Методическая разработка классного часа-викторины к 23 февраля по теме: «Герои былых времён»
Оценка 4.7

Методическая разработка классного часа-викторины к 23 февраля по теме: «Герои былых времён»

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—9 кл
09.04.2023
Методическая разработка   классного часа-викторины  к  23 февраля  по теме: «Герои былых времён»
Методическая разработка классного часа-викторины Герои былых времён.docx

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

классного часа-викторины в 6а классе к 23 февраля

 

по теме: «Герои былых времён»

                                            

 

 

 

 

 

                                             Автор разработки:

                                                                           Салыпова  Альфия  Амировна,

                               учитель высшей категории,

                                            классный  руководитель 6а класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2023г.

КЛАССНЫЙ  ЧАС-ВИКТОРИНА «ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»

Цель:  развитие патриотических чувств у учащихся на основе знакомства с героическими образами былинных богатырей;

Задачи:

·        обобщить и систематизировать знания учащихся о былинах, богатырской сказке;

·        воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;

·        создавать условия для развития уважения к культуре своего народа; умения получать информацию из разных источников (книга, живое слово, компьютер);

·        развивать у учащихся коммуникативные навыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:  СЛАЙД  № 1:

СЛАЙД  № 2:

Ведущий: Добрый день! Накануне великого праздника  «День Защитника Отечества» мы проведём с вами классный час: «Герои былых времён».

СЛАЙД  №  3,  4,  5:

Ведущий:  Велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми отважными, умными, сильными духом.

СЛАЙД  № 6:

Ведущий:  Ребята, отгадайте загадку:

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Учащиеся:  Это – богатырь!

Ведущий:  Верно, ребята! Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых мы называем богатырями. Кто же это?

СЛАЙД  № 7:

Ведущий:  Толковый словарь так описывает человека с именем «Богатырь»: Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости, отваги. Богатырь – богатый, ходит под Богом, богом  данный.

На Руси всегда чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. На уроках чтения вы, ребята, изучаете былины. Что же такое «Былины»?  

СЛАЙД  № 8:

Былины – это народные песни, они получили свое название от слова «быль». Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги.  Создавались былины для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.  В былинах пелось о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

СЛАЙД  №  9:

Ведущий: О богатырях не только сказывались былины, об их подвигах слагались песни, художники писали картины.

СЛАЙД  №  10:

Ребята, перед вами очень известная картина  Виктора Михайловича Васнецова.  Кто из вас знает, как называется эта картина?

Учащиеся:  Богатыри.

СЛАЙД  №  11:

Ведущий:  Верно. Эта картина называется «Богатыри». Виктор Михайлович  Васнецов над своим шедевром трудился более 20 лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защитить свою любимую родину  - матушку Русь.

Ведущий:  Вы знаете, как зовут богатырей, изображённых на картине  Виктора  Михайловича  Васнецова.

Учащиеся:  Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

СЛАЙД  №  12:

Ведущий:  Верно, ребята. На картине Васнецова изображены: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Ведущий:  Илья Муромец - самый сильный и мудрый. На чёрном коне он вглядывается вдаль из под мускулистой руки. Его острое копье наготове. 

Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич.

Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне сидит Алеша Попович, он держит в своих  руках меткий лук.

СЛАЙД  №  13:

Ведущий:  Имена этих трёх русских богатырей встречаются в древних летописях. Послушайте, как о них говорится в былинах.

Илья Муромец – самый популярный, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын. Больной Илья сидел на печи 33 года. Однажды в дом зашли странники, они исцелили Илью, наделив богатырскою силою. Отныне – он герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В Киево- Печерской лавре есть гробница Ильи Муромца. За свои подвиги он причислен к лику святых, в городе Муроме ему установлен памятник.

СЛАЙД  №  14:

Добрыня Никитич – второй по значимости богатырь после Ильи Муромца.   Он – статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Добрыня Никитич прославился в былинах тем, что в тяжкой битве  победил Змея Огненного. По преданиям, Добрыня Никитич был родным дядей князя Владимира, братом его матери.  Пока князь Владимир был ещё маленьким, Добрыня поехал с ним в Новгород и много лет правил там от имени Владимира. А когда князь Владимир вырос и сел на Киевский престол, он оставил Добрыню Никитича новгородским посадником.

СЛАЙД  №  15:

Алёшей Поповичем - молодой красавец, полный отваги и смелости. Он «душа –парень», большой выдумщик, певец и гусляр. Он - ростовский воин, сын попа, который погиб в битве на реке Калке, где русские потерпели от татар поражение.

Ведущий:  А каких ещё русских богатырей, воспетых в сказках, песнях, художниками и поэтами вы можете назвать?

Учащиеся:  ответы учащихся.

