Методическая работа на тему:"Альбом пьес для детей " Г. Свиридова"-особенности строения и сложности разучивания".
Оценка 4.9

Методическая работа на тему:"Альбом пьес для детей " Г. Свиридова"-особенности строения и сложности разучивания".

Оценка 4.9
docx
музыка
6 кл—11 кл +1
01.04.2024
Методическая работа на тему:"Альбом пьес для детей " Г. Свиридова"-особенности строения и сложности разучивания".
В работе подробно разбираются сложности, с которыми сталкивается ученик при изучении каждого произведения.Прослеживаются тематические связи между пьесами, объединяются в смысловые группы. Работа поможет педагогам и ученикам глубже погрузиться в Музыкальный Мир Георгия Свиридова.
Минеева И.Н.мет.работа2024.Свиридов.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САРОВА

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА САРОВА | Поступающим 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Альбом пьес для детей» Г. Свиридова» -
 особенности строения альбома и сложности разучивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Минеева Ирина Николаевна

 

                                                      Саров, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

А. Первая группа. 4

2. Попрыгунья. 4

3. Ласковая просьба. 4

4. Упрямец. 5

10. Весёлый марш. 6

11. Колдун. 7

8. Перед сном.. 8

Б. Вторая группа. 9

1. Колыбельная песенка. 9

5. Звонили звоны.. 10

6. Музыкальный ящик. 11

9. Парень с гармошкой. 13

12. Грустная песня. 13

16. Марш на т. Глинки. 15

В. Третья группа. 17

14. Зима. 17

15. Дождь. 18

Г. Четвертая группа. 19

7. Старинный танец. 19

13. Маленькая токката. 20

17. Музыкальный момент. 21

Заключение. 23

Список источников и литературы.. 24

 

 

Введение

Альбом пьес для детей написан в Свиридовым для своего маленького сына в 1957 г., в период творческой зрелости композитора. Что самое удивительное Огромное место в наследии Георгия Васильевича занимают вокальные сочинения, так как только голос (по мнению композитора) «является единственным инструментом Бога». И тем не менее появляется на свет самобытный, сквозь пронизанный народными мотивами фортепианный цикл для детей.

К идее создания фортепианного Детского альбома обращались многие композиторы: Р. Шуман, П. И. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, С. Майкапар и др.

И каждый композитор решал задачу по-своему. В чём же неповторимое своеобразие сборника Г. Свиридова, какие проблемы возникнут при разборе пьес с учеником, на что следует обратить внимание? Обо всём этом мы поговорим с вами в данной методической работе.

Как точно написал Д. Шостакович: «У Свиридова мало нот, но много музыки». В этих 17-ти пьесах, кажется, охватывается целый мир, мир природы, чувств, мир волшебной сказки, религии, даже слышится отзвук разных эпох и стилей. За небольшим количеством нот можно открыть и показать ребёнку так много! Композитор отлично разбирался и в литературе, и в живописи. На примере этих небольших пьес мы сможем сами в этом убедиться. Фортепианные миниатюры словно говорят с нами и так ярко описывают окружающий нас мир, будто рисуют картину.

Перед нами цикл из 17 пьес:

1.Колыбельная

2.Попрыгунья

3.Ласковая просьба

4.Упрямец

5.Звонили звоны

6.Музыкальный ящик

7.Старинный танец

8.Перед сном

9.Парень с гармошкой

10.Весёлый марш

11.Колдун

12.Грустная песня

13.Маленькая токката

14.Зима

15.Дождик

16.Марш на т. Глинки

17.Музыкальный момент

Пьесы можно разделить на 4 группы по смысловому значению.

А. Первая группа

Первая, самая большая, конечно же относится к самому маленькому исполнителю. Отражает его характер, чувства и эмоции. Здесь много игровых и изобразительных картин: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Весёлый марш», «Колдун» и «Перед сном».

