Городской округ Серебряные Пруды Московской области
Методическая разработка
для муниципального этапа предметной недели математики
«Математический КВН»
Автор разработки: Акимова Елена Сергеевна, учитель математики МБОУ «Шеметовская СОШ»
Дата проведения: __________________________________________________________
Место проведения (одна из школ городского округа):
____________________________________________________________________________
Ответственные (учитель/учителя математики одной из школ):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: развитие познавательного интереса, индивидуальных, коллективных, творческих, интеллектуальных способностей обучающихся.
Задачи:
· Повысить мотивацию школьников к изучению математики;
· Способствовать развитию у обучающихся математической грамотности, логического мышления, речи, памяти, внимания;
· Способствовать формированию толерантности в поведении детей, социальной адаптации, организовать плодотворное сотрудничество при взаимоуважении друг к другу участников совместной деятельности;
· Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения открытых внеклассных мероприятий.
Необходимое оборудование: столы, стулья для команд, членов Жюри, мультимедиа-проектор, экран, микрофоны. На столах каждой команды таблички с названием команды, бумага для записей, ручки, лист формата А3 для конкурса «Живописная геометрия», фломастеры.
Предварительная подготовка:
· В каждой школе городского округа сформировать команду из 5-6 человек (обучающиеся 5-7 классов); придумать название, разработать эмблему, девиз, выбрать капитана (обучающегося 7 кл.). Заранее (за 7-10 дней до мероприятия) сообщить ответственному за мероприятие учителю (необходимо разослать в школы номер телефона ответственного и адрес электронной почты для связи) название команды и ФИ капитана для включения в сценарий.
· Подготовиться к конкурсу «Домашнее задание «Математический этюд» (см. План мероприятия)
· Подготовить для конкурса ручки, фломастеры.
В день проведения мероприятия
- выбираются 4 члена Жюри, на столе членов Жюри лежат протоколы для заполнения баллов командам, критерии оценивания команд по всем конкурсам, задания и ответы к ним (Приложение 1).
- у ведущего подготовлены распечатанные заранее для каждой команды задачи для конкурса «Мозговой штурм» (Приложение 2), задание для «Конкурса капитанов» (Приложение 3), Сценарий мероприятия.
Все участники занимают свои места.
План мероприятия
(заранее рассылается по школам для ознакомления)
1. Открытие муниципальной недели математики.
2. Проведение игры «Математический КВН»:
1. Конкурс «Приветствие»: знакомство с командами – название, эмблема, девиз, представление капитана (в произвольной форме).
2. Разминка (участвует вся команда).*
3. Интеллектуальный конкурс (участвует вся команда).
4. Творческий конкурс (участвует вся команда).
5. Конкурс капитанов.
6. Домашнее задание «Математический этюд» (песня, стихотворение о математике, сценка из истории математики, математическая сказка и т.д.).
3. Подведение итогов, объявление победителей и призеров.
* - названия конкурсов 2-5 не оглашаются для справедливости соревнований.
Сценарий мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята, учителя, гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы стать свидетелями интересной борьбы, соревнования в смекалке, находчивости, умении математически мыслить. Вы принесли с собой хорошее настроение, улыбки, знания и умения? (Отвечают) Для всех, кто знает математику; для всех, кто любит математику; для всех, кто еще не знает, что любит математику - мы начинаем наш математический КВН!!!
Для кого же сегодня проводится наша игра? Конечно, для вас, наши ученики! Чтобы вы сегодня отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность к другим командам, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой!
Слово предоставляется _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(слово представителю от Управления по образованию)
Спасибо!
А сейчас я хочу представить наше уважаемое жюри:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5. Председатель жюри (представитель Управления по образованию)
_____________________________________________________________________________
На протяжении всей игры с вами буду я – _________________________________________
ФИО ведущего
Пожелаем командам удачи и ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ! Итак, мы начинаем КВН!
I. Первый конкурс «Приветствие». Я сейчас по очереди подойду к каждой команде для знакомства - вы представляете название своей команды, капитана, эмблему и девиз. Жюри выставляет общую оценку каждой команде от 5 до 10 баллов.
(Ведущий по очереди подходит к каждой команде с микрофоном, команды представляют себя)
Слово для объявления баллов за первый конкурс предоставляется председателю Жюри
(объявление баллов за конкурс «Приветствие»)
II. Чтоб в нашей игре всё прошло без запинки,
Начнём КВН мы, конечно, с разминки!
«Гимнастика ума» - так называется наш следующий конкурс. Для разминки у меня приготовлено 7 вопросов, я читаю вопрос – вы записываете ответ, для этого у каждой команды на столе есть небольшие листы бумаги. На обдумывание дается 10 секунд, по истечении которых вы показываете написанный на бумаге ответ и озвучиваете его, когда я к вам подойду. Ответившая неправильно команда выбывает из конкурса с соответствующим количеством баллов: чем больше вопросов вы продержитесь, тем больше баллов вы заработаете. Если с данным вопросом ни одна команда не справилась – переходим к следующему вопросу. Внимание!!! Я попрошу помощников следить за тем, чтобы по истечении времени никто ничего не переписывал.
