Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П. И. Николаенко» села Степного Степновского района, Ставропольского края |
Методическая разработка на тему:
«Развитие художественной одаренности ребенка»
Абдулкеримова Радмила - ученица 9 класса.
Разработчик:
Маматова Евгения Петровна
учитель изобразительного искусства.
Степное 2020 год.
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута, обучающегося;
- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Цель индивидуального образовательного маршрута:
создание условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка в художественной деятельности.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
- развитие интереса, обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
- способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
- привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;
- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
- развито образное мышление посредством создания художественных образов.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.
2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а также творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.
3. Выставки активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, инвентарь для декоративно-прикладного творчества: акриловые краски, кисти, бумага формата А 4, простой карандаш, акварель.
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся Абдулкеримовой Радмилы учащейся 9 класса. Ученица с первого класса учится без троек, также является участником и победителем многих школьных и дистанционных олимпиад по различным дисциплинам, имеет похвальные листы, множество благодарностей и наград в своем портфолио. Уровень знаний по всем предметам примерно одинаковый, с одинаковым успехом осваивает основную образовательную программу. Учащаяся эмоциональна, начитана, имеет богатый словарный запас, умеет корректно выразить свою мысль как в устной, так и в письменной форме.
Учится с интересом, если возникают вопросы, всегда ищет на них ответы, консультируется со старшими, занимается дополнительно после уроков. К похвалам и порицаниям со стороны учителей относится адекватно, она осознает, что учеба – необходимость для дальнейшей жизни
Владеет приемами анализа и синтеза, успешно делает выводы и обобщения, легко находит главную мысль и умеет отделять приоритетное от второстепенного. Быстро ищет пути решения при возникновении проблемы. Среднеразвитое воображение, любит конкретику, точность и определенность.
Индивидуальный учебный план на 2019-2020 учебный год
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов (теория) |
практика |
итого |
1 |
Рисунок - рисование с натуры - рисование на заданные темы |
1,5 1,5 |
6 6 |
15 |
2 |
Живопись - натюрморт -пейзаж -интерьер |
0,5 0,5 1 |
3 3 2,5 |
10,5 |
3 |
Композиция - задания на развитие композиционного мышления - иллюстрирование |
1,5
1,5 |
3
3 |
9 |
4 |
ДПИ - Разработка композиции росписи орнаментальных мотивов |
1,5 |
3 |
4,5 |
5 |
Ландшафтный дизайн. Проектная работа «Мой дворик» - эскизы, подбор материала - высадка растений и уход за ними -сбор фотоматериала -работа над презентацией
|
1,5 3 1,5 1,5 |
6 |
13,5 |
|
итого |
|
|
52,5 |
Заключение
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.
Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.
Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.
Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации индивидуального образовательного маршрута:
- педагог организует аудиторную и самостоятельную работу обучающегося в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИОМ;
- педагог организует взаимодействие с педагогами ОУ
- в ходе реализации ИОМ оформляет (ведет) карту сопровождения (совместно с психологом ОУ, классным руководителем и/или учителем-предметником, родителями);
- обучающийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;
- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения;
- классный руководитель (и/или учитель-предметник) фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом и родителями, при планировании своей работы с ребенком.
Используемая литература
1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013
3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012
4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012
Электронные образовательные ресурсы
CD – диск. Одаренные дети. Система работы в школе. Изд. «УЧИТЕЛЬ»
http: //www.uchitel-izd.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.