Методичексая разработка "Зоя Космодемьянская"
Оценка 4.6

Методичексая разработка "Зоя Космодемьянская"

Оценка 4.6
pdf
12.05.2024
Методичексая разработка "Зоя Космодемьянская"
зоя косм 18.09..pdf



 

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«ЗОЯ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ»

 

Цель: осмысление подвига З. Космодемьянской; сохранение памяти о  З. Космодемьянской.

 

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, гордость за страну, историческая память и преемственность поколений.

  

Основные смыслы: любовь и беззаветное служение Отечеству лежат в основе героических поступков наших соотечественников на протяжении всей многовековой истории России. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству. Подвиг Зои Космодемьянской — символ борьбы за Победу, память о храброй девушке и напоминание о доблести десятков и сотен её сверстников, которые защищали свою Родину. 

Традиция защищать то, что ты любишь (Родину, родителей, свой дом, друзей...) и по сей день особо актуальна среди жителей нашей страны. 

 

Партнёр занятия: Российское военно-историческое общество.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

  

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов с последующим обсуждением. 

  

Комплект материалов:

                  сценарий, 

                  методические рекомендации,

                  видеоролик.

 

Структура занятия

  

Часть 1. Мотивационная.

 

Вводное слово педагога. Демонстрация видеоролика федерального спикера.

  

Часть 2. Основная.

 

Демонстрация фрагмента фильма «Зоя» (1944, режиссёр Лео Арнштам) о детстве Зои и обмен мнениями о том, что фундамент будущего подвига закладывается в детстве. Обсуждение интервью актрисы А. Мишиной, сыгравшей Зою Космодемьянскую в фильме «Зоя» (2020 г.). 

  

Часть 3. Заключение.

 

Подведение итогов занятия. Обсуждение важности сохранения памяти о событиях и героях Великой Отечественной войны. 

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

 

Учитель. На занятиях «Разговоры о важном» в прошлом году мы уже с вами говорили о героях и героизме, обсуждали примеры подвигов, которые совершили наши соотечественники. Но есть в нашей истории особенный пример – первая женщина – Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской, именно ей первой из женщин было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Что вам, ребята, известно о её судьбе и подвиге?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Страна узнала о Зое в начале 1942 года, когда в газете «Правда» был опубликован очерк, который назывался «Таня» о событиях начала декабря 1941 года в подмосковной деревне Петрищево. Там состоялась казнь восемнадцатилетней девушки, которую до этого пытали и мучили фашисты. Девушка назвалась Таней… Уже позже выяснилось, что Таня – это Зоя Космодемьянская, так как сама Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини Гражданской войны Татьяны Соломахи. 

 

Ребята, сегодня нам с вами предстоит ответить на вопрос – что в этой девушке было такого, что сделало её героем?

  

Для начала предлагаю перенестись в начало Великой Отечественной войны и прикоснуться к трагическим событиям, увековечившим память о Зое. 

 

Демонстрация видеообращения федерального спикера

 

Учитель. Ребята, Зое Космодемьянской было всего 18 лет. Идя на фронт, она, как и многие ее сверстники, сделав свой выбор, была уверена в победе страны и готова была сделать для этого всё. 

Как вам кажется, героизм совсем юных ребят, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, – это результат обстоятельств (военное время) или проявление особых черт характера, качеств личности? Что двигало Зоей при принятии решения не остаться в тылу, а идти на линию фронта? Как вам кажется, для Зои это был сложный выбор?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Попробуем ответить на вопрос – что в Зое было такого, что сделало её героем?

Как она, вчерашняя школьница, смогла выдержать все испытания, не сломаться под пытками? Что давало ей сил, поддерживало в последние минуты её жизни?  Ответы обучающихся.

 

Часть 2. Основная часть

 

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть фрагменты художественного фильма «Зоя», снятого в 1944 году режиссёром Лео Арнштамом. Этот фрагмент о Зое, ещё не знавшей, что такое война.

 

Демонстрация фрагментов фильма «Зоя» (1944 г.) Вопросы для обсуждения

-                Как мама объяснила Зое, кто такие герои? 

-                Почему для девочки так важно было понимать, кто такой герой и в чём заключается героизм? Какие черты характера мы видим в Зое?

-                Что значит для неё быть настоящим Человеком? Ответы обучающихся.

 

При подведении итогов обсуждения учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что всё, что с нами происходит в жизни, берёт своё начало в детстве. Люди, которые нас окружают, книги, которые мы читаем, поступки, которые мы совершаем – всё воспитывает нас, формирует убеждения, готовит к будущему. Не только качества личности самой Зои позволили ей стать героем. Зоя совершила подвиг ещё и потому, что так её воспитывали в семье, в школе.

