БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНА
Зам.директора по ВР
Политова Т.В.________________
от «____»_______2013 г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
(ДЛЯ МАСТЕРОВ И КУРАТОРОВ ГРУПП КОЛЛЕДЖА)
ПО ТЕМЕ: «УРОКИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ»
«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Составила: преподаватель по физике
Сгибнева Н.Н.
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые преподаватели эти семь классных часов созданы на основе полезных навыков, полезных привычек. Вам придется самостоятельно выбрать нужную вам информацию и адаптировать к вашей группе. С помощью различных педагогических технологий. Если вы впервые знакомитесь с этой информацией, то вам необходимо обратиться или проконсультироваться со специалистом. Психологом или методистом в вашем учебном заведении. Методы используемые на занятиях: рассказ, беседа, анализ ситуации, решение поставленных проблем, игра, тестирование, анкетирование.
Цель: Сформировать представление, об этике, выработать навыки эстетического поведения, прививать нравственный иммунитет в период созревания личности к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Дать студентам знания о нравственных понятиях, входящих в представления о воспитанности, здорового образа жизненного стиля.
2. Выработать нравственные представления о нормах этикете, привить навыки культуры поведения.
3. Дать понятие об опасностях, подстерегающих студентов в духовном становлении личности, научить их противостоять им.
4. Развивать нравственную самооценку, готовить их к самовоспитанию, самоанализу своей деятельности.
5. Обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими.
Каждый классный час рассчитан на ведущего (мастера или куратора) который будет задавать вопросы и задания по различным темам, потом все учащиеся отвечают на бумажном носителе самостоятельно. После чего начинают обсуждать свои ответы и поочередно высказывать свое мнение о той или иной ситуации. При подведении итогов ведущий должен акцентировать внимание на правильных рассуждениях и отметить правильные ответы учащихся. При проведении классных часов можно использовать не только карточки –задания, но и музыкальное сопровождение, подбирать видео сюжеты хороших и плохих поступков. На каждом классном часе у учащихся формируются последовательно виды деятельности: Непосредственное эмоциональное общение; Игровая деятельность; Учебная деятельность; Общественно-полезная деятельность; Художественная деятельность; Классный час предусматривает и обратную связь, учащийся должен ответить на несколько вопросов, с их помощью ведущий (мастер или куратор) сможет сделать вывод усвоения той или иной ситуации учащимся.
Темы классных часов: «Мои ценности», «Моё настроение и общение с людьми», «Возраст доверие и независимость», «Красота и здоровье», «Развлечения в компании», «Навыки невербального общения», «Навыки неагрессивного отстаивания своего мнения»
Желаю вам удачи коллеги.
Классный час по теме: «Мои ценности»
Цель: Определить самую главную ценность для человека- здоровье.
1. Подготовка.
Мастер или куратор пишет на доске либо вывешивает на доску, для каждого учащегося задания, примеры. Подготавливаются вопросы для обратной связи. Важно, чтобы в процессе игры имитировались реальные события и при коллективном обсуждении каждый смог высказать свое мнение.
2. Проведение.
Ценность-предмет, явление, идея, важная для человека.
Задание1. Выберите из списка ценности, которые вы считаете своими, и отметьте их галочкой либо выпишите на листок. Внизу списка допишите свои ценности, которых в списке нет. Выберете из отмеченных ценностей три, без которых осуществление твоих жизненных планов стало бы не возможным. В конце предлагается выбрать одну ценность.
ПРИМЕР: Свобода, Материальное благополучие, Мир, Ответственность, Любовь, Дружба, Хорошее настроение, Сохранение окружающей среды, Карьера, Образование, Оптимизм, Соблюдение прав человека, Милосердие, Красота, Работа, Культура, Собственность, Творчество, трудолюбие, Здоровье……
Каждый учащийся должен выбрать только три ценности и пронумеровать по степени важности. 1. Самое важное, 2. Очень важное, 3. Важное.
Затем учащимся предлагается пояснить почему он сделал такой выбор. ПРИМЕР: Милосердие- для меня очень важно, чтобы все люди любили животных. И т.д.
Задание2. Вспомни ситуацию, когда, принимая, то или иное решение, ты руководствовался\лась своей ценностью. Опиши эту ситуацию.
ПРИМЕР: Я шла по улице и помогла старушке донести до дома тяжелую сумку.
