Современные исполнительские приемы при игре на флейте
Оценка 4.9

Современные исполнительские приемы при игре на флейте

Оценка 4.9
docx
23.09.2021
Современные исполнительские приемы при игре на флейте
Сегодня проблема звуковых красок остро стоит перед исполнительством на духовых инструментах. Ее актуальность существенно обостряется тем огромным стилистическим разнообразием, с которым сталкивается современный музыкант-духовик в своем сольном, ансамблевом и оркестровом репертуаре.
Современные приемы исполнения на флейте.docx

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Коммунальное учреждение дополнительного образования школа искусств №7 г. Донецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные исполнительские приемы при игре на флейте

 

 

 

 

                                                                               Методический доклад

преподавателя-методиста     оркестрового отдела

Сазоновой Ангелины       Владимировны

 

 

 

ДОНЕЦК – 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……..………………………………………………………………… 3

Обертоны……………….……………………………………………………… 3

Таблица обертоновых серий…………………………………………………   4

Мультифоники……………………………………………………………….... 5

Классификация мультифоников……………………………………………… 6

Глиссандо……………………………………………………………………… 10

Вибрато и smorzato……………………………………………………………  11

Четвертитоны…………………………………………………………………   12

Трели и тремоло………………………………………………………………   13

Список литературы…………………………………………………………………...     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Быстрое развитие духового исполнительства, наблюдаемое в наше время, проявляет себя не только в совершенствовании традиционных способов игры, но и в возникновении новых исполнительских приемов, в существенном расширении самой сферы выразительных возможностей духовых инструментов.

Педагоги должны внимательно следить за всеми новациями в этой сфере, своевременно осваивать новые приемы исполнительства, разрабатывать соответствующую методику. Лишь в этом случае выпускники наших духовых классов будут в полной мере отвечать современным требованиям.

Всякое музыкально-исполнительское искусство на определенном этапе своего развития сталкивается с проблемой тембрового многообразия. Музыка – искусство звука. Свои выразительные возможности звук в полной мере сможет раскрыть лишь в том случае, если будет многообразно окрашен. Поиски образа – это прежде всего поиски соответствующего звука (вспомним определение Нейгауза: «красивый звук – звук целесообразный, то есть звук, наиболее подходящий для выражения конкретного содержания»). Чем выше мастерство и зрелость музыканта, тем большее место в его творчестве занимают поиски соответствующего звука.

Сегодня проблема звуковых красок остро стоит перед исполнительством на духовых инструментах. Ее актуальность существенно обостряется тем огромным стилистическим разнообразием, с которым сталкивается современный музыкант-духовик в своем сольном, ансамблевом и оркестровом репертуаре. Каждое произведение требует своей окраски звука. В одном случае звук должен быть мягким и бархатным, в другом – светлым и прозрачным и так далее. Каждый композитор – это свой звуковой мир, свой колорит, свои краски.

Говоря другими словами, даже если исполнитель не думает о тембровых оттенках, в процессе исполнения пьесы тембр его инструмента непрерывно изменяется, живет. Как показывают спектральные измерения, каждый звук при игре на инструменте обладает своим «микро-тембром».

Можно ли сознательно управлять тембром своего инструмента? Каким образом?

ОБЕРТОНЫ

Всякий звук (и флейтовый в том числе) состоит из основного тона и множества обертонов. Основной звук и обертоны образуют обертоновые серии. На флейте каждая такая серия состоит из девяти (серия от ноты до 1-й октавы) и менее звуков (серии от си, до, ре-диез 2-й октавы имеют лишь по два обертона). Обертоны определяют тембр звука: «теплый», «сфокусированный», «острый» и т. п. В основном именно они дают слушателю возможность определить качество флейтового звука.

Первая и самая длинная обертоновая серия начинается от ноты до 1-й октавы.

* Извлекаются трудно

** Извлекаются весьма трудно

Все эти обертоны могут также исполняться отдельно от основного звука. Однако для каждого из них требуется определенное направление и интенсивность выдыхаемой струи воздуха.

