Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ «Касимовский техникум водного транспорта»
Методическая разработка
классного часа на тему: «День Российской науки»
Выполнила: преподаватель
Поликша Т.В.
Касимов, 2023
Согласовано |
Утверждаю |
Председатель цикловой комиссии |
Зам.директора по ВР |
Гуляева В.В. |
Буданова Т.П._________ |
«___»_____2023г. |
«___»_______2023г. |
Автор методической разработки
Классный руководитель
Поликша Т.В.____________
Материал предназначен для проведения внеклассных мероприятий в помощь классным руководителям. Внеклассные мероприятия в учебных заведениях позволяют обучающимся раскрыть творческие способности,
знания и внутренний потенциал, развить свой кругозор.
Пояснительная записка
Внеклассные мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для студентов с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи и т.д.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на учебном занятии, но и от организации внеклассных мероприятий по различным дисциплинам. Педагоги знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.
Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с учебными занятиями на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основываются на самостоятельности студентов.
Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении студентов новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества. Совместная работа воспитывает у студентов такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому, значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора студентов и углублению знаний по предмету, подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Методическая разработка классного часа «День Российской науки» представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди студентов 1-2 курсов.
Классный час «День Российской науки» проводится в форме «Устный журнал», посвященный истокам российской науки. Журнал включает в себя 3 блока: информационный, дискуссионный, игровой.
Методическая цель – создание педагогических условий для творческой самореализации студентов, воспитание патриотизма на примере научных открытий великих русских ученых. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
К проведению Дня науки приглашаются преподаватели и студенты, классные руководители.
Классный час
по теме: «День Российской науки»
Цель: формирование у студентов представление о рождении российской науки, её становлении и развитии, формирование познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
Ø воспитание патриотических чувств обучающихся, чувства гордости за Великую Россию, за ученых, прославивших нашу страну.
Ø дать понятие, что все окружающее нас нужно рассматривать с точки зрения науки;
Ø мотивировать желание познавать окружающий мир и формировать интерес к учебным предметам;
Ø расширять кругозор студентов.
Вид мероприятия: классный час
Форма: открытый урок
Место проведения: кабинет №7 ОГБПОУ « КТВТ»
Дата проведения: 8.02.2023г.
Продолжительность: 45 минут
Оборудование и оформление: ПК, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, фотографии значимых открытий.
Участники: студенты гр.22 СБ
Домашнее задание для студентов:
Андронова Клавдия, Конакова Анастасия - ведущие, изучить материал по истокам российской науки;
Дроган Иван – Выучить стих Валерия Брюсова «Над буйным хаосом стихийных бурь…»;
Линькова Дарья – составить список лауреатов Нобелевской премии России, СССР, РФ;
Дроган И, Алимпиев И., Волков И. - подготовить материал для рубрики « И в шутку и в серьез», составить рассказы из биографии известных ученых;
Макарова С., Цветкова Д.- подготовить научную викторину;
Глазунова К., Глазунова А.- подготовить конкурс «Я лучший чтец»»
Казимиров Д.- создать электронную презентацию по теме классного часа.
Группе 22 СБ - познакомиться с материалами, фактами о научных открытиях и достижениях в различных областях науки в наши дни.
Методика проведения классного часа:
1. Особенность организации данного открытого мероприятия в том, что уже на подготовительном этапе студенты принимают участие в подборе источников литературы по теме классного часа, распределяют роли. Это формирует у них ответственность за проведение классного часа.
2. Классный час открывается вступительным словом классного руководителя о значимости праздника «День Российской науки».
3. Общие рекомендации.
Мероприятие состоит из нескольких частей, каждое из которых развивает патриотизм, гражданственную ответственность. При раскрытии темы классного часа используются не только теоретический материал, но и стихотворные включения, иллюстрации в виде слайдов презентации.
Подводятся итоги классного часа, в заключение – рефлексия.
План мероприятия
1. Подготовительный этап
1) Планирование хода мероприятия, его целей и задач. На этом этапе подробно разрабатываются элементы мероприятия и приемы активизации деятельности студентов группы.