Задание3. Прочитай ситуацию и ответь на вопрос:
ЦЕНЯТЬ ЛИ УЧАСТНИКИ ТВОЕЙ СИТУАЦИИ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Куратор или мастер заранее делит класс на малые группы 2-3 человека (можно рассчитаться на 1,2,3 или по желанию спросить может кто-то заранее уже знает в какой группе он будет на выбор учащихся)
Пример: Молодожены Евгений и Юлия живут отдельно от родителей в небольшой, уютной квартирке. Они стремятся сделать себе карьеру, поэтому им приходится много работать. Чтобы как-то расслабиться они оба много курят и вечерами иногда выпивают 1-2 бутылки вина.
Пример: После развода с мужем Марина сначала чувствовала себя одиноко. Врач прописал ей легкое снотворное. Сейчас Марина может обходиться без лекарства, но она продолжает каждый день принимать его и убеждает родителей, что без лекарства не может заснуть.
Выводы: - Каждый человек обладает уникальным набором ценностей.
- Ценности определяют жизненные цели, средства для их достижения и поведения людей.
- Здоровье, как ценность, и наркотики несовместимы.
3. Рефлексия.
Ответы на вопросы: - Что тебе больше всего понравилось?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что тебе меньше всего понравилось?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи предложения: - Я узнал/а ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Еще я хотел/а бы узнать ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Возраст, доверие независимость»
Доверие- уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности и правильности чувств.
Независимость- самостоятельность, свобода, отсутствие подчинения.
Задание: представь, что тебе снова пять лет. Запиши ответы на вопросы, одним словом.
- У кого ты спросишь, что надеть на детский праздник?
- Кому ты пожалуешься, что твой друг без спроса взял твой мячик?
- С кем ты хотел бы пойти на мультфильм?
Тебе четырнадцать лет. Ответь на те же вопросы.
- С кем ты посоветуешься, что надеть на дискотеку?
- Кому ты скажешь, что твою ручку или карандаш взяли без спроса?
- С кем ты хочешь пойти в кино?
Задание: Ниже представлены три ситуации. Ответь на вопросы к каждой из них, учитывая возраст.
-Тебе семь лет.
Ты хочешь узнать откуда берутся дети, у кого ты спросишь?
-Тебе четырнадцать лет.
Ты хочешь узнать о сексе, у кого ты спросишь.
Ты едешь кататься на велосипеде в парк или гулять.
Тебе семь лет, кого ты возьмешь с собой?
Тебе четырнадцать, кого ты возьмешь с собой?
Ты подозреваешь, что в классе завелся вор.
Тебе семь лет, кому ты скажешь об этом?
Тебе четырнадцать, кому ты скажешь об этом?
Задание: В моем возрасте мне нравится…………..
В моем возрасте мне не нравиться………..
ВЫВОД: возрастающая независимость предполагает ответственность за свои действия и поступки.
«Мое настроение и общение с людьми.»
Настроение- сравнительно постоянный, положительный или отрицательный чувственный (эмоциональный) фон внутренней жизни человека.
Вербальное общение- общение с помощью слов.
Невербальное общение-общение без слов или выразительных движений: поза, жесты, выражение лица, тон голоса.
Язык невербального общения, язык тела- синонимы понятия «невербального общения»
Задание: игра «Зеркало» - предлагается одному участнику сесть на против другого, а затем учащиеся начинают по заданному тексту показывать все происходящее, другой участник должен повторять и затем догадаться о чем идет речь. Это может быть детская сказка «Репка», либо скороговорка.
«Мои навыки общения»
Задание: В таблице три группы навыков. Это навыки вербального и невербального общения и навыки сопротивления групповому давлению. Внимательно прочитайте описание каждого навыка.
Подумай, насколько этот навык развит у тебя, и оцени его в соответствии с пятибалльной шкалой: 5- навык развит очень хорошо, 4- навык развит хорошо; 3- навык развит недостаточно, 2 – навык развит очень плохо, 1- навык совсем не развит.
