Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"
Оценка 4.8

Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"

Оценка 4.8
docx
02.03.2024
Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"
Разра.docx

ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс» 

 

 

 

 

Методическая разработка

практического занятия

Тема: Предметно-количественный учет лекарственных препаратов. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ списка II и психотропных веществ списка III.

ПМ.01 Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения

МДК.01.02 Розничная торговля лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента

Специальность 33.02.01 Фармация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грозный- 2023


Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю ПМ.01 Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения, специальность 33.02.01 Фармация.

 

Автор методической разработки:

Заурбекова Л.И. Тепсаев К.Х., преподаватели ГПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»

 

Рассмотрена

на заседании цикловой методической комиссии «Фармация»

Протокол № ____от ________2023г.

Председатель УМО                       

 

 

 

Тема: Предметно-количественный учет лекарственных препаратов. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ списка II и психотропных веществ списка III.

Тип занятия: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Форма проведения: практическое занятие.

Методы обучения: игровой, словесный, наглядный; объяснительно-иллюстративная познавательная деятельность.

Количество часов: 4 часа (180 мин)

Актуальность темы. Отпуск населению препаратов по рецептам врача является одной из основных трудовых функций фармацевтических специалистов. Решение об отпуске принимается на основании фармацевтической экспертизы, позволяющей оценить соответствие прописи требованиям нормативных документов, правильно организовать учет и хранение рецептурных бланков. Это и обуславливает необходимость наличия знаний и умений по оформлению рецептурных бланков и определению соответствия рецептурного бланка прописи рецепта.

Цели занятия:

Учебная цель: систематизация знаний по спискам препаратов, подлежащих предметно-количественному учету и отпуску наркотических средств и психотропных веществ списка II и психотропных веществ списка IIIпо требованиям нормативных документов:

·                   Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н (ред. от 27.07.2018) "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету"

·                   Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;

·                   Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Формирование ПК:

ПК 1.2. Осуществлять розничную торговлю и отпуск лекарственных препаратов населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям медицинских организаций;

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

-       номенклатуру лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ.

-       правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ списка II и психотропных веществ списка III.

Обучающийся должен уметь:

-       заполнять журнал по учету НС и ПВ и их прекурсоров

-       определять список лекарственного препарата по нормативным документам

-       отпускать наркотических средств и психотропных веществ списка II и психотропных веществ списка III.

Развивающая цель: формирование умений выделять существенные признаки и свойства; развитие умений обобщать информацию и делать выводы; формирование ОК 1 (выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;), ОК 2 (осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;),ОК 4 (работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;), ОК 9 (использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;), ОК 10 (пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;).

Воспитательная цель: формирование профессионально важных качеств личности фармацевтического работника: логического и аналитического мышления, внимательности, наблюдательности, ответственности, уважения интересов человека и общества. Формирование ОК 6 (проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;), ОК 7 (содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;). Формирование ЛР 4, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16 (приложение 5).

Межпредметные и внутрипредметные связи:

 

 

 

 

Межпредметные связи

Основы латинского языка с медицинской терминологией

,ПМ.01 Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения

 

 

 

 


Внутримодульные связи

МДК 01.01 Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений,МДК.01.02 Розничная торговля лекарственными препаратами и
 отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента

 

 

 

 

 

 

 

 


МДК.01.03. Оптовая торговля лекарственными препаратами 

МДК.01.04. Лекарствоведение с основами фармакологии

 

 


                                                                                         

 

 МДК.01.05.
Лекарствоведение с основами фармакогнозии

 

Средства обучения: нормативные документы, муляжи лекарственных препаратов, рецепты

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

·                   Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н (ред. от 27.07.2018) "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету"

·                   Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;

·                   Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».

 

Дополнительная:

1.     Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента (МДК. 01. 02) / Ю. П. Матвеева и др. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Содержание каждого этапа

Приложение №

Примерное время

1.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности группы и аудитории к занятию. Фиксация отсутствующих. Заполнение журнала.

 

2 мин.

2

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задач практического занятия. Актуальность и связь темы с современностью, перспективы развития вопроса.

