Методическая разработка для родного языка, 5 класс. УРОК-МАСТЕРСКАЯ НА ТЕМУ: «ЛИЦО РОССИИ» (РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА)
Оценка 4.9

Методическая разработка для родного языка, 5 класс. УРОК-МАСТЕРСКАЯ НА ТЕМУ: «ЛИЦО РОССИИ» (РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА)

Оценка 4.9
doc
09.11.2021
Методическая разработка для родного языка, 5 класс. УРОК-МАСТЕРСКАЯ НА ТЕМУ: «ЛИЦО РОССИИ»  (РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА)
рус.яз2.doc

Методическая разработка для родного языка, 5 класс.

УРОК-МАСТЕРСКАЯ НА ТЕМУ: «ЛИЦО РОССИИ»

(РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА,

ИСКУССТВО, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА)

ЦЕЛИ:

Формирование; образно - эмоционального представления учащихся о России - родине; обучение мастерству выражения собственных мыслей в традиционно — поэтическом стиле, используя фольклорные образы - символы.

Коллективное создание экспрессивного текста на тему «Лицо Рос­сии».

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозапись песен о Родине, эскизы русской традицион­ной росписи, репродукции картин русских художников - пейзажистов, фото и рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

1.OPI'МОМЕНТ: организация творческих групп учащихся. Постановка целей урока.

2.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.   Постановка   проблемных во­просов.

Обращение к эпиграфу:   « В чем угадаю лик любимый?» В. Набоков. - Отечество, Отчизна, Родина, У каждой страны есть свое национальное лицо. «Лицо России,- страстно писал русский философ Георгий Федотов, - не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов».

Звучат песня о России.

Слова «Россия». «Российская Земля», «Русь» появились в 15 веке, а лицо россии с ее национальной культурой формировалось исками. Оттого - то оно сказочное: Спящая царевна, Василиса Прекрасная, Царевна • - лебедь, сестрица -Аленушка, Василиса Прекрасная. Царь — девица. 3. ЖЕНСКОЕ ЛИЦО РОССИИ.

- Почему образ России у большинства из нас вызывает представление о женщине - - женский лик ?

Посмотрим на картины русских художников, на иллюстрации и фотогра­фии. Это замечательные портреты русских женщин. Красавиц. Лица славянские — неповторимые.

Мать-земля, Россия - матушка. Родина-мать родимая, Рассеюшка...

Мать — земля, кормилица. Утешительница, хранительница правды, по­этому материнские черты находим в женских ликах России.

-  Посмотрите на Эти   юные лица. Перед нами Россия - девица красная, краса ненаглядная. Невеста. Россия - береза белая, стройная. С косами шелко­выми, в ситцевом сарафане, с венком полевых цветов.

Звучит народная песни

-  Георгий Федотов, автор статьи «Лицо России», пишет: « Трудно выра­зить лицо России...»

- Почему? Как вы думаете? Давайте продолжим это высказывание вместе: «ТРУДНО ВЫРАЗИТ ЛИЦО РОССИИ, ПОТОМУ ЧТО...»

После высказываний детей делается вывод - обобщение. У каждого из нас свое, личное восприятие облика России.

'Звучит русская народная песня.

- Послушаем, как поет народ о Родине, и ответим на вопрос:

Что я вижу (представляю), слышу, чувствую, когда произносится слово «Россия»?

Ответы учащихся обобщаются. Портрет России слагается из многих эле­ментов. Это и природа, и история, и язык, и национальная культура,

- Рассмотрим символику цветов и образов в русской традиционной жи­вописи, росписи: зеленый, голубой, красный, желтый, черный - все самые яркие краски природы.

4. СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА.

-  Мы будем   сегодня творить — создавать, лик России, олицетворенный, такой, какой мы его видим, какой вбирает в себя русские национальные черты.

Задания творческим группам:

1.       Коллективное написание текста - сочинения - описания. Выбор средств выразительности языка. Обсуждение вариантов выбора.

Основной прием создания живого образа России - олицетворение. Мета­форические эпитеты. Сравнения. Поэтичность, эмоциональность текста.

2.       Творческая группа художников изучает символику цвета, орнамен­та. Рассматривает элементы вышивки русского народного костюма (сарафан, понева, кокошник, передник).

Наблюдения записываются в группе, рождаются эскизы живописного об­раза России — девицы,

Звучит русская народная музыка.

Чтецы читают строки из произведений устного народного творчества и русской поэзии, подводя учащихся, создающих творческий продукт, к размыш­лению и выбору лучшего варианта ответа.

5, ПРОДОЛЖЕНИЕ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА.

(музыка звучит чуть приглушенно) УЧИТЕЛЬ: Какие глаза у России — девицы?

ЧТЕЩЛ:               Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь... (Есенин)

Васильками сердце светится, Горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза... О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку... Опять передо мною голубое поле... (Творческие группы делают эскизы и записи).

«Глаза голубые, как озера, светлые, чистые.»

«Глаза синие- синие, точно васильки в чистом поле». УЧИТЕЛЬ: Каков лик России? Румянец на щеках? ЧТЕЦЫ:      Выткался над озером алый свет зари. ..(Есенин)

Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод...

Что глядите на меня, Темно-голубые? (А.К. Толстой)

Наблюдения обобщаются. Звучит народная музыка. Рождается творче­скими усилиями учеников образ России в живописи, поэзии и сочинении -описании.

Устанавливается органическая связь деталей портрета России с деталями русского пейзажа, с фольклором.

Выделяются постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой (алый румянец, косы золотые, глаза синие...), метафорические сравнения, присоеди­няемые союзами словно, будто, точно, что.

Обсуждаются эскизы, черновые варианты, выбираются наиболее удачные предложения.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Чтение сочинений, рассматривание и представление живописных порт­ретов, иллюстраций.

Создание выставки лучших работ па тему «Лицо России».

ИТОГ.       Звучит фрагмент 3 - га концерта Рахманинова.

(Характер музыки соотносится со словесным портретом России: общ­ность мелодической и поэтической фразы выражается напевностью).

Похвалим учеников за творческий труд: все работали хорошо, все молод­цы.

Пусть поделятся впечатлениями; что удалось, что не удалось?

Обратимся к эпиграфу урока: «В чем угадаю лик любимый?» Теперь ученики ответят на этот вопрос, не затрудняясь, опираясь на новые впечатле­ния и знания, полученные в процессе работы а творческой мастерской.


Методическая разработка для родного языка, 5 класс

Методическая разработка для родного языка, 5 класс

Почему образ России у большинства из нас вызывает представление о женщине - - женский лик ?

Почему образ России у большинства из нас вызывает представление о женщине - - женский лик ?

Мы будем сегодня творить — создавать, лик

Мы будем сегодня творить — создавать, лик

Что глядите на меня, Темно-голубые? (А

Что глядите на меня, Темно-голубые? (А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021