Навыки не вербального общения |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Смотрю в глаза собеседнику |
|
|
|
|
|
Показываю свою заинтересованность в том, что говорит собеседник, например: киваю головой, поддакиваю. |
|
|
|
|
|
Скрываю свое разочарование. |
|
|
|
|
|
Чувствую себя свободно на виду у большого количества людей. |
|
|
|
|
|
Улыбаюсь, тем кто мне нравиться. |
|
|
|
|
|
Не краснею, если меня застали в расплох. |
|
|
|
|
|
Сохраняю нейтральное выражение лица. |
|
|
|
|
|
Понимаю чувства окружающих. |
|
|
|
|
|
Не скрываю свою злость. |
|
|
|
|
|
Умею строить гримасы. |
|
|
|
|
|
Навыки вербального общения |
|
|
|
|
|
Присоединяюсь к групповой беседе, без труда. |
|
|
|
|
|
Свободно, разговариваю со взрослыми на различные темы. |
|
|
|
|
|
Легко, отвечаю на вопросы. |
|
|
|
|
|
Говорю, что думаю. |
|
|
|
|
|
Задаю вопросы, если мня что-то интересует. |
|
|
|
|
|
Разговариваю, только с тем кто мне нравится. |
|
|
|
|
|
Знакомлюсь, без затруднений. |
|
|
|
|
|
Вхожу в помещение с незнакомыми мне людьми. |
|
|
|
|
|
Открыто говорю, чего хочу от собеседника. |
|
|
|
|
|
Навыки сопротивления групповому давлению |
|
|
|
|
|
Отказываюсь, сделать то, что мне предлагают или требуют, что мне не нравится или я считаю ненужным для себя. |
|
|
|
|
|
Прошу о помощи. |
|
|
|
|
|
Спорю. |
|
|
|
|
|
Храню секреты. |
|
|
|
|
|
Делаю то, что мне говорят. |
|
|
|
|
|
Хвалю и принимаю комплементы. |
|
|
|
|
|
Извинюсь. |
|
|
|
|
|
Жалуюсь. |
|
|
|
|
|
Выводы: - Каждый человек может и должен регулировать свое настроение, стремясь к положительному, оптимистическому.
- Настроение часто зависит от умения взаимодействовать с людьми.
- Навыки вербального и не вербального общения, навыки сопротивления давлению следует оценивать и развивать.
Классный час на тему: «Тренинг навыков невербального общения».
Задание: Заполняй таблицу в процессе работы над заданием в классе.
Множество чувств.
Имя и фамилия одноклассника, изображающего чувство. |
То чувство, которое я увидел/а. |
То чувство, которое он / а изображал /а. |
1.
|
|
|
2.
|
|
|
3.
|
|
|
4.
|
|
|
5.
|
|
|
6.
|
|
|
7.
|
|
|
8.
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
Задание: Выполняя задание, помни о том, что тебе следует обратить внимание на невербальные компоненты общения.
Тренирую свои навыки:
- Выполняй задание вместе с партнером.
- Выберете спорную тему.
- Обсуждайте тему 2-3 минуты.
Часть 1. Поза. Время 2-3 минуты.
Инструкция.
Ø Старайся принять такую позу стоя, когда голова и плечи отведены немного назад.
Ø Представь себе, что с потолка свисает проволока, которая проходит точно через твою макушку и центр тела.
Ø Старайся встать в такую позу и сохранять ее во время разговора с партнером.
Обменяйтесь с партнером мнениями – ответами на следующие вопросы:
Была ли поза твоего партнера позой уверенного в себе человека? Как ты думаешь?
_____________________________________________________________________________
Была ли твоя поза позой уверенного в себе человека? Что думает об этом твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Какую позу, с твоей точки зрения, должен бы был принять твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Какую позу, с его / ее точки зрения, было бы лучше тебе принять?
_____________________________________________________________________________
Часть 2. Мимика – взгляд. Время 2-3 минуты.
Инструкция.
Ø Старайся, не отводя взгляд, смотреть партнеру в глаза, пока с ним споришь.
Ø В дальнейшем всегда используй этот прием, когда ты отказываешься что-либо сделать, или задаешь вопросы.
Ø Учись, высказывая свое мнение, смотреть собеседнику в глаза.
Обменяйся с партнером мнениями – ответами на следующие вопросы:
Был ли взгляд твоего партнера взглядом уверенного в себе человека? Как ты думаешь?
_____________________________________________________________________________
Как ему / ей, с твоей точки зрения, следовало бы смотреть на тебя?
_____________________________________________________________________________
Был ли твой взгляд взглядом уверенного в себе человека? Что думает об этом твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Как тебе, с его / ее точки зрения, следовало бы смотреть на него /нее?