Есть два основных пути исполнения обертонов на флейте. Первый: просто сильней выдыхать с каждым более высоким обертоном. Чем выше — тем громче. Этот метод имеет существенный недостаток: он не позволяет извлекать звуки в разной динамике и, кроме того, не способствует развитию амбушюра флейтиста. Второй способ, при котором музыкант заботится прежде всего о направлении струи воздуха, должен сопровождаться постоянным контролем дыхательной системы от диафрагмы до губ, что особенно важно. Хотя этот путь выглядит более сложным и трудным, он дает значительно лучшие результаты. Во-первых, обертоны могут быть исполнены в различной динамике; во-вторых, поскольку каждый звук требует специфического исполнительского аппарата, то горло, дыхание и мускулы амбушюра должны постоянно находиться в активном состоянии, что приводит к совершенствованию во владении звуком. И наконец, в-третьих, важнейший принцип, о котором всегда нужно помнить флейтисту: играть более низкие ноты громче, а верхние — тише; тогда амбушюр становится более гибким и сильным, а занятия флейтиста более продуктивными.

ТАБЛИЦА ОБЕРТОНОВЫХ СЕРИЙ

* Извлекаются трудно

** Извлекаются весьма трудно

МУЛЬТИФОНИКИ

 

Мультифоники тесно связаны с обертоновыми сериями. Известно, что воздушный столб внутри духового инструмента может вибрировать в своих различных частях одновременно. Умелое обращение с двумя, тремя и даже четырьмя одновременными вибрациями дает возможность получить мультифоник2 (созвучие от 2-х до 4-х звуков). В принципе, звуки любой обертоновой серии могут быть скомбинированы в мультифоник. Для этого необходимы нетрадиционные аппликатуры и особенное направление воздушной струи. Конечно, абсолютная интонационная точность этих созвучий невозможна.

Техника звукоизвлечения мультифоников требует хорошо тренированного амбушюра. Следовательно, занятия с ними не только эффективно улучшают общее состояние губного аппарата, но и способствуют формированию у флейтиста новых представлений о роли воздушной струи и полости рта в качественном звучании инструмента. Вообще, сыграть мультифоник (например, определенный интервал) точно весьма непросто. Вот какие рекомендации дает по этому поводу голландский флейтист Виль Офферманс.

Прежде всего, перед игрой необходимо представить звучание нот, составляющих интервал, — и раздельно, и одновременно. Музыкант должен приспособить полость рта одновременно к двум этим звукам. Далее нужно вообразить себе каждый звук как гласную букву. Когда исполняются октавы, нижним звукам хорошо подходит гласная «о» («омуль») и «а» («фара»). Для верхних звуков хороши открытые и острые гласные буквы, такие как «и» продолжительное (английское «cheese»), а также «и» короткое («лик», «миг»). Это внутреннее представление звука/буквы — важнейшая основа исполнения мультифоников на флейте.

Воздушная струя формируется таким образом, что фактически в ней наличествуют две струи. На пути к этому полезно внушить себе, что верхняя и нижняя губа, каждая в отдельности, извлекают свой звук. Что касается упражнений, то можно рекомендовать следующие два. Первое: извлечь нижнюю ноту, затем, постепенно усиливая воздушную струю, извлечь верхнюю. Второе — противоположное: извлечь верхнюю ноту, затем, постепенно ослабляя воздушную струю, извлечь нижнюю. Таким образом можно понять, какое давление воздуха необходимо для того или иного мультифоника.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТИФОНИКОВ

Мультифоники классифицируются по категориям, исходя из трех параметров: 1) количество звуков, 2) устойчивость звучания и З) динамические возможности.

Категория I

Эту категорию составляют мультифоники:

а) очень устойчивые созвучия, состоящие из трех звуков с мощной динамической градацией от рр до ff:

 

2       Этот феномен флейты впервые описан в работе Г. Байра еще в 1820 (!) году; см.: Ваут Сл Schule fiir Doppelt6ne auf der Fl6te. Wien, 1820.

3       Этот феномен флейты впервые описан в работе Г. Байра еще в 1820 (!) году; см.: Ваут Сл Schule fiir Doppelt6ne auf der Fl6te. Wien, 1820.

4       0ffermans W. For the Contemporary Flutist. Frankfurt ат Main, 1992. Р. 49.