2. Попрыгунья

Вторая пьеса в цикле «Попрыгунья» ярко рисует картину девочки, прыгающей на одной ножке. Вот она разбегается на 32-х-прыжок, второй, третий и остановка…Этот рисунок будет повторяться на протяжении всего произведения. Быстрые лёгкие 32-е, острые интервалы, стаккато красочно рисуют игру девочки:

Общее звучание Forte, которое вырастает до FF передаёт восторг и удовольствие маленькой озорницы от игры. Пьеса имеет простую 2-х частную форму. Каждое предложение строится по схеме 2+2+4. Промежуточные кульминации приходятся на 2-ой, 4-ый и 8-ой такты. Такое квадратное строение композитор использует на протяжении всего произведения. Интересно, что начало последнего проведения лейт-темы Свиридов переносит в левую руку. Весёлая лёгкая пьеса благодаря частому повторению основных фигур не вызовет больших проблем при разучивании и запоминании текста, хорошо разовьёт мелкую моторику на «рассыпающихся бисером» 32-х. На смену стремительному пассажу идут острые 8-е, на которых ребёнок может стряхнуть напряжение и освободить руки. Обязательно нужно осмыслить все паузы, они тоже должны быть живыми и являть собой продолжение звукового образа, в них не должно теряться напряжение, созданное в самом начале. Наличие большого количества пауз провоцирует на распад пьесы по кусочкам, поэтому задача ученика от первой до последней ноты находиться в нужном характере, продолжать жить в паузах и думать вперёд.

3. Ласковая просьба.

На смену «Попрыгунье» приходит пьеса под названием «Ласковая просьба». Словно мама уговаривает малыша передохнуть. Ласковая мелодия передаёт нежность и любовь, а повторы- настойчивость в своей просьбе.

Необычайно светлое произведение отличается красочными гармониями. Из начального Ре мажора композитор приводит нас к тональности 2-ой ступени, и заканчивает пьесу в Ми Миноре. Создав общее начальное настроение «Ласковой просьбы», дальше Свиридов позволяет каждому исполнителю проявить себя настоящим художником, разбудить фантазию и услышать что-то для себя родное и близкое. Услышать каждый маленький поворот мелодии, новый бекар, новый диез или бемоль, обратить внимание на самобытность и красоту гармонического склада – одна из основных задач в этой пьесе. Произведение необходимо исполнять красивым, мягким и глубоким легато. При этом мерная повторяющаяся левая рука не должна перебивать длинные ноты в мелодии правой руки:

Научить ребёнка ощущать свои руки по-разному - глубокую, но не грубую правую и лёгкую левую – непростая задача педагога. В этом произведении есть опасность, что юный пианист будет играть по такту, поэтому заранее стоит обсудить с учеником фразировку и промежуточные смысловые вершины. Здесь Свиридов опять обращается к простой 2-х частной форме и использует классическое строение основной темы 2+2+4, которая проходит 4 раза. Интересно, что последнее проведение основной мелодии расширено благодаря двойному повторению первого элемента тематического материала:

Небыстрый темп, прямое взятие педали практически на всём протяжении произведения (только последние 2 такта запаздывающая) позволяют рассматривать эту пьесу в качестве обучающего материала для знакомства ученика с педалью.

4. Упрямец

Но малыш не слушается, и на смену «Ласковой просьбе» приходит следующая пьеса «Упрямец». Упрямство- неоднозначная черта характера. Оно бывает и полезным, когда нужно стоять на своём, отстоять чьи-либо интересы или просто идти до конца в каком-либо деле. Здесь композитор изображает как раз другое Упрямство. Бессмысленное и вредное, когда на все уговоры малыш отвечает-не хочу, не буду, и не важно пойдёт ли его поведение кому-либо на пользу. Большое количество акцентов, стаккато, необычный, словно спорящий, ритмический рисунок, бубнящий лейтмотив (2 восьмые четверть,2 восьмые), красочно рисуют нам непослушного ребёнка:

 Жёсткие упрямые возгласы в начале постепенно сходят на нет к концу, становятся всё тише и тише, и вот уже на последних 2-х строчках появляется мягкое легато, спорящий ритмический рисунок успокаивается, малыш соглашается:

В пьесе необычный сложный ритм, который нужно будет не просто просчитать с учеником, но и постараться прочувствовать. Следует также обратить внимание на частую смену образных элементов, на частое переключение с F на mp, с акцентов на лёгкое стаккато. На второй странице появляется так называемая «ручная педаль», ре нужно будет взять так, чтобы её звучания хватило на 2 такта:

Последняя строчка напоминает всхлипывания, появление педали, приём legato, динамика piano говорят нам о том, что упрямец смирился, а пьеса закончилась

10. Весёлый марш.

