Методическая разработка Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс
Оценка 4.9

Методическая разработка Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Оценка 4.9
docx
14.06.2023
Методическая разработка  Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс
Методическая разработка.docx

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Пестова Анастасия Михайловна

Учитель Изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………………… 3

Глава I. Эмоциональный интеллект теоретическое обоснование …………………5-11

1.1 Идентификация и понимание причин эмоций………………………………..................5

1.2 Влияние эмоционального интеллекта на обучение……….……………………….…... 7

1.3 Методы диагностики ЭИ ……………………………………………………….…….…..9

Глава II.  Методическое обеспечение программы ………...…………………...........12-15

2.1 Разработка рабочей программы……………………...…………………………………. 12

2.2 Комплекс упражнений по цветоведению …………...…………………………………..14

Глава III. Результативность методической разработки…………………………….16-18

3.1 Результаты диагностики обучающихся………………………………………………….16

3.2 Примеры выполненных работ…………………………………………………………….17

Заключение…………………….…………………………………………………….…..……19

Список литературы…………….………............................……………………………….... 20

Приложение…………………………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определений эмоционального интеллекта несколько, но все они сводятся к тому, что это способность человека распознавать чувства и эмоции — свои и других людей — и управлять ими для решения практических задач. По мнению Д. Гоулман, эмоциональный интеллект тесно взаимосвязан с успешностью профессиональной деятельности, особенно в сфере «человек-человек». Преуспевающие люди, добившиеся значительных профессиональных успехов, имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Исследования показали, что дошкольник или младший школьник с развитым эмоциональным интеллектом лучше взаимодействует со сверстниками, быстрее заводит друзей, а также показывают более высокие результаты в обучении. Из всех дисциплин очень большой потенциал в развитии эмоционального интеллекта у уроков ИЗО. Ведь изобразительное искусство — это передача культуры, опыта и эмоций в живописном произведении.

В методической разработке представлены основные модели эмоционального интеллекта, разобраны основные понятия, такие как эмоции и их происхождение. Кроме этого, в теоретической части представлены диагностические материалы, которые помогут обозначить уровень эмоционального интеллекта и впоследствии помогут проанализировать результаты деятельности. Во второй части прописана рабочая программа для обучающихся 5-7 классов, прописаны упражнения, направленные на развитие навыков эмоционального интеллекта.

В процессе работы обучающиеся учатся понимать свои и чужие эмоции, осознавать свои мысли, чувства, строить конструктивные отношения с окружающими людьми, повышают личную эффективность. Изучение материалов, содержащихся в методической разработке, будет способствовать повышению у обучающихся качества знаний и умений в вопросах эмоционального интеллекта.

Цель: Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

         Изучить и проанализировать  педагогическую и учебно-методическую литературу по теме ЭИ и исследовать возможность применения ее на уроках ИЗО

         Использовать комплекс упражнений по цветоведению, через которые можно показать весь спектр эмоций, для формирования у обучающихся более полного понимания разнообразия эмоций

         Использовать на уроке метод анализа по отношению к произведениям искусства, для развития у обучающихся аналитических навыков эмоционального состояния

         Определить эффективность используемого методического инструментария на основе проведения диагностических процедур

Актуальность исследования:

      приоритетная цель образования – развитие личности, способной к самообразованию и саморазвитию

      Многие компоненты ФГОС пересекаются со способностями эмоционального интеллекта;

      Исследования доказали, что настроение влияет на мышление человека, следовательно, чем выше понимание обучающимся своих эмоций-тем лучше способность к обучению

      Формирование коммуникативной компетенции обучающихся

      Развитие творческих способностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Эмоциональный интеллект теоретическое обоснование

1.1  Идентификация и понимание причин эмоций

Эмоции являются важной составляющей нашей повседневной реальности. С их помощью человек имеет возможность реагировать на происходящие события соответственно своему внутреннему состоянию. Известно, что подчас эмоции руководят нашими повседневными поступками и действиями. Существует несколько теорий эмоций, которые объясняют происхождение данного феномена. Психологические теории эмоций каждая по-своему интерпретируют их возникновение на том или ином временном промежутке.

Согласно концепции Чарльза Дарвина, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.

Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Она рассматривает возникновение эмоций как поведенческую реакцию, сформировавшуюся под влиянием элементарных инстинктов. Аффективные реакции обусловлены природой, их практически невозможно контролировать внешними усилиями. Рудиментарная теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой природой. Они свидетельствуют о неразрывной связи человека с животными. У каждого живого существа наблюдается целый комплекс реакций на те или иные раздражители, и люди никак здесь не являются исключением.

Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. То есть, человек тратит определенное количество энергии, чтобы воспринимать информацию, происходящие события или взаимодействовать с разными людьми. Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир. Она позволяет отслеживать реакцию людей и свою собственную на сказанные слова или совершенные поступки. Психологическая теория рассматривает эмоции как неотъемлемую составляющую обыденной жизни. Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения. Анализ чувств позволяет вовремя обнаружить  насущную проблему, которая и создает трудные ситуации.

Большая роль в определении эмоциональной составляющей принадлежит бессознательному. Зигмунд Фрейд, говоря о теории бессознательного, отмечал необходимость заглядывать за рамки собственных возможностей. По его мнению, любые психологические затруднения базируются на нерешенных проблемах прошлого. Только обратившись к своим истокам, можно на самом деле победить страхи, сомнения, неуверенность и иные психологические сложности. Человек содержит в себе большой потенциал, но не может использовать его в полной мере по причине существования сдерживающих факторов. Что относится к таким факторам? Неуверенность в себе, страх показаться глупым, боязнь нового, другие поведенческие реакции.

Павел Васильевич Симонов исследовал проблему взаимосвязи эмоций с психологическими факторами и выявил между ними тесную закономерность. В чем она выражается? Дело в том, что в каждом человеке заложена потребность к познанию окружающего мира, а также к самопознанию. Стремление обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое. Эмоции позволяют быстро и легко усваивать сложную информацию. Теория доказывает, что если знание прошло через эмоциональную сферу, то оно уже не забудется. Все, что человек переживает посредством своих чувств, остается с ним.

 

 

 

 

 

 

1.2  Влияние эмоционального интеллекта на обучение

В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.В. Люсина и др. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», – писал он. «Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни.». Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. В рамках данной теории под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Подчеркивается способность к пониманию и способность к управлению эмоциями, которые могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Автор рассматривает, таким образом, два варианта эмоционального интеллекта: «внутриличностный» и «межличностный» Эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных и эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения. 

Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в жизни человека. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

 Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью. Конечный продукт эмоционального интеллекта — принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций.

Проблема развития эмоционального интеллекта, является не полностью решенной. Это выражается в том, что с одной стороны, развитие эмоционального интеллекта является мало управляемым процессом, в результате чего подростки не всегда правильно формируют у себя представление о составляющей своей «Я-концепции», и не полностью осознают индивидуальные возможности своего личностного роста. А с другой стороны – особенностью современного образования является в основном передача теоретических знаний школьникам, и при этом недостаточно внимания уделяется развитию их личностных качеств.

 Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самоосознание (self-awareness) — это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.

Саморегуляция (self-management) — это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.

Мотивация (motivation) — это осознание своего желания, умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.

Эмпатия (empathy) — это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.

Социальные навыки (relationship skills) — это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.

 

 

 

 

 

1.3  Методы диагностики ЭИ

Эмоциональный интеллект является одним из значимых ресурсов для осуществления регуляции жизни человека и выступает предиктором личного и профессионального благополучия. В структуре эмоционального интеллекта выделяют ключевые способности, которые имеют решающее значение для большинства аспектов регуляции жизни человека. Для того, чтобы понять, какие именно способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, необходимо развивать, можно провести его диагностику.

 Целью практической части исследования было изучение эмоционального интеллекта у обучающихся 5-7 классов:

Задачи практической части исследования:

1. Изучить особенности эмоционального интеллекта.

2. Исследовать эмоциональный интеллект у обучающихся 5-7 классов;

3. Проанализировать результаты;

Всего приняло участие 260 обучающихся.

Существует много методик диагностики эмоционального интеллекта, один из них тест на эмоциональный интеллект по методике Николаса Холла. Данный тест показывает, как человек использует эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению, отношение к жизни и поиски гармонии.

Тест состоит из 15 утверждений и содержит 5 шкал:

1) эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями;

3) самомотивация;

4) эмпатия;

5) распознавание эмоций других людей;

Инструкция. Ниже будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны жизни. Необходимо написать цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ответов:

Полностью не согласен—(- 3 балла);

В основном не согласен - (-2балла);

Отчасти не согласен — (-1 балл);

Отчасти согласен — (+ 1 балл);

В основном согласен - (+2 балла);

Полностью согласен — (+3 балла).

 

Пример опросника:

Вопросы

+3

+2

+1

-1

-2

-3

1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

 

 

 

 

 

 

2. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

 

 

 

 

 

 

3. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

 

 

 

 

 

 

4. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

 

 

 

 

 

 

5. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость.

 

 

 

 

 

 

4. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

 

 

 

 

 

 

5. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость.

