделирование» и «Юный конструктор» учащиеся учатся проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать сообща, анализировать, обобщать, подводить итоги. Таким образом, ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность.
В ходе занятий объединения «Начальное техническое моделирование» по разделу «Автомодели» необходимо научить учащихся: правильно искать нужную информацию в различных источниках, обобщать, анализировать, классифицировать, работать с различными материалами.
Деречина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района СанктПетербурга
Освоение компетенций
на занятиях «Начальное техническое моделирование»
Вдохновение приходит
только во время работы.
Габриель Гарсия Маркес
Ученикам, чтобы преуспеть,
надо догонять тех, кто впереди,
и не ждать тех, кто позади.
Аристотель
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно способствует
реализации их сил, знаний, полученных в ходе занятий. Занятость учащихся во внеучебное
время содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и
самоконтроля учащихся, появлению навыков содержательного проведения досуга,
позволяет формировать у детей практические навыки, здорового образа жизни, умение
противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Дополнительное образование детей разнообразно. Наиболее выбираемые детьми
направления связаны с техническим моделированием, хореографией и прикладным
искусством, музыкой, спортом, художественным творчеством….
Дополнительное образование обеспечивает сочетание досуга с различными формами
образовательной деятельности. В условиях стремительного развития информационного
общества необходимо много знать и уметь. В объединениях дети
1
определяют, что они хотят узнать, учатся принимать нестандартные решения в
проблемных ситуациях.
2 приобретают навыки опытноисследовательской деятельности, составляют проекты,
3
моделируют различные предметы быта, технику, одежду…
учатся добывать информацию с помощью разных источников и грамотно её
использовать.
4
занимаясь наблюдениями, делают выводы.
Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная,
многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к учащемуся.
Нужно выделить положительные моменты посещения объединений дополнительного
образования:
– смена вида деятельности. Если ребенок посещает спортивную секцию, то школьная
умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальное или
художественное объединение – творческой. В объединениях прикладного творчества –
двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом;
– смена стиля общения. Как правило, в объединениях царит более неформальная
обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине;
– смена круга общения;
– смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских центрах
стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, материалами для
творчества, спортивными снарядами.Переключение поможет ребенку отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться
с накопившейся за учебный день усталостью.
В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организациях
дополнительного образования детей уделяется достижению личностных и метапредметных
результатов освоения образовательных программ.
Метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Это результаты деятельности
на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос
во внеучебную (жизненную) деятельность.
Достижению метапредметных и личностных результатов способствует эффективная
организация деятельности, в частности, небольшая наполняемость объединений (1015
человек), разнообразные приемы, методы и формы работы.
Разнообразные формы организации дополнительного образования детей значительно
повышают их активность и работоспособность.
Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных
результатов является метод проектов. Метод проектов позволяет решить одну из самых
острых проблем современного образования – проблему мотивации.
Используя метод проектов реализуются принципы личностноориентированного
обучения, когда дети могут сами выбирать задание в соответствии со своими
способностями интересами, выполняя проекты (изготовление модели автомобиля), они
осваивают алгоритм проектной деятельности, учатся самостоятельно искать и
анализировать информацию (выбирают понравившуюся модель в журналах, книгах,
энциклопедиях), объединять и применять полученные ранее знания (свойства материала
для модели – картон, бумага, метод соединения отдельных деталей модели – склеивание,
соблюдение техники безопасности при работе и.т.д.).
Метод проектов позволяет:
организовывать собственную деятельность;
принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения задачи;
личностного развития.
сотрудничать,
моделировать,
Результативность освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях,
фестивалях, соревнованиях, выполнении ими исследовательских и творческих работ,
проектов.
На занятиях «Начальное техническое моделирование» и «Юный конструктор» учащиеся
учатся проектировать,
самостоятельно принимать
решения, действовать сообща, анализировать, обобщать, подводить итоги. Таким образом,
ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает
познавательная активность.
В ходе занятий объединения «Начальное техническое моделирование» по разделу
«Автомодели» необходимо научить учащихся: правильно искать нужную информацию в
различных источниках, обобщать, анализировать, классифицировать, работать с
различными материалами.
На первом занятии по этой теме педагог знакомит детей с разными видами моделей
автомобилей (легковые, грузовые, специальная техника), материалах из которых делают
данные модели. Затем предлагается учащимся найти информацию о моделях
(заинтересовавших ребят) в справочной литературе: энциклопедиях, журналах,
справочниках, учебниках и т.д.На следующем занятии педагог предлагает выступить учащимся с коротким
сообщением по найденной информации. В сообщении учащийся рассказывает о
понравившейся модели, способе ее изготовления, материале для модели. На этом занятии
учащиеся будут слушать не педагога, а своих товарищей и они могут вступить в
дискуссию. Дискутируя, они учатся анализировать «плюсы» и «минусы» той или иной
модели, способы изготовления, материал для модели.
После обсуждения методов и способов получения модели, а также самой модели,
учащиеся приступают к ее выполнению. Для этого они сначала повторяют правила
безопасности при работе с инструментом и материалом, затем готовят рабочее место для
работы с моделью, а именно: выбирают инструмент, материал, средства соединения
деталей модели и т.д. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и группой, в
случае выбора одинаковой модели.
Завершающим этапом такого занятия, должно быть обсуждение (рефлексия)
получившихся моделей. Роль педагога на занятии помощь и наставление в выполнении
работы.
Таким образом, поэтапное проведение занятия позволяет педагогу проследить и
оценить метапредметные результаты:
учебноинтеллектуальные умения – давать определения понятиям, обобщать понятия,
выбирать последовательность выполнения операций;
учебнокоммуникативные умения – уметь выступать перед аудиторией, уметь
слушать друг друга, уметь вести дискуссию, работать в группе;
учебноорганизационные умения и навыки – уметь организовать свое рабочее место,
уметь пользоваться материалом и инструментом, уметь аккуратно выполнять работу.
Для оценки умения и навыков педагог использует балльную систему от 1 до 10. В конце
занятия или во время рефлексии педагог может озвучить полученные баллы с
обязательным комментарием.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов строится
вокруг умения учиться.