Управление культуры администрации города Донецка
Коммунальное учреждение дополнительного образования
Школа искусств № 7
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ,
ПОДБОРА
РЕПЕРТУАРА, РЕДАКТИРОВАНИЯ НОТНЫХ ПАРТИЙ
В СТРУННОМ АНСАМБЛЕ»
Методическая работа
преподавателя высшей категории
оркестрового отдела Кибкало Г. М.
Донецк
2019 г.
ПЛАН
1. Вступление. Роль коллективных форм музицирования в процессе музыкального образования, воспитания и развития.
2. Основная часть. Целенаправленный подбор репертуара. Аранжировка произведений для коллектива, редактирование нотных партий. Особенности работы с коллективами различных составов.
3. Заключение.
«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы преумножить смысл всей их жизни». Эти слова Золтана Кодая могут служить опорой и стимулом к кропотливой работе для всех преподавателей, чьей задачей является преподавание не только способным и одаренным детям, но и менее парадное и кажущееся менее успешным массовое воспитание.
Коллективное музицирование в музыкальном воспитании учащихся играет огромную роль. Коллективная игра раскрывает перед юными музыкантами новые грани музыки, дарит радость совместных выступлений, убеждает в полезности и значимости своего дела. Участие в ансамбле прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими за порученное дело. Знакомясь с новыми, не звучащими в классе по специальности произведениями, юный музыкант – участник ансамбля обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие.
По определению видного психолога, профессора А. Г. Ковалева, «коллектив – это объединение людей, направленное на реализацию общественно значимых целей». Эта формулировка целиком правомерна и для детского музыкального коллектива. Вместе с тем он (коллектив) обладает рядом особенностей. Прежде всего, это коллектив музыкальный, творческий, задача которого – передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином произведении. Коллективное творчество, единство целей, действий, замысла, выражения является в нем основополагающим началом, создает особую «коллективную индивидуальность», которая накладывает неповторимый отпечаток на жизнь и деятельность коллектива.
Специфические особенности данного коллектива вытекают из того, что это коллектив детский. Уровень профессионализма участников коллектива, еще в недостаточной мере владеющих художественно-выразительными и техническими средствами ансамблевой игры, обуславливают особенности работы педагога, репертуарные поиски, творческие достижения коллектива.
Знание детской и подростковой психологии является непременным условием для успешной творческой работы с детским музыкальным коллективом, способствует созданию оптимального психологического климата. Для детского музыкального коллектива характерен дух соревнования, способствующий его творческому росту. Общаясь в коллективе, юные музыканты равняются на лучших, перенимают друг у друга опыт, совершенствуют профессиональные навыки.
Активизации творческого роста детского музыкального коллектива способствует целенаправленный подбор репертуара, вытекающий из актуальных задач учебно-воспитательной работы. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения.
В ансамбле скрипачей младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких скрипачей. Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.
Так для начала учебного года рекомендуется включать в программу произведения, представляющие минимум технических задач, таких как точное распределение смычка, характер штриха, точность интонации. Таким произведением может быть – «Славься» Михаила Ивановича Глинки из оперы «Иван Сусанин». Самым неподготовленным учащимся можно предложить партию из трех звуков, которые вписываются в гармонию всей пьесы. Исполнение этой пьесы с большим патриотическим подъемом и настроем можно использовать на концерте русской музыки.
Интересную работу можно проделать в пьесе Нериды Остенбрук «Cha cha string». Преподаватель скрипки, композитор из Австралии, Н. Остенбрук много пишет для детских камерных ансамблей. Эти произведения отличаются доступностью для детского понимания, удобством исполнения, яркостью образов. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Наиболее важной задачей в пьесе «Cha cha string» является работа над синхронностью ансамблевого звучания, то есть совпадением с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования темпа и ритмического пульса. Для этого просто необходима детальная проработка буквально каждого мотива или фразы.
Ежегодно для выступления ансамбля в концерте ко дню Победы можно использовать песни военных лет, соединяя их в композиции при помощи общего тонального плана или употребляя модуляции в тональности первой степени родства. Примером такого соединения может быть композиция из двух песен: «Алеша» Э. Колмановского и «Три танкиста» бр. Покрасс. Работая над первой песней, как и над любой кантиленой нужно стремиться к качественному коллективному звучанию. Работа над такими произведениями способствует развитию широкого дыхания смычка, его целесообразному распределению, плавной смене, а также обогащает динамическую и тембральную палитру детского коллектива. Акцентируя внимание ансамблистов на смене характера музыки во второй песне, нужно ставить во главу угла жанровые особенности этого произведения и исходящие из этого штриховые задачи – маркированный штрих, четкий пунктирный ритм.
Жанровой зарисовкой является и пьеса Олега Хромушина «Ехали медведи на велосипеде». Выпуклая фразировка, построенная на повторении одного и того же мотива, точное исполнение синкопированного ритма на кульминации пьесы должно быть предметом внимания руководителя. Индивидуальный подход к каждому учащемуся может проявиться и в редактировании нотной партии. Для точного интонирования можно изменять текст второстепенных партий, не меняя общего гармонического звучания пьесы. Если у ребенка возникают ритмические трудности можно изменять ритм партии, не меняя содержания произведения.
С годами ведущую роль в мыслительной деятельности подростков приобретает отвлеченное, абстрактно-логическое мышление.
Оно раскрывает богатые возможности самостоятельного творчества, широкого применения на практике художественных и технических приемов.
В ансамбле скрипачей старших классов, состоящем из семи участников, голоса можно распределять соответственно – первый голос (3 человека), второй голос(2 человека), третий голос (1 человек). Художественный руководитель Ансамбля скрипачей Большого театра СССР, Ю. М. Реентович рекомендовал чтобы главный голос был представлен группой, насчитывающей на один инструмент больше, чем в остальных голосах.