(в течение всего конкурса объявляю выбывшие команды и их баллы)
1) Итак, первый вопрос и разыгрывается 1 балл:
О какой науке Цицерон сказал: "Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне - для того, чтобы измерять земельные участки" (геометрия)
2) Второй вопрос и разыгрывается 2 балла:
Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и в правило". К помощи каких инструментов прибегали мастера? (циркуль и линейка)
3) Третий вопрос - 3 балла:
Без чего не могут обойтись математик, барабанщик и даже охотник? (дробь)
4) Четвертый вопрос - 4 балла:
Сколько месяцев в году содержит 30 дней? (11- все, кроме февраля)
5) Пятый вопрос - 5 баллов:
Чему равно произведение всех целых чисел от -5 до 5? (ноль)
6) Шестой вопрос - 6 баллов:
Три в квадрате 9, четыре в квадрате 16. Чему равен угол в квадрате? (90 градусов)
7) Седьмой и заключительный вопрос – с 7 баллами закончит разминку команда, ответившая неверно, и с 8 баллами – команда, давшая верный ответ:
По мнению Гаусса, математика – царица наук, а царица математики - …? (Арифметика)
Слово для объявления баллов за конкурс «Гимнастика ума» предоставляется председателю Жюри
(объявление баллов за конкурс «Гимнастика ума»)
III. Третий конкурс «Мозговой штурм».
Это конкурс на мышление, логику и интеллект. Вам предлагается для решения несколько задач. Чем больше задач вы решите, тем больше баллов заработаете.
(Каждой команде раздаются задачи из Приложения 2)
ЗАДАЧИ
1) На дереве сидели три вороны. Потом на дерево прилетели четыре голубя, один из них согнал с дерева одну из ворон. Ворона улетела, но вскоре возвратилась с другими шестью воронами, за ними также прилетел один скворец. Прилетевшие вороны напали на голубей, и два голубя улетели. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?
(Задача оценивается в 1 балл)
2) Позавчера Ване было 17 лет, а в следующем году ему будет 20. Как такое может быть?
(Задача оценивается в 2 балла)
3) Сидит шпион в кустах и наблюдает за военной частью. Подходит военный к контрольно-пропускному пункту, ему дежурный говорит: «Двадцать два». Военный отвечает: «11», и проходит. Подходит следующий военный, ему говорят: «Двадцать шесть». Военный отвечает: «13», и проходит. Шпион понял – всё делится на 2! Подходит к КПП, ему говорят: «Сто». Он отвечает: «50». Шпиона скрутили и сказали, что это неправильный ответ! Какой ответ будет правильным?
(Задача оценивается в 2 балла)
4) Летит гусь. Навстречу ему — стая гусей. «Здравствуйте, 100 гусей», — говорит он им. Они отвечают: «Нас не 100 гусей; вот если бы нас было столько, сколько сейчас, да еще столько, да еще пол-столько и четверть-столько, да еще ты, вот тогда нас было бы 100 гусей». Сколько гусей летит в стае?
(Задача оценивается в 3 балла)
ОТВЕТЫ
1) 12 птиц
2) Сегодня 1 января. День Рождения Вани – 31 декабря. Позавчера ему было 17, вчера исполнилось 18, в этом году будет 19, а в следующем исполнится 20.
3) Двадцать два – 11 букв, поэтому ответ «11»;
Двадцать шесть – 13 букв, поэтому ответ «13»;
Сто – 3 буквы, значит правильный ответ «3».
4) 36 гусей. Решение следует из уравнения:
Прежде, чем ваши решения положить на стол Жюри для проверки, я хочу объявить следующий конкурс:
IV. Геометрическая живопись или живописная геометрия. На ваших столах вы видите лист формата А3 с подписанным внизу названием команды. На этом листе вам предлагается фломастерами нарисовать картину, но необычную: вы можете использовать только геометрические фигуры и цифры. Картина будет оцениваться Жюри по 10-балльной шкале.
(пока Жюри проверяет задачи, команды рисуют картину)
Ведущий собирает картины
Слово для объявления баллов за конкурс «Мозговой штурм» предоставляется председателю Жюри
(объявление баллов за конкурс «Мозговой штурм»)
V. Прежде чем начать следующий конкурс, разберемся с некоторыми понятиями. Заглянем в словарь КВН.
Интеллект - иностранное слово, доступное не каждому. Необходим участвующему в действующем конкурсе для сохранения чувства юмора.
