Подготовлена методическая копилка учителя, включающая в себя задания по следующим разделам:
1. Групповая работа.
2. Игровые методы.
3. Развитие инициативности.
4. Развитие самостоятельности.
5. Индивидуальная работа.
6. Творческие задания.
7. Контроль текущих знаний.
Каждый из разделов наполнен различными заданиями и упражнениями разного характера: занимательного, обучающего, воспитывающего, развивающего, творческого. Предполагается, что использование учителем в своей деятельности составленных заданий способствует развитию у обучающихся:
1. Коммуникативных способностей: готовность участвовать в урочном общении; готовность отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ; готовность задавать вопросы, следую содержанию работы над проблемой или темой; умение комментировать вопросы и ответы; умение делать сообщение и выступать с ним, умение высказывать свою мысль четко, ясно и красочно; умение вступать в диалог и вести его; умение участвовать в праздниках, играх турнирах; умение работать на камеру (снимать репортаж, писать сценарий).
2. Самостоятельности: умение ставить учебную цель и достигать ее посредством решения поставленных задач; умение самостоятельно анализировать и систематизировать материал в кластер или схему; работа над проектным заданием и его представление.
3. Инициативности: развитие мотивации школьников к учебной деятельности по русскому языку с помощью заданий творческого характера; развитие мотивации через установление метапредметных связей с литературой, установление сопернической работы с помощью формулировок типа «выпишите как можно больше», «составьте, сколько можете» и т.д.; предоставление выбора задания.
4. Речевых умений: проведение орфоэпических разминок; работа с фразеологизмами, пословицами и текстом, работа в группах по ролям, подготовка сообщений и творческих номеров с их последующим представлением; работа над морфологическими, лексическими, орфоэпическими нормами; знакомство с архаичными словами и неологизмами.
Методическая копилка включает в себя различные разработки для использования на разных этапах урока, а так же некоторые материалы, рассчитанные на проведение урока полностью.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РАЗДЕЛ 1: ГРУППОВАЯ РАБОТА
Задание 1. Аукцион. Ученики делятся на группы по 3-4 человека. В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается:
o названия животных, птиц, насекомых;
o имена собственные;
o числительные.
Задание 2. Криптограмма. В виде криптограммы записано предложение. Слова, записанные для того, чтобы использовать их буквы для разгадки, нужно узнать, ответив на вопрос. Класс делится на 2 группы. Детям раздается материал для ответа на вопрос, определяющий слово-ключ: каждой команде по нескольку одинаковых. Они их отгадывают. Обмениваются информацией и на скорость расшифровывают одинаковую криптограмму (расставить знаки препинания).
Пример задания:
2 |
6 |
7 |
9 |
8 |
10 |
|
|
|
|
|
|
3 |
4 |
8 |
1 |
4 |
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
6 |
|
|
4 |
3 |
11 |
8 |
4 |
|
|
|
|
|
8 |
|
11 |
8 |
5 |
4 |
8 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Ключевые слова:
Пишем букву, а произносим его:
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
Она входит в состав спичечной головки:
9 |
10 |
9 |
10 |
|
|
|
|
Яковлева Арина Родионова для А.Пушкина:
11 |
3 |
4 |
|
|
|
Он от семи недугов:
Задание 3. Найди все слова в цепочке. Ученики делятся на несколько групп (на усмотрение учителя). Учитель дает цепочку из букв. Задача групп найти все возможные слова в этой цепочке. Побеждает та группа, которая находит больше/все слова.
Пример цепочки:
РАЗДЕЛ 2: ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
Задание 1. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
|
|
||||||
Где а? |
|
Где е? |
|||||
Где о? |
Где и? |
Где о? |
|||||
Задание 2. Игра в мяч. Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», на уроке используется мяч. Учитель бросает кому-то из класса мяч и называет, например, глагол. Соответственно ученик должен поймать мяч и называть спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.
Задание 3. Словарные эстафеты. Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.
РАЗДЕЛ 3: РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ
Задание 1. Инициативность через самосовершенствование. На уроке учитель приводит список слов с правильной постановкой ударения. Задача учеников: изучить данный список (отметив для себя, в каком(их) слове(ах) они делают ошибку(и)), запоминая верное произношение, и в течение недели наблюдать за окружающими (только наблюдать), делая записи: в каких словах наиболее часто ударение ставится неверно?
Задание 2. Писатель. Задание следующее: ученику нужно написать информативный, яркий рассказ. Условия содержания рассказа: наличие диалогов, прямой речи, цитирования одного героя другим, подробное описание помещения/пространства/мира главного героя, акцент на мелочах, создающих образы, объем не менее 5 станиц. Жанр может быть любым на усмотрение ученика. После выполнения задания (можно представить классу, можно только в письменном виде сдать учителю) ученик должен ответить на вопросы: к каким правилам русского языка пришлось обращаться при написании рассказа? В чем заключалась главная для вас трудность написания текста? Много ли вы совершили ошибок и какого характера?
