Методическая разработка «Кейс Юного Финансиста»
Автор: Кравцова Наталия Владимировна – воспитатель высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 г. Азова
Россия, Ростовская область, г. Азов
346780, Ростовская область, г. Азов, пер. Степана Разина, дом 3 А.
Телефон: 8 (86342) 6-41-25
Адрес электронной почты: m.mdou31@yandex.ru
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, путешествуя вместе с воспитателем по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
1.2.Инновационность
Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной, неинтересной, навязанной ребенку форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется определенное время. Для этого было решено использовать кейс-технологию. Кейс-технология – интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации, представленной в виде кейса.
1.3. Новизна
Кейс-технология помогает повысить интерес детей к изучению нового материала, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию.
Использование кейса в организации совместной деятельности воспитателя и ребенка формирует познавательные процессы, позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цели и задачи
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством кейс-технологии.
Задачи:
· формирование первичных экономических представлений и компетенций;
· развитие экономического мышления дошкольников;
· воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
2.2. Методы и приемы
Дидактические и настольные игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, беседы.
2.3. Материалы и оборудование
Чемодан с дидактическими и настольными играми, книгой для чтения, комиксы, карточки Домана на тему «Финансовая грамотность» и раскраски.
2.4. Описание методической разработки
«Кейс Юного Финансиста» представляет собой чемодан, на каждой стороне которого с помощью липучек прикреплены конверты с играми.
На открывающейся части чемодана расположен лабиринт, по которому необходимо Монетке дойти до кнопки, которая открывает кейс. Для этого ребенок должен провести пальцем по линии и нажать кнопку.
На верхней внутренней части чемодана мы расположили:
1) Игры из серии «Соедини…»
а) «Соедини картинки с тенью»
б) «Соедини половинки картинок»
в) «Соедини с магазином только тот товар, который в нем продается»
2) Комикс «История о Рублике и его друзьях», в котором рассказывается и показывается, что нельзя передавать личную финансовую информацию (не хранить пин-код вместе с картой, хранить номер карты и пин-код втайне от других; никому не сообщать cvc-код, при утере карты немедленно ее надо заблокировать; никому не давать пароль к своему счету через интернет)
3) Игры из серии «Сосчитай…»
а) «Сосчитай монеты и поставь знак <,> или =»
б) «Сосчитай и запиши число»
в) «Сосчитай монеты и обведи правильный ответ»
г) «Реши примеры и соедини с монетками»
д) «Сосчитай монеты и соедини с товаром по количеству монет»
Между внутренними частями кейса была добавлена страница, на которой расположены:
1) Карточки Домана по теме кейса
2) Игра «Что можно/нельзя купить за деньги?»
На нижней внутренней стороне чемодана находятся:
1) - Пазлы «Собери картинку»
- «Математические пазлы» на знание счета от 1 до 5, от 1 до 10, от 11 до 20
2) Книга Дмитрия Васина «Деньги и бизнес» для детей
В этой книге представлены следующие главы:
- «Что такое деньги?» (в этой главе рассказывается, зачем людям понадобились деньги и почему без них жить было невмоготу)
- «Первые деньги» (глава о самом интересном – древних людях и их стараниях обустроить свою жизнь с помощью торговли)
- «Что такое банк?» (в этой главе рассказывается, что банк – это очень интересно и важно)
- «Что дают деньги» (эта глава рассказывает о том, какие преимущества дают деньги и какие вещи люди хотят купить в первую очередь)
- «Откуда берутся деньги?» (рассказывается о том, где взять деньги)
- «Зачем нужна подработка?» (главная цель подработки не только получение денег, но и опыт, навык и знания, которые можно получить)
- «Что такое карьера?» (как меняется жизнь и работа людей, если они добиваются успеха в том, что делают)
- «Кто такой бизнесмен?» (как можно не устраиваться на работу, а самому создать компанию, в которую придут работать другие люди)
- «Как экономить деньги?» (в этой главе рассказывается, как на привычные вещи, тратить меньше денег)
- «Как правильно тратить деньги?» (эта глава поможет разобраться, что и когда следует покупать, а когда лучше воздержаться от покупок)
- «Как копить деньги?» (методы накопления денег, которыми пользуются в современном обществе)
- «Кто такой инвестор?» (в этой главе рассказывается о таких способах зарабатывания денег, о которых дети обычно не знают и даже не догадываются)
3) Игры на развитие зрительного внимания:
- «Лабиринты»
- «Найди 10 отличий»
Сняв с липучек все конверты с играми и книгу, мы увидим Экономический словарик для детей старшего дошкольного возраста
Закрываем чемодан и на задней его части видим:
1) «Обведи и раскрась»
2) Математическая игра "Свинки-копилки. Сложение в пределах 20"
3) Книжка-раскраска «Как сорока карту потеряла»
2.5. Ссылки на научные и методические источники
1. https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2022/03/formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-u-detey-5-7-let-posredstvom-primeneniya-keys-tehnologii.pdf
2. https://педталант.рф/алехина-е-н-инновационный-проект/
3. https://fmc.hse.ru/data/2020/03/27/1553852544/Презентация%20Бармина%20Колпакова.pptx.pdf
4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/
5. https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1. Результативность
Предполагаемые результаты:
· активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар и т.д.)
· получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.
· понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
· осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
3.2. Эффективность
Использование данного кейса в образовательном процессе позволит сформировать у дошкольников начальные навыки планирования и целевого назначения и использования денег, заложить основы нравственно-этических привычек, которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
3.3. Транслируемость педагогического опыта
Методическая разработка «Кейс Юного Финансиста» разработана для детей от 5 до 7 лет, может использоваться индивидуально, в подгруппах (2-8 человек – количество определяется воспитателем в зависимости от цели и вида игры), в совместной и самостоятельной деятельности.
«Кейс Юного Финансиста» был представлен на педагогическом совете МБДОУ № 31 г. Азова в виде презентация инновационной технологии по теме «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
На моем персональном сайте:
1. Методическая разработка:
https://personalnyj-sajt-vospitatela-kravcovoj-natalii-vladimirovny.webnode.ru/planirovanie/
2. Презентация:
https://personalnyj-sajt-vospitatela-kravcovoj-natalii-vladimirovny.webnode.ru/prezentatsii/
4. ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.
2. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.
3. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89 с.
4. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
7. «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
8. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
9. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
10. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254 с.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.