Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
docx
26.11.2022
Методическая разработка
Поэтический текст как средство формирования коммуникативной компетентности.docx

Поэтический текст как средство формирования коммуникативной компетентности

 

Государственный образовательный стандарт определяет, что основное назначение иностранного языка заключается в овладении учащимися умением общаться на нём. Формирование коммуникативной компетентности является основной и ведущей целью обучения. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования не только навыков говорения, но и навыка понимания прочитанного, является текст. Из курса лингвистики  известно, что чтение в истории человечества возникло гораздо позже устной речи и на её основе. Оно стало автономным средством общения и познания. В процессе обучения иностранному языку чтению  уделяется особое внимание. Это особенно важно в условиях, когда  возможность непосредственного общения с носителями языка имеют немногие, а вот возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты, журналы) – практически все.

Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста. Благодаря чтению, в процессе которого из текста извлекается информация, возможна передача и присвоение опыта, приобретённого человечеством в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности.

Филатов В.М. в своей приводит точку зрения С. Р. Плотникова, который уверен, что «Чтение – это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими».

Тема моего выступления - «Поэтический текст как средство формирования коммуникативной компетентности»

Работа с поэтическим текстом это, прежде всего  совершенствование навыков чтения. Хотя чтение и является рецептивным видом речевой деятельности оно, тем не менее, служит базовым для формирования навыков говорения. Известно, что чтение больших объёмов информации предполагает развитие беглости речи, т. е. в процессе чтения человек обогащает свой словарный запас (поэтической лексикой, специальной лексикой, словами из разных стилистических пластов, фразеологизмами и т. д.), совершенствует знание грамматики что, несомненно, это способствует расширению знаний и представлений о мире носителей языка.

Использование поэтического текста на уроке иностранного языка позволяет применить элементы новаторства и творческого подхода, т. к. поэтический текст является:

1.                  источником информации о прошлом и настоящем страны изучаемого языка;

2.                  средством формирования и закрепления лексических и грамматических навыков;

3.                  средством расширения вокабуляра;

4.                  ресурсом для обогащения речи;

5.                  средством овладения навыками беспереводного чтения;

6.                  ресурсом для изучения влияния иноязычных стран на процесс становления английского языка.

Однако такой вид работы недостаточно широко используется в силу разных причин – трудности, возникающие при чтении подобных текстов, проблема подбора адекватных материалов с учётом языкового уровня учащихся.

Работа над поэзией на уроках немецкого языка имеет своей целью рассказать с помощью поэтического слова о стране и народе, развить у учащихся  чувство языка и умение вести дискуссию по анализируемому произведению.

Ключевые слова: классическая немецкая поэзия; стихотворение; тематика; страна; народ; чувство языка; анализировать; устная речь; обсуждение.

Речь пойдет о преподавании немецкого языка в средней школе вальдорфских классов и о немецкой классической поэзии на уроках немецкого языка. Поэтический текст стихотворения, баллада,  народная песня представляют собой на занятии учебный текст, работая над которым учащиеся изучают немецкий язык. Каждое стихотворение имеет свою тематику, словарь, интонацию, настроение. Это, например,  легенды Рейна, стихи о временах года, философские баллады, тончайшая любовная лирика. Стихотворение может быть посвящено проблемам творчества, природе, взаимодействию человека и природы и т.д. На занятиях изучается творчество классических немецких поэтов, обсуждаются шедевры немецкой классической поэзии ХУІІ-ХІХ вв.  Изучаются и немецкие  песни, сыгравшие важную роль в становлении классической немецкой поэзии. Учащиеся мотивированы к работе с поэзией с начальной школы.

Работа над поэтическим текстом ставит перед собой задачи:

• развить у учащихся навыки работы с поэтическим текстом;

• привить им и развить чувство языка, обогатить их словарный запас;

• развить умение давать устно лаконичные и развернутые ответы на поставленные вопросы;

• учить вести дискуссию по анализируемому стихотворению.