Очки (баллы) - средство, помогающее зрителям лучше видеть, какая команда выигрывает, и иногда мешающее командам видеть, какова истинная цель КВН.
ЖЮРИ – расшифровывается так: Женский Юмор Раскроет Истину - высший исполнительный орган КВН. Его решения окончательны и обжалованию не подлежат.
Победа - качество, которое переходит в количество, если это количество больше, чем количество очков противника.
Команда - это 8 эрудитов, 9 юмористов, 5 художников, 3 поэта, 7 актеров, 3 мастера на все руки и капитан - всего 6 человек.
И, наконец, разберемся: кто же такой капитан, ведь впереди конкурс капитанов.
Капитан - начальник и старший тренер команды. До игры работает с командой, как ВОЛ, во время игры борется за честь своей команды, как ЛЕВ.
Итак, прошу выйти капитана команды____________________________________________
(представляю по очереди капитанов команд, они выходят в центр зала)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы, уважаемые капитаны, отнесетесь к тому, если я скажу, что все вы умеете немного разговаривать по-гречески? (Капитаны отвечают, можно подойти к некоторым капитанам и взять у них «импровизированное интервью» о том, умеют ли они говорить на греческом языке)
Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, так же, как и многие математические термины. Задание для вас заключается в следующем: вам нужно перевести на греческий язык некоторые геометрические понятия. Столбец со словами слева – это привычные для всех слова обывателя, колонка справа – это ряд слов греческих, но тоже привычных. Каждому слову слева нужно поставить в соответствие номер слова из правого столбца. Таблицей вы можете пользоваться, как черновиком, под таблицей – записываете ваши ответы.
(Ведущий раздает задания капитанам (Приложение 3) и дает несколько минут на выполнение.
Пока капитаны работают, Жюри оценивает картины из конкурса «Геометрическая живопись» )
А |
Столик для еды |
|
1 |
Теорема |
Б |
Сосновая шишка |
2 |
Гипотенуза |
|
В |
Землемерие |
3 |
Периметр |
|
Г |
Зрелище |
4 |
Геометрия |
|
Д |
Игральная кость |
5 |
Ромб |
|
Е |
Натянутая |
6 |
Конус |
|
Ж |
Измерение вокруг |
7 |
Хорда |
|
З |
Бубен |
8 |
Трапеция |
|
И |
Струна |
9 |
Куб |
Правильные ответы А - 8
Б - 6
В - 4
Г – 1
Д – 9
Е – 2
Ж – 3
З – 5
И – 7
(Ведущий собирает ответы, капитаны занимают места)
Слово для объявления баллов за конкурс «Геометрическая живопись» предоставляется председателю Жюри
(объявление баллов за конкурс «Геометрическая живопись»)
VI. И заключительный конкурс «Домашнее задание «Математический этюд»
Объявляю выступающую команду и готовящуюся выступить
(команды показывают свои этюды)
(Жюри совещается)
Слово для объявления баллов за конкурс капитанов, «Математический этюд» и итоговые баллы предоставляется председателю Жюри
(объявление баллов за конкурсы и итог игры)
Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы умные, внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед! А наша игра подошла к концу. До встречи в следующем учебном году!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии оценивания команд
1 конкурс – «Приветствие»
Оценивается название, девиз, эмблема, а также подача, артистичность, соответствие между названием, девизом и эмблемой. От 5 до 10 баллов.
2 конкурс – разминка «Гимнастика ума»
Команды набирают определенное количество баллов, которое объявит ведущий в ходе проведения конкурса. От 0 до 8 баллов.
3 конкурс – «Мозговой штурм»
Члены жюри проверяют решения задач, выставляют общую оценку за конкурс исходя из суммы баллов, набранных каждой командой в ходе решения. Тексты задач и решения прилагаются. От 0 до 8 баллов.
4 конкурс – «Геометрическая живопись или Живописная геометрия»
Команды рисуют фломастерами картину, при этом могут использовать только геометрические фигуры и цифры. Оценивается от 0 до 10 баллов.
5 конкурс – «Конкурс капитанов»
Капитанам команд при выполнении задания каждому слову в левом столбце нужно поставить в соответствие номер слова из правого столбца. Сколько верных соответствий – столько баллов. Текст задания и ответы прилагаются. От 0 до 9 баллов.
6 конкурс – «Математический этюд»
Выступления команд оцениваются от 0 до 10 баллов.
