Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Эксплуатационные материалы и их назначение»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация,
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
- Изучить с курсантами порядок и применение горючесмазочных материалов на автомобильном транспорте, нормы расхода (топлива, моторных и трансмиссионных масел, пластических смазок и специальных жидкостей)
-Воспитывать у курсантов чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.
-Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: схема «Образцы ГСМ», «Нормы расхода ГСМ».
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Горючесмазочные материалы, их применение на автомобильном транспорте, нормы расхода (топлива, моторных и трансмиссионных масел, пластических смазок и специальных жидкостей)…………………………………………- 40 мин
2. Пути повышения сроков службы шин, аккумуляторных батарей,
экономии эксплуатационных материалов………………………………………….....- 35 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие курсантов и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- провести опрос по ранее изученному материалу:
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения. Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух курсантов для ответа,
- при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить на использование горючесмазочных материалов, которые предписаны инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию машин.
- при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание не периодичность перестановки шин, поддержания необходимого давления воздуха в шинах и состояния подвески, технического обслуживания аккумуляторных батарей.
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и модернизации парков и паркового хозяйства подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Горючесмазочные материалы, их применение на автомобильном транспорте, нормы расхода (топлива, моторных и трансмиссионных масел, пластических смазок и специальных жидкостей).
а. Требования, предъявляемые к моторным маслам.
Наличие масляной плёнки в зазоре между трущимися деталями приводит к тому, что неровные, шероховатые поверхности деталей изолируются друг от друга слоем масла, и сухое трение между ними заменяется жидкостным трением между частицами масла или полужидкостями. Это способствует уменьшению износа деталей и потерь мощности на преодоление трения между деталями.
Масло в двигателе работает в тяжёлых условиях, высоких и резко изменяющихся температур и давлений, разжижается топливом и находится под воздействием окисляющих химических веществ.
Для длительного сохранения необходимых свойств и исключения вредного воздействия на смазываемую поверхность к маслу предъявляют следующие требования:
- иметь вязкость, обеспечивающую надёжную смазку деталей двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трения;
- минимальная температура застывания. Это температура, при которой масло теряет подвижность при испытании в стандартных условиях;
- максимальная температура вспышки. Это температура, при которой пары масла смешиваются с воздухом и вспыхивают от пламени;
- высокая термоокислительная стабильность, то есть способность тонкого слоя масла сопротивляться окислению и превращению в лаковую плёнку под воздействием кислорода воздуха и высоких температур;
- минимальное коксовое число и зольность. Эти показатели определяют количество нагара и золы, образующихся в результате сгорания масла;
- отсутствие воды, серы, минеральных кислот и щелочей, вызывающих коррозию металла;
- отсутствие механических примесей.
Маркировка масел основана на комбинации букв и цифр, характеризующих тип масла, величину вязкости и группу, к которой относится данное масло по своим эксплуатационным свойствам.
Например - М6з/10Г1 где:
М- моторное масло;
6-класс вязкости при температуре -18ºС (масла с цифрой 4 имеют вязкость в пределах 1300-2600 сст, а с цифрой 6 в пределах 2600-10400 сст);
10-масло имеет вязкость при температуре 100ºС 10 сст;
Г1-масло предназначено для высокофорсированных карбюраторных двигателей.
з- обозначает, что масло содержит загущённые присадки.
Масла применяемые:
Для карбюраторных двигателей-М-8Б, М-10Б, М-8В1, М6з/10Г1, М5з/12Г1, М-12Г1;
Для дизельных двигателей-М-8Б2, М-10В2, М-10Б2, М-8Г2, М-10Г2, М-8Гфз, М-10Гфз. И другие.
Универсальное масло М-6з/10В применяется для карбюраторных и дизельных двигателей.