Учащиеся, обладающие поэтическим даром, замечательно переводят стихотворения с немецкого языка на русский. На занятиях, наряду с переводами, например, Жуковского и Блока, звучат и их переводы.

Работа над поэзией, над стихотворением имеет своей целью не только развить у учащихся навыки устной речи, познакомить их с классической немецкой поэзией, но и с помощью поэтического слова рассказать о стране и народе.

Урок, как правило, начинается с поэзии. Тем самым учащиеся настраиваются на немецкий язык. Но может быть и так, что где-то в середине урока, после интенсивной работы с грамматическим материалом, мы делаем поэтическую паузу и вспоминаем что-нибудь из выученного ранее.

Приведу несколько примеров работы над стихотворением.

 

     Иностранный язык как учебный предмет включает в себя широчайшие возможности для творческой деятельности учащихся, расширение их кругозора, развития культурных навыков и эстетического вкуса.

Изменения, происходящие в учащихся под влиянием преподавателя, служат непременным условием успешного развития личности учащихся.

Творческое влияние учителя на учащихся в том эстетическом направлении, которое интересно самому учителю, и которым он лучше всего владеет, способствует установлению на уроках положительной в эмоциональном плане атмосферы, обеспечению взаимопонимания, самовыражения как личности учителя, так и личности учащегося.

Реализация таких воспитательных целей обучения иностранному языку как привитие умения ценить красоту окружающего мира, способность к пониманию чувств другого человека эффективно решается при знакомстве  учащихся с поэтическим текстом.

Работу над стихотворением можно начать на раннем этапе, предлагая учащимся разнообразные рифмовки и стихи. Известно, что материал, представляемый в стихотворной форме, усваивается намного легче, и при этом реализуются многие задачи: обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу.

На начальном этапе это могут быть стихи о животных, на среднем – о природе, а на старшем – любовь, дружба, взаимоотношения людей, их поступки.

Приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от целей, которые ставит перед собой учитель.

Последовательность действий при работе  над стихотворением следующая:

  1. Интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем.
  2. Снятие лексико-грамматических трудностей.
  3. Проверка понимания текста посредством вопросов.
  4. Интонационно-фонетическая отработка стихотворения.
  5. Хоровая отработка стихотворения с соблюдением стихотворного ритма (на начальном этапе обучения).
  6. Заучивание текста.
  7. Воспроизведение поэтического текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://sunday-news.wider-des-vergessens.de/wp-content/uploads/2012/03/Frühlingspracht-300x200.jpg

Der Frühling ist die schönste Zeit!
Was kann wohl schöner sein?
Da grünt und blüht es weit und breit
im goldenen Sonnenschein.

Am Berghang schmilzt der letzte Schnee,
das Bächlein rauscht zu Tal.
Es grünt die Saat, es blinkt der See
im Frühlingssonnenstrahl.

Die Lerchen singen überall,
die Amsel schlägt im Wald!
Nun kommt die liebe Nachtigall
und auch der Kuckuck bald.

Nun jauchzet alles weit und breit,
da stimmen froh wir ein:
Der Frühling ist die schönste Zeit!
Was kann wohl schöner sein?

 

 

 

 

Didaktisierungsvorschlag zum Gedicht „der Frühling ist die schönste  Zeit“   von Annette von Droste-Hülshoff

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Biographische Eckdaten

* 12.01.1797 , † 24.05.1848

Mit vollem Namen: Anna Elisabeth Franzisca Adolphine Wilhelmine Louise Maria von Droste-Hülshoff.
Geboren auf Burg Hülshoff bei Münster in Westfalen, gestorben in Meersburg am Bodensee.
Deutsche Schriftstellerin sowie eine der bedeutendsten deutschen Dichterinnen.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Annette von Droste- Hülshoff, eigentlich Anna Elisabeth Freiin von Droste zu Hülshoff ist eine der bedeutendsten Lyrikerinnen der deutschen Literatur.