2) Подбор материала к мероприятию. Поиск, анализ и систематизация источников литературы по теме мероприятия в библиотеке ОГБПОУ «КТВТ», интернет – ресурсов, изучение методических рекомендаций по организации и проведению классных часов.
3) Составление сценария классного часа, подбор иллюстраций.
Подбор графических изображений, интересных фактов из биографии известных ученых, информация о научных достижениях в различных областях и перспективах развития российской науки. Задания для проведения конкурсов осуществляются обучающимися под контролем классного руководителя.
4) Подготовка ТСО. Проверка наличия оборудования: ПК, проектор, экран, электронная презентация.
5) Работа со студентами. Репетиция с участниками ( проверка готовности к открытому классному часу)
2. Основная часть
1) Вступительное слово классного руководителя
2) Основная часть.
«Золотой век российской науки»;
«Отцы и основоположники»;
«Люди науки не знают скуки»
Конкурсы.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
4. Анализ мероприятия.
38.02.07 Банковское дело
Общие требования к личностным результатам выпускников СПО
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
Код
личностных результатов |
|
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России |
ЛР 5 |
|
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства |
ЛР 8 |
|
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры |
ЛР 11 |
|
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 12 |
|
Личностные результаты реализации
программы воспитания, определенные субъектом |
||
Демонстрирующий приверженность к культуре родного края, исторической памяти на основе любви к Родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа Рязанской области |
ЛР14 |
|
Сценарий открытого классного часа
по теме: «День Российской науки»
Сначала я делал открытия всем давно известные, потом не так давно известные, а потом и совсем новые...
К. Циолковский
Цель: формирование у студентов представление о рождении российской науки, её становлении и развитии, формирование познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
Ø воспитание патриотических чувств обучающихся, чувства гордости за Великую Россию, за ученых, прославивших нашу страну.
Ø Воспитание любви к научной деятельности;
Ø развивать чувство общественной значимости науки в стране;
Ø развивать логическое мышление, внимание и речь;
Ø мотивировать желание познавать окружающий мир и формировать интерес к учебным предметам;
Ø расширять кругозор студентов.
Форма: Устный журнал.
Устный журнал, посвященный истокам российской науки. Журнал включает в себя 3 блока: информационный, дискуссионный, игровой
Оборудование
и оформление:
мультимедийная презентация, фотографии значимых открытий.
План:
1. Вступительное слово о празднике «День Российской науки».
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Подведение итогов классного часа. Рефлексия
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
Приветствие, объявление темы и целей мероприятия.
Классный руководитель (Слайд1):
Уважаемые педагоги, обучающиеся и гости! 8 февраля в нашей стране отмечается ДеньРоссийской науки и пусть в нашем техникуме будет традицией проводить в этот день научно-практическую конференцию (внеклассное мероприятие).
День Российской науки отмечается 8 февраля,который был учрежден указом президентаРоссийской ФедерацииБ. Ельциным от 7 июня 1999 года.Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности.
Почему же именно этот день?
Ведущий 1 (Слайд2):
Наука играет важную роль в истории человечества, нашего государства, каждого отдельного человека. Во все времена научная мысль являлась сердцем научно-технического прогресса. Ученые, исследователи,изобретатели, естествоиспытатели, их труды и открытия давали толчок
Чтец
Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке – громкое «Ура»!
Валерий Брюсов
Ведущий 2(Слайд3):
История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.
На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако
цель оставалась неизменной. Во времена Советского Союза ее переименовали в
Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук,
возродив звание высшего научного заведения.
К 275-летию со дня основания Академии было решено учредить праздник «День Российской
науки», учитывая роль выдающихся открытий и труд великих умов человечества для
развития государства и общества в целом.
Ведущий 1(Слайд 4):
Золотой век российской науки
Наша страна дала миру множество уникальных имен и научных открытий, которые сыграли большую роль в развитии человеческой цивилизации.