 

б) мультифоники с теми же характеристиками, но состоящие из двух звуков:

Именно созвучия этой категории наиболее употребительны, так как их извлечение представляется менее трудным по сравнению с аккордами других категорий.

Категория П

             а) среднеустойчивые созвучия, извлекающиеся в нюансе ты и состоящие из трех звуков. Эти мультифоники часто возникают не полностью, один из звуков может выпадать, потом появляться и так далее:

 

 

        б) также среднеустойчивые и извлекающиеся только в яркой динамике, но состоящие из двух звуков.

Категория III

        В эту категорию объединены двухзвучные мультифоники, извлекающиеся только в тихих нюансах, трех степеней устойчивости: устойчивые, среднеустойчивые и неустойчивые. Эти созвучия очень хрупкие, тонкие, со значительным призвуком шума воздуха:

 

Категория IV

Здесь представлены четырехзвучные аккорды. Их извлечение возможно только в громких нюансах при относительно стабильном звучании. Характер этих созвучий резкий и пронзительный:

При соединении или чередовании мультифоников могут возникать различные мультифонические трели и тремоло. Получающиеся при этих трелях созвучия очень изменчивы и часто затруднительны для точной нотации. Иногда можно исполнить трель на одном из звуков мультифоника или чередовать две или три ноты. То же самое можно сказать и о тремоло. Композиторам для грамотного, правильного использования этого приема рекомендуется работать в содружестве с исполнителями.

Д. Курляндский. «FL»

Мультифоники часто объединяются в последовательности ради создания напряженного эмоционального состояния или подчеркивания кульминационного момента в произведении. Во флейтовом концерте Юрия Каспарова «C'est la vie» есть каденция, полностью состоящая из мультифоников[1] . Такую цепочку мультифоников можно найти в пьесе Заура Фахрадова.

 

ГЛИССАНДО

             По сравнению со струнными инструментами исполнение глиссандо (от франц. glisser — скользить) на деревянных духовых значительно труднее. Гладкое глиссандо (как медленное, так и быстрое) можно достичь только на кларнете во второй и третьей октавах.

            Глиссандо на флейте можно добиться с помощью очень постепенного, медленного открытия и закрытия отверстий. Музыкант просто сгибает палец, постепенно открывая отверстие. Затем, одновременно с прикосновением пальца к оси, исполнение глиссандо продолжается с помощью клапанов. Легче это делать, если нажат лишь один палец, поскольку тогда можно преодолеть резкое включение механики инструмента. Следует заметить, что глиссандо на флейтах с отверстиями имеет свои преимущества перед закрытыми флейтами.

        Небольшие глиссандо, максимум на четверть тона, возможны без смены пальцев и могут быть исполнены очень быстро. Это достигается благодаря амбушюру, то есть изменением напряжения губ. Есть еще один способ исполнения глиссандо: повернуть флейту внутрь (глиссандо вниз) или наружу (глиссандо вверх).

      При исполнении глиссандо на флейтах с закрытыми отверстиями исполнитель кладет палец на край клапана и затем из этой позиции либо постепенно открывает, либо закрывает клапан“

З. Фахрадов. «Magum П»

ВИБРАТО и SMORZATO

             Прием вибрато хорошо известен музыкантам, многие исполнители пользуются им автоматически. В отличие от звука без вибрато («белого», «прямого», «холодного»), звук с вибрато приобретает новые тембровые качества, становится теплым, эмоционально напряженным, динамичным. На флейте различают три вида вибрато:

     а) Вибрато диафрагмой, при котором происходят колебания не высоты, а силы звука. Диафрагма представляет собой сильную и гибкую мышцу, которая может работать более или менее быстро, сильно или слабо, регулярно или нерегулярно. С помощью диафрагмы музыкант может легко начать вибрацию или совсем остановить ее в зависимости от музыкальной фразы.

      б) Вибрато гортанью — наиболее широко используемая форма вибрато. Скорость и амплитуда движений гортани легко контролируется, что способствует совершенному исполнению вибрато.