В пьесе Жанны Металлиди «Элегия» участникам ансамбля на этапе знакомства с произведением можно предложить самим разобраться в особенностях формы, стиля произведения; исходя из особенностей стиля, проанализировать, какими средствами достигается раскрытие музыкального содержания произведения, выяснить какова роль каждого голоса в каждой части произведения. Руководитель направляет мысли участников ансамбля и совместно с ними определяются кульминационные моменты. «Если вы хотите, - писал В. А. Сухомлинский,- чтобы главнейшим побуждением к успешному обучению было личное желание каждого ученика хорошо учиться, пробуждайте и утверждайте, развивайте коллективное интеллектуальное состояние пытливости». Это состояние, когда знания добываются самими учениками, успешно достигается методами проблемного обучения. Руководитель, поставив задачу, предлагает воспитанникам самим искать ее решение.
Следующее произведение, которое можно предложить для изучения в ансамбле скрипачей старших классов, «Вечное движение» А. Литвинова. 3-х частная форма доступна для понимания учащимися. Крайние разделы исполняются дубль-штрихом в быстром темпе. Трудность для интонирования представляет восходящий ход во вступлении. В теме внимание учащихся концентрируется на исполнении акцентов и контрастной динамики. Средний раздел расписан на четыре голоса. 4-голосие построено преимущественно на септаккордах. Напиисан раздел в ритме танго, близок к музыке Цфасмана. Очень ценно в кульминационных моментах сотрудничество с концертмейстером, который старается поддержать баланс солирующего голоса и вывести кульминацию более ярко и мощно.
Стилистические особенности исполнения Концерта Антонио Вивальди для двух скрипок с оркестром (ля минор) являются главенствующими при работе над этим произведением. Возможным вариантом может быть исполнение каждой сольной партии группой (3-4 человека) детей. В связи с изучением Концерта Вивальди профессор Л. М. Цейтлин писал: «Несколько одинаковых фигур, хотя бы несколько одинаковых нот не должны исполняться одинаково динамически, а должны быть исполнены либо в более утверждающем смысле (то есть более или менее усиливаясь), либо с некоторым снижением силы звука, как это часто бывает в нисходящих секвенциях». Это придает исполнению концерта выразительность и динамичность. Следует обратить внимание на разнохарактерность звучания тематического материала в различных эпизодах первой части, синхронность при исполнении окончаний фраз, маркированный штрих деташе, а также акцентированное начало трелей.
Очень интересно может проходить работа с ансамблями малых форм. «Элегия» В. Солдана была изначально написана для фортепианного трио. Однако имея в школе двух сильных скрипачей и виолончелистку было принято решение дописать еще партию второй скрипки, которая моментами усиливает звучание первой, а иногда оттеняет ее незатейливым фоном. Партию фортепиано также пришлось редактировать в средней части пьесы для усиления ритмической пульсации и синхронности всех инструментов в момент смены темпа.
Работа в крупном коллективе очень ответственна и трудна. Репертуар на новый учебный год подбирается и расписывается на нужные голоса в конце предшествующего года. На лето дети уходят с разбором новых пьес. Так материал усваивается более качественно. Камерный ансамбль, состоящий из скрипачей и виолончелистов средних и старших классов школы, требует пристального внимания и заботы от подбора репертуара, написания партий и до выступления на сценах города. Группа скрипачей немного больше, чем виолончелистов. Ввиду того что виолончельная группа довольно сильная при переложении для такого состава основной мелодический голос переходит от скрипачей к виолончелистам и наоборот. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений.
Особое значение приобретают три звучания:
1) каждого инструмента в отдельности
2) в ансамбле
3) всего ансамбля
Если первое не требует пояснений, то второе имеет существенную особенность. Звук ведущей партии должен быть более интенсивным, чем звук сопровождения.
Задача определения ведущего голоса была поставлена и пьесе В. Азарашвили «Ноктюрн». Это произведение было расписано для старшего камерного ансамбля и младшего ансамбля скрипачей. С каким восторгом малыши восприняли идею совместного музицирования со старшими детьми! Они с большим упорством трудились и были вознаграждены выступлением на сцене. Монументальная кульминация не вписывалась в программное название пьесы, но дети сами нашли решение и предложили обыграть восход солнца. Совместное творчество было увлекательным.
Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. В пьесе Кара Караева «Танец» из балета «Тропою грома» такая работа проводилась с первого дня работы над произведением. Даже исполняя эту пьесу в небыстром темпе, можно добиться харизматичного звучания за счет активного штриха и ярких динамических градаций. Произведение довольно сложно даже для старших учащихся, поэтому средним ученикам редактировались партии доступные для их уровня. Голос партии был малоподвижным, но вписывающимся в гармонию сложных мест. Подбиралась облегченная аппликатура, позволяющая сыграть ученику уверенно и чисто.
Выступления на эстраде, к которым ансамбль так долго готовится, всегда являются большой радостью и праздником для учащихся. Поэтому их надо устраивать возможно чаще. Для большинства учащихся музыкальных школ выступления в ансамбле на открытых концертах являются единственной возможностью выступать публично. Эти выступления не только доставляют им радость, но и рождают чувство удовлетворенности, когда дети видят результаты своего труда, его общественную значимость.
Литература:
1.Л. Мордкович. Детский музыкальный коллектив6 некоторые аспекты работы.
2.Р. Гертович. Оркестр в детской музыкальной школе: вопросы организации и руководства
3.Б. Беленький. Работа над произведением крупной формы в детской музыкальной школе
4.Н. Гончарова. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными
5. В. Крюкова. Работа с детскими коллективами – важнейшее направление в системе музыкального воспитания.
6. О. Щукина. Ансамбль с азов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.