XX в. можно смело назвать веком российской науки. В самом начале века на научном небосклоне России сияли такие звезды, как Д. Менделеев, К. Циолковский, И. Павлов, И. Мечников, В. Бехтерев, Н. Жуковский. Затем эстафету научных открытий подхватили С. Королев, А. Туполев, И. Курчатов, Д. Сахаров, М. Келдыш, Л. Ландау и др. Они вывели российскую науку в число мировых лидеров.
Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиацию и космонавтику, Периодическую систему химических элементов, фотосинтез, лазеры, синтетический каучук, электросварку, витамины, наркоз, высокооктановый бензин, танкеры, трактора, танки, нефтепроводы, теплоходы, паровозы, тепловозы, лучшие в мире подводные лодки, компьютерные томографы, систему трехфазного тока - все это придумали российские ученые. В XX в. 10 русских ученых были удостоены Нобелевской премии. Среди них физиологи И. Павлов и И. Мечников, химик Н. Семенов, физики: П. Черенков, И. Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н. Басов, П. Капица, А. Прохоров. К сожалению, некоторые ученые оказались на Западе. Своими идеями и открытиями они обогатили другие страны. Сейчас в России ученым живется нелегко, но многие из них не изменяют своему призванию, продолжают делать открытия, служить своему народу.Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.Наука – это сила, дающая прогресс, движение, развитие во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство.
Лауреаты Нобелевской премии (Россия, СССР, РФ)
1. 1904, физиология и медицина, Иван Петрович Павлов.
2. 1908, физиология и медицина, Илья Ильич Мечников.
3. 1956, химия, Николай Николаевич Семенов.
4. 1958, физика, Илья Михайлович Франк.
5. 1958, физика, Игорь Евгеньевич Тамм.
6. 1962, физика, Лев Давидович Ландау.
7. 1964, физика, Николай Геннадиевич Басов.
8. 1964, физика, Александр Михайлович Прохоров.
9. 1978, физика, Петр Леонидович Капица.
10. 2000, физика, Жорес Иванович Алферов.
11. 2003, физика, Виталий Лазаревич Гинзбург.
12. 2003, физика, Алексей Алексеевич Абрикосов.
Ведущий 2.(Слайд 5):
Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.
Ведущий 1.(Слайд 6):
Отцы и основоположники
Российские ученые XX в. продолжали научные традиции, заложенные учеными прошлого. Они заложили основы российской науки, поэтому их называли основоположниками, отцами.
Дмитрий Иванович Менделеев - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геологии и даже метеоролог. Дмитрий Иванович Менделеев сделал много открытий в области химии, но главное его открытие - Периодическая система химических элементов.
Иван Петрович Павлов - великий русский биолог, первый в России лауреат Нобелевской премии. Он стал основоположником крупнейшей физиологической школы и создателем учения о высшей нервной деятельности. Он изучал пищеварение, кровообращение, высшую нервную деятельность человека. Его открытия до сих пор служат медицине. Павлов страстно верил в науку, считал, что именно наука сможет избавить «род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшит горе в жизни людей». Эта вера давала ему силы и помогала в работе.
Ведущий 2.(Слайд 7):
«Отцом» (а иногда и «дедушкой») русской авиации называют Николая Егоровича Жуковского. Он много сделал для раз-1 вития русской авиации. В 1918 г. создал Центральный аэрогидродинамический институт. Сейчас это ЦАГИ - крупнейший государственный научный авиационный центр России, который носит имя своего создателя. Н. Жуковский верил, что человек обязательно будет летать, опираясь на силу своего разума.
А «отцом русской космонавтики» стал Константин Эдуардович Циолковский - скромный калужский учитель-самоучка, разработавший теорию межпланетных полетов, благодаря которой человек смог проникнуть в космос. Вот как ученый объяснял, зачем он вообще занимался наукой: «Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, в отдаленном будущем дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
Ведущий 1.(Слайд 8):
Люди науки не знают скуки
Познакомившись с биографиями ученых, мы пришли к выводу, что люди науки не знают скуки. Их рассказы можно поместить в рубрику «И в шутку и всерьез».