_____________________________________________________________________________
Часть 3. Жесты. Время 2-3 минуты.
Инструкция.
Ø Упражняйся в различных местах.
Ø Они должны выражать уверенное отстаивание своего мнения, а не агрессию.
Обменяйся с партнером мнениями – ответами на следующие вопросы:
Были ли жесты твоего партнера жестами уверенного в себе человека? Как ты думаешь?
_____________________________________________________________________________
Какие жесты, с твоей точки зрения, мог бы использовать твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Были ли твои жесты жестами уверенного в себе человека? Что думает об этом твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Какие жесты, с его / ее точки зрения, мог / ла бы использовать ты?
_____________________________________________________________________________
Часть 4. Тон голоса. Время 2-3 минуты.
Инструкция.
Ø Старайся говорить громко, но спокойно, без крика.
Ø Упражняйся в разговоре с убеждающей интонацией.
Обменяйся с партнером мнениями – ответами на следующие вопросы:
Были ли жесты твоего партнера жестами уверенного в себе человека? Как ты думаешь?
_____________________________________________________________________________
Какие жесты, с твоей точки зрения, мог бы использовать твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Были ли твои жесты жестами уверенного в себе человека? Что думает об этом твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Какие жесты, с его / ее точки зрения, мог / ла бы использовать ты?
_____________________________________________________________________________
Часть 4. Тон голоса. Время 2-3 минуты.
Инструкция.
Ø Старайся говорить громко, но спокойно без крика.
Ø Упражняйся в разговоре с убеждающей интонацией.
Обменяйся с партнером мнениями – ответами на следующие вопросы:
Были ли жесты твоего партнера жестами уверенного в себе человека? Как ты думаешь?
_____________________________________________________________________________
Какие жесты, с твоей точки зрения, мог бы использовать твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Были ли твои жесты жестами уверенного в себе человека? Что думает об этом твой партнер?
_____________________________________________________________________________
Какие жесты, с его / ее точки зрения, мог / ла бы использовать ты?
_____________________________________________________________________________
Вывод: - Навыки невербального общения можно и следует развивать.
Классный час на тему: «Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения».
Неагрессивное отстаивание своего мнения – это поведение, позволяющее честно и открыто высказывать свое мнение, не нарушая прав окружающих.
Прочитай текст.
Отстаивая свою точку зрения, мнение, люди ведут себя по разному. Чаще всего встречаются четыре вида поведения: пассивное, агрессивное, неагрессивное отстаивание своего мнения и манипулирование.
Пассивное поведение – это стремление «сдаться без боя», попытка уйти от ответственности за ситуацию, не делать ничего лишь бы избежать противостояния и противоборства, или простое игнорирование конфликта. Фактически пассивный человек предоставляет окружающим возможность решать за него. Поэтому он редко добивается желаемого. Пассивность порождает ощущение собственной слабости и непреодолимости препятствия для достижения цели.
Агрессивное поведение – это попытка добиться чего либо, во что бы ни стало, не стесняясь в выражениях и не разбираясь в средствах. Агрессивный человек кричит, обзывает собеседника, проявляет излишнюю требовательность.
Однако постоять за себя, настаивать на своем мнении можно и неагрессивно. Неагрессивное отстаивание своего мнения – это поведение, позволяющее отстаивать собственные интересы, постоять за себя, честно и открыто выражать свое мнение, уважая чувства окружающих.
Ответь на вопросы:
В каких ситуациях нелегко честно и открыто высказывать свое мнение? Запиши одну ситуацию.
_____________________________________________________________________________
В чем выражается пассивное и агрессивное поведение в этой ситуации?
_____________________________________________________________________________
Задание: Внимательно прочитай каждый из вопросов анкеты. Отметь галочкой соответствующий твоей самооценке ответ.
Анкета |
Да |
Нет |
Теряешь ли ты терпение («взрываешься»), если тебе не удается добиться своего? |
|
|
Добиваешься ли своего любыми средствами, включая излишнюю настойчивость и словесное оскорбление собеседника? |
|
|
Грозишь ли ты собеседнику, добиваясь согласия? |
|
|
Предпочитаешь ли ты, чтобы события шли своим чередом, проблемы решались сами собой? |
|
|
Делаешь ли ты то же, что и окружающие, даже если тебе лично это не нравится? |
|
|
Боишься ли ты высказать собеседнику то, о чем думаешь, открыто? |
|
|
Задание: Внимательно прочитай правила и постарайся их запомнить.