СЛАЙД  №  16:

Ведущий:  Святогор-богатырь – русский богатырь огромного роста и невероятной  силы. Земля-матушка носить его не могла, конь под ним по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то богатырь Святогор проживал и разъезжал между утёсов на своём могучем коне. Наследником его силы является Илья Муромец.

 СЛАЙД  №  17:

Микула Селянинович -  пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля».

СЛАЙД  №  18:

Вольга Святославович знаменит своей целеустремлённостью. Захотел быть умнейшим – стал много учиться. Захотел он стать сильным – развил в себе силу богатырскую и мужество. Знал всякие языки, умел понимать язык птиц и зверей.

Ведущий:  А ещё, ребята, в былинах воспевались и другие богатыри земли русской: Садко, Василий Буслаевич, Никита Кожемяка Финист-Ясный Сокол  и  др.

СЛАЙД  №  19:

Ведущий:  Как вы, ребята,  думаете, а жили ли на самом деле все эти богатыри?

Учащиеся:  ответы учащихся.

СЛАЙД  №  20:

ФИЗМИНУТКА:

Ведущий:  Повторяйте все за мной   

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево)
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,  (Наклоны влево и вправо)

Получается на славу!

Ведущий:  Отдохнули мы на славу. Пора отправляться дальше по  дорожке.

СЛАЙД  №  21:

Ведущий:  Как зовут этих богатырей?  (Выполнить задание на карточках).

Ведущий:  С богатырскими образами нас знакомят и народные пословицы. Назовите их.

Учащиеся:  ответы учащихся.

СЛАЙД  №  22:

Ведущий: Давайте вспомним, слышали вы такие пословицы?

·        Славна богатырями земля русская.

·        За правое дело стой смело.

·        Не родом богатырь славен, а подвигом.

·        Лучше дела нет, чем родную землю от врага защищать.

·        Кто смел, тот и на коня сел.

·        Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

·        Богатырь умрет, а имя его останется,  слава его воюет.

·        Богатыря узнаешь на поле брани.

·        Богатырская рука однажды бьёт.

·        Богатырь – от силы, красноречивый – от мудрости.

·        Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

·        Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.

·        Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

СЛАЙД  №  23:

Ведущий:  Ребята, а кто и что помогало русским богатырям в их военных походах?

Учащиеся:  Конь богатыря, оружие и одежда богатыря.

СЛАЙД  №  24:

Ведущий:  Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.

А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские?

Учащиеся:  Шлем, кольчуга, меч, копье, булава, лук со стрелами в колчане.

Ведущий: Давайте посмотрим, сможете ли вы определить богатырские доспехи?

СЛАЙД  №  25-31:

Работа с рисунками с доспехами русских воинов.

СЛАЙД  №  32 - 33:

Ведущий:  Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?

Дайте ответ на мои загадки:

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

(Пожарные)

 

Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ? 

(Пограничник.)

 

У Алёши старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Это будущий ...

(спасатель)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост … 

(Солдат.)

Ведущий:  Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.

Ведущий:  Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.                                                                              

– А вы можете стать богатырями?

– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи. Какие это качества? 

Учащиеся:  ответы учащихся.

СЛАЙД  №  34:

Ведущий: Завет богатырей к нам, своим потомкам:

1.     Защищать свою Родину, беречь её!

2.     Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

3.     Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

4.     Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину!

СЛАЙД  №  35:

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Ведущий: 

·        О ком мы сегодня с вами говорили?

·        Как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

·        Кто они?

СЛАЙД  №  36:

Ведущий: 

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. Знание истории делает нас образованным и эрудированным человеком, что очень притягивает окружающих. А знать историю своей страны обязан каждый патриот.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Загадки:

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

(Пожарные)

 

Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ? 

(Пограничник.)

 

У Алёши старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Это будущий ...

(Спасатель)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост … 

(Солдат.)


 

Специальная школа №58»

Специальная школа №58»

КЛАССНЫЙ ЧАС-ВИКТОРИНА «ГЕРОИ

КЛАССНЫЙ ЧАС-ВИКТОРИНА «ГЕРОИ

Кто же это? СЛАЙД № 7:

Кто же это? СЛАЙД № 7:

СЛАЙД № 12: Ведущий:

СЛАЙД № 12: Ведущий:

Ведущий: А каких ещё русских богатырей, воспетых в сказках, песнях, художниками и поэтами вы можете назвать?

Ведущий: А каких ещё русских богатырей, воспетых в сказках, песнях, художниками и поэтами вы можете назвать?

Оглядимся величаво, И налево надо тоже (Поворот влево)

Оглядимся величаво, И налево надо тоже (Поворот влево)

СЛАЙД № 24: Ведущий:

СЛАЙД № 24: Ведущий:

Не покинет пост … (Солдат

Не покинет пост … (Солдат

ПРИЛОЖЕНИЕ Загадки: С огнем бороться мы должны –

ПРИЛОЖЕНИЕ Загадки: С огнем бороться мы должны –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023