«МЕТОД ПРОЕКТОВ В
ОБРАЗОВАНИИ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ
ПРОЕКТА»
Образование — это то, что
остается, когда все выученное
забыто.
Б.Ф. Скиннер
«Все, что я познаю, я
знаю, для чего это мне
надо и где и как я могу
эти знания применить»
Проект – это буквально
«брошенный вперед»
Метод
проектов
-
знаний
педагогическая
технология, цель которой
ориентирует на применение
фактических
и
приобретение новых знаний
(порой
путем
для
самообразования)
активного
в
освоение
способов
человеческой деятельности.
включения
новых
и
Проект – это буквально «брошенный вперед»
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА обучения по методу
проектов
- исследование детьми вместе с
учителем окружающей жизни (сами (один), с
группой, с педагогом, с другими людьми):
С п л а н и р о в а т ь
В ы п о л н и т ь
П р о а н а л и з и р о в а т
ь О ц е н и т ь
П о н и м а т ь
( з а ч е м о н и э т о
с д е л а л и )
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ПО
СОДЕРЖАНИЮ:
конкретного предмета;
•монопредметным - выполняется на материале
тематика нескольких предметов;
•межпредметным - интегрируется смежная
курсов, работы в творческих мастерских.
ходе факультативов, изучения интегрированных
•надпредметным - выполняется этот проект в
1
2
3
ПРИМЕР ТВОРЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ ПРОЕКТОВ
Творческое
название
проекта
Тема проекта
Формулировка
основополагаю
щего вопроса
Предопределена
ли судьба
человека?
Какой будет
жизнь на
планете через
несколько тысяч
лет?
Генетика
человека
Ты и я — такие
разные..
Организмы на
Земле:
прошлое,
настоящее,
будущее
Макро
эволюция.
Направления
эволюции и
пути
достижения
биологического
прогресса
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Действительно ли история – это история
отражает
культуру
или
прогресса?
Искусство
формирует ее?
или открытия?
и конец?
Математические идеи – это изобретения
Должен ли рассказ иметь начало, середину
Когда закон несправедлив?
Явление гравитации – факт или теория?
Чего мы боимся?
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Подготовка
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Обсуждают
тему
проекта с учителем и
получают
при
необходимости
дополнительную
информацию.
Определяют
проекта
цели
Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся.
Помогает
в
определении
цели
проекта.
Наблюдает за работой
учеников
Содержание
и
работы
Определение
целей
его
а)
темы
проекта,
исходного
положения
б) Подбор рабочей
группы
2. Планирование
Деятельность
учащихся
a)Формируют
задачи проекта.
b)Вырабатыва
ют план действий.
c)Выбирают и
обосновывают
критерии успеха
проектной
деятельности
Деятельность
учителя
a)Предлагает
идеи, высказывает
предложения.
b)Наблюдает
за
работой учащихся
Содержание работы
a)Определение источ
необходимой
ников
информации
b)Определение
способов сбора и анализа
информации
c)Определение способа
представления
результатов
проекта)
(формы
d)Установление
процедур и критериев
оценки
результатов
проекта
e)Распределение задач
(обязанностей)
между
членами рабочей группы
3. ИССЛЕДОВАНИЕ
Содержание работы Деятельность
Деятельность
учителя
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью
учащихся
учащихся
Поэтапно
выполняют
задачи проекта
опросы,
а) Сбор и уточнение
информации
(основные
инструменты:
интервью,
наблюдения,
эксперименты и т.п.)
б)Выявление
(«мозговой штурм») и
обсуждение
альтернатив,
возникших
выполнения проекта
в)
оптимального
варианта
проекта
г)Поэтапное
Выбор
хода
в
ходе
4. ВЫВОДЫ
Содержание работы
Деятельность
а)
информации
Анализ
Формулирование
б)
выводов
учащихся
а)Выполняют
исследо-вание
работают
проектом,
анализируя
информацию.
б) Оформляют
проект
Деятельност
ь учителя
и
над
5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ЗАЩИТА) ПРОЕКТА
И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
Содержание работы
Деятельность
Деятельность
учителя
учащихся
Представляют
проект, участвуют
в
его
коллективном
анализе и оценке
а) Подготовка отчета о
выполнения
ходе
проекта
с
объяснением
полученных
результатов
(возможные формы
отчета: устный отчет,
устный
с
демонстрацией
материалов,
письменный отчет)
б) Анализ выполнения
проекта, достигнутых
результатов (успехов и
неудач)
причин
этого
отчет
и