Студент 1.«Чемоданных дел мастер» - так называли Дмитрия Ивановича Менделеева. Любимым его занятием на досуге было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Материалы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
- Кто этот почтенный господин?
- Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это чемоданных дел мастер господин Менделеев.
В 1895 г. Менделеев от болезни глаз потерял зрение, но даже вслепую продолжал клеить чемоданы.
Студент 2. А я назвала свой рассказ «Собака Павлова». Как все мы знаем, Иван Петрович Павлов ставил опыты на собаках. Но известна история, в которой собака невольно поставила опыт на Павлове.
Этот опыт комичный и грустный. Когда Иван Павлов только женился, он вынужден был жить в доме своего брата, холостяка. В доме у них часто бывали гости, и тогда братья шутя подкалывали друг друга: один высмеивал холостяцкую жизнь, другой смеялся над тягостями семейных уз. Однажды во время такой шутливой перепалки брат ученого крикнул своей собаке: «Принеси туфлю, которой жена бьет Ивана Петровича». Собака послушно побежала в соседнюю комнату и вскоре торжественно вернулась обратно с туфлей в зубах, вызвав взрыв хохота и гром аплодисментов у гостей. Может быть, это был условный рефлекс, но ученый больше никогда не подшучивал над холостяцкой жизнью своего брата.
Студент 3. «Циолковский, цыплята и центрифуга». Эти три слова - не пример к правилу написания гласных после буквы «ц». Это название моего короткого рассказа об опытах Константина Эдуардовича Циолковского. По его расчетам выходило, что во время ускорения Движения ракеты тело человека будет испытывать страшные перегрузки. В 21 год Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда. Так тараканы и цыплята внесли свой вклад в развитие космонавтики.
Классный руководитель (Слайд 9):
В День российской науки 2023 проводят ежегодные конференции и слёты молодых и перспективных ученых в разных областях. Проводятся мероприятия, которые позволяют обсудить вопросы и увидеть огрехи в современной научной деятельности, а также отметить ее новейшие достижения.
В 2010 году обнаружили новый вид древних людей, о котором не знали ранее. Жили они на Алтае около 300 тысяч лет назад одновременно с неандертальцами.
(Слайд 10):
Придумана новая система хранения данных, защита которой основана на квантовой криптографии. Теоретически такую систему невозможно взломать.
(Слайд11):
Был открыт новый химический элемент, который внесли в таблицу Менделеева. Принадлежит данное открытие Юрию Оганесяну, именем которого и был назван этот элемент.
Ведущий 1(Слайд12):
В настоящее время в России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, на которые приходится примерно 70% всех патентов, которые выдаются на территории РФ, 80% высокоцитируемых работ. Сегодня в научных исследованиях и разработках в РФ участвует более 3,6 тысячи организаций, в которых работает более 700 тысяч специалистов, из них 370 тысяч — исследователи.
Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.
Ведущий2(Слайд13):
Среди приоритетных направлений развития отечественной науки выделены цифровые производственные технологии, создание новых материалов, развитие систем, способных обрабатывать большие объемы данных, искусственный интеллект и машинное обучение, переход к экологически чистым и ресурсосберегающим источникам энергетики, персонифицированная медицина.
Конкурсы
Классный руководитель. Это немного из истории праздника. А сейчас
время конкурсной части нашего мероприятия. Здесь вы сможете раскрыть свои
знания об ученых.
Ведущий 1. Первый конкурс «Фамилия ученого».
Условие простое. В коробке смяты небольшие листы бумаги,
где в каждом указана первая буква фамилии одного ученого. Ваша задача сказать
фамилию ученого на попавшую букву. Вы можете указать от 1 до 3-х фамилий, как
вспомните.
Студент
группы ходит и подносит коробочку с замятыми листочками бумаги. Буквы можно
напечатать заранее. Ниже приведены примеры букв и возможные ответы учащихся.