 

 

 

 

 

 

6. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

 

 

 

 

 

 

7. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

 

 

 

 

 

 

8. Я способен выслушивать проблемы других людей.

 

 

 

 

 

 

9. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

 

 

 

 

 

 

10. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

 

 

 

 

 

 

11. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

 

 

 

 

 

 

12. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

 

 

 

 

 

 

13. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

 

 

 

 

 

 

14. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

 

 

 

 

 

 

15. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов:

Шкала «Эмоциональная осведомленность» — пункты: 1, 2,4;

Шкала «Управление своими эмоциями» - — пункты: 3,7,8, 10;

Шкала - «Самомотивация» — пункты: 5,6,13,14;

Шкала «Эмпатия» - пункты: 9, 11;

Шкала «Распознавание эмоций других людей» — пункты: 12, 15;

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

·         14 и более – высокий

·         8-13 – средний

·         7 и менее – низкий

Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Методическое обеспечение программы

2.1 Разработка рабочей программы

5 класс

Тема урока

Задание

 

1 четверть

Древние корни народного искусства

 

1

Конструкция и декор предметов народного быта;

Нарисовать вазу, стилистически изобразить в орнаменте знаки- талисманы

2

Народный праздничный костюм;

Нарисовать народный костюм, обратить внимание на орнамент

3

Декоративно-прикладное искусство и человек;

Нарисовать предмет, на котором изобразить оригинальный орнамент

 

2 четверть

Связь времен в народном искусстве

 

4

Связь времен в народном творчестве;

Нарисовать глиняную игрушку, из фигур составить композицию

5

Роспись по лубу и дереву. Щепа и  мезенская роспись;

Нарисовать на предмете мезенскую роспись, украсить орнаментом

 

3 четверть

Декор- человек, общество, время

 

6

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества;

Нарисовать украшение древнего египтянина, с изображением символов

7

Одежда «говорит» о человеке;

Нарисовать китайский костюм, на ткани изобразить узор

8

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Нарисовать герб своей семьи, к нему написать описание

 

 

4 четверть

Декоративное искусство в современном мире

 

9

Ты сам — мастер;

Нарисовать предмет одежды или аксессуар с батиком

10

Витраж в оформлении интерьера ;

Нарисовать сюжет из кусочков, как пазл, сюжет на свободную тему

11

Нарядные декоративные вазы;

Нарисовать современную вазу для украшения интерьера

 

6 класс

Тема урока

Задание

 

1 четверть

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

 

1

 Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Выполнить упражнение. Нарисовать цветы  с разной фактурой

2

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Нарисовать несколько пятен, из которых придумать сюжет

3

 Цвет. Основы цветоведения.

Выполнить упражнение. Нарисовать два сюжета с разным цветовым решением

 

2 четверть

Мир наших вещей. Натюрморт

 

4

 Реальность и фантазия в творчестве художника;

Выполнить рисунок на мифическую тему

5

 Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

Попробовать через формы изобразить какие-либо эмоции

6

Цвет в натюрморте. Символизм.

Нарисовать натюрморт с разными символами

 

3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет

 

7

 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека;

Нарисовать портрет человека, попробовать изобразить индивидуальные черты лица

8

 Сатирические образы человека;

Нарисовать шарж

9

Роль цвета в портрете;

Нарисовать портрет, используя два цвета

 

 

4 четверть

Человек и пространство в изобразительном искусстве

 

10

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства;

Нарисовать пейзаж карандашом, через линии предать фактуру

11

  Пейзаж- настроение. Природа и художник;

Нарисовать пейзаж красками, с учетом воздушной перспективы

12

 Пейзаж в русской живописи;

Написать анализ одного из произведений русских художников пейзажистов

7 класс

Тема урока

Задание

 

1 четверть

В мире вещей и знаний

 

1

 Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции;

Нарисовать черно-белую  композицию из геометрических фигур

2

 Цвет – элемент композиционного творчества;

Нарисовать композицию из геометрических фигур с одним цветовым пятном

3

 Свободные формы: линии и тоновые пятна;

Нарисовать композицию используя пятна, упорядочить композицию линиями

 

2 четверть

Художественный язык конструктивных искусств. Художник дизайн-архитектура.