Правила неагрессивного отстаивания своего мнения.
Вербальные навыки неагрессивного отстаивания своего мнения.
Правило № 1. Реши, чего ты хочешь, и скажи об этом прямо. Помни, что если ты твердо не знаешь, чего хочешь, то на тебя легко влиять (давить).
Правило № 2. Высказывай свою позицию, реакцию на просьбу или требование собеседника вежливо. Например: «Нет спасибо. Я не хочу…».
Правило № 3. Объясняй свою позицию, оправдывай свои требования или чувства. Например: «С меня хватит, еще немного и …».
Правило № 4. Учитывай и уважай чувства собеседника, не забудь поблагодарить. Например: «Спасибо за предложение, но…».
Невербальные навыки неагрессивного отстаивания своего мнения.
Правило № 5. Тон голоса. Не мямли и не шепчи. Говори уверенно, громким, спокойным голосом.
Правило № 6. Взгляд. Смотри в Глаза собеседнику, а не в пол, не отводи глаз в сторону.
Правило № 7. Мимика. Выражение лица должно соответствовать тому, что ты говоришь. Например, не улыбайся, говоря собеседнику, что злишься.
Правило № 8. Поза. Старайся выглядеть спокойным /ой и не напряженным /ой. Не переступай с ноги на ногу, иначе собеседнику будет казаться, что ты в себе не уверен /а
Правило № 9. Жесты. Держи руки свободными и спокойными. Избегай жестов рукой у лица, например почесывание носа, прикрывания рукой рта, а также сжимания кистей в кулаки и скрещивание рук на груди.
Задание: Запиши ситуацию, которую разыгрывает ваша группа. Наблюдай и записывай приемы неагрессивного отстаивания своего мнения.
Наблюдатель.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первая ролевая игра:
Вербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Невербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Вторая ролевая игра:
Вербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Невербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Третья ролевая игра:
Вербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Невербальные приемы неагрессивного отстаивания своего мнения:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
Вывод: Неагрессивному отстаиванию своего мнения можно и нужно учиться.
Методическое пособие для мастеров и кураторов.
Классный час по теме: «Красота и здоровье».
Эталон – образец, мера чего-либо.
Задание: Закончи предложения.
Красивая фигура - это _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Красивое лицо – это _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ответь на вопросы:
- Как в зависимости от моды менялось представление о женской красоте в разные исторические эпохи? _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Как одежда меняла естественные пропорции тела? ______________________________
___________________________________________________________________________
Задание: Прочитай отрывки из романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы».
«…Каковы общие отправные точки нашего заключения: этот человек красив? Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности. Красивая прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии и тренировке тела. Недаром актеров, танцовщиц, манекенщиц, - всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или сидеть в подтянутой позе…»
«Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивые для мужчины, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это хорошо известно, так как это не более как резервный месячный запрос пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка.»
Ответь на вопросы:
Ø Как, с точки зрения автора, связаны красота и здоровье людей?
Ø Как автор связывает между собой функцию организма, красоту и здоровье?
Задание: Приведи примеры того, что можно отрицательно повлиять на красоту и здоровье человека.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Приведи примеры того, что делает человека здоровее и красивее.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Выводы: - Эталоны красоты в разные эпохи разные у разных людей.
- Мода меняет естественные пропорции тела, а эталоны красоты меняются в зависимости от моды.
- Представление человека о красоте собственного тела и лица может зависеть от мнения окружающих
Ответь на вопросы:
Что тебе больше всего понравилось? ________________________________________
________________________________________________________________________
Что тебе меньше всего понравилось? _______________________________________
________________________________________________________________________
Закончи предложения:
- Я узнал / а _____________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Еще я хотел /а бы узнать _________________________________________________
________________________________________________________________________
Методическое пособие для мастеров и кураторов.
Классный час на тему: «Развлечения в компании»
Напиши три развлечения, принятых в твоей компании.
1.
2.
3.
Задание: Считается, что некоторые подростки, развлекаются, когда они:
- Дерутся, например, с фанатами другой футбольной команды.
- Напиваются, курят, пробуют наркотики.