В зависимости от области применения для моторных масел устанавливаются следующие группы:
Группа масел по эксплуатационным свойствам. |
Рекомендуемая область применения. |
А |
Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели. |
Б1 |
Мало форсированные карбюраторные двигатели. |
Б2 |
Мало форсированные дизельные двигатели. |
В1 |
Среднефорсированные карбюраторные двигатели. |
В2 |
Среднефорсированные дизельные двигатели. |
Г1 |
Высокофорсированные карбюраторные двигатели. |
Г2 |
Высокофорсированные дизельные двигатели. |
Д |
Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжёлых условиях. |
Е |
Для малогабаритных дизелей. |
Рекомендации по применению моторных масел:
- для автомобилей ЗиЛ-131, ЗиЛ-130, ГАЗ-66 – всесезонно применять масла М-8Б1, М-8В1, М6з/10В, зимой масло М4з/6В1.
- Для автомобилей ВАЗ, ГАЗ «Волга», Москвич всесезонно применять М6з/10Г1, М5з/12Г1, летом масло М-12Г1, а зимой М-8Г1.
- Для автомобилей КамАЗ: летом применять масло М-10Г2К, а зимой при температуре ниже -5ºС М-8Г2К, можно всесезонно применять масло М6з/10В.
Для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла (рис. 1) данного класса по
SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера
и многих других конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.
Примечание: выпускаются синтетические моторные масла классов вязкости
SAE 0W-30 и SAE 10W-60 для применения при температурах окружающего воздуха
ниже -40 °С и выше +50 °С, соответственно.
Рис. 1. Типичные диапазоны работоспособности зимних, летних и всесезонных масел
б Требования предъявляемые к качеству трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла и пластические смазки.
К автомобильным трансмиссионным маслам относятся смазочные материалы, применяемые для смазки шестерен ведущих мостов, коробок передач, раздаточных коробок, бортовых и колёсных редукторов, а также других агрегатов трансмиссии.
В агрегатах трансмиссии масла испытывают большие давления, но не сгорают и не образуют нагара. Трансмиссионные масла могут обеспечить нормальную работу современных автомобилей, только если они обладают высокими эксплуатационными свойствами.
Современные трансмиссионные масла с присадками характеризуются высокими эксплуатационными свойствами и, в первую очередь противоизностными, противозадирными, вязкостными, ротивокоррозионными. Кроме того, масло не должно давать при работе обильного пенообразования.
Высокие эксплуатационные свойства маслу придают одновременным выбором масляной основы и применением комплекса присадок.
В зависимости от напряжённости работы зубчатых передач трансмиссионные масла делятся на следующие группы:
- с мягкими противоизносными присадками;
- с противозадирными присадками средней эффективности;
- с противозадирными присадками высокой эффективности.
В зависимости от сезонных и климатических условий трансмиссионные масла подразделяются на летние, зимние и арктические.
По назначению трансмиссионные масла классифицируются:
- масла общего назначения, применяемые для смазывания цилиндрических и конических передач ( кроме гипоидных);
- универсальные, пригодные для смазывания зубчатых передач всех типов, включая гипоидные;
- специальные, применяемые в гидромеханической трансмиссии и в гидроусилителях рулевого управления.
Нормируемые показатели качества:
- вязкость: для всесезонных 14-20 сСт
для северных 9-10 сСт
для специальных масел для гидравлических передач 7 сСт
для масел гидроусилителей рулевого управления 4 сСт
- температура застывания:
для всесезонных масел 20-27 ˚С
для северных 40-45 ˚С
Маркировка масел:
Т-трансмиссионное;
А-автомобильное;
С- из сернистых нефтей;
п-с присадкой;
Д- долгоработающее;
з- загущенное;
ГИП- гипоидное.
Марки трансмиссионных масел и их применение:
ТАД-17 – для трансмиссии легковых автомобилей и гипоидных передач;
ТАп-15В – для агрегатов трансмиссии легковых и грузовых автомобилей;
ТСп-15К – для агрегатов трансмиссии автомобилей КамАЗ, Урал-4320 и др.;
ТСп-14 – для агрегатов трансмиссии автобусов и грузовых автомобилей ГАЗ и ЗиЛ;
ТСп-14 ГИП и ТСз-9ГИП – для гипоидных передач;
Масло А – для автоматических коробок передач и гидротрансформаторов;
Масло Р – для гидроусилителей рулевого управления.
