Методическая разработка.
Доклад на тему: «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»
Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, привела к переосмыслению методов обучения и преподавания. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс, целями и задачами которого является:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
· развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
· развитие творческого мышления;
· формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
• подготовка обучаемых средствами
информационных технологий к
самостоятельной познавательной деятельности;
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
• повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
• выявление и использование стимулов
активизации познавательной деятельности.
Класс, в котором я работаю, оснащён мультимедийным проектором и интерактивной доской.
При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Включение мною в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких кадров изображающих картины природы, красочные рисунки, фотографии, исторические события, места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Преимущества для учителя в использовании мультимедийных средств несомненное:
· позволяет разнообразить любое занятие;
· позволяет проверять задания, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
·
вдохновляет на поиск
новых подходов к обучению, стимулирует
профессиональный рост.
· можно обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям учащихся.
· экономию времени на уроке;
· глубину погружения в материал;
· делает занятия интересными и развивает мотивацию.
· предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
· учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
• начинают работать более творчески и
становятся уверенными в себе.
Одним из эффективных методов организации обучения на уроках является
мультимедийная презентация.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. Презентация становятся незаменимым помощником: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается только дополнить его своими комментариями Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных.
Периодически в начальной школе используются на уроках электронные музыкальные физ. минутки, элементы здоровье сберегающих технологий, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают нервное напряжение.
Продуктивность таких уроков очень высокая. Их продолжением является внеурочная деятельность. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данная работа позволяет учащимся принимать участие в конкурсах, проектах разного уровня. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике,
Поэтому на своих уроках я применяю интерактивные модули на дисках и из Интернета.
Сеть Интернет вообще несет громадный потенциал и становится составной частью современного образования. Пользуясь услугами сети сама, я приучаю к этому своих учеников. Они готовят сообщения, презентации, проекты, активно используя ресурсы сети. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
· целенаправленно находить информацию;
·
видеть информацию в
целом, а не фрагментарно, выделять главное в
информационном сообщении.
Среди программных средств использую РоwегРоint, Моviе Маkег.
Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет:
· активизировать познавательную деятельность учащихся;
· обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе;
· повысить объем выполняемой работы на занятии;
· улучшить контроль знаний;
· сформировать навыки исследовательской деятельности;
· обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам.
Следовательно, использование информационных методов в образовательном процессе позволяет учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является необходимым элементом формирования УУД.
ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.