 

4

 Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени;

Нарисовать предмет с уникальным дизайном, подумать как сделать его привлекательным

5

Роль цвета в формотворчестве. Цвет в архитектуре и дизайне;

Нарисовать дизайн интерьера, в котором «заказчику» было бы комфортно

 

3 четверть

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

 

6

 Образ материальной культуры прошлого;

Нарисовать старый предмет, с которым связаны приятные воспоминания

7

 Пути развития современной архитектуры и дизайна;

Нарисовать как можно старый предмет модернизировать в современную жизнь

8

 Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека;

Проанализировать как дизайн и архитектура влияют на жизнь человека

 

 

4 четверть

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование

 

9

 Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды;

Нарисовать пару костюмов, которые бы выражали внутренний мир «заказчика»

10

 Моделируя себя - моделируешь мир;

Нарисовать коллекцию костюмов с своим с уникальным дизайном

11

 Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование;

Нарисовать интерьер комнаты и себя в нем

 

 

 

 

 

 

2.2 Комплекс упражнений по цветоведению

Колесо эмоций

Колесо эмоций — схема, которую придумал американский психолог Роберт Плутчик. Он считал, что у человека есть всего 8 базовых чувств — гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, доверие и радость. Смешиваясь, они дают более сложные переживания. Свою теорию Плутчик представил в виде круга, где каждой эмоции соответствует свой цвет.

Цель упражнения учеников с этой схемой, чтобы они пополнили свой словарный запас и научились точнее называть оттенки чувств. Это подготовительная работа, чтобы  конце занятия, на этапе рефлексии, им было удобнее обсуждать свои эмоции вместе с классом.

Описывать произведения живописи

Обучающимся предлагается описать произведение живописи, что чувствует герой или какие переживания вызывает эта работа в целом. Примерные вопросы:

·         Кто этот герой?

·         Что он чувствует?

·         Какое настроение у картины?

·         Что бы ты испытывал на его месте?

Для такого задания лучше подойдут полотна, в которых нет одной преобладающей эмоции. Например, «Ребенок с голубем» Пабло Пикассо или «Разговор» Анри Матисса. В этих случаях, описывая картину, обучающиеся будут больше говорить о себе, о своих переживаниях, которые они вкладывают в картину.

Интегрировать другие предметы

Обучающимся предлагается прочитать какое-то стихотворение, посмотреть видео, послушать музыкальное произведение, а потом нарисовать, какие эмоции они испытали.

Создавать коллажи

Обучающимся предлагается посмотреть работу известного художника. Обсудить ее, а после по мотивам этой картины сделать коллаж из обрезков журналов. Предлагается рассказать, какие неожиданные персонажи могут появится в коллаже, что они чувствуют, какая между ними связь.

Шарж

            Шарж- в искусстве и литературе неправдоподобное преувеличение в обрисовке лица или явления, разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, описание, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.

Через карикатурные изображения человека обучающимся предлагается изобразить разные эмоции человека, выполнение задания проходит на позитивной ноте и обучающиеся могут поделится своими набросками друг с другом.

Также можно изобразить себя или друга, примеры изображения эмоций для шаржа

·         Разболелся живот.

·         На улице стало морозно.

·         Наступили на ногу в очереди.

·         Очень сонный

·         Чувствуешь неприятный запах

·         Ешь вкусное мороженое.

Цветоведение и анализ

Обучающимся предлагается разделить листок на две части, на одной из них нарисовать сюжет теплыми цветами, передать через цвет и фактуру позитивные эмоции и настроение, а на второй стороне изобразить тот же сюжет, но более темными и резкими линиями. Таким образом через цвет обучающиеся понимают эмоции, также это помогает понять себя и свои эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Результативность методической разработки

3.1 Результаты диагностики обучающихся

Общий уровень эмоционального интеллекта - совокупность умственных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, и к управлению эмоциональной сферой. По итогам проведения диагностических процедур, можно соотнести низкий, средний и высокий уровень эмоционального интеллекта по 5-7 классам.

5-ые классы 

            Низкий уровень ЭИ - 36%  

            Средний уровень ЭИ - 30%

Высокий уровень ЭИ - 34%

6-ые классы

            Низкий уровень ЭИ - 7 %   

Средний уровень ЭИ - 58%

Высокий уровень ЭИ - 35%

7-ые классы

            Низкий уровень ЭИ - 0%    

Средний уровень ЭИ - 37%

Высокий уровень ЭИ - 63%

Современные образовательные стандарты не требуют развития эмоционального интеллекта напрямую, но, так или иначе, подразумевают это. Развитие личности и социализация подразумевают обращение к образовательным учреждениям, и, следовательно, применение технологий развития эмоционального интеллекта в современной школе как многие требования ФГОС, отражают необходимость развития ЭИ.

Развивать эмоциональны интеллект на уроках изобразительного искусства наилучшее решение, так как творчество и эмоции сильно связаны. В результате исследования можно сделать вывод, что через творческие занятия, можно создать условия для развития структурных компонентов эмоционального интеллекта.