А: Ампер А.М.;
Л: Ломоносов М. В.;
П: Пирогов Н. И.;
С: Сеченов И. М.;
М: Мечников И. И. и т.д.
Для
второго конкурса студенты должны будут разделиться на две группы. Содержание
задания можно напечатать заранее.
Ведущий 2. Второй конкурс «Правильное соответствие».
Условия таковы: вам выдаются листы бумаги, где
указаны фамилии, а на других название должности ученого или академика. Ваша
основная задача установить правильное соответствие.
3 соответствия на одну группу.
Слова: советский ученый, основоположник практической
космонавтики, российский ученый в области механики, основоположник современной
гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, член-корреспондент
РАН,
М. В. Ломоносов, автор учебника «Органическая химия»,
Е. Н. Жуковский, ученый – естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка,
Л. Д. Ландау, советский математик, академик, Д. И.
Менделеев, П. С. Александров, советский физик, академик, нобелевский лауреат,
С. П. Королев.
Правильные ответы:
Е. Н. Жуковский - основоположник современной гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, член-корреспондент РАН;
Д. И. Менделеев - автор учебника «Органическая химия»;
Л. Д. Ландау - советский физик, академик, нобелевский лауреат;
С. П. Королев - советский ученый, основоположник практической космонавтики;
П. С. Александров - советский математик,
академик.
Ведущий 1. Третий конкурс. «Я - лучший чтец».
Командам выдаются отрывки из од М. В. Ломоносова,
Г. Р. Державина. Оценивается выразительность чтения. Из двух групп студенты
сами выбирают, кто будет читать отрывок.
Первой
группе:
Ода
на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Петра Феодоровича и
княгини Екатерины Алексеевны 1745 г. (М.В. Ломоносов)
Не сад ли вижу я священный,
В Эдеме Вышним насажденный,
Где первый узаконен брак?
В чертог богиня в славе входит,
Любезнейших супругов вводит,
Пленяющих сердца и зрак.
В одном геройский дух и сила
Цветут во днях уже младых,
В другой натура истощила
Богатство всех красот своих.
Исполнил Бог свои советы
С желанием Елисаветы:
Красуйся светло, Росский род.
Се паки Петр с Екатериной
Веселья общего причиной:
Ликуйте, сонмы многих вод.
Рифейских гор верьхинеплодны,
Одейтесь в нежный цвет лилей;
Пустыни и поля безводны,
Излейте чистый ток ключей.
На встоке, западе и юге,
Во всем пространном света круге
Ужасны росские полки,
Мечи и шлемы отложите
И в храбры руки днесь возьмите
Зелены ветви и цветки.
Союзны царства, утверждайте
В пределах ваших тишину,
Вы, бурны вихри, не дерзайте
Подвигнуть ныне глубину.
Второй группе:
Ода
на великость. (Г. Р. Державин)
Живущая в кругах небес
У Существа существ всех сущих,
Кто свет из вечной тмы вознес
И твердь воздвиг из бездн борющих,
Дщерь мудрости, душа богов!
На глас моей звенящей лиры
Оставь гремящие эфиры
И стань среди моих стихов!
Возлегши на твоих персях,
Наполнясь твоего паренья,
Я зрю, — блистает свет в очах;
Я мню, — перо творит веленья!
Восторгся дух зарей в чертог!
Страны вселенныя, взирайте,
Божествен образ познавайте:
Великость в человеке — Бог!
Светила красныя небес,
Теперь ко мне не наклоняйтесь;
Дубравы, птицы, звери, лес,
Теперь на глас мой не сбирайтесь:
Для вас высок сей песни тон.
Народы! вас к себе сбираю,
Великость вам внушить желаю,
И вы, цари! оставьте трон.
Ведущий 2. Четвертый конкурс. Научная викторина
Ведущий 2. На последней страничке «Устного журнала» - немножко адреналина - ну о-о-очень научная викторина!
Можно отвечать в одиночку, а можно обсуждать всей командой.