И снова красочная картина увлечённой игры. Парадное праздничное шествие изображает следующая пьеса альбома. Но шествие необычное, как будто игрушечное, словно малыш выстроил в ряд своих солдатиков, и они весело маршируют во главе со своим главным командиром. Необычно построена и главная тема: начинаясь в правой руке, она подхватывается левой, потом целиком переносится в левую руку и снова подхватывается правой, словно солдатики красуются перед нами эффектными манёврами, перестраиваясь в разные ряды и колонны:

Прослеживается не только удивительная графичность произведения, но и потрясающая звуковая изобразительность- то слышны чёткий ритмичный шаг солдат, то возгласы труб, то дробь барабана:

При разучивании этой пьесы нужно помнить о длинной фразировке, думать вперёд и ни в коем случае не играть по одному такту.

Может вызвать трудности движение параллельных аккордов в правой руке:

Стоит обратить внимание на достаточно сложный Ритм 12\8. Для того, чтобы ученику было проще его понять, можно подобрать подходящие слова или придумать песенку, тогда ребёнку будет проще почувствовать движение.

Не забудьте про паузы, в них должно оставаться напряжение и не теряться характер. Не потерять мелодическую линию. Можно проучить, играя мелодию на легато, чтобы понять фразировку:

Но вот барабанная дробь затихла и перед нами сказочная пьеса «Колдун!

11. Колдун

Своим началом напоминает нам «Бабу-ягу» из Детского альбома Чаковского. Точно в игру ребёнка включается новый персонаж, изображая «понарошку» страшного злодея. Всё произведение написано в низком регистре. Мрачный колорит создают уже первые ноты в басовом ключе, напоминающие бормотание старика, словно шепчущего себе под нос заклинания. Бормотания переходят из одной руки в другую, перекрещиваются в каноне создавая зловещий клубок магических заклятий. В середине колдун подобно Бабе Яге садится в ступу и несётся над полями и лесами, сея вокруг себя ужас и страх. И вот опять возвращается в своё подземелье. Яркий сказочный образ близок ребёнку:

Сложности возникнут при пересечении тем в правой и левой руках. В правой тема заканчивается, а в левой наоборот идёт к главной ноте:

Неудобны и скачки в середине (т.23-34), в которых есть большая вероятность зажима руки у ребёнка. Стоит проучить отдельно это место, стараясь брать каждую ноту с полным весом руки, не утяжеляя кисть:

8. Перед сном

Игры закончены, уже вечер, и пора готовиться ко сну. Следующая песня «Перед сном» помогает малышу успокоиться и настроиться на отдых. Спокойная, нежная пьеса убаюкивает и расслабляет. Здесь слышна Русская лирическая песня с характерным для неё многоголосием и необычной организацией ритмического рисунка .1-ое предложение делится как обычно на 2 части, но не на равномерные, как того требует организация движения по ритмическому принципу 4+4, а 3+5:

При разучивании ученику будет непросто почувствовать и понять такой ритм.

В первых 3-х тактах движение идёт к главной ноте до# во втором такте. В след. пяти будет 2 равнозначные вершинки в голосоведении, самые высокие нотки ре#. Такие неравномерные монотонные повторения как будто воспроизводят картину засыпания ребёнка, мысли которого путаются, снова возникают и уходят в сказочные сны. Дальше идёт гармоничная по строению серединка 4+4, тоже состоящая из повторов. Здесь 2 главных элемента проходят по 2 раза:

Мастер звукописи Свиридов потрясающе точно изображает погружающегося в сон человека: вот у него уже уходят куда-то далеко все мысли, проблемы и задачи забываются, постепенно закрываются веки и приходит спокойный сон.

Следует поработать и над хорошим слушанием полифонии. Проучить каждый голос отдельно и пропеть в паре с другим. Хорошее легато, ясно продуманная фразировка помогут создать неповторимый чарующий образ народной песни.

 

Б. Вторая группа

Вторая группа пьес уносит нас в музыкальный мир, который в детстве окружает ребёнка. Это музыка, которую он слышит вокруг: «Колыбельная песенка», «Звонили звоны», «Грустная песня», «Музыкальный ящик», «Парень с гармошкой» и «Марш на т. Глинки».

1. Колыбельная песенка

Композитор неслучайно начинает свой цикл таким произведением, словно вводя маленького слушателя и исполнителя в новый ещё незнакомый для него Мир Музыки.

Самое первое, что слышит ребёнок в этом мире — это мамина колыбельная песня, окутанная теплотой и любовью, успокаивающая, умиротворяющая и, наверное, запоминающаяся на всю жизнь.

