ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ЗОЯ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ»
Цель: осмысление подвига З. Космодемьянской; сохранение памяти о З. Космодемьянской.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, гордость за страну, историческая память и преемственность поколений.
Основные смыслы: любовь и беззаветное служение Отечеству лежат в основе героических поступков наших соотечественников на протяжении всей многовековой истории России. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству. Подвиг Зои Космодемьянской — символ борьбы за Победу, память о храброй девушке и напоминание о доблести десятков и сотен её сверстников, которые защищали свою Родину.
Традиция защищать то, что ты любишь (Родину, родителей, свой дом, друзей...) и по сей день особо актуальна среди жителей нашей страны.
Партнёр занятия: Российское военно-историческое общество.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов с последующим обсуждением.
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− видеоролик.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вводное слово педагога. Демонстрация видеоролика федерального спикера.
Часть 2. Основная.
Демонстрация фрагмента фильма «Зоя» (1944, режиссёр Лео Арнштам) о детстве Зои и обмен мнениями о том, что фундамент будущего подвига закладывается в детстве. Обсуждение интервью актрисы А. Мишиной, сыгравшей Зою Космодемьянскую в фильме «Зоя» (2020 г.).
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия. Обсуждение важности сохранения памяти о событиях и героях Великой Отечественной войны.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. На занятиях «Разговоры о важном» в прошлом году мы уже с вами говорили о героях и героизме, обсуждали примеры подвигов, которые совершили наши соотечественники. Но есть в нашей истории особенный пример – первая женщина – Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской, именно ей первой из женщин было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Что вам, ребята, известно о её судьбе и подвиге?
Ответы обучающихся.
Учитель (дополняя ответы обучающихся). Страна узнала о Зое в начале 1942 года, когда в газете «Правда» был опубликован очерк, который назывался «Таня» о событиях начала декабря 1941 года в подмосковной деревне Петрищево. Там состоялась казнь восемнадцатилетней девушки, которую до этого пытали и мучили фашисты. Девушка назвалась Таней… Уже позже выяснилось, что Таня – это Зоя Космодемьянская, так как сама Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини Гражданской войны Татьяны Соломахи.
Ребята, сегодня нам с вами предстоит ответить на вопрос – что в этой девушке было такого, что сделало её героем?
Для начала предлагаю перенестись в начало Великой Отечественной войны и прикоснуться к трагическим событиям, увековечившим память о Зое.
Демонстрация видеообращения федерального спикера
Учитель. Ребята, Зое Космодемьянской было всего 18 лет. Идя на фронт, она, как и многие ее сверстники, сделав свой выбор, была уверена в победе страны и готова была сделать для этого всё.
Как вам кажется, героизм совсем юных ребят, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, – это результат обстоятельств (военное время) или проявление особых черт характера, качеств личности? Что двигало Зоей при принятии решения не остаться в тылу, а идти на линию фронта? Как вам кажется, для Зои это был сложный выбор?
Ответы обучающихся.
Учитель. Попробуем ответить на вопрос – что в Зое было такого, что сделало её героем?
Как она, вчерашняя школьница, смогла выдержать все испытания, не сломаться под пытками? Что давало ей сил, поддерживало в последние минуты её жизни? Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная часть
Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть фрагменты художественного фильма «Зоя», снятого в 1944 году режиссёром Лео Арнштамом. Этот фрагмент о Зое, ещё не знавшей, что такое война.
Демонстрация фрагментов фильма «Зоя» (1944 г.) Вопросы для обсуждения:
- Как мама объяснила Зое, кто такие герои?
- Почему для девочки так важно было понимать, кто такой герой и в чём заключается героизм? Какие черты характера мы видим в Зое?
- Что значит для неё быть настоящим Человеком? Ответы обучающихся.
При подведении итогов обсуждения учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что всё, что с нами происходит в жизни, берёт своё начало в детстве. Люди, которые нас окружают, книги, которые мы читаем, поступки, которые мы совершаем – всё воспитывает нас, формирует убеждения, готовит к будущему. Не только качества личности самой Зои позволили ей стать героем. Зоя совершила подвиг ещё и потому, что так её воспитывали в семье, в школе.
Учитель. Кто из вас слышал о других членах семьи Космодемьянских?