 

Учитель. Кто из вас слышал о других членах семьи Космодемьянских?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). В семье Космодемьянских был ещё один Герой Советского Союза – младший брат Зои, Александр Космодемьянский. Ему было 16 лет, когда казнили его сестру, и это стало для него тяжелейшим ударом. В 1943 году он окончил Ульяновское военное танковое училище и воевал до апреля 1945 года. 13 апреля он погиб в бою – его артиллерийская батарея уничтожила вражеские пушки и солдат, но при этом Александр был смертельно ранен осколком снаряда. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.

 

Учитель. Мы и сегодня помним о Зое Космодемьянской, бережно храним память о её подвиге – читаем книги о Зое, смотрим художественные фильмы, посещаем памятные места, связанные с её жизнью и подвигом.

Вопросы для обсуждения:

-  Какие места в нашей стране, связанные с сохранением памяти о Зое Космодемьянской, вы знаете? Может, кто-то из вас их посещал, расскажите. Что вам запомнилось?  

Учитель в дополнение к обсуждению демонстрирует слайд-шоу с изображениями памятников Зое Космодемьянской в различных регионах страны.

-  В России много памятников, посвящённых героям или событиям Великой Отечественной войны. Мы ими дорожим, в отличие от тех стран, где такие памятники сносят. Можете ли вы вспомнить фразу Зои Космодемьянской, когда она говорит о героях? Почему мы должны о них помнить?

-  Ребята, а кто из вас видел памятники, посвящённые другим событиям Великой Отечественной войны, другим героям? Вспомните и назовите эти места. 

-  Какие памятные места, посвящённые героям, погибшим в Великой

Отечественной войне, в нашем городе/селе вам известны?  

 

Учитель. Я хочу показать вам отрывок из интервью актрисы Анастасии Мишиной, сыгравшей Зою в фильме, который вышел в 2021 году[1]

Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

В 2021 году на экраны вышел фильм «Зоя», посвященный судьбе Зои

Космодемьянской. Слоган картины «Подвиг, который навсегда с нами». О личности Зои, о ее подвиге и вере во что-то большее узнаем из интервью актрисы Анастасии Мишиной, которая сыграла Зою в фильме.

 Что Вы знали о Зое до начала подготовки к роли?  

У меня был хороший учитель истории. Всё, что он рассказал мне о Зое в восьмом классе, посвятив ей целый урок, я помню до сих пор. Другое дело, что долгое время это оставалось для меня обычной информацией. Потому что понять в 12-13 лет что за человек Зоя Космодемьянская довольно сложно. Поэтому в самый первый съёмочный день режиссёр сказал мне: «Я очень тебя прошу, Насть, не играть героиню вообще никогда. Играй человека, обычную девчонку, попавшую вот в такие обстоятельства». А обстоятельства были жуткие. Да, Зоя знала, что есть немцы, но они были для неё просто абстрактными врагами, а попав в плен, она столкнулась с ними, что называется, нос к носу. Вот они. Их можно потрогать, они трогаю тебя, говорят на полузнакомом языке. 

 

Какой вы видите жизненную философию Зои Космодемьянской?

Если бы я это поняла, может, и сама стала бы лучше. Совершенно точно одно:

у неё были чёткие ориентиры, чёткое понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. 

Вы смогли понять, что же двигало этой 18-летней девушкой?

Я не готова утверждать, что представляю себе, сколько душевных сил ей понадобилось, чтобы решиться на этот подвиг. Единственное, что могу сказать: она верила во что-то большее, чем она сама, чем человек вообще. 

 

Вопросы для обсуждения:

Что в интервью с Анастасией Мишиной вызвало у вас наибольший отклик? Почему? Какие вопросы вы бы задали актрисе?

Ребята, как вы думаете, почему даже спустя много десятилетий режиссёры и актёры стараются вновь заставить нас пережить те же чувства, что и герои во время Великой Отечественной войны?

Почему в настоящее время довольно много выходит картин, посвящённых Великой Отечественной войне и героизму наших людей на фронте и в тылу? Ответы обучающихся.

 

Часть 3. Заключение

 

Демонстрация видеоролика (трейлер фильма «Зоя», режиссёры Л. Пляскин и М. Бриус, 2020 г.).

 

Учитель. Видел кто-то из вас фильм «Зоя»? Какое впечатление он на вас произвёл? (вопрос к тем, кто видел фильм) Кто из вас обязательно посмотрит этот фильм после сегодняшнего занятия? (вопрос к тем, кто не видел фильма) Ответы обучающихся.

 

Учитель. В завершение нашего разговора хотелось бы у вас спросить, как вы понимаете слова маленькой Зои о том, что герои будут жить вечно, пока о них помнят? Согласны ли вы с ними? Что каждый из нас может сделать для того, чтобы память и благодарность тем, кто сберёг нашу Родину, тем, кто отдавал всё, даже свои жизни, для великой Победы, передавалась из поколения в поколение? 