Вся пьеса построена на непрерывном повторении плавной убаюкивающей мелодии, которая по звучанию не выходит за пределы piano. Начинается колыбельная с одноголосного проведения темы, которая длится классические 4 такта и состоит из 2-х фраз. Основной лейтмотив проходит 2 раза в правой руке, потом переходит в левую и опять возвращается обратно в правую руку, где звучит 3 раза. Интересно, что первые 3 проведения темы полифоничны и аккомпанемент, появляющийся с 5 такта, больше напоминает 2-ой голос, который присоединяется к 1-ому и нисколько не уступает ему по значению:

Что же касается последних 2-х проведений - здесь уже явно прослеживаются мелодия и аккомпанемент:

Неслучайно начало именно этого раздела выделено автором как самое громкое место в пьесе - mp. И с него начинается постепенно угасание до pp и растворение в ritenuto.

При разучивании с учеником следует обратить внимание на необычный размер 6/8, соединяющий в себе 2-х и 3-хдольность, что вызовет у некоторых маленьких исполнителей немалую проблематичность. Следует больше почувствовать и влиться в ритм звучания мелодии, придумать слова, пропеть голосом колыбельную. Мягкий характер произведения требует и хорошего глубокого legato, пропевания каждого звука. Ученику следует внимательно слушать как одна нота переходит в другую, и они вместе стремятся к главной ноте. Мелодия течёт непрерывно подобно реке. Верно продуманная фразировка поможет ученику создать нужный образ. Промежуточные кульминации темы приходятся на 2-ой и 4-ый такты. Затем присоединяется левая рука и здесь важно вести и слушать 2 голоса. С 5-го по 16-тый такт можно проучить следующим способом- играть один голос, а второй петь, потом поменять местами. Таким образом ученик научится слышать не только главную тему, но и сопровождение. Несмотря на негромкую основную динамику пьесы, piano должно быть звучащим и глубоким. Здесь вырабатывается настоящее качественное legato у ученика, умение петь на рояле. В кульминации мелодии аккомпанирует интервальное и аккордовое сопровождение., напоминающее хор ангелов, который постепенно удаляется и уводит малыша в сладкий и добрый сон.

В последних 2-х тактах используется педаль, важно не только плавно и чисто её менять, но и не забыть про равномерное постепенное ritenuto.

Таким образом в пьесе решаются задачи грамотного звукоизвлечения, полифонического исполнения, владения педалью и чувством ритма.

5. Звонили звоны

Как уже говорилось выше творчество Г. Свиридова очень тесно связано с народным творчеством. Колокольный звон издавна служил на Руси важным сигналом для народа, который оповещал о приближении опасности, а также разносил Светлую весть о наступлении Великих Христианских Праздников. Звон колоколов был слышен по всей Руси на огромные расстояния! И, наверное, без этого звона невозможно представит себе нашу русскую самобытную культуру.

В основе пьесы лежит Русская Народная Песня «Звонили Звоны». Отсюда и необычность построения основной темы 2+2+5. Проведения мелодии звучат и по очереди в л.р. и пр.р., и наслаиваются друг на друга, обрастают новыми подголосками, переходят из одного голоса в другой, мелькают то в интервалах, то в аккордах и, наконец, проводятся Свиридовым мощным и величественным каноном к концу на 2 Forte:

Пьеса напоминает колокольный звон к Литургии или Всенощному бдению. Начиная с одного колокола (композитор пишет портаменто), к нему добавляются ещё и ещё и вот он мощный торжественный перезвон, слышен на весь город, на всю страну.

При работе над этим произведением, следует обратить внимание на повторяющиеся ноты- они не должны быть одинаковыми, их следует выстроить в равномерном звуковом увеличении и ни в коем случае не долбить. Они должны быть мягкими, тяжёлыми и объёмными:

Пьеса сложна не только в полифоническом отношении, но и в звуковом. В мощных, глубоких аккордах обязательно следует выделить верхний голос, создать эффект объёмного звучания.

6. Музыкальный ящик

Величественный колокольный звон сменяется звоном лёгким, игрушечным в пьесе «Музыкальный ящик».

Праздник подошёл к концу, и мы на ярмарке. Вот старичок крутит ручку небольшого ящичка, и звучит незамысловатая мелодия.

Словно из сказок пришла к нам эта необыкновенно поэтичная и чарующая пьеса. Она навевает воспоминания о «Музыкальной табакерке» Лядова, изображает шарманку, ящичек с простым механизмом внутри.