Конкурс капитанов (задание и ответ)
А |
Столик для еды |
|
1 |
Теорема |
Б |
Сосновая шишка |
2 |
Гипотенуза |
|
В |
Землемерие |
3 |
Периметр |
|
Г |
Зрелище |
4 |
Геометрия |
|
Д |
Игральная кость |
5 |
Ромб |
|
Е |
Натянутая |
6 |
Конус |
|
Ж |
Измерение вокруг |
7 |
Хорда |
|
З |
Бубен |
8 |
Трапеция |
|
И |
Струна |
9 |
Куб |
Правильные ответы А - 8
Б - 6
В - 4
Г - 1
Д - 9
Е - 2
Ж - 3
З - 5
И - 7
Конкурс «Мозговой штурм» (задачи и ответы)
1) На дереве сидели три вороны. Потом на дерево прилетели четыре голубя, один из них согнал с дерева одну из ворон. Ворона улетела, но вскоре возвратилась с другими шестью воронами, за ними также прилетел один скворец. Прилетевшие вороны напали на голубей, и два голубя улетели. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?
(Задача оценивается в 1 балл)
ОТВЕТ 12 птиц
_____________________________________________________________________________
2) Позавчера Ване было 17 лет, а в следующем году ему будет 20. Как такое может быть?
(Задача оценивается в 2 балла)
ОТВЕТ Сегодня 1 января. День Рождения Вани – 31 декабря. Позавчера ему было 17, вчера исполнилось 18, в этом году будет 19, а в следующем исполнится 20.
_____________________________________________________________________________
3) Сидит шпион в кустах и наблюдает за военной частью. Подходит военный к контрольно-пропускному пункту, ему дежурный говорит: «Двадцать два». Военный отвечает: «11», и проходит. Подходит следующий военный, ему говорят: «Двадцать шесть». Военный отвечает: «13», и проходит. Шпион понял – всё делится на 2! Подходит к КПП, ему говорят: «Сто». Он отвечает: «50». Шпиона скрутили и сказали, что это неправильный ответ! Какой ответ будет правильным?
(Задача оценивается в 2 балла)
ОТВЕТ Двадцать два – 11 букв, поэтому ответ «11»;
Двадцать шесть – 13 букв, поэтому ответ «13»;
Сто – 3 буквы, значит правильный ответ «3».
_____________________________________________________________________________
4) Летит гусь. Навстречу ему — стая гусей. «Здравствуйте, 100 гусей», — говорит он им. Они отвечают: «Нас не 100 гусей; вот если бы нас было столько, сколько сейчас, да еще столько, да еще пол-столько и четверть-столько, да еще ты, вот тогда нас было бы 100 гусей». Сколько гусей летит в стае?
(Задача оценивается в 3 балла)
ОТВЕТ 36 гусей. Решение следует из уравнения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание для конкурса «Мозговой штурм»
Школа:______________________________________________________________________
Команда:_____________________________________________________________________
1. На дереве сидели три вороны. Потом на дерево прилетели четыре голубя, один из них согнал с дерева одну из ворон. Ворона улетела, но вскоре возвратилась с другими шестью воронами, за ними также прилетел один скворец. Прилетевшие вороны напали на голубей, и два голубя улетели. Сколько птиц осталось сидеть на дереве?
(Задача оценивается в 1 балл)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Позавчера Ване было 17 лет, а в следующем году ему будет 20. Как такое может быть?
(Задача оценивается в 2 балла)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Сидит шпион в кустах и наблюдает за военной частью. Подходит военный к контрольно-пропускному пункту, ему дежурный говорит: «Двадцать два». Военный отвечает: «11», и проходит. Подходит следующий военный, ему говорят: «Двадцать шесть». Военный отвечает: «13», и проходит. Шпион понял – всё делится на 2! Подходит к КПП, ему говорят: «Сто». Он отвечает: «50». Шпиона скрутили и сказали, что это неправильный ответ! Какой ответ будет правильным?
(Задача оценивается в 2 балла)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Летит гусь. Навстречу ему — стая гусей. «Здравствуйте, 100 гусей», — говорит он им. Они отвечают: «Нас не 100 гусей; вот если бы нас было столько, сколько сейчас, да ещё столько, да еще пол-столько и четверть-столько, да ещё ты, вот тогда нас было бы 100 гусей». Сколько гусей летит в стае?
(Задача оценивается в 3 балла)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание для «Конкурса капитанов»
Школа:______________________________________________________________________
Команда:_____________________________________________________________________
ФИ капитана:_________________________________________________________________
Каждому слову слева нужно поставить в соответствие
номер слова из правого столбца.
А |
Столик для еды |
|
1 |
Теорема |
Б |
Сосновая шишка |
2 |
Гипотенуза |
|
В |
Землемерие |
3 |
Периметр |
|
Г |
Зрелище |
4 |
Геометрия |
|
Д |
Игральная кость |
5 |
Ромб |
|
Е |
Натянутая |
6 |
Конус |
|
Ж |
Измерение вокруг |
7 |
Хорда |
|
З |
Бубен |
8 |
Трапеция |
|
И |
Струна |
9 |
Куб |
Ответы
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Е |
|
Ж |
|
З |
|
И |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.