Методическая разработка плана – конспекта открытого занятия по развитию речи на тему: «В стране потерянной буквы. Буква «Ж»
Оценка 4.9

Методическая разработка плана – конспекта открытого занятия по развитию речи на тему: «В стране потерянной буквы. Буква «Ж»

Оценка 4.9
docx
05.10.2021
Методическая разработка плана – конспекта открытого занятия по развитию речи на тему: «В стране потерянной буквы. Буква «Ж»
В стране потерянной буквы.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД « СОЛНЫШКО»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

плана – конспекта

открытого занятия по развитию речи

на тему:

«В стране потерянной буквы. Буква «Ж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Воспитатель Ремиханова Г.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       с.Хив 2021

 

 

 

 

Аннотация

В данной разработке открытого занятия отражается актуальность использования информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования,  воспитателям дошкольных учреждений. 

 

Пояснительная записка

 

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с ребенком. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего  обучения ребенка в начальной, а затем и средней школе. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи – фонематические, лексические, грамматические и на их основе - развитие связной речи.

Новизна конспекта занятия заключается в том, что кроме традиционных методов и форм организации занятий, используются здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные технологии. Что ведёт к усилению результата образования, вследствие воздействия нескольких технологий. Применение ИКТ позволяет  значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащихся.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Именно игра помогает создать такие ситуации. Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Активизировать речевое развитие помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Не просто урок, а урок – путешествие по стране  «Азбуковедение», где дошкольников ждут приключения, игры и загадки. Они с удовольствием  встретятся с героями из сказок и мультфильмов. Маша («Маша и Медведь»), Файер («Приключения фиксиков»), Розочка («Приключения троллей»), Карлсон («Малыш и Карлсон»)  сделают урок незабываемым и интересным. Именно они найдут  букву, которую украла Баба - Яга. Особенно интересно, когда учитель превращается в волшебника и совершает удивительные вещи: герои необычно появляются в классе, хотя только что были на экране.

Цель урока: знакомство  учащихся с новой буквой русского языка, пополнение их словарного запаса.

Задачи:

Обучающие:

·        познакомить учащихся с согласным звуком  [ж], буквами «Ж», «ж»;

·        учить учащихся четко проговаривать звук  [ж];

·        сформировать в памяти дошкольников чёткий зрительно – двигательный образ  буквы «Ж».

Развивающие:

·        развивать фонетический слух, наблюдательность, устную речь, внимание;

·        развивать словесно – логическое, наглядно – образное мышление, общий кругозор;

·        развивать мелкую моторику рук;

·        развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания.

Воспитательные:

·        воспитывать культуру поведения на уроке и интереса к познанию нового, любознательность;

·        воспитывать у детей усидчивость, активность, интерес к родному языку;

·        воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Планируемые результаты:

·        учащиеся познакомятся со звуками [ж],  особенностями  его произнесения, буквой ж;

·        научатся опознавать новую букву в словах;

·        научатся правильно называть звук [ж] в слове, знать способы его буквенного обозначения;

·        должны уметь отличать букву Ж от других букв.

Универсальные учебные действия:

1.     личностные

·        вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

·        осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

·        участвовать в творческом процессе;

2.     регулятивные

·        контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

·        отвечать на поставленные вопросы.

3.     коммуникативные

·        уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;

·        отвечать на поставленные вопросы по содержанию игр, заданий, темы.

4.     познавательные

·        решать учебную задачу под руководством педагога;

·        уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы.

:Тип занятия: комбинированный урок (урок смешенного типа).

«Активный» методический инструментарий:

·        игровой метод;

·        словесный метод;

·        наглядный метод;

·        метод взаимодействия.

Формы обучения:

·        фронтальная работа;

·        индивидуальная работа

Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно - коммуникативные.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийное оборудование (ПК с выходом в интернет, проектор, презентация), образцы печатных букв «Ж» и «ж», игровые атрибуты.

Стулья в аудитории стоят полукругом.

Аудитория: учащиеся клуба раннего эстетического развития «Подсолнышки»  (4- 5 лет), первый год обучения.

Продолжительность занятия: 25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: «В стране потерянной буквы. Буква «Ж»

План занятия:

1.                 ПРОЛОГ (настрой на тему, создание соответствующего тематике психологического настроения, цель, задачи, мотивация) -  (2 мин)

2.                 УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯВЛЕНИИ, ПРОБЛЕМЕ, ПРЕДМЕТЕ (наглядность) - (4 минут)

3.                 ЭКСПЛИКАЦИЯ (основная часть) - (7 мин)

4.                 ПРАКТИКУМ ФОРМИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УМЕНИЙ  (упражнения, проблемные ситуации, задания, состязания, конкурсы, викторины) - (11 мин)

5.                 РЕФЛЕКСИЯ (самооценка собственной деятельности каждого ребенка) - (1 мин)

Ход занятия:

1.     ПРОЛОГ (настрой на тему, создание соответствующего тематике психологического настроения) -  (2 мин)

Педагог: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте, Алексей Николаевич.