Лёгкие Быстрые пассажи, высокий регистр, острые стаккато на длинной педали создают образ муз. коробочки, ручку которой крутят и звучит приятная тихая мелодия:

Основная тема состоит из 3-х основных тематических элементов:

Они проходят подряд 2 раза, а потом как будто начинают распадаться, словно механизм Шарманки начинает давать сбои и мелодию заедает. Вот остались только первые 2 элемента, затем 3 раза проходит проведение 1-го и уже остался только 2-ой кусочек лейтмотива на протяжении 8 тактов:

Постепенно завод заканчивается, слабо и тихо проходит 1-ый элемент темы, а вместе с ним замедляется и уходит игрушечная мелодия:

9. Парень с гармошкой

И вдруг появляется лихой молодец, с гармоникой. И начинается пляс!

Совсем другой характер следующего произведения, в котором слышны отзвуки известной «Камаринской» П.И. Чайковского. Звонкие заливистые звуки гармошки так и подмывают пуститься в пляс. Быстрый темп, упругий ритм, мажорная тональность, акценты, основная динамика Forte, - так и рисуют удалого мужичка с выкаблучиваем и протаптыванием.

Красочность пьесы будет близка ребёнку, но сложность вызовут технические моменты: координация левой и правой рук в основной теме, грамотное их соединение (есть опасность расхождения и несовпадения материалов левой и правой руках), а также фразировка и частая смены приёмов игры правой руки с легато на стаккато:

Следует отдельно поучить правую руку, привыкнуть к её правильному снятию, понять, где можно делать вдох, а где нет, где берётся острое стаккато, а где звуки соединяются в легато.

Стоит обратить внимание на красивое мощное взятие аккордов с высветлением крайних нот (нижнего тона в левой руке и верхнего в правой):

Частое повторение одного и тог же материала может наскучить и превратить пьесу в однообразное произведение. Поэтому точное соблюдение динамических оттенков, обозначенных композитором, должно быть строго соблюдено.

12. Грустная песня

Не только величественные, весёлые и шутливые мелодии слышит ребёнок в детстве. Русское народное творчество наполнено мелодиями и другого содержания Одна из самых поэтичных и красивых пьес цикла «Грустная песня» рассказывает о нелёгкой судьбе русского народа, о войнах, о погибших героях, отдавших свою жизнь за свободу родной земли. Под аккомпанемент гуслей льётся неторопливая песнь сказителя:

Пьеса имеет 3-х частную форму с «мужественной» серединкой, будто вступающей в диалог с главной героиней. Стоит обратить внимание на необычность репризы: при повторе мелодия переносится на октаву ниже, а аккомпанемент охватывает почти 4 октавы с переносом л.р. Через правую во вторую октаву:

При таком аккомпанементе следует уделить особое внимание мелодии, л.р. не должна мешать голосоведению правой руки и, конечно же, должная быть тише и легче темы.

Важное значение в крайних разделах имеет педаль. Она практически везде запаздывающая, обязательно должна захватывать бас и чисто меняться.

Средняя часть проходит необычно: из основной тональности ре минор мы попадаем в си минор. Насыщенная красочными и колоритными гармониями середина переносит нас в совершенно другой мир. Мир рыцарских войн и поединков. Маршевая поступь ритмического рисунка, общая динамика Forte, аккордовое проведение тематического материала создают картину мужественности и величественности:

Здесь важно услышать мелодическую линию в аккордах, проучить отдельно верхний голос, выстроить грамотно фразировку. Строение 2+2+6.Основной лейтмотив серединки проводится композитором 3 раза. Промежуточные кульминации в 2-х первых проведениях приходятся на 2-е такты:

Последнее проведение темы расширяется, и кульминационный момент проводится 3 раза, усиливаясь с каждым проведением и приходя к наивысшей точке напряжения в 5-ом такте:

После такой значительной середины, всплеска эмоций и напряжения, как бы неуверенно и робко проходит реприза, её аккомпанемент становится проще и прозрачнее и совсем затихает к концу.

16. Марш на т. Глинки

Следующая пьеса перекликается с предыдущей. Только здесь уже на рассказ, а настоящее сражение. В этой пьесе содержание определяет стихотворение, выписанное самим автором.

По склону вверх король повёл

Полки своих стрелков.

По склону вниз король сошёл

Но только…без полков…

Как точно композитор рисует Величавого доблестного короля, торжественно ведущего в бой свои полки, а вслед за этим короля, павшего духом, удручённого своим поражением, одинокого и покинутого. Мощные величественные аккорды должны звучать широко и массивно, для этого нужно обратить внимание на верхний голос в правой руке и на нижний в левой, чтобы создать объём и мощь:

Кроме этого, продумать голосоведение и выстроить фразировку не только в правой руке, но и в левой. Интересно, что Свиридов обращается к имитации канона в главной теме: в левой руке практически точно воспроизводится мелодия правой только позже на 3 доли., поэтому создаётся 2 смысловых вершины: в правой руке во 2-ом такте, а в левой соответственно в 3-ем.

