Методическая разработка "Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся"

  • docx
  • 27.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru_0.docx

Конкурсный материал на муниципальный этап

Всероссийского конкурса

«Учитель года  – 2016»

 

        

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» 

 

 

Усов  Владимир Викторович,

учитель физической культуры

МБОУ  «ООШ с.Первая  Ханеневка

Базарно-Карабулакского муниципального

района Саратовской  области»

 

Пояснительная записка

«Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся»

 

     Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.

 

     Работа по теме «Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся», позволила мне создать систему работы с детьми, которая способствует  выявлению и развитию спортивно-здоровых детей, приобретению обучающимися таких позитивных социальных ценностей как, здоровый образ жизни, стремление к победе и  творчеству.

     Но существует  ряд проблем, которые снижают  интерес к спорту:

-  дети пассивны, не имеют увлекающего их дела;

- отсутствие  в деревне условий для занятий спортом;

- отсутствие  психологического комфорта, ухудшение физического

  здоровья учеников;

- негативно сказывается  на результатах физкультурно-оздоровительной

   работы в школе;

     Но ключевой  проблемой является: потеря  смысла физической  активности. Что  даст решение  этой  проблемы?

        Нахождение  и обретение учащимися смысла занятий физической культурой  и спортом и  есть реализация  одной из ключевых идей федерального  государственного стандарта в области физической  культуры, который  направлен на:

- осознание  учащимися значимости физического  воспитания для  дальнейшей  практической  деятельности;

-  понимание роли  значения  физической  культуры

-  в формировании личностных  отношений;

-  в  активном  включении в  здоровый  образ  жизни;

-  укреплении и  сохранении  индивидуального  здоровья.

Причины:

 - Личный  пример  большинства  родителей, который «убивает»  в  детях мотивацию к  самостоятельным  и  систематическим  занятиям  физическими  упражнениями.

- Стереотип в  физкультуре: повторение, копирование  физических  упражнений за учителем без  осмысления  самого  действия.

- Ложное  представление о  том, что  технологии  и лекарства  могут  заменить оздоровительный  эффект от  занятий физическими  упражнениями.

- Изменившиеся  условия  жизни, процветание  технологий, заменяющих  живое  общение и  уводящих  в виртуальность.

Следствия:

- Родители  ограничивают  детей в физической  активности  из-за страха  перегрузок, возможных  травм  или, как  сами  они  говорят « чтобы  дети  не  мешали  и  вели  себя  спокойно».

-  Выраженный  разрыв между знанием о необходимости физической  активности  и  наличием физической  активности в жизни.

-     Гиподинамия.

- Избыточное  и  зачастую  неоправданное  использование фармакологических  средств.

-  Снижение  эффективности  умственной  деятельности и ограничение  возможностей общего  развития человека.

      На  мой взгляд,  ученику для психологического комфорта нужно:

·        чтобы он был здоров;

·        был занят увлекательным   делом;

·        мог быть самим собой;

·        не был обременен внутренними психологическими проблемами;

·        чтобы его окружали педагоги с активной жизненной        позицией      и    увлеченные дети.

 

   Цель моей работы: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников. 
     Учитывая обозначенные цели, мною определены следующие задачи работы с  детьми:

-активная пропаганда здорового образа жизни;

-профилактика правонарушений;

-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

-повышение активности обучающихся;

-формирование потребности коллективной работы;

-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения

   к  своему здоровью.

 Реализация моего проекта  соответствует требованиям ФГОС ОО:

  * направленность федерального государственного стандарта

       ОО подтвердила важность проводимой  работы;

  *обеспечение условий создания социальной ситуации развития

   обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию

    посредством личностно значимой деятельности;

  * работа по проекту на основе системно - деятельностного подхода;

  * обеспечение формирования готовности к саморазвитию;

   проектирование и конструирование  социальной среды

   развития   обучающихся  в системе образования;

 * единая нацеленность стандарта и проекта на  становление  

    личностных характеристик обучающихся;

 *осознанно выполняющий правила здорового образа жизни;

 * осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,

   семьи,   гражданского общества;

 * любящий свой край и своё Отечество;

        Я считаю, что реализация   проекта соответствует требованиям

 к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

   Предметные результаты:

*развитие двигательной активности обучающихся,  достижение

   положительной динамики в физическом развитии;

* формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-

   спортивных и оздоровительных  мероприятиях;

* формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

    Метапредметные  результаты:

* умение определять цели и ставить для себя  задачи;

* умение самостоятельно планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    Личностные результаты:

* усвоение традиционных ценностей, ценности здорового образа жизни;

* воспитание патриотизма;

* развитие опыта участия в социально значимом труде

* участие в общественной жизни с учетом региональных особенностей.

 Учебный процесс я строю таким образом, чтобы в деятельности детей преобладали игровая и соревновательная деятельность. Для этого я  использую  межпредметные  связи,  стремлюсь к повышению результативности процесса обучения и воспитания, формированию устойчивых интересов и склонностей учащихся к физической культуре.

    Это интегрированный урок истории  и физической культуры «Из страниц истории нашей деревни» (Соколова С.В., Усов В.В.), урок физики и физической культуры «Свойства льда» (Новикова Л.И., Усов В.В.), внеклассное мероприятие по окружающему миру  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (Мотолыгина Т.А., Усов В.В.).

 

В своей  работе я пользуюсь современными образовательными  технологиями  в физкультурно-оздоровительной работе:

- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;

- технологию деятельностного метода;

- игровую технологию;

- технологию личностно-ориентированного обучения;

- технологию проектной  деятельности;

-ИКТ.

 

      Для повышения двигательной активности и физической подготовленности использую в  работе с учащимися я наиболее эффективно использую следующие формы работы:

 *       секционные занятия по видам спорта;

 *       спортивные соревнования, конкурсы;

 *       работа по индивидуально-групповым планам;

 *       сотрудничество с родителями, медиками, тренерами ФОКа,

          учителями физической культуры  других школ

   Данные формы деятельности имеют практическую направленность, которая побуждает учащихся к самостоятельному выбору решений, формирует физические способности.

   Работая по теме «Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся», я  постоянно совершенствую  методы  обучения и дополняю  ранее  применявшиеся  формы организации учебных занятий  новыми, в рамках которых возможно  было бы успешно развивать физические  качества  учащихся, умение  самостоятельно приобретать  знания из  разных  источников, воспитывать  творческую  личность.

    Мои воспитанники участвуют различных  конкурсах и занимают  призовые  места: 3 место(командное) в районных соревнованиях по смешанному волейболу;  3 место в соревнованиях 4 ступени Всероссийского комплекса ГТО; 2место в районных соревнованиях по лыжным  гонкам и т.д.

   Однако я не останавливаюсь на достигнутых результатах, т.к. в процессе работы возникают все новые вопросы, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейшей работе.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»

 А. Дистервег.

  «Обучиться чему-то можно  только делая это»     - Джон Дьюи