- Угоняют машины покататься
- Разбивают автобусные остановки, окна в подъездах
- Разрисовывают заборы, стены домов и лифтов.
Ответь на вопросы:
Можно ли назвать какое – либо из занятий, приведенных в списке, развлечениям и весельем?
________________________________________________________________________
Почему некоторые подростки иногда «развлекаются» таким образом?
________________________________________________________________________
Кажутся ли эти «развлечения» веселыми окружающим?
________________________________________________________________________
Считаешь ли ты, что веселье следует добиваться любой ценой?
________________________________________________________________________
Весело ли будет тебе, если кто-то «повеселиться за твой счет», например, угонит новую машину вашей семьи? ______________________________________________
________________________________________________________________________
Связаны ли подобные «развлечения» с риском?
________________________________________________________________________
В чем заключается риск?
________________________________________________________________________
Что ты думаешь об использовании наркотиков для развлечения?
________________________________________________________________________
Задание: Прочитай информацию о наркотиках в приложении к уроку. Придумай два продолжения ситуации. Одно со смешным концом, а другое – с печальным.
Компания друзей пришла на дискотеку. 9 вечера. Им предложили попробовать экстази. Они не отказались.
Смешное продолжение ситуации
________________________________________________________________________
Печальное продолжение ситуации.
________________________________________________________________________
Компания друзей расположилась на берегу реки. Кто то предложил выпить пива. Все согласились. Настало время идти домой.
Смешное продолжение ситуации
________________________________________________________________________
Печальное продолжение ситуации.
________________________________________________________________________
Во время летних каникул компания друзей пошла в лес. К обеду нашли грибное место. Набрали по корзинке. Кто то сказал, что если съесть грибы, то будет весело, как от наркотика. Остальные согласились попробовать.
Смешное продолжение ситуации
________________________________________________________________________
Печальное продолжение ситуации.
________________________________________________________________________
Задание: Были ли в твоей жизни ситуации, связанные с употреблением табака или алкоголя в компании? Да? Нет? Если да то опиши одну. Имела ли эта ситуация последствия? Смешные? Печальные? Если смешные, то опиши, какие.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание: В конце этого учебного года в вашем классе состоится выпускной вечер. Предложи идеи по организации вечера, чтобы он прошел весело, интересно и запоминался на всю жизнь. Запиши их ниже.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Выводы: - Развлечения должны быть безопасными и здоровыми.
- Существуют развлечения, виды деятельности и спорта, связанные с риском. К подобным развлечениям следует готовиться.
Информация о психостимуляторах и галлюциногенах.
Экстази – это психостимулятор в форме таблеток. Психостимулятором называется вещество, искусственно повышающее энергию организма и, прежде всего, головного мозга. Как и другие вещества – психостимуляторы, экстази резко усиливает обмен веществ, частоту сердечных сокращений, повышают артериальное давление. При этом энергия черпается из резервных запасов организма. Сами же эти резервы при употреблении экстази восстанавливаться не успевают.
Экстази – это, так называемый «дискотечный» психостимулятор, запрещенный законом. Прием экстази вызывает у человека галлюцинации и потребность постоянно двигаться.
После 2 – 3 месяцев регулярного приема эктазии возникает хроническая стойкая депрессия, пропадает аппетит, наступает истощение организма, снижается работоспособность.
Экстази – вещество опасное также и острыми последствиями своего употребления. При передозировке экстази могут возникнуть судороги, эпилептический припадок, гипертонический криз, кровоизлияние в мозг и даже инфаркты миокарда.
«Грибы» - пример галлюциногена. Галлюциногенами называются вещества, вызывающие нарушение зрительного восприятия – галлюцинации. Кроме «грибов» примерами галлюциногенов являются ЛСД, мексалин, циклодол.
Некоторые виды грибов содержат психоактивные вещества, вызывающее галлюцинации. Поэтому употребление таких грибов запрещено законом, а изготовление галлюциногенов из грибов считается преступлением.
Люди, употребляющие галлюциногены, кроме галлюцинаций, могут испытывать страх, тревогу, потерять ориентацию в пространстве и времени. У них появляется неуверенность в своем психическом здоровье или опасении «сойти с ума». Особая опасность «грибов» состоит в том, что их часто путают с ядовитыми видами, употребление которых приводит к тяжелейшим отравлениям или смерти.
