Методическая разработка «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»
Оценка 4.8

Методическая разработка «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»

Оценка 4.8
doc
02.11.2021
Методическая разработка                                                             «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»
здоровьесберегающие технологии.doc

Методическая разработка                                                             «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»

 

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Пути решения проблемы

  • Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального подхода в обучении, групповых и игровых технологий, развивающего обучения)
  • Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся
  • Рациональная организация труда учителя и учеников
  • Создание комфортного психологического климата
  • Соблюдение СанПиН и правил охраны труда
  • Чередование различных видов деятельности на уроке
  • Использование аудиовизуальных средств обучения

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Учителя активно внедряют в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет».

Во время фронтального опроса используем игру с мячом: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Большую роль играет технология Шаталова:

1.Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2.Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. Сохранению здоровья способствует применения системы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Кроме того, провожу  обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц, в том числе с целью поддержания правильной осанки. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одарёнными детьми, работа по индивидуальной программе. Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-четыре учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространённый педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребёнок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Так, приобщаем к выполнению домашних заданий своих учеников: даём задания по двум уровням, то есть ребёнок сам выбирает себе объём задания по силам.

«Уроки-праздники» способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребёнок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих..

Основными требованиями к качественному уроку в условиях здоровье-сберегающей педагогики являются:

  • Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр)
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности
  • Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока
  • Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль своего здоровья с учетом особенностей развития учащихся.

К основополагающим принципам работы по здоровьесберегающей деятельности, которые я использую в своей работе, относятся:

1.     Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2.     Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

3.     Единство физического и психического развития.

4.     Наглядность.

5.     Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

6.     Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Однако, при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Результатом работы каждого учителя является формирование модели личности ученика

1.     Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2.     Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3.     Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

4.     Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5.     Правильная организация своей жизнедеятельности.

6.     Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

7.     Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

8.     Потребность в самостоятельной двигательной активности.

9.     Самоконтроль, личностное саморазвитие.

10. Творческая продуктивность.

В современных условиях более важным является даже забота не о физическом, а о психическом здоровье детей. В этой связи нужно отметить работу с родителями по охране здоровья детей дома (при свободном общении, приготовлении домашнего задания и др.)

Конечными результатами работы по здоровьесбережению является:

1.     Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

2.     Повышение приоритета здорового образа жизни.

3.     Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

4.     Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

5.     Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

6.     Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

В заключении  рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

1.     Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2.     Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3.     Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»

Методическая разработка «Использование оздоровительных технологий на уроках биологии и географии»

Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в…

Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в…

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр)

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр)

В современных условиях более важным является даже забота не о физическом, а о психическом здоровье детей

В современных условиях более важным является даже забота не о физическом, а о психическом здоровье детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021