       в) Вибрато губами, или smorzato. Этот прием достигается без изменения силы струи или давления воздуха. Происходит изменение давления нижней губы на верхнюю, различной интенсивности и частоты. Обычно в нотах указана регулярность smorzato, фактически это ритмизованное вибрато6.

Характер вибрато определяется двумя параметрами, которые должны быть отражены в нотации — это скорость и амплитуда. В современной нотации встречаются также следующие обозначения: vibrato lento, vibrato rapido, поп vibrato.

smorz.

                                                                     vibr.

 

Б. Фернихоу. «Cassandra's Dream Song»

то to

ЧЕТВЕРТИТОНЫ

        Четвертитоны представляют собой вид микрохроматики, при котором октава делится на 24 части, а каждый полутон на два четвертитона. Интервалы с четвертитонами были распространены в древности (энармоника в Древней Греции), применялись в эпоху Возрождения, но наибольшее распространение получили в ХХ веке.

Исполнение четвертитонов требует необычной пальцевой техники. связанной с закрытием или открытием части отверстия (И, 1/2, 3/4). Поскольку в современной литературе требх-ется точное исполнение микроинтервалов, четвертитоны являются таким же предметом работы над интонацией, как и обычные ноты. Понятно, что флейта с открытыми отверстиями обладает здесь определенными преимуществами по сравнению с закрытой флейтой. Все четвертитоны имеют специальные аппликатуры.

        Четвертитоны записываются различным образом. Приведем один из видов нотации:

5         Artaud Р.-У. F16tes аи pr&ent / Present Day Flutes. Paris: Billaudot, 1995. Р. 42.

6         lbid. Р. 16-18.

 

 

 Повышение на тона

 

 Понижение на тона

 Повышение на тона

 Понижение на 3/4 тона

             В пьесе Сергея Павленко «Азбука Морзе», помещенной в настоящем издании, четвертитоны широко используются как в кантилене, так и в пассажах:

С. Павленко. «Азбука Морзе» Rubato  60

   р        dоlce

quasi glissando   frullato

 

 

 

ТРЕЛИ и ТРЕМОЛО

           Трели и тремоло всегда принадлежали к числу основных исполнительских техник на всех музыкальных инструментах. В современном музыкальном языке этот способ украшения значительно обогатился. Появились четвертитоновые, тембральные (bisbigliando), фигурные, двойные, мультифонные трели (см. главу «Мультифоники»), а также трели с ударами клапанов. Флейта — самый виртуозный инструмент среди духовых, и, естественно, как ни на каком другом инструменте, на флейте возможны самые быстрые чередования двух звуков. Есть совсем небольшие ограничения механизма системы Бёма, не позволяющие исполнить некоторые трели и тремоло.

Невозможные тремоло:

 

            Чтобы достичь по-настоящему совершенного тремоло с максимально быстрым чередованием двух нот, используемый в тремоло интервал не должен превышать кварту. Начиная с квинты, флейтисту, как и исполнителю на всех духовых инструментах, приходится играть тремоло все более медленно. Наконец, октавные и 60лее широкие тремоло очень трудны для исполнения:

 

 

Б. Фернихоу. «Carceri d'Invenzione ІІ»

Solo Flute

 

       Фигурные трели представляют собой свободно комбинируемые исполнителем трели различного микроинтервального состава (от 1/4 до % тона).

 

 

 

Б. Фернихоу. «Carceri d'Invenzione ІІ»

 

 

        Двойные трели похожи на нормальные, однако здесь чередование звуков осуществляется разными аппликатурами, причем часто нерегулярно. При двойных трелях достигается очень быстрое чередование двух нот. Примеры фигурных и двойных трелей можно найти у Б. Фернихоу в «Carceri d'Invenzioni ІІ».

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Artaud, Pierre-Yues A Propos de Pedagogie. Paris: Billaudot, 1996.

2.     Artaud, Pierre-Yues Flutes au present/ Present Day Flutes. Paris: Billaudot, 1995.

3.     Artaud, Pierre-Yues La Flute. Paris: Salabert, 1986. (На нем. яз.: Die Flote. Frankfurt am Main: Zimmermann, 1994).