Методическое пособие для мастеров и кураторов.
Классный час на тему: «ВИЧ / СПИД».
Вирус – возбудитель инфекционного заболевания.
Иммунитет – невосприимчивость к инфекционному заболеванию.
Дефицит – недостаток, нехватка.
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
Синдром – Совокупность признаков (симптомов), заболевания.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита или конечная смертельная стадия ВИЧ инфекции.
Антитела – вещества, образующиеся в организме при внедрении в него чужеродных веществ и нейтрализующие их вредное действие.
Серо – негативное окно - Период времени протяженностью в 3 – 6 месяцев, когда ВИЧ уже есть в организме, а антител к нему еще нет.
Задание:
Как выглядит больной СПИДом?
Знаешь ли ты заболевания, у которых сходные со СПИДом симптомы?
Можно ли по внешним признакам определить, что человек болен СПИДом? Почему?
Задание: Прочитай ситуацию.
Подруга Светы плохо себя чувствует. У нее высокая температура, болит горло. Мама говорит, что гланды воспалены, красные. Ночью она так потела, что ночная рубашка была мокрой, хоть выжимай. Девушка чувствует себя очень разбитой, слабой. Недавно старшеклассникам врач прочитал лекцию о СПИДе. Теперь подруга Светы боится, что где – то заразилась…
Что ты посоветуешь подруге Светы? ______________________________________
ВИЧ.
Двадцать лет назад большинство медиков не знало, что такое ВИЧ. Первые сообщения о таинственной смертельной болезни появились в США в 1978 году. В 1983 году ученым удалось выделить возбудителя заболевания, получившего название ВИЧ. За двадцать лет в результате СПИДа, конечной стадии заболевания, вызываемого ВИЧ, умерло 16 миллионов человек.
ВИЧ поражает клетки иммунной системы организма, призванный бороться с инфекцией. Задача клеток иммунной системы – атаковать и уничтожить любые болезнетворные микроорганизмы. Постепенно размножаясь, и убивая клетки иммунной системы, ВИЧ, в конце концов, разрушает способность организма, бороться против каких бы то ни было инфекций.
Симптомы ВИЧ инфекции.
Наличие ВИЧ – инфекции у человека еще не означает, что у него немедленно разовьется СПИД. Вирус может находиться в организме десять и более лет, прежде чем у инфицированного человека обнаружатся отчетливые симптомы смертельного заболевания. В течении этого периода человек может выглядеть нормально и чувствовать себя здоровым. При этом он может передавать ВИЧ окружающим. Таким образом, можно заразиться ВИЧ, не подозревая об этом, и ненамеренно передать ВИЧ окружающим.
Почти сразу после попадания ВИЧ в организм у инфицированного человека возникает состояние, напоминающее грипп.
Это состояние обычно быстро проходит, не вызывая особых опасений, поскольку в сознании инфицированного человека не связывается с ВИЧ.
Попав в организм, вирус разрушает иммунную систему постепенно. Со временем она становится слабой. У больного развиваются многочисленные заболевания, в том числе такие, которые обычно не возникают у людей со здоровой иммунной системой. Это последняя стадия заболевания, называется СПИД. Больной СПИДом резко теряет в весе (10% и более), месяцами страдает от повышенной температуры тела, сильного ночного потоотделения, хронической усталости, увеличения лимфатических узлов, постоянного кашля и расстройства кишечника. В конце концов, наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно утрачена, а многочисленные болезни настолько обостряются, что больной умирает.
Хотя в развитых
странах разработаны препараты, позволяющие некоторое
время поддерживать здоровье инфицированных ВИЧ и оттягивать конечную стадию
заболевания, они очень дороги, не всегда и не всем доступны, а главное не
устраняют причину заболевания и, следовательно, не спасают от смерти. В
настоящее время вакцины, способной предотвратить заражение ВИЧ и лекарства,
способного уничтожить ВИЧ в организме, не существует.
Выявление ВИЧ инфекции.