Дальше идёт изображение боя, сложные гармонические сочетания в аккордах павой руки вступают в поединок с безжалостной неукоснительной поступью октав левой руки. Невольно вспоминается педагог композитора и ярко видно влияние Д. Шостаковича:

Красочно изображается нерадостный итог сражения. Реприза проходит в динамике Piano, фактура становится прозрачной, и лишённой воли, и стремления. Неожиданно первая смысловая вершинка звучит на 4-ю долю, как будто всё в душе оборвалось и сердце упало вместе с ней:

Дальше идёт диалог двух рук, они подхватывают друг друга, дополняют и переплетаются мелодически:

Здесь важно слушать длинные ноты, ни в коем случае не играть по такту и объединять фразы в длинные предложения.

 

В. Третья группа

Мир природы так или иначе всегда воодушевлял многих композиторов, поэтов, художников и являлся неиссякаемым источником для творчества. Следующая группа фортепианных миниатюр — это краткие зарисовки природы: «Зима», «Дождик».

14. Зима

Из всех времён года Композитор особенно любил зиму, полагая, что зима — это «Время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Голые ветви деревьев, скованные холодом и льдом. Суровая красота бескрайних снежных полей, глубоких сугробов. Всё это воспевается Свиридовым и звучит как гимн Природе, которую так любит сам композитор. Суровая мерная поступь басовых звуков в унисон сменяется торжественным хором, переходит в верхний регистр и опять спускается в басовый ключ:

Полифоничность, многоголосие рисуют всю многогранность холодной Зимы, её красоту и Величие. Обратите внимание с учеником на голосоведение, каждую линию стоит прослушать, пропеть и выстроить:

15. Дождь

А рядом совсем другая картина природы- Летний дождь. Косые струйки дождя заполнили всё кругом и сделали очертания предметов нечёткими и размытыми. Вот уже бурным потоком полились ручейки, весело и стремительно понеслись потоки воды по дорогам. Где-то вдалеке прогрохотал гром, сверкнула молния, и вот уже дождик заканчивается, последние капельки падают на листья деревьев и лужи. Удивительно яркая, виртуозная пьеса. На мой взгляд самая трудная по технике пьеса из всего цикла. Стремительные, быстрые пассажи, лёгкой мелкой техники и в правой и левой руках делают это произведение достаточно трудным для маленького исполнителя:

Классическая 3-х частная форма помогает композитору передать, начало Дождя, Ливень и завершение. Начинаясь одноголосно с неуверенных шестнадцатых на piano в правой руке, тема Дождика обрастает сначала прозрачным монотонным аккомпанементом в левой руке, потом более уверенными аккордами и вот, топчущаяся на месте мелодия наконец выливается в бурный стремительный поток воды:

А вот и гром, и гроза в кульминации:

И снова мелодический материал возвращается к своей первоначальной монотонности, последние капельки капают с крыш, последние ручейки заканчивают свой бег.

Стоит помочь ученику с правильно организованной аппликатурой, позволяющей хрустально сыграть лёгкие прозрачные пассажи. Композитор обозначает акцентами места, где исполнитель сможет «отдохнуть» и сбросить напряжение рук:

 

Г. Четвертая группа

И последний блок пьес знакомит маленького исполнителя с произведениями эпохи барокко: «Токкатой» и «Старинным танцем», а также с жанром небольшой фортепианной пьесы «Музыкальным моментом», зародившимся в 19 веке.

7. Старинный танец

Пьеса переносит нас в давние галантные времена доблестных рыцарей и прекрасных дам. Написанная в характере грациозного менуэта пьеса ярко рисует эпоху 17 века. Вот слышится звон кольчуги и мечей в острых аккордах на стаккато, а вот - мягкие поклоны обворожительных дам в четвертях и восьмых на legato:

Эти 2 элемента то звучат по очереди, словно разговаривая, то меняются местами, то сливаются в одном едином танце:

Быстрая смена образов и приёмов звукоизвлечения требуют немалой музыкальности от ученика и умения владения своим аппаратом. Стоит обратить внимание на места, где в правой руке мелодия идёт к концу (затихает), а в л.р. одновременно звучит промежуточная главная нота. Грамотно выстроить фразировку в практически равнозначных мелодических линиях, звучащих одновременно- одна из задач педагога и ученика.