Вопросы:
1. Этот ученый привез в Россию первую Нобелевскую премию. Кто это? (Академик И. Павлов.)
2. Этого ученого называли «первый наш университет». А потом и университет назвали его именем. Кто это? (М.Ломоносов.)
3. Этого ученого, изобретателя телевидения, назвали «русским подарком Америке». Кто это? (В. Зворыкин.)
4. Эти животные самые первые прошли космические испытания на центрифуге. Какие это животные? (Тараканы, цыплята.)
5. Поговаривают, что она приснилась этому ученому во сне. Но главное - она прославила его на весь мир. О ком и о чем идет речь? (Д. Менделеев. Периодическая таблица.)
6. Русский А. Попов и итальянец Г. Маркони оказались причастными к появлению очень полезного аппарата, который есть в каждом доме. Что это за аппарат? (Радио.)
7. У этого изобретателя были золотые руки слесаря, портного и токаря. Однажды он увидел, как большую шелковую шаль пропустили через маленькое колечко. И у него родилась идея изобретения! Свой аппарат он назвал РК-1, что расшифровывается так: «Русский, Котельникова, модель первая». А первые испытания были проведены в 1912 г. Что же это был за аппарат? (Авиационный парашют.)
8. В 1720 г. в Петербурге, на Неве, изобретатель-самоучка Ефим Новиков в присутствии Петра I провел испытания «потайного» аппарата. После испытаний пришлось спасать весь экипаж. Что это был за аппарат? (Подводнаялодка.)
9. Этот «Илья Муромец» в XX в. родился и в Первой мировой войне на бой пригодился. Да не один, а с целым эскадроном таких «Муромцев» немцев бил. Что это за богатырь? (Самолет Игоря Сикорского «Илья Муромец».)
10. Шла Первая мировая война. Выдающийся российский химик Николай Зеленский изобрел очень нужное для армии устройство. Правда, чтобы испытать его, пришлось наполнить комнату хлором. Испытания прошли успешно, и это устройство было взято на вооружение. До сих пор оно служит всем армиям мира. Что это за предмет? (Противогаз.)
Ведущий 1. Пятый конкурс. Какие утверждения верны?
1. Природа - это все то, что нас окружает. (Да)
2. Науки, которые изучают живую природу, - это общественные науки. (Нет)
3. Природные науки - это естественные науки. (Да)
4. Люди делают все коллективно, сообща - это общество. (Да)
5. Химия - общественная наука. (Нет)
6. Общество - это объединение людей для совместной дельности. (Да)
7. Науки, которые изучают неживую природу, - это общественные науки. (Нет)
8. Науки, которые изучают растения и животных, - это естественные науки. (Да)
9. Строительство городов, линий электропередач - это результат деятельности человека. (Да)
10. Астрономия - это общественная наука. (Нет)
Ведущий 1 (Слайд14):
Как быстро летит время. Закончился наш классный час. Вы знаете, что, люди, посвятившие себя науке, всегда стремились к исполнению своих благородных целей. Именно благодаря их трудам мир увидел множество уникальных разработок, позволивших достичь современных высот развития в различных сферах.
Классный руководитель.
Итог мероприятия. Рефлексия.
На классном часе мы затронули вопросы о Российской науке, ее истоках, золотом веке, услышали интересные рассказы «И в шутку и в серьез» из рубрики устного журнала «Люди науки не знают скуки».
1. Считаете ли вы полезной для вас информацию об истоках российской науки, ее золотом веке?
2. Волнуют ли вас вопросы развития российской науки, ее достижения в современном мире и перспективы развития?
(Ответы студентов.)
И кто знает, может уже среди нас, в нашей группе сидят будущие Лобачевские и Туполевы, Бутлеровы и Вишневские, Королёвы и Мечниковы, Басовы и Прохоровы, которые прославят нашу страну, нашу Великую Россию!
Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя». Много тайн еще предстоит открыть ученым, главное выбрать правильный путь.
Спасибо всем за участие и работу!
Скачано с www.znanio.ru
[1] Блок разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.