Рекомендации по применению трансмиссионных масел:
Марка автомобиля |
Рекомендуемые марки масел |
||
Коробка передач, раздаточная коробка |
Главная передача |
Рулевой механизм |
|
ЗиЛ-130, 131 |
ТСп-14, Тап-15В |
ТСп-14, Тап-15В |
Масло Р |
КамАЗ-4310 |
ТСп-15К |
ТСп-15К |
Масло Р |
ВАЗ-2101 и др. |
ТАД-17и |
ТАД-17и |
ТАД-17и |
ГАЗ-«Волга» |
Тап-15В |
ТС-14ГИП, ТАД-17и |
Тап-15В |
УАЗ-31512 |
ТСп-15К, Тап-15В, ТАД-17и, (ТСп-10 – только в холодное время года) |
Масло Р |
Пластичные смазки используются для смазывания негерметических узлов трения в автомобилях. Они представляют собой минеральные масла, загущенные до мазеподобного состояния. Загустителями служат кальциевые, литиевые, натриевые и другие мыла, получаемые на основе натуральных жиров или синтетических жирных кислот. Некоторые виды смазок загущены высокоплавкими углеводородами (парафином, церезином, нитролатумом), а также твердыми минеральными веществами (алюмогель, силикагель, бенитонитовая глина и др.).
Пластичные (консистентные) смазки – это однородные по составу мази от светло-желтого до темно-коричневого цвета, кроме графитной – черный цвет и №158 – темносиний. Они подразделяются на антифрикционные общего назначения и специальные, защитные и уплотнительные.
Солидолы. Из антифрикционных смазок общего назначения наибольшее распространение получили солидолы, получаемые загущением минеральных масел кальциевыми мылами на основе синтетических жирных кислот (синтетические солидолы) или натуральных растительных масел (жировые солидолы). Кальциевое мыло нерастворимо в воде, поэтому солидолы являются водостойкими смазками. Синтетические солидолы широко используются для смазывания большинства узлов трения шасси и ходовой части автомобиля. При температурах 45-70˚С синтетические солидолы используются в узлах трения, а при более высоких температурах солидолы необратимо распадаются.
Графитная смазка состоит из масла, загущенного кальциевым мылом, и добавки молотого графита для улучшения смазывающих свойств смазки. Применяется для смазывания шестерен лебедок, листов рессор, тросов ручного привода тормозных механизмов.
Смазка 1-13 на жировой основе получается загущением масла натриево-кальциевым мылом. Применяется для смазывания высоконагруженных подшипников качения. На автомобилях этой смазкой смазывают ступицы колес.
Литиевые смазки в силу высокой загущающей способности литиевых мыл получают загущением маловязких масел. К литиевым смазкам относятся: ЦИАТИМ-201,202,203, ЛЗ-31, смазка № 158, Литол-24, Фиол-1, Лита-3 и др.
ЦИАТИМ-201 является основной низкотемпературной смазкой и получается загущением маловязкого масла МВП (приборное вазелиновое масло) литиевым мылом стеариновой кислоты. Может использоваться во всех узлах трения, но не рекомендуется для использования при больших удельных нагрузках.
Смазка № 158 приготовляется на калиевом и литиевом мылах с добавлением антиокислительной присадки – фиталоцианин меди. В качестве загущаемого масла влито авиационное масло МС-20. Применяется для смазки узлов трения автомобильного электрооборудования. Смазка работоспособна в течении длительного времени при температурах 90-100˚С с кратковременным перегревом до 120˚С.
Смазка ПВК состоит из нитролатума, парафина, церезина и минерального масла с добавкой антикоррозионной присадки МНИ-7 и является защитной смазкой. Выпускается взамен технического вазелина.
Смазка карданная АМ имеет сложный состав и получается загущением масла натриевым мылом натуральных жиров с добавлением сосновой канифоли. Применяется для смазывания карданных сочленений в передних ведущих мостах автомобилей.