Задание 3. Репортаж. Задание: ученику нужно снять содержательное, насыщенное речью видео о своем хобби/увлечении/достижениях и т.п. (не больше 8 минут). После представления ответить на вопросы: в чем состояла для вас главная сложность в данном задании? Было ли вам проблематично озвучивать видео? В чем конкретно вы испытывали наибольшее затруднение: грамматика, фонетика, орфоэпия, лексика? Нужно ли вам работать над своей речью и манерой подачи информации? Если да, то каким образом?
РАЗДЕЛ 4: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Задание 1. Составьте тест на любую из пройденных тем по русскому языку. Критерии: содержательность вопросов по отдельности, содержательность теста в целом (насколько логично и последовательно он составлен), разнообразные виды вопросов и задний теста.
Задание 2. Подберите предложения для расстановки знаков препинания по пройденной теме (например, сложноподчиненные предложения, причастный оборот и т.п.) (не менее 10).
Задание 3. Составьте алгоритм написания какого-л. сочинения (на выбор учителя: сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения и т.п.).
РАЗДЕЛ 5: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 1. Подготовка сообщений/докладов на заданную тематику (например, «Слово», «Предложение», «Грамматика» и т.д.). Каждый ученик индивидуально выбирает себе соответствующую тему.
Задание 2. Проект. Каждому ученику нужно создать проект на индивидуальную тему. Например, такие темы:
o Вводные слова и знаки препинания при них.
o Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка.
o Владимир Иванович Даль и его работы.
o Влияние СМИ на речь современного школьника.
o Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»...
o Выражение именной части составного именного сказуемого
o Грамотность - залог профессиональной карьеры.
o Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения.
o Давайте говорить друг другу комплименты!
o Для чего нужны правила русского языка?
o За чистоту русского языка!
o Зачем нужно изучать русский язык?
o Игра по русскому языку «Кастинг телеведущих».
o Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.
o Имена собственные в пословицах и поговорках.
o Искусство просьбы.
o Использование калькированных лексических единиц в речи современных школьников.
o Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина.
o Исследование односоставных предложений.
Задание 3. Акростих. Учитель каждому ученику дает слово (желательно из одинакового количества букв), ученик в свою очередь должен написать интересный, правильный (у составления акростиха есть правила: обязательно должна быть рифма, каждая буква слова – начало стиха (=строки стихотворения), смысл стихотворения должен соответствовать смыслу слова) акростих.
Можно показать предварительно пример акростиха:
Николай Гумилёв в своём акростихе «Анна Ахматова» показал некоторые интересные черты характера и жизни:
«Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьёв прозрачных,
Небесный див тебя принёс,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад... Там пилигрим
Хранит завет любви неясной,
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов».
РАЗДЕЛ 6: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Рассказы странствующих рыцарей. Учитель подбирает изображения двух замков. Можно данную работу провести в группах. Начать ребята могут свой рассказ с того, что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описать убранство замка.
Задание 2. Игра во фразеологическое лото. Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. Объясните, что обозначает каждый фразеологический оборот. Составьте с каждым фразеологическим оборотом распространенное предложение.
1 коробка |
2 коробка |
Зуб В колесе Сказка про Колено Негде упасть С собакой Зарубить Аппетит Со смеху Ни к селу |
Море по Белого бычка Как белка Яблоку Ни к городу Себе на носу Как кошка Кататься Волчий На один |
Задание 3. Аппликация. Соберите текст. У текста нет заключительной части, придумайте концовку. Текст разрезан на полоски. Полоски с восстановленным текстом приклейте на чистый лист бумаги.
Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
1. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
2. Однако, не забудем и о звуковой стороне речи.
3. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
4. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
5. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
РАЗДЕЛ 7: КОНТРОЛЬ ТЕКУЩИХ ЗНАНИЙ
Задание 1. Фокусы со словами. Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом – дом – дол – вол. Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно существовать.
Превратите:
o лук – рак (лук – лак – рак)
o мука – река (мука – рука – река)
o сад – сок (сад – суд – сук – сок)
o кум – вол (кум – ком – кол – вол)
o рак – миг (рак – мак – маг – миг)
Подчеркните слово в цепочке с безударной гласной/ подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.
Задание 2. Занимательная фонетика. Из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
o соловей,потолок (ло-то)
o змея, рама (я-ма)
o пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
o укор, бузина, тина (кор-зи-на)
o поворот, пороша, канава (во-ро-на)
Сделайте фонетический разбор каждого получившегося слова.
Задание 3. Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.
Обы (…..) ка (чай)
Ме (…….) олад (шок)
Прик(…..) ья (лад)
Апо(……) б (стол)
Ам(…….) ан (бар)
Беге(……)ор (мот)
Свир(…..)ник (ель)
Пе(…….)ол (сок)
Задания: 1) сделайте фонетический разбор последних четырех слов; 2) выделите орфограммы в каждом слове; 3) придумайте родственные слова к каждому слову.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.