4.     Bartolozzi, Bruno New Sounds for Woodwind. London: Oxford University Press, 1967.

5.     Dury, Stephan Die Zirkularatmung auf der Flote. Frankfurt am Main: Zimmermann, 1992.

6.     Howell, Thomas The Avant-Garde Flute: A Handbook for Composers and Flutists. Los Angeles: University of California Press, 1974.

7.     Levine, Carin; Mitropoulos-Bott, Christina The Techniques of Flute Playing. Kassel: Barenreiter-Verlag, 2002. Vol. 2: Piccolo, Alto and Bass. Kassel: Barenreiter-Verlag, 2004.

8.     Nicolet, Aurele Pro musika nova: Studien zum Spielen neuer Musik. Koln:     Gerig, 1974.

9.     Offermans, Wil For the Contemporary Flutist. Frankfurt am Main: Zimmermann, 1992.

10.  Танцов О. И. «Новые приемы игры на флейте». Москва, 2011.


 

Скачано с www.znanio.ru



 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ Введение……..………………………………………………………………… 3

СОДЕРЖАНИЕ Введение……..………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ Быстрое развитие духового исполнительства, наблюдаемое в наше время, проявляет себя не только в совершенствовании традиционных способов игры, но и в возникновении новых исполнительских приемов,…

ВВЕДЕНИЕ Быстрое развитие духового исполнительства, наблюдаемое в наше время, проявляет себя не только в совершенствовании традиционных способов игры, но и в возникновении новых исполнительских приемов,…

Обертоны определяют тембр звука: «теплый», «сфокусированный», «острый» и т

Обертоны определяют тембр звука: «теплый», «сфокусированный», «острый» и т

Извлекаются трудно ** Извлекаются весьма трудно

Извлекаются трудно ** Извлекаются весьма трудно

Вообще, сыграть мультифоник (например, определенный интервал) точно весьма непросто

Вообще, сыграть мультифоник (например, определенный интервал) точно весьма непросто

Именно созвучия этой категории наиболее употребительны, так как их извлечение представляется менее трудным по сравнению с аккордами других категорий

Именно созвучия этой категории наиболее употребительны, так как их извлечение представляется менее трудным по сравнению с аккордами других категорий

Категория III В эту категорию объединены двухзвучные мультифоники, извлекающиеся только в тихих нюансах, трех степеней устойчивости: устойчивые, среднеустойчивые и неустойчивые

Категория III В эту категорию объединены двухзвучные мультифоники, извлекающиеся только в тихих нюансах, трех степеней устойчивости: устойчивые, среднеустойчивые и неустойчивые

Категория IV Здесь представлены четырехзвучные аккорды

Категория IV Здесь представлены четырехзвучные аккорды

Д. Курляндский. «FL» Мультифоники часто объединяются в последовательности ради создания напряженного эмоционального состояния или подчеркивания кульминационного момента в произведении

Д. Курляндский. «FL» Мультифоники часто объединяются в последовательности ради создания напряженного эмоционального состояния или подчеркивания кульминационного момента в произведении

Небольшие глиссандо, максимум на четверть тона, возможны без смены пальцев и могут быть исполнены очень быстро

Небольшие глиссандо, максимум на четверть тона, возможны без смены пальцев и могут быть исполнены очень быстро

Вибрато гортанью — наиболее широко используемая форма вибрато

Вибрато гортанью — наиболее широко используемая форма вибрато

Понятно, что флейта с открытыми отверстиями обладает здесь определенными преимуществами по сравнению с закрытой флейтой

Понятно, что флейта с открытыми отверстиями обладает здесь определенными преимуществами по сравнению с закрытой флейтой

ТРЕЛИ и ТРЕМОЛО Трели и тремоло всегда принадлежали к числу основных исполнительских техник на всех музыкальных инструментах

ТРЕЛИ и ТРЕМОЛО Трели и тремоло всегда принадлежали к числу основных исполнительских техник на всех музыкальных инструментах

Б. Фернихоу. « Carceri d ' Invenzione ІІ »

Б. Фернихоу. « Carceri d ' Invenzione ІІ »

Примеры фигурных и двойных трелей можно найти у

Примеры фигурных и двойных трелей можно найти у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2021