Droste- Hülshoff wurde am 10. Januar 1797 auf Schloss Hülshoff in der Nähe von Münster in Westfalen geboren. Sie lebte von 1826 bis 1846 unter anderem im Rheinland.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Sie starb am 24. Mai 1848 in Meersburg am Bodensee.

Sie veröffentlichte zu Lebzeiten nur zwei Gedichtsbände. Die Sammlung Gedichte von 1838, die auf Druck der Familie anonym erscheinen musste, enthielt zehn Gedichte, wovon acht zu dem damals bereits abgeschlossenen ersten Teil des Geistlichen Jahres gehörten. Die überarbeitete und erweiterte Sammlung, im Jahre 1844 bei Cotta erschienen, brachte der Autorin den Beifall der Kritik und enthielt fast alle Gedichte und Balladen, die zwischen 1838 und 1843 entstanden waren. Sie beweist sich als genaue und sensible Beobachterin der Natur und ihrer Umgebung. Ihre Balladen und Gedichte über Westfalen gehören zu „den schönsten der deutschen Sprache“.

Zu ihren wichtigsten Werken gehören die 1843/ 1844 entstandenen Gedichte, darunter  „Mondesaufgang“, „Durchwachte Nacht“ und „Im Grase“.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 основные этапы Работы над стихотворением :

1. Подготовка учащихся к первичному прослушиванию    стихотворения, снятие языковых трудностей.

2. Первичное прослушивание стихотворения.

3. Самостоятельное прочтение  учащимися.

4. Проверка понимания содержания, обсуждение прослушанного, лексико-грамматические упражнения  и анализ изобразительных средств языка.

5. Выразительное чтение.

6. Перевод на русский язык.

7. Знакомство с имеющимися переводами.

8. Творческое задание на дом: подготовить свой, по возможности стихотворный перевод.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Welches ist deine Lieblingsjahreszeit? Warum?
2. Schau aus dem Fenster heraus: Was siehst du draußen?
3. Was siehst du auf deinem Schulweg?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Welche Assoziationen haben Sie mit dem        Wort «Frühling»?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Überlegen Sie, was für die Natur im Frühling typisch ist. Zum Beispiel:

Manchmal schneit es im März.
Wer kann sich an mehr Einzelheiten erinnern?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Wortschatz  zum  Gedicht

weit und breit   

Sonnenschein  m -(e)s   

Berghang  m 

schmelzen

blinken 

Saat  f =, -en 

Lerche  f =, -n    

Amsel  f =, -n    

Nachtigall  f =, -en   

jauchzen  

 einstimmen

 

Стихи, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В стихах уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизировать.

Hören Sie das Gedicht. Wie finden Sie es? Ist es lustig oder traurig? Was spüren Sie nach dem Lesen des Gedichts? Warum?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Lesen Sie jetzt das Gedicht. Wie beschreibt die Autorin  die Natur im Frühling?

Sie schildert die Frühlingsstimmung am See, indem sie beschreibt, wie der Schnee von den Bergen schmilzt und die Welt allmählich grüner wird. Der blinkende See ist ein klares Zeichen, dass der Sommer nicht mehr weit ist und die Sonne wieder mehr Kraft hat.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ò Welche Gefühle ruft bei euch dieses Gedicht hervor? Warum?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Sprachanalyse

Welche Wörter gebraucht die Autorin? Füllen Sie die Tabelle aus. Schlagen Sie die Bedeutung der unbekannten Wörter in einem Wörterbuch nach.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Wie ist der frühling?

schön ● blau, ● süß, ● eisig, ● verträumt, ● lieblich,      ●stimmungsvoll ● grün, ● verliebt, ● müde, ● lau(e)Nacht,   ● still, ● gefärbt,  ● lila, ● rosa, ● lindgrün, ● maigrün,   ●schwebend,  ● warm, ● kühl, ● glänzend,  ● dunkel,   ●verzaubert, ● wolkig,  ● bewölkt, ● sternenklar,   ●heimlich, ● freudig, ● weiß,  ● sonnig, ● windig, ● leise,  ●schleichend,  ● aufgeregt, ● schnell, ● wohlig, ● besonnen, ● gut, ● hell, ● leuchtend, ● schweigend, ● lächelnd, ●  ●lustig, ● verspielt, ●  schwach,  ● aktiv ● allmächtig   ●attraktiv ● emotional ●   ●lebenslustig ● lieb ● mild

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ò   Die Verben können Bewegungen, Veränderungen bedeuten oder auch statisch wirken. Sind im Gedicht mehr dynamische oder statische Verben?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Was passt Zusammen?