Педагог: Дружно похлопаем. (Хлопают дети)

А теперь потопаем! (Все топают)

Ручками помашем. (Машут ручками)

А теперь все вместе скажем…

Очень хорошо!

Встали – сели! Встали – сели!

И еще потопали!

И еще похлопали!

А теперь все вместе скажем…

Очень хорошо! (руки перед собой и большой палец вверх «Класс»)

Влево – вправо покачались!

Покачались! Покачались!

Улыбнулись. Покричали «УРА!»

А теперь все вместе скажем…

Очень хорошо! (руки перед собой и большой палец вверх «Класс»)

Потопали!

Похлопали!

Подрыгали ногами!

Нам вместе будет весело!

И очень хорошо!

·        Подвижная игра: «В этом зале все друзья» (песня)

·        Тема. Цель. Задачи.

·        Мотивация (необходимо найти личностный смысл):

Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по стране  «Азбуковедение». Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить несколько заданий. Задание первое – отгадать загадку:

 

 

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

Чёрные птички на каждой страничке

Стоят, ожидают,

Когда их разгадают. (Буквы)

Второе задание:  Ребята давайте вспомним игру «Слова – звуки».  (Я произношу фразу, предложение, а вы выполняете действие, произносите звуки).

·        Упражнение на правильное произношение звуков (слайд №3, №4)

Педагог: Молодцы, ребята. С заданиями справились. А теперь садимся в сказочный самолет и отправляемся в страну «Азбуковедение».

Поскорее поднимайтесь! (Поднимайтесь – поднимайтесь)

Свободно все располагайтесь! (Показывает как)

Повторяйте-ка за мной

Все фигуры до одной!

·        Игра «Самолет» (музыкальная игра, дети под музыку повторяют движения за педагогом)

Педагог: Вот мы и оказались в сказочной стране «Азбуковедение».   Займите свои места на стульчиках. А какие буквы, ребята, мы уже знаем. Давайте, посмотрим на экран. (Слайды с буквами  А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, следующий слайд, а там Баба - Яга!) У нас беда, ребята, букву, которую мы с вами сегодня изучаем, пропала. Баба – Яга ее спрятала.  Нам нужно ее быстро найти и успеть изучить.

2.     УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯВЛЕНИИ, ПРОБЛЕМЕ, ПРЕДМЕТЕ (наглядность) - (4 минут)

Педагог: Самим нам точно не справиться. Нужна помощь сказочных персонажей. Давайте им позвоним. Они нам обязательно помогут.

·        Интернет – связь с героями из сказок и мультфильмов.

Педагог: Здравствуйте, друзья. Нам нужна ваша помощь, нам нужно найти букву, которую украла Баба - Яга. (Они обещают помочь и прийти).

 

 

Педагог: Чтобы они появились, нам нужно произнести волшебные слова.

Раз. Закрой скорей глаза.

Два. Сказка, чудо и игра.

Три. Открой скорей глаза.

·        Герои появляются в классе (Роза, Дружок, Малыш Барбоскины и Файер)

Роза Б.: - Добрый день! Привет, ребята!

Я вас видеть очень рада!

Всех приветствую я вас

Шлю привет от всех от нас!

·        Героя машут руками

Малыш: Эй, ребята, улыбнись,

Разом дружно подтянись!

Помаши одной рукой,

А потом уже другой.

Дружок: А теперь двумя руками.

Крепко обнимись с друзьями,

А сейчас на раз, два, три

Своё имя назови!

·        Дети называют имена

Роза Б.: Ребята, а вы любите играть? (Ответ). А веселиться и хохотать! (Ответ). Есть сладости: пирожное, мороженое, тортики, конфетки! (Ответ). Я поняла, вы любите веселье и смех, вредничать и озорничать, прыгать, бегать, догонять! И я, и я хочу веселиться!

Педагог: Роза, мы, конечно любим веселиться. Но нам нужна помощь. Баба – яга спрятала букву. Поможете нам ее найти?

Малыш: Конечно, поможем! Для этого мы и пришли к вам.

Дружок: - Как жужжит шмель? (ж – ж – ж ...)

Малыш: - Какой звук производит пчела, когда летит? (ж –ж – ж...)

Роза Б.: - Кто догадался, какую букву украла Баба - Яга?

(Дети отвечают на вопросы педагога)

Роза Б.: Правильно, буква «Ж». Вот она. Дружок, покажи.

Малыш: «Ж»  похожа на снеЖинку,

        Вот взгляни-ка на картинку.

        Помнишь как пчела Ж-ж-жужит

        Над цветком когда круЖит?

·        Файер показывает, ставит на доску.

Файер: Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

 

Дружок: Буква «Ж» – пузатый жук,

Зажужжала громко вдруг.

Буковка, ты не жужжи,

Лучше сказку расскажи.

Малыш: Жук жужжит: "Жу-жу-жу-жу!