Произведение написано в классической 3-х частной форме. Середина поровну поделена между партиями рыцарей и дам (8+8).

В первых 4-х тактах середины следует обратить внимание на необычные акцентированные аккорды в правой руке, в которых нужно слушать не верхние ноты, а нижние, в след.4-х тактах обратите внимание на голосоведение в левой руке

поднимающееся вверх и верхний голос аккордов в правой руке, спускающийся вниз. Как будто вот-вот сейчас встретят дамы своих кавалеров:

В репризе ведущая роль отдаётся лейт-теме прекрасных дам, они окружают всё вокруг себя строгой нежностью:

Танец постепенно затихает и видение старины растворяется.

13. Маленькая токката

Если заглянуть в словарь мы без труда найдём определение токкаты — это быстрая, трудная для исполнения пьеса, выдержанная в быстром, ровном, чётком движении. Характерная черта токкат состоит в том, что это быстрое движение фигур проходит попеременно то в правой, то в левой руке. У Свиридова ещё дополнительную сложность представляет ритм 5/4. Ритмичная левая рука помогает держать пульс и найти мелодические опоры:

Не обойтись здесь без тщательного продумывания грамотной аппликатуры, которая позволит выполнить поставленные композитором задачи без излишней перегрузки аппарата.

17. Музыкальный момент

Заключительной пьесой цикла является «Музыкальный момент». Жанр зародился в 30-40-х годах 19 в. Эта небольшая пьеса, родственная экспромту уносит нас во времена Шуберта, напоминает его муз момент f moll.

Г. Свиридов:

 

Ф. Шуберт:

Лёгкая, грациозная музыка. Простая 3-х частная форма. Примечательно, что репризу 3-я часть композитор проводит в одноимённой мажорной тональности. (1 ч. Ля минор, 3 –ля мажор).

Интересно построена 1 часть. Она состоит из 2-х разделов. Главная тема 1-го раздела расширена композитором, и классические 8 тактов превращаются в 10 благодаря 3-х кратному повторению посл. Элемента:

Композитор как будто не хочет расставаться с ним и старается подчеркнуть красоту найденного мелодического и гармонического рисунка.

Острые повторяющиеся интервалы аккомпанемента, как и у Шуберта, создают ровный чёткий пульс пьесы и сохраняются на всём протяжении произведения. Стоит обратить внимание на л.р. и поучить отдельно, чтобы не отвлекаться на неё при исполнении.

2-ой раздел сложен качественным лёгким и точным исполнением повторяющихся аккордов:

Причём, казалось бы, смысловые акценты, ведущие ко 2-ым тактам темы оспариваются аккордами с Tenuto.

Проведение длинных интервалов уводит нас от 2-ой главной темы к репризе 1-ой и к скерцозной серединке., соединяющее в себе черты обеих тем:

 

И вот как будто пластинку с музыкой заело и 8 тактов на diminuendo звучит один и тот же мотив и возвращает нас к репризе в A dur:

Яркая интересная мелодия словно общается в последний раз со слушателем и рассказывает ему свою историю:


 

Заключение

Вот мы и подошли к концу нашего разбора этого удивительного, богатого красками и содержанием, цикла пьес для Детей. Проследили вместе с композитором многообразие и красоту разных стилей, эпох и жанров (Токката, Музыкальный момент, Марш), эмоций (Упрямец, Грустная песня, Весёлый марш). Затронули и неповторимое своеобразие природы (Зима, Дождик) и народного творчества (Звонили звоны, Перед сном, Парень с гармошкой. Окунулись в мир красочной изобразительности (Музыкальный ящик, Колдун, Попрыгунья). Весь альбом дарит нам Море впечатлений, свежих ярких картин и многообразие чувств, погружает нас в неповторимый Мир Г. Свиридова.

Надеюсь, данная методическая работа поможет юным исполнителям передать всю красоту и своеобразие музыки Г. Свиридова.


 

Список источников и литературы

1.      Г. Свиридов «Музыка как судьба».

2.      М. Э. Емельянова «Георгий Свиридов: ленинградские страницы жизни и творчества».

3.      Р. Леденёв «Георгий Свиридов. Сборник статей и исследований».

4.      А. Сохор «Георгий Свиридов».

5.      А Золотов «Книга о Свиридове».

6.      А. Белоненко «Музыкальный мир Георгия Свиридова».