Консервационная смазка Акор-1 и Акор-2 состоит из нитрованных масел, нейтрализованных окисью кальция, с добавкой стеариновой кислоты и азотокислого натрия. Используется в виде 10%-го раствора в маслах, как рабоче-консервирующая присадка.
Автомобильные бензины
Автомобильные бензины включены в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в системе ГОСТ Р составляют стандарты. На сегодняшний день в России требования по качеству бензинов, в том числе и по 66 октановому числу, нормируются несколькими стандартами и техническими условиями. Все они действуют, и это создает определенные неудобства в четком понимании, какой из предлагаемых бензинов может применятся в автомобиле. В тоже время много марок автомобильных бензинов выпускается по отдельным техническим условиям, обязательная сертификация которых ранее не проводилась в связи с отсутствием нормативной базы.
С введением ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» обязательной сертификации на соответствие подлежат автомобильные бензины, выпускаемые по всем видам документации.
Согласно ГОСТ Р 51313-99, к показателям качества, характеризующим безопасность продукции, отнесены: детонационная стойкость, концентрация свинца, давление насыщенных паров, фракционный состав, массовая доля серы, объемная доля бензола.
ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования» в зависимости от детонационной стойкости устанавливает четыре типа автомобильных бензинов. Нормы по показателям качества должны быть в пределах минимальных и максимальных значений, предусмотренных стандартом. Требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51313-99 по октановому числу и концентрации свинца приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Показатели качества Детонационная стойкость |
Марка бензина |
|||||
А-72 неэтил |
А-76 |
АИ-91 неэтил. |
АИ-92 неэтил. |
АИ-95 неэтил |
||
неэтил. |
этил. |
|||||
октановое число по исследовательскому методу, не менее |
- |
- |
- |
91 |
93 |
95 |
октановое число по моторному методу, не менее |
72 |
76 |
76 |
82,5 |
85 |
85 |
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более |
0,013 |
0,013 |
0,17 |
0,013 |
0,013 |
0,013 |
Вывод: Своевременное техническое обслуживание, заправка машин, качественными горючесмазочными материалами значительно увеличивает сроки службы автомобильной техники.
2. Пути повышения сроков службы шин, аккумуляторных батарей, экономии эксплуатационных материалов
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОЛЕС И ШИН
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», проверять затяжку гаек крепления колес к ступицам.
Ослабление этих гаек может привести к разработке сферических гнезд в дисках колес и поломке шпилек.
Гайки крепления колес затягивают крест-накрест, что обеспечивает равномерность прилегания диска колеса к фланцу ступицы.
Надо предохранять шины от попадания на них бензина, керосина и масла. При попадании указанных жидкостей на шины их следует протереть досуха.
Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора. Необходимо соблюдать нормы давления в шинах.
Во избежание повышенного износа покрышек не следует резко тормозить автомобиль, допускать его перегрузку, рывки и буксование колес' при трогании автомобиля с места и переходе с низших передач на высшие. Груз надо располагать равномерно и по всей площади платформы. Тяжелый, но небольших размеров груз надо укладывать и.закреплять в центре платформы, над задней подвеской.
Нельзя допускать стоянку автомобиля на колесах со спущенными шинами. При длительной стоянке или транспортировке по железной дороге необходимо закрыть центральный кран управления давлением и шинные краны на колесах.
Нельзя устанавливать колесо, смонтированное для установки на правую сторону автомобиля (по направлению рисунка протектора), на левую сторону и наоборот, за исключением коротких пробегов с использованием запасного колеса.
В случае повреждения шины во время рейса и применения запасного колеса поврежденная шина должна быть после рейса отремонтирована, и колесо должно быть установлено на старое место.
Для равномерного износа шин следует переставлять их вместе с колесами с переднего моста на задний или промежуточный, как показано на схеме (рис. 2). Запасное колесо в этой перестановке не участвует. При эксплуатации шин надо руководствоваться Инструкцией по эксплуатации и хранению автомобильных пневматических шин в Вооруженных Силах РФ.