 

3 мин.

2.

Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

- фронтальный (устный) опрос

Студенты отвечают на контрольные вопросы

1

30 мин.

3.

Практическая работа

1. Заполнить таблицу определений

2. Заполнить таблицу и отнести препараты к списку

3. Распределить препараты по местам хранения

4. Решить ситуационные задачи

2

120 мин.

5.

Закрепление изученного материала.

- тестовый контроль

Студенты делятся на два варианта, письменно отвечают на 17 тестовых заданий.

 

3

15 мин.

6.

Подведение итогов

Рефлексия (каждый студент оценивает свою работу с помощью мишени: 0 - не усвоил урок, 5 -урок усвоен, но требуется дополнительная подготовка, ступень - отлично усвоил урок).

5

5 мин.

7.

Домашнее задание

Преподаватель разъясняет студентам методику выполнения  домашнего задания.

4

5 мин.

Итого

180 мин

 


 

Приложение 1

 

Вопросы (задание) для фронтального (устного) опроса

1.            ФЗ № 3 «О наркотических средствах психотропных веществах». Основные понятия.

2.            Каким документом утверждён Перечень НС, ПВ и их прекурсоров, находящихся под контролем в РФ?

3.            Наркотические лекарственные средства, определение, особенности обращения, примеры торговых и международных наименований?

4.            Психотропные лекарственные средства: определение, особенности их обращения, примеры торговых и международных наименований?

5.            Условия отпуска НС и ПВ и их прекурсоров?

6.            Срок действия и порядок хранения рецептурных бланков для выписывания НС и ПВ?

7.            Каким документом регламентирован порядок отпуска НС и ПВ из аптечных организаций?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Практическая работа

Задание 1. Оформить в таблицу основные определения ФЗ РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ФЗ РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

 

Термин

Определение термина

Наркотические лекарственные средства

 

Психотропные лекарственные средства

 

Рецепт на лекарственный препарат

 

 

 

Задание 2. Заполнить таблицу, устанавливая по примеру соответствие МНН, ТН, Списку контролируемых веществ. Для заполнения таблицы можно воспользоваться сведениями Государственного реестра лекарственных средств ()

 

МНН

ТН, дозировка

Список НС и ПВ

Бупренорфин

Бупренорфин, ампулы 300 мкг/мл 2 мл № 10

НС II

Кодеин+Морфин+Носкапин

+Папаверин+Тебаин

 

 

Кетамин

 

 

Морфин

 

 

Пропионилфенилэтоксиэтилпиперидин 

 

 

Тримепиридин

 

 

Фентанил

 

 

Фенобарбитал

 

 

Золпилдем

 

 

Клоназепам

 

 

Диазепам

 

 

Оксазепам

 

 

Тианептин

 

 

Медазепам

 

 

Феназепам

 

 

Цетиризин

 

 

 

Задание 3. Распределить препараты по местам хранения

 

1. Распределить по местам хранения аптечной организации препараты, определив их принадлежность к НВ и ПВ и их прекурсорам

Калия перманганат 3 г.

Димедрол, раствор для инъекций 1мг/мл 1 мл 10 амп.

Феназепам, таблетки 20 шт. флак.

Морфина сульфат, капсулы №10

Бупранал раствор для инъекций

Кетамин 50 мг/мл 5 мл №5

Реладорм таблетки №10

Кислота хлористоводородная 8,3% 500 мл

Фенобарбитал таблетки 5 мг №10

Бензонал таблетки 50 шт.

 

2. Распределить по местам хранения аптечной организации препараты, определив их принадлежность к сильнодействующим или ядовитым веществам

Сустанон-250, раствор для инъекций

Нандролон

Клофелин, таб 15 мкг №50

Даназол

Редуксин лайт, капсулы № 90

Ретаболил, раствор для инъекций №3

Донормил, таблетки 50 шт.