 

 

 

 

 

3.2 Примеры выполненных работ

 

 

 

 

 


 

 

Заключение

Эмоциональный интеллект – это умственные способности, которые помогают осознавать и правильно воспринимать, различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих близких, сверстников.  Способность понимать эмоции предполагает понимание связей между ними, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ их, возможность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем целенаправленного воздействия.

Моя гипотеза нашла подтверждение. Эмоциональный интеллект строится на связи между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. Фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных способностей. А одним из средств их формирования является искусство. С помощью изобразительного языка художник раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние в структуре эстетических чувств.

В совместной деятельности педагога и детей в сфере воздействия изобразительного искусства на внутренний мир ребенка, расширении его эмоционального опыта, обучении понимания эстетического богатства жизни, формировании умения анализировать увиденное. Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. N 1. С. 111-131.

2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.

4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 78-86.

5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. Ч. 1. - С. 22-26.

6. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков / О. О. Андронникова. - Новосибирск, 2011. - 213 с.

7. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 672 с.

8. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 143 с.

9. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157-159.

10. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. - С. 25 - 26.

11. Гостунская,Я. И. Роль деструктивных внутрисемейных отношений в формировании девиантной виктимности подростков // Гуманизация образования. -- 2011. -- № 4. -- С. 22--26.

12. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М, Альпина Бизнес Букс, 2013. - С. 22--23.

13. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. - 478 с.

14. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта //Отдел кадров. - 2012, - №8, - С. 98-100.

15. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1655625635_653154_4he8u.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/originals/30/64/31/306431386339e392a017badf5d931179.png

 

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/z/zpOoBIANf3uTl7wjMkqxJaPDKGZCW5Vi4g0hFU/slide-4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://psylab.info/images/f/fa/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0.png

 


 

Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов»

Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов»

Оглавление: Введение ……………………………………………………………………………………… 3

Оглавление: Введение ……………………………………………………………………………………… 3

Введение Определений эмоционального интеллекта несколько, но все они сводятся к тому, что это способность человека распознавать чувства и эмоции — свои и других людей —…

Введение Определений эмоционального интеллекта несколько, но все они сводятся к тому, что это способность человека распознавать чувства и эмоции — свои и других людей —…

Определить эффективность используемого методического инструментария на основе проведения диагностических процедур

Определить эффективность используемого методического инструментария на основе проведения диагностических процедур

Глава I . Эмоциональный интеллект теоретическое обоснование 1

Глава I . Эмоциональный интеллект теоретическое обоснование 1

Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир

Психологическая составляющая здесь очень важна, поскольку затрагивает чувства человека, помогает ему понимать себя и окружающий мир

Влияние эмоционального интеллекта на обучение

Влияние эмоционального интеллекта на обучение

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью

Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью

Методы диагностики ЭИ Эмоциональный интеллект является одним из значимых ресурсов для осуществления регуляции жизни человека и выступает предиктором личного и профессионального благополучия

Методы диагностики ЭИ Эмоциональный интеллект является одним из значимых ресурсов для осуществления регуляции жизни человека и выступает предиктором личного и профессионального благополучия

Пример опросника: Вопросы +3 +2 +1 -1 -2 -3 1

Пример опросника: Вопросы +3 +2 +1 -1 -2 -3 1

Обработка и интерпретация результатов:

Обработка и интерпретация результатов:

Глава II . Методическое обеспечение программы 2

Глава II . Методическое обеспечение программы 2

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека;

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека;

Комплекс упражнений по цветоведению

Комплекс упражнений по цветоведению

Через карикатурные изображения человека обучающимся предлагается изобразить разные эмоции человека, выполнение задания проходит на позитивной ноте и обучающиеся могут поделится своими набросками друг с другом

Через карикатурные изображения человека обучающимся предлагается изобразить разные эмоции человека, выполнение задания проходит на позитивной ноте и обучающиеся могут поделится своими набросками друг с другом

Глава III . Результативность методической разработки 3

Глава III . Результативность методической разработки 3

Примеры выполненных работ

Примеры выполненных работ

Методическая разработка Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Методическая разработка  Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Заключение Эмоциональный интеллект – это умственные способности, которые помогают осознавать и правильно воспринимать, различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих близких,…

Заключение Эмоциональный интеллект – это умственные способности, которые помогают осознавать и правильно воспринимать, различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих близких,…

Список литературы 1. Айзенк

Список литературы 1. Айзенк

Приложение

Приложение

Методическая разработка Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Методическая разработка  Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Методическая разработка Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Методическая разработка  Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Методическая разработка Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс

Методическая разработка  Формирование навыков эмоционального интеллекта на уроках изобразительного искусства 5-7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2023