  1. die Lerchen
  2. der  Schnee
  3. die Nachtigall
  4. die Saat
  5. das Bächlein
  6. die Amsel

der See

a)      schmelzen

b)      rauschen

c)      grünen

d)      schlagen

e)      blinken

f)       singen

g)      kommen

 

Bildet Sätze mit den Wortpaaren.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ò Erzählen Sie anhand der entstandenen Wortgruppen über den Frühling.

Ò  Welche Veränderungen passieren in der     Natur?

Ò  Ist es ein Liebesgedicht, ein Lied oder ein Naturgedicht?

Ò  Wie wirkt das Gedicht auf Sie?

Ò  Worum geht es in diesem Gedicht? Formulieren Sie das Thema des Gedichts.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Das ist ein Naturgedicht. Die Frühlingsstimmung , Veränderung  der Natur nach dem Winter sind zentrales Thema des Gedichts. Was ist Ihrer Meinung nach  ein klares Zeichen, dass der Sommer nicht mehr weit ist und die Sonne wieder mehr Kraft hat? Wie sind weitere Anzeichen des Frühlings?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Situation mit Wörtern ausdenken

Ò die Lerchen

Ò    der  Schnee

Ò    die Nachtigall

Ò    die Saat

Ò    das Bächlein

Ò    die Amsel

Ò    der See

Die Wörter für leistungsschwächere Lerner:

Situation mit Wörtern ausdenken

 

Ò    schmelzen

Ò    rauschen

Ò    grünen

Ò    schlagen

Ò    blinken

Ò    singen

kommen

Die Wörter für leistungsstarke Schüler.

 

Итак, Работа со стихотворениями дает возможность расширять словарный запас учащихся. Такие стихотворения можно использовать для организации беседы в классе

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


 

Поэтический текст как средство формирования коммуникативной компетентности

Поэтический текст как средство формирования коммуникативной компетентности

Однако такой вид работы недостаточно широко используется в силу разных причин – трудности, возникающие при чтении подобных текстов, проблема подбора адекватных материалов с учётом языкового…

Однако такой вид работы недостаточно широко используется в силу разных причин – трудности, возникающие при чтении подобных текстов, проблема подбора адекватных материалов с учётом языкового…

Учащиеся, обладающие поэтическим даром, замечательно переводят стихотворения с немецкого языка на русский

Учащиеся, обладающие поэтическим даром, замечательно переводят стихотворения с немецкого языка на русский

На начальном этапе это могут быть стихи о животных, на среднем – о природе, а на старшем – любовь, дружба, взаимоотношения людей, их поступки

На начальном этапе это могут быть стихи о животных, на среднем – о природе, а на старшем – любовь, дружба, взаимоотношения людей, их поступки

D er Frühling ist die schönste

D er Frühling ist die schönste

Didaktisierungsvorschlag zum Gedicht „der

Didaktisierungsvorschlag zum Gedicht „der

Проверка понимания содержания, обсуждение прослушанного, лексико-грамматические упражнения и анализ изобразительных средств языка

Проверка понимания содержания, обсуждение прослушанного, лексико-грамматические упражнения и анализ изобразительных средств языка

Sie schildert die Frühlingsstimmung am

Sie schildert die Frühlingsstimmung am

Erzählen Sie anhand der entstandenen

Erzählen Sie anhand der entstandenen

Die Wörter für leistungsstarke

Die Wörter für leistungsstarke
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2022