7.      Г. Фришман «Георгий Свиридов. Сборник статей».


 

8.      Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методическая работа на тему:"Альбом пьес для детей " Г. Свиридова"-особенности строения и сложности разучивания".

Методическая работа на тему:"Альбом пьес для детей " Г. Свиридова"-особенности строения и сложности разучивания".

Введение Альбом пьес для детей написан в

Введение Альбом пьес для детей написан в

А. Первая группа Первая, самая большая, конечно же относится к самому маленькому исполнителю

А. Первая группа Первая, самая большая, конечно же относится к самому маленькому исполнителю

Услышать каждый маленький поворот мелодии, новый бекар, новый диез или бемоль, обратить внимание на самобытность и красоту гармонического склада – одна из основных задач в…

Услышать каждый маленький поворот мелодии, новый бекар, новый диез или бемоль, обратить внимание на самобытность и красоту гармонического склада – одна из основных задач в…

Здесь композитор изображает как раз другое

Здесь композитор изображает как раз другое

Прослеживается не только удивительная графичность произведения, но и потрясающая звуковая изобразительность- то слышны чёткий ритмичный шаг солдат, то возгласы труб, то дробь барабана:

Прослеживается не только удивительная графичность произведения, но и потрясающая звуковая изобразительность- то слышны чёткий ритмичный шаг солдат, то возгласы труб, то дробь барабана:

И вот опять возвращается в своё подземелье

И вот опять возвращается в своё подземелье

В первых 3-х тактах движение идёт к главной ноте до# во втором такте

В первых 3-х тактах движение идёт к главной ноте до# во втором такте

Что же касается последних 2-х проведений - здесь уже явно прослеживаются мелодия и аккомпанемент:

Что же касается последних 2-х проведений - здесь уже явно прослеживаются мелодия и аккомпанемент:

И, наверное, без этого звона невозможно представит себе нашу русскую самобытную культуру

И, наверное, без этого звона невозможно представит себе нашу русскую самобытную культуру

Основная тема состоит из 3-х основных тематических элементов:

Основная тема состоит из 3-х основных тематических элементов:

Постепенно завод заканчивается, слабо и тихо проходит 1-ый элемент темы, а вместе с ним замедляется и уходит игрушечная мелодия: 9

Постепенно завод заканчивается, слабо и тихо проходит 1-ый элемент темы, а вместе с ним замедляется и уходит игрушечная мелодия: 9

Пьеса имеет 3-х частную форму с «мужественной» серединкой, будто вступающей в диалог с главной героиней

Пьеса имеет 3-х частную форму с «мужественной» серединкой, будто вступающей в диалог с главной героиней

Последнее проведение темы расширяется, и кульминационный момент проводится 3 раза, усиливаясь с каждым проведением и приходя к наивысшей точке напряжения в 5-ом такте:

Последнее проведение темы расширяется, и кульминационный момент проводится 3 раза, усиливаясь с каждым проведением и приходя к наивысшей точке напряжения в 5-ом такте:

Кроме этого, продумать голосоведение и выстроить фразировку не только в правой руке, но и в левой

Кроме этого, продумать голосоведение и выстроить фразировку не только в правой руке, но и в левой

Здесь важно слушать длинные ноты, ни в коем случае не играть по такту и объединять фразы в длинные предложения

Здесь важно слушать длинные ноты, ни в коем случае не играть по такту и объединять фразы в длинные предложения

Дождь А рядом совсем другая картина природы-

Дождь А рядом совсем другая картина природы-

А вот и гром, и гроза в кульминации:

А вот и гром, и гроза в кульминации:

Эти 2 элемента то звучат по очереди, словно разговаривая, то меняются местами, то сливаются в одном едином танце:

Эти 2 элемента то звучат по очереди, словно разговаривая, то меняются местами, то сливаются в одном едином танце:

У Свиридова ещё дополнительную сложность представляет ритм 5/4

У Свиридова ещё дополнительную сложность представляет ритм 5/4

Композитор как будто не хочет расставаться с ним и старается подчеркнуть красоту найденного мелодического и гармонического рисунка

Композитор как будто не хочет расставаться с ним и старается подчеркнуть красоту найденного мелодического и гармонического рисунка

Заключение Вот мы и подошли к концу нашего разбора этого удивительного, богатого красками и содержанием, цикла пьес для

Заключение Вот мы и подошли к концу нашего разбора этого удивительного, богатого красками и содержанием, цикла пьес для

Список источников и литературы 1

Список источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024