 

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Зоя Космодемьянская была настоящей патриоткой нашей страны. Она отдала все силы, свою жизнь борьбе за освобождение Родины от фашистов. Зоя отвоевала, в том числе и ваше будущее, и вы сегодня можете делать любой выбор благодаря сотням подвигов великих граждан и патриотов. 

Мы как благодарные потомки тех, кто сберёг нашу Родину, тех, кто отдавал всё, даже свои жизни, для великой Победы, должны не только бережно сохранять и передавать потомкам память о героизме истинных патриотов таких, как Зоя Космодемьянская, но и быть достойными их подвигов.

В завершение занятия учитель рекомендует обучающимся книги, порталы, фильмы из раздела «Дополнительные материалы», а также обсуждает с ребятами возможность участия в одном из предложенных мероприятий из раздела «Постразговор», либо в мероприятии в поддержку темы, предложенном обучающимися.

 

ПОСТРАЗГОВОР

 

    Посещение Музейного комплекса «Зоя» в селе Петрищево.

    Поездка к памятным местам, посвященным подвигу Зое Космодемьянской.

    Возложение цветов к мемориалам павших в годы Великой Отечественной войны солдат.

    Чтение книг о детях-партизанах, просмотр фильмов о Великой Отечественной войне.

    Проведение мероприятий, связанных с сохранением памяти о героях войны (совместно с советником по воспитанию: выпуск стенгазеты, проведение встреч с ветеранами ВОв, уход за памятником героям Великой Отечественной войны рядом со школой и т. д.).

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

 

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами морали, категориями морали (долг, совесть, честь, мужество); социализации личности.

История: работа с информацией, посвященной событиям Великой Отечественной войны.

География: Карта Российской Федерации (работа с географической картой Московской области для определения места подвига З. Космодемьянской и современного музейного комплекса «Зоя»).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 

 

1.   Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре. 

2.   Алигер Маргарита. Зоя. Поэма.

3.   Ковалевский В. Повести «Брат и сестра», «Не бойся смерти». 

4.   Официальный сайт «Музея Зои Космодемьянской»: https://mk-zoya.ru/

5.   «Ты осталась в народе живая…» - Тамбов, 2003. - 180 с. // https://1941-

1942.ru/ty-ostalas-v-narode-zhivaya-kniga-o-zoe-kosmodemyanskoj/

6.   Фильмы: «Зоя» (1944, режиссёр Лео Арнштам); «Во имя жизни», «Битва за Москву», «Ржев», «Битва за Севастополь», «Единичка», «28 панфиловцев», «А зори здесь тихие...» (2015 г.), «Был месяц май», «Торпедоносцы», «Баллада о солдате», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Звезда», «Белорусский вокзал», «Проверка на дорогах», «Они сражались за Родину», «Живые и мёртвые», «Мерседес уходит от погони», «Шёл последний год войны».

7.   Фильм РВИО «Зоя и Вера» ((https://histrf.ru/watch/films/zoya-i-vera)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

 

Ценность человеческой жизни, сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны. Благодарность за подвиг во имя жизни страны.

Места Москвы, связанные с Зоей Космодемьянской:

1) Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище,  2) Школа № 201, где учились Зоя и Александр Космодемьянские 

 

 

 



[1] По материалам https://vm.ru/society/856826-horosho-chto-pro-zoyu-govoryat?ysclid=llgnihau8z846693374, https://spbvedomosti.ru/news/culture/lyubov-i-smert-aktrisa-anastasiya-mishina-o-roli-zoi-kosmodemyanskoy/

Методичексая разработка "Зоя Космодемьянская"

Методичексая разработка "Зоя Космодемьянская"

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме «ЗОЯ

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 8-9 классов по теме «ЗОЯ

Часть 1. Мотивационная.

Часть 1. Мотивационная.

Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини

Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини

Как мама объяснила Зое, кто такие герои? -

Как мама объяснила Зое, кто такие герои? -

Какие памятные места, посвящённые героям, погибшим в

Какие памятные места, посвящённые героям, погибшим в

Что в интервью с Анастасией Мишиной вызвало у вас наибольший отклик?

Что в интервью с Анастасией Мишиной вызвало у вас наибольший отклик?

В завершение занятия учитель рекомендует обучающимся книги, порталы, фильмы из раздела «Дополнительные материалы», а также обсуждает с ребятами возможность участия в одном из предложенных мероприятий…

В завершение занятия учитель рекомендует обучающимся книги, порталы, фильмы из раздела «Дополнительные материалы», а также обсуждает с ребятами возможность участия в одном из предложенных мероприятий…

Фильмы: «Зоя» (1944, режиссёр

Фильмы: «Зоя» (1944, режиссёр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024