Методическая разработка для родного языка, 5 класс.
УРОК-МАСТЕРСКАЯ НА ТЕМУ: «ЛИЦО РОССИИ»
(РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА,
ИСКУССТВО, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА)
ЦЕЛИ:
Формирование; образно - эмоционального представления учащихся о России - родине; обучение мастерству выражения собственных мыслей в традиционно — поэтическом стиле, используя фольклорные образы - символы.
Коллективное создание экспрессивного текста на тему «Лицо России».
ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозапись песен о Родине, эскизы русской традиционной росписи, репродукции картин русских художников - пейзажистов, фото и рисунки учащихся.
ХОД УРОКА:
1.OPI'МОМЕНТ: организация творческих групп учащихся. Постановка целей урока.
2.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Постановка проблемных вопросов.
Обращение к эпиграфу: « В чем угадаю лик любимый?» В. Набоков. - Отечество, Отчизна, Родина, У каждой страны есть свое национальное лицо. «Лицо России,- страстно писал русский философ Георгий Федотов, - не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов».
Звучат песня о России.
Слова «Россия». «Российская Земля», «Русь» появились в 15 веке, а лицо россии с ее национальной культурой формировалось исками. Оттого - то оно сказочное: Спящая царевна, Василиса Прекрасная, Царевна • - лебедь, сестрица -Аленушка, Василиса Прекрасная. Царь — девица. 3. ЖЕНСКОЕ ЛИЦО РОССИИ.
- Почему образ России у большинства из нас вызывает представление о женщине - - женский лик ?
Посмотрим на картины русских художников, на иллюстрации и фотографии. Это замечательные портреты русских женщин. Красавиц. Лица славянские — неповторимые.
Мать-земля, Россия - матушка. Родина-мать родимая, Рассеюшка...
Мать — земля, кормилица. Утешительница, хранительница правды, поэтому материнские черты находим в женских ликах России.
- Посмотрите на Эти юные лица. Перед нами Россия - девица красная, краса ненаглядная. Невеста. Россия - береза белая, стройная. С косами шелковыми, в ситцевом сарафане, с венком полевых цветов.
Звучит народная песни
- Георгий Федотов, автор статьи «Лицо России», пишет: « Трудно выразить лицо России...»
- Почему? Как вы думаете? Давайте продолжим это высказывание вместе: «ТРУДНО ВЫРАЗИТ ЛИЦО РОССИИ, ПОТОМУ ЧТО...»
После высказываний детей делается вывод - обобщение. У каждого из нас свое, личное восприятие облика России.
'Звучит русская народная песня.
- Послушаем, как поет народ о Родине, и ответим на вопрос:
Что я вижу (представляю), слышу, чувствую, когда произносится слово «Россия»?
Ответы учащихся обобщаются. Портрет России слагается из многих элементов. Это и природа, и история, и язык, и национальная культура,
- Рассмотрим символику цветов и образов в русской традиционной живописи, росписи: зеленый, голубой, красный, желтый, черный - все самые яркие краски природы.
4. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА.
- Мы будем сегодня творить — создавать, лик России, олицетворенный, такой, какой мы его видим, какой вбирает в себя русские национальные черты.
Задания творческим группам:
1. Коллективное написание текста - сочинения - описания. Выбор средств выразительности языка. Обсуждение вариантов выбора.
Основной прием создания живого образа России - олицетворение. Метафорические эпитеты. Сравнения. Поэтичность, эмоциональность текста.
2. Творческая группа художников изучает символику цвета, орнамента. Рассматривает элементы вышивки русского народного костюма (сарафан, понева, кокошник, передник).
Наблюдения записываются в группе, рождаются эскизы живописного образа России — девицы,
Звучит русская народная музыка.
Чтецы читают строки из произведений устного народного творчества и русской поэзии, подводя учащихся, создающих творческий продукт, к размышлению и выбору лучшего варианта ответа.
5, ПРОДОЛЖЕНИЕ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА.
(музыка звучит чуть приглушенно) УЧИТЕЛЬ: Какие глаза у России — девицы?
ЧТЕЩЛ: Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь... (Есенин)
Васильками сердце светится, Горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза... О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку... Опять передо мною голубое поле... (Творческие группы делают эскизы и записи).
«Глаза голубые, как озера, светлые, чистые.»
«Глаза синие- синие, точно васильки в чистом поле». УЧИТЕЛЬ: Каков лик России? Румянец на щеках? ЧТЕЦЫ: Выткался над озером алый свет зари. ..(Есенин)
Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод...
Что глядите на меня, Темно-голубые? (А.К. Толстой)
Наблюдения обобщаются. Звучит народная музыка. Рождается творческими усилиями учеников образ России в живописи, поэзии и сочинении -описании.
Устанавливается органическая связь деталей портрета России с деталями русского пейзажа, с фольклором.
Выделяются постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой (алый румянец, косы золотые, глаза синие...), метафорические сравнения, присоединяемые союзами словно, будто, точно, что.
Обсуждаются эскизы, черновые варианты, выбираются наиболее удачные предложения.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Чтение сочинений, рассматривание и представление живописных портретов, иллюстраций.
Создание выставки лучших работ па тему «Лицо России».
ИТОГ. Звучит фрагмент 3 - га концерта Рахманинова.
(Характер музыки соотносится со словесным портретом России: общность мелодической и поэтической фразы выражается напевностью).
Похвалим учеников за творческий труд: все работали хорошо, все молодцы.
Пусть поделятся впечатлениями; что удалось, что не удалось?
Обратимся к эпиграфу урока: «В чем угадаю лик любимый?» Теперь ученики ответят на этот вопрос, не затрудняясь, опираясь на новые впечатления и знания, полученные в процессе работы а творческой мастерской.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.