Ответы обучающихся.
Учитель (дополняя ответы обучающихся). В семье Космодемьянских был ещё один Герой Советского Союза – младший брат Зои, Александр Космодемьянский. Ему было 16 лет, когда казнили его сестру, и это стало для него тяжелейшим ударом. В 1943 году он окончил Ульяновское военное танковое училище и воевал до апреля 1945 года. 13 апреля он погиб в бою – его артиллерийская батарея уничтожила вражеские пушки и солдат, но при этом Александр был смертельно ранен осколком снаряда. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.
Учитель. Мы и сегодня помним о Зое Космодемьянской, бережно храним память о её подвиге – читаем книги о Зое, смотрим художественные фильмы, посещаем памятные места, связанные с её жизнью и подвигом.
Вопросы для обсуждения:
- Какие места в нашей стране, связанные с сохранением памяти о Зое Космодемьянской, вы знаете? Может, кто-то из вас их посещал, расскажите. Что вам запомнилось?
Учитель в дополнение к обсуждению демонстрирует слайд-шоу с изображениями памятников Зое Космодемьянской в различных регионах страны.
- В России много памятников, посвящённых героям или событиям Великой Отечественной войны. Мы ими дорожим, в отличие от тех стран, где такие памятники сносят. Можете ли вы вспомнить фразу Зои Космодемьянской, когда она говорит о героях? Почему мы должны о них помнить?
- Ребята, а кто из вас видел памятники, посвящённые другим событиям Великой Отечественной войны, другим героям? Вспомните и назовите эти места.
- Какие памятные места, посвящённые героям, погибшим в Великой
Отечественной войне, в нашем городе/селе вам известны?
Учитель. Я хочу показать вам отрывок из интервью актрисы Анастасии Мишиной, сыгравшей Зою в фильме, который вышел в 2021 году[1]
Демонстрация видеоролика (дикторский текст).
В 2021 году на экраны вышел фильм «Зоя», посвященный судьбе Зои
Космодемьянской. Слоган картины «Подвиг, который навсегда с нами». О личности Зои, о ее подвиге и вере во что-то большее узнаем из интервью актрисы Анастасии Мишиной, которая сыграла Зою в фильме.
⎯ Что Вы знали о Зое до начала подготовки к роли?
⎯ У меня был хороший учитель истории. Всё, что он рассказал мне о Зое в восьмом классе, посвятив ей целый урок, я помню до сих пор. Другое дело, что долгое время это оставалось для меня обычной информацией. Потому что понять в 12-13 лет что за человек Зоя Космодемьянская довольно сложно. Поэтому в самый первый съёмочный день режиссёр сказал мне: «Я очень тебя прошу, Насть, не играть героиню вообще никогда. Играй человека, обычную девчонку, попавшую вот в такие обстоятельства». А обстоятельства были жуткие. Да, Зоя знала, что есть немцы, но они были для неё просто абстрактными врагами, а попав в плен, она столкнулась с ними, что называется, нос к носу. Вот они. Их можно потрогать, они трогаю тебя, говорят на полузнакомом языке.
⎯ Какой вы видите жизненную философию Зои Космодемьянской?
⎯ Если бы я это поняла, может, и сама стала бы лучше. Совершенно точно одно:
у неё были чёткие ориентиры, чёткое понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо.
⎯ Вы смогли понять, что же двигало этой 18-летней девушкой?
⎯ Я не готова утверждать, что представляю себе, сколько душевных сил ей понадобилось, чтобы решиться на этот подвиг. Единственное, что могу сказать: она верила во что-то большее, чем она сама, чем человек вообще.
Вопросы для обсуждения:
− Что в интервью с Анастасией Мишиной вызвало у вас наибольший отклик? Почему? Какие вопросы вы бы задали актрисе?
− Ребята, как вы думаете, почему даже спустя много десятилетий режиссёры и актёры стараются вновь заставить нас пережить те же чувства, что и герои во время Великой Отечественной войны?
− Почему в настоящее время довольно много выходит картин, посвящённых Великой Отечественной войне и героизму наших людей на фронте и в тылу? Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключение
Демонстрация видеоролика (трейлер фильма «Зоя», режиссёры Л. Пляскин и М. Бриус, 2020 г.).