когда ВИЧ проникает
в организм, в нем начинают вырабатываться антитела для
борьбы с вирусом. Именно эти антитела и выявляет анализ крови на ВИЧ. Однако
антитела начинают вырабатываться не сразу, а лишь через 3 - 6 месяцев после
заражения. Этот период, когда вирус уже есть в организме, а антител к нему еще
нет, называется серонегативным окном. В это
время у заразившегося ВИЧ человека
анализы крови на ВИЧ являются недостоверными, отрицательными. Достоверные,
положительные результаты анализы крови на ВИЧ у заразившегося человека могут
быть получены не ранее, чем через 3 месяца после заражения. Однако, начиная с
момента заражения, независимо от появления антител, человек с ВИЧ может
заразить другого человека: при половом контакте, при переливании крови, при
кормлении грудным молоком.
Пути передачи ВИЧ инфекции.
Исследования
показали, что ВИЧ в различных количествах содержится в
различных биологических жидкостях организма. Биологические жидкости человека
это: кровь, слюна, молоко, сперма, выделение слизистых оболочек, в частности
влагалищные выделения. Для инфицирования здорового человека, необходимо
чтобы вирус попал в кровь или количество вирусов, получаемое с другими
биологическими жидкостями от инфицированного человека, было достаточным для
заражения. Необходимая для инфицирования концентрация вируса содержится
помимо крови в сперме, влагалищных выделениях и материнском молоке.
Путей заражения ВИЧ несколько. Первый путь незащищенный (без
презерватива)
половой контакт с инфицированным ВИЧ или больным СПИДом
человеком. Во всем мире именно при незащищенных половых контактах
происходит
абсолютное большинство случаев передачи ВИЧ - инфекции.
Закономерности здесь такие. Чем с большим количеством партнеров человек
вступает в половые отношения, тем выше вероятность того, рано или поздно он
окажется инфицированным ВИЧ. Вместе с тем только одного незащищенного
полового контакта с носителем вируса может оказаться достаточно для того, чтобы
заразиться. Во время полового контакта ВИЧ может передаваться от мужчины к
женщине, от женщины к мужчине, от мужчины к мужчине и от женщины к
женщине.
Второй
путь - это попадание крови инфицированного ВИЧ или больного СПИДом
человека в организм здорового. Это может про изойти при переливании крови
инфицированных ВИЧ доноров и при использовании не стерильных медицинских
инструментов. В настоящее время, шансы заразиться ВИЧ в медицинском
учреждении, невелики. Кровь, используется в
медицинских целях, исследуется на
наличие вируса, а инструменты, прежде всего
шприцы, применяются одноразовые.
Однако этот путь передачи ВИЧ распространен среди лиц, внутривенно
употребляющих наркотики, так как группа наркоманов может пользоваться одним
шприцом или иглой, а также набирать наркотик из одной посуды.
Третий
путь - передача ВИЧ от инфицированной или больной СПИД матери
ребенку. Это может случиться во время беременности. ВИЧ вместе с кровью может
попасть в организм новорожденного через легко ранимую кожу. Наконец, при
грудном вскармливании ребенка, ВИЧ из молока матери через микротравмы во рту
попадает в кровь.
ВИЧ
инфекция не передается бытовым способом.
невозможно заразиться ВииЧ,
пользуясь общей посудой, одеждой, полотенцами, туалетом с
инфицированными
людьми, плавая с ними в одном бассейне, здороваясь, обнимаясь и целуясь. ВИЧ не
переносится воздушно - капельным путем, насекомыми и домашними животными.
Выводы: - СПИД - неизлечимое инфекционное заболевание.
- Диагноз ВИЧ
может быть поставлен только после специального
анализа крови в медицинском учреждении спустя 3-6 месяцев после
инфицирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Г.В. Бороздина. Психология делового общения. Учебное пособие. - М., 2000.
2. Концептуальная
про грамма профилактики злоупотребления наркотиками
и другими психоактивными
веществами среди подростков и молодежи. - М., 1999.
3. Т.Г.Кобякова, О.А. Смердов. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы
по первичной профилактике нарко - и алкогольной
зависимости. - Кемерово, 2000.
4. Т.Г. Кобякова, В.Ю. Котляков. В помощь добровольцу (методическое пособие). - Кемерово, 2000.
5. В.Д. Менделевич. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения. - М., 2003.
6. Профилактика
ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи.
Методическое пособие по проведению
обучающих
семинаров - тренингов. Составитель: Юлия Вторушина. - Томск,2003.
7. Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных
веществ среди детей и подростков. - М., 2003.
8. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. Программа формирования здорового жизненного стиля. - М., 2000.
9. Справочник волонтера. - г.Лангепас, 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.