Феназепам, таблетки 50 мг №10

Спирт этиловый 95% 100 мл

 

3. Распределить по местам хранения аптечной организации препараты, определив их принадлежность к подлежащим ПКУ

Пенталгин-Н, таблетки

Седал-М, таблетки

Солпадеин, таблетки

Коделак, таблетки

Туссин плюс, сироп

Гликодин, сироп

 

Задание 4. Решить ситуационные задачи

Задача 1. В аптеку обратился пациент с рецептом формы 107 1у НП, на котором был выписан препарат Клофелин. Рецепт имеет все обязательные и дополнительные реквизиты. Фармацевт отказал в отпуске. Прав ли фармацевт? Ответ обоснуйте.

Задача 2. В аптеку обратился пациент с рецептом формы 148-1/у-88, на котором были выписаны препараты Фенобарбитал и Морфин. Рецепт имеет все обязательные и дополнительные реквизиты. Фармацевт отказал в отпуске. Прав ли фармацевт? Ответ обоснуйте.

Задача 3. В аптечную организацию обратился посетитель с рецептом на лекарственный препарат Морфин 1% раствор для инъекций ампулы по 1 мл в количестве 30 штук для паллиативной помощи пациенту. Рецепт выписан на специальном рецептурном бланке на наркотическое средство или психотропное вещество (форма №107/у - НП). На рецептурном бланке проставлены штамп медицинской организации (МО) с указанием полного наименования МО, еѐ адреса и телефона, серия и номер рецепта. Также указаны дата выписки рецепта, фамилия, имя и отчество (полностью) пациента, его возраст (количество полных лет), номер полиса обязательного медицинского страхования, номер медицинской карты, фамилия, имя и отчество (полностью) врача. Пропись выполнена по международному непатентованному названию (МНН) на латинском языке с указанием дозировки, количества и способа приѐма. Количество выписанного ЛП указано прописью. В рецепте имеется подпись врача, заверенная личной печатью врача, и печать медицинской организации «Для рецептов». Однако провизор обнаружил несоответствия Правилам оформления рецепта, не позволяющие осуществить отпуск ЛП. Ответьте на вопросы:

1. К какому списку (Перечню) лекарственных средств (ЛС) рецептурного отпуска относится Морфин?

2. Укажите форму рецептурного бланка для выписывания Морфина с обязательной ссылкой на нормативную документацию.

3. Какие несоответствия требованиям Правил выписывания рецептов обнаружил провизор? Как следует поступить в данном случае? Укажите срок действия этого рецепта.

4. Какую информацию следует предоставить пациенту с учѐтом того, что рецепт остаѐтся в аптеке? Какой документ выдаѐтся пациенту при отпуске Морфина и других НС вместо рецепта?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Вопросы тестового контроля к практическому занятию

 

Внимательно прочитайте вопрос и выберете один или несколько правильных ответов

 

1. Перечень НС, ПВ и их прекурсоров утверждён:

А. Приказом Министерства здравоохранения РФ №1221н

Б. Федеральным законом № 3- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

В. Постановлением правительства РФ № 681

 

2. Хранение НС и ПВ осуществляется:

А. Юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Б. Юридическими лицами, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность

В. Физическими и юридическими лицами, использующими НС и ПВ в медицинской практике

 

3. Помещения хранения НС и ПВ подразделяются:

А. на три категории, в зависимости от номенклатуры НС и ПВ

Б. на шесть видов, в зависимости от количества хранящихся НС и ПВ

В. на четыре категории, в зависимости от вида организаций, осуществляющих хранение НС и ПВ

 

1.     Установить соответствие

 

Наименование

 

 

Принадлежность к перечням контролируемых веществ

А. Промедол

 

а. Прекурсор таблицы I

Б. Эфедрин

 

б. Психотропное средство списка II

В. Кетамин

 

в. Наркотическое средство списка II

Г. Калия перманганат

 

г. Прекурсор таблицы III

 

2.                 Хранение сильнодействующих, ядовитых лекарственных средств осуществляется

А. в изолированных помещениях, специально оборудованных инженерными и техническими средствами охраны

Б. в местах временного хранения НСиПВ

 

6. Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств) хранятся:

А. в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня

Б. в сейфах помещений, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств

 

1.     Установить соответствие

 

Категория помещения

 

 

Вид организации, осуществляющей хранение НС и ПВ

А. 1 категория

 

а. медицинские организации (5 или 3-х дневные запасы)

Б. 2 категория

 

б. медицинские организации (суточный запас)

В. 3 категория

 

в. производители НС и ПВI

Г. 4 категория

 

г. аптечные организации

 

 

8. В аптечных организациях на внутренних сторонах дверец сейфов или металлических шкафов, в которых осуществляется хранение НС и ПВ, должны быть вывешены:

А. списки хранящихся наркотических и психотропных лекарственных средств с указанием их высших разовых и высших суточных доз.

Б. таблицы противоядий при отравлениях НС и ПВ.

 

9.                 Хранение фармацевтических субстанций НС и ПВ в аптечных учреждениях должно осуществляться:

А. в штанглазах с указанием высших разовых и высших суточных доз

Б. в герметичной таре изготовителя

 

10.            В ассистентских комнатах аптек хранение наркотических и психотропных лекарственных средств, используемых в течение рабочего дня, осуществляется

А. в закрывающихся ящиках рабочих столов провизора-технолога

Б. в сейфах (контейнерах) ассистентской комнаты

 

 

 

 

Ответы

1В; 2А; 3В; 4Ав, Ба, Вб, Гг; 5А; 6А; 7 Ав, Бг, Ва, Гб; 8А; 9А; 10Б

 

Критерии оценки

100 % – 81% «отлично»

80 % – 70 % «хорошо»

69 %– 51 % «удовлетворительно»

50 % и менее «неудовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Домашнее задание

1.                 Изучить лекционный материал по теме занятия

2.                   Ознакомится с нормативными документами:

·                   Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н (ред. от 27.07.2018) "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету"

·                   Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;

·                   Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».

3.                 Ответить на контрольные вопросы (устно)


Приложение № 5Мое участие в работеЖелание использовать материал в своей работеНастроение Понятие материала0000555510101010

 

 


 

ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»

ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю

Методическая разработка составлена на основании рабочей программы по профессиональному модулю

Приказ Минздрава России от 22.04

Приказ Минздрава России от 22.04

ОК 7 (содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;)

ОК 7 (содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;)

Средства обучения: нормативные документы, муляжи лекарственных препаратов, рецепты

Средства обучения: нормативные документы, муляжи лекарственных препаратов, рецепты

Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234

Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234

Практическая работа 1.

Практическая работа 1.

Каким документом регламентирован порядок отпуска

Каким документом регламентирован порядок отпуска

Кодеин+Морфин+Носкапин +Папаверин+Тебаин

Кодеин+Морфин+Носкапин +Папаверин+Тебаин

Распределить по местам хранения аптечной организации препараты, определив их принадлежность к сильнодействующим или ядовитым веществам

Распределить по местам хранения аптечной организации препараты, определив их принадлежность к сильнодействующим или ядовитым веществам

Пропись выполнена по международному непатентованному названию (МНН) на латинском языке с указанием дозировки, количества и способа приѐма

Пропись выполнена по международному непатентованному названию (МНН) на латинском языке с указанием дозировки, количества и способа приѐма

Б. Федеральным законом № 3- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Б. Федеральным законом № 3- ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Б. в сейфах помещений, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств 1

Б. в сейфах помещений, оборудованных инженерными и техническими средствами охраны, аналогичными предусмотренным для хранения наркотических и психотропных лекарственных средств 1

100 % – 81% «отлично» 80 % – 70 % «хорошо» 69 %– 51 % «удовлетворительно» 50 % и менее «неудовлетворительно» Приложение № 4

100 % – 81% «отлично» 80 % – 70 % «хорошо» 69 %– 51 % «удовлетворительно» 50 % и менее «неудовлетворительно» Приложение № 4

Домашнее задание 1.

Домашнее задание 1.

Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"

Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"

Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"

Методическая разработка к практическому занятию на тему "Предметно-количественный учет лекарственных препаратов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024