Учитель. Видел кто-то из вас фильм «Зоя»? Какое впечатление он на вас произвёл? (вопрос к тем, кто видел фильм) Кто из вас обязательно посмотрит этот фильм после сегодняшнего занятия? (вопрос к тем, кто не видел фильма) Ответы обучающихся.
Учитель. В завершение нашего разговора хотелось бы у вас спросить, как вы понимаете слова маленькой Зои о том, что герои будут жить вечно, пока о них помнят? Согласны ли вы с ними? Что каждый из нас может сделать для того, чтобы память и благодарность тем, кто сберёг нашу Родину, тем, кто отдавал всё, даже свои жизни, для великой Победы, передавалась из поколения в поколение?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Зоя Космодемьянская была настоящей патриоткой нашей страны. Она отдала все силы, свою жизнь борьбе за освобождение Родины от фашистов. Зоя отвоевала, в том числе и ваше будущее, и вы сегодня можете делать любой выбор благодаря сотням подвигов великих граждан и патриотов.
Мы как благодарные потомки тех, кто сберёг нашу Родину, тех, кто отдавал всё, даже свои жизни, для великой Победы, должны не только бережно сохранять и передавать потомкам память о героизме истинных патриотов таких, как Зоя Космодемьянская, но и быть достойными их подвигов.
В завершение занятия учитель рекомендует обучающимся книги, порталы, фильмы из раздела «Дополнительные материалы», а также обсуждает с ребятами возможность участия в одном из предложенных мероприятий из раздела «Постразговор», либо в мероприятии в поддержку темы, предложенном обучающимися.
ПОСТРАЗГОВОР
• Посещение Музейного комплекса «Зоя» в селе Петрищево.
• Поездка к памятным местам, посвященным подвигу Зое Космодемьянской.
• Возложение цветов к мемориалам павших в годы Великой Отечественной войны солдат.
• Чтение книг о детях-партизанах, просмотр фильмов о Великой Отечественной войне.
• Проведение мероприятий, связанных с сохранением памяти о героях войны (совместно с советником по воспитанию: выпуск стенгазеты, проведение встреч с ветеранами ВОв, уход за памятником героям Великой Отечественной войны рядом со школой и т. д.).
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами морали, категориями морали (долг, совесть, честь, мужество); социализации личности.
История: работа с информацией, посвященной событиям Великой Отечественной войны.
География: Карта Российской Федерации (работа с географической картой Московской области для определения места подвига З. Космодемьянской и современного музейного комплекса «Зоя»).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре.
2. Алигер Маргарита. Зоя. Поэма.
3. Ковалевский В. Повести «Брат и сестра», «Не бойся смерти».
4. Официальный сайт «Музея Зои Космодемьянской»: https://mk-zoya.ru/
5. «Ты осталась в народе живая…» - Тамбов, 2003. - 180 с. // https://1941-
1942.ru/ty-ostalas-v-narode-zhivaya-kniga-o-zoe-kosmodemyanskoj/
6. Фильмы: «Зоя» (1944, режиссёр Лео Арнштам); «Во имя жизни», «Битва за Москву», «Ржев», «Битва за Севастополь», «Единичка», «28 панфиловцев», «А зори здесь тихие...» (2015 г.), «Был месяц май», «Торпедоносцы», «Баллада о солдате», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Звезда», «Белорусский вокзал», «Проверка на дорогах», «Они сражались за Родину», «Живые и мёртвые», «Мерседес уходит от погони», «Шёл последний год войны».
7. Фильм РВИО «Зоя и Вера» ((https://histrf.ru/watch/films/zoya-i-vera)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Ценность человеческой жизни, сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны. Благодарность за подвиг во имя жизни страны.
Места Москвы, связанные с Зоей Космодемьянской:
1) Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище, 2) Школа № 201, где учились Зоя и Александр Космодемьянские
[1] По материалам https://vm.ru/society/856826-horosho-chto-pro-zoyu-govoryat?ysclid=llgnihau8z846693374, https://spbvedomosti.ru/news/culture/lyubov-i-smert-aktrisa-anastasiya-mishina-o-roli-zoi-kosmodemyanskoy/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.