Я с букашками дружу!"

Роза Б.: А вы дружите с буквами?

Дети: Да!

Роза Б.: Молодцы, ребята!

Педагог:  Спасибо, друзья, за помощь! А что вы пожелаете нашим ребятам.

Дружок: Чтоб здоровым быть сполна

Физкультура всем нужна.

Для начала по порядку -

Утром сделаем …зарядку!

Файер: Чтоб здоровым, крепким быть,

Надо развиваться.

И для тела и души

Спортом заниматься.

Педагог:  Предлагаю всем нам  сделать зарядку. Ребята, встаем со своих мест, и вы (Дружок, Роза, Малыш, Файер) тоже становитесь вместе с нами. Начинаем нашу сказочную зарядку.

·        Танец «Зарядка»

Педагог: Молодцы! Ребята. Занимайте свои места, а нашим героям  пора возвращаться в сказку.

3.     ЭКСПЛИКАЦИЯ (основная часть) - (7 мин)

Педагог: Ребята, наше путешествие по стране «Азбуковедение» продолжается, теперь нам предстоит изучить эту букву. Давайте посмотрим на доску и назовем слова, которые начинаются на букву «Ж».

·        Изучение слов, которые начинаются на букву «Ж» (слайды №18-26)

  

        

 

 

и др.

                    Изучение чистоговорки (слайд №27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Ребята, посмотрите на доску.  Назовите слова, которые начинаются на букву «Ж».

·        Игра «Найди слово на букву «Ж» или волшебный мячик» (слайд №»8)

(Педагог кидает мяч ребенку. Тот ловит и должен назвать слово на букву «Ж» с картинки на экране. Затем возвращает мяч. Педагог кидает следующему ученику. Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут названы. Участвуют все ребята).

 

 

 

4.     ПРАКТИКУМ ФОРМИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УМЕНИЙ  (упражнения, проблемные ситуации, задания, состязания, конкурсы, викторины)

Педагог: Ребята, путешествие продолжается. Теперь нам предстоит выполнить следующую работу. А для этого нам нужно занять свои места  за партами.

·        Работа учащихся за партами (работа с  прописями, разноцветными карандашами).

Задание №1:

Раскрась обе буквы                             Заштрихуй.                 Найди и раскрась

синим цветом.                                                                   букву Ж.

Ж — это согласный звук.

 

 

Задание №2:

Соедини с буквой «Ж» только те предметы, названия которых начинаются со звука Ж.

 

Задание №3:

Дорисуй вторую половинку                  Обведи в кружок все буквы Ж.

буквы Ж.

 

 

 

5.РЕФЛЕКСИЯ (самооценка собственной деятельности каждого ребенка) - (1 мин)

Педагог: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Садимся в сказочные автомобили и возвращаемся обратно домой.

·        «Колесики» (музыкальная игра, ребята повторяют движения за педагогом)

                    С какой буквой вы сегодня познакомились? (Буквой «Ж»)

                    Какую чистоговорку вы выучили? (Жук упал, и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.)

Давайте поставим общую оценку нашему занятию. Оценка «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.)

2.      Рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.)

3.      В.Волина «Учимся играя», Москва «Новая школа», 1994г.

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛНОЕ

Аннотация В данной разработке открытого занятия отражается актуальность использования информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по…

Аннотация В данной разработке открытого занятия отражается актуальность использования информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих и игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по…

Развивающие: · развивать фонетический слух, наблюдательность, устную речь, внимание; · развивать словесно – логическое, наглядно – образное мышление, общий кругозор; · развивать мелкую моторику рук;…

Развивающие: · развивать фонетический слух, наблюдательность, устную речь, внимание; · развивать словесно – логическое, наглядно – образное мышление, общий кругозор; · развивать мелкую моторику рук;…

Формы обучения: · фронтальная работа; · индивидуальная работа

Формы обучения: · фронтальная работа; · индивидуальная работа

Тема занятия: «В стране потерянной буквы

Тема занятия: «В стране потерянной буквы

Крошки-птички сели в ряд И словечки говорят

Крошки-птички сели в ряд И словечки говорят

Педагог: Чтобы они появились, нам нужно произнести волшебные слова

Педагог: Чтобы они появились, нам нужно произнести волшебные слова

Дружок: Буква «Ж» – пузатый жук,

Дружок: Буква «Ж» – пузатый жук,

Изучение чистоговорки (слайд №27)

Изучение чистоговорки (слайд №27)

ПРАКТИКУМ ФОРМИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ПРАКТИКУМ ФОРМИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ

РЕФЛЕКСИЯ (самооценка собственной деятельности каждого ребенка) - (1 мин)

РЕФЛЕКСИЯ (самооценка собственной деятельности каждого ребенка) - (1 мин)

ЛИТЕРАТУРА 1. Учебник "Букварь " (авторы

ЛИТЕРАТУРА 1. Учебник "Букварь " (авторы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021