Рис. 2. Схема перестановки колес
Причинами преждевременного износа шин являются несоблюдение правил их монтажа и демонтажа, норм внутреннего давления воздуха, правил хранения. Исключительно большое влияние на износ шин оказывает правильная установка передних колес, состояние передней оси, регулировка подшипников ступиц, состояние тормозов и рулевого управления. Ускоренный износ шин происходит из за их перегрузки, небрежного и неумелого вождения автомобиля. Таким образом, длительная работоспособность шин обусловлена комплексом различных мероприятий по обслуживанию и эксплуатации автомобиля.
При ЕО проверяют затяжку гаек колес и давление воздуха в шинах шинным манометром; давление должно строго соответствовать нормативным данным,
При ТО-2 переставляют колеса, придерживаясь определенной схемы (с учетом запасного колеса).
Необходимо периодически проверять состояние обода, своевременно подкрашивать его, удалять заусеницы и забоины. Исправное состояние обода оказывает решающее влияние на нормальную работу бескамерной шины. При монтаже и демонтаже шин необходимо пользоваться только положенным для этих целей инструментом. Шины с грунтозацепами типа «елка» нужно при монтаже правильно ориентировать по направлению движения автомобиля
Арочные шины можно использовать только на труднопроходимых дорожных участках. Эксплуатация арочных шин на дорогах с твердым покрытием приводит к их быстрому износу и большому перерасходу горючего.
Внимательного наблюдения требуют шины с регулируемым давлением воздуха. На дорогах с различным покрытием в шинах следует поддерживать различное давление воздуха (минимальное давление— 0,5 кГ./сла (50кн/ла).
Правила эксплуатации, хранения, монтажа и демонтажа шин подробно изложены в специальных инструкциях.
При эксплуатации аккумуляторной батареи на автомобиле необходимо:
— очищать батарею от пыли и грязи;
— очищать выводные штыри батареи и наконечники проводов от окислов;
— вытирать чистой ветошью поверхность батареи для удаления пролитого на нее электролита; ветошь предварительно должна быть смочена в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды;
— проверять крепление батареи в гнезде;
— проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными штырями батареи; для предупреждения порчи выводных штырей не допускать натяжения проводов;
— проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов;
— следить за зарядом аккумуляторной батареи по плотности электролита, при плотности электролита, соответствующей разряженности аккумуляторов более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом (табл. 5), батарею необходимо снять с автомобиля и отправить для дополнителыгого заряда;
— проверять уровень электролита, который должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами
Плотность электролита батареи при температуре 20°С, г/см3
Полностью заряженная батарея |
Батарея разряжена на 25%
|
Батарея разряжена на 50% |
1,310 1,290 1,270 . 1,230
|
1 ,270 1,250 1,230 1,190
|
1 ,230 1,210 1„190 1,150
|
Если уровень электролита окажется ниже нормы, то доливают дистиллированную воду до требуемого уровня. В холодное время года во избежание замерзания воду следует добавлять непосредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Доливать электролит или кислоту в аккумуляторные батареи воспрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как у электролита в батарее до выплескивания.
Эксплуатация аккумуляторной батареи должна осуществляться в соответствии с едиными правилами ухода и эксплуатации («Автомобильные и тракторные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи»), прикладываемые к каждому автомобилю.
Выключатель ВК318-Б служит для отключения аккумуляторной батареи от корпуса (массы). Он установлен на полу кабины рядом с сиденьем водителя с левой стороны.
При длительных стоянках и в аварийных случаях (короткое замыкание в цепи заряда) необходимо отключать аккумуляторную батарею.
При отключении аккумуляторной батареи остаются включенными в сеть плафон кабины и розетка для переносной лампы, расположенная в кабине (аварийное освещение).
Вывод: Большое влияние на износ шин оказывает правильная установка передних колес, также во избежание износа покрышек не следует резко затормаживать автомобиль , перегружать его. Для увеличения срока службы аккумулятора, его необходимо содержать в чистоте и полностью заряженным.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
«Автомобиль ЗИЛ и его модификации» техническое описание и инструкция по эксплуатации, с. 140-141 с. 210-213
«Наставление по автомобильной службе в СА и ВМФ», Воениздат, Москва, 1978,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.