Визитная карточка
Шелест Лариса Владимировна,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ЧОУРО «НЕРПЦ(МП)»Нижегородская православная гимназия имени прп. Сергия Радонежского», г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 47а
http://prav-gimn.ru
Shelest.lr66@yandex.ru
Если знания человека не упорядочены,
то чем больше он знает,
тем больше будет путаницы в его мыслях.
Г.Спенсер
Программа элективного курса«Занимательная грамматика» (5-6 кл.),
Программа элективного курса«Трудные случаи орфографии и пунктуации» (для 8-9 кл.),
Методический пособие« Таблицы- тесты по русскому языку»
( универсальные таблицы-тесты);
Критерии проверки и оценки коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские
изучение литературы по ФГОС;
по современным педагогическим технологиям Селевко Г.К.
Методические
личностно-ориентированный подход;
использование ЭОР, интернет-ресурсов;
современных методик преподавания;
передового опыта коллег;
Организационно-педагогические
выступления на педагогических советах, ГМО;
Размещение материалов в сетевых пед. сообществах;
Повышение квалификации и аттестация;
Участие в экспертизе конкурсных материалов.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Актуальность использования комплексной работы с текстом на уроках русского языка обусловлена определенными противоречиями в современной методике преподавания русского языка:
– личность учащегося и задачи его духовно-нравственного развития поставлены в центр образовательного процесса, однако отсутствуют механизмы, реализующие эту цель на предметном уровне;
– школьное образование ориентировано на формирование личности учащихся в процессе обучения русскому языку, на комплексное достижение результатов (личностных, метапредметных, предметных), однако еще не разработаны соответствующие методики и технологии;
– текст, особенно художественный, рассматривается современной лингвистикой и смежными науками как целостная единица языка, речи и культуры, однако отсутствует концептуальная реализованность данного подхода в методике обучения русскому языку;
– обучение школьников метапредметным стратегиям смыслового чтения, формирование умений понимать, интерпретировать и оценивать текст, в том числе художественный, стало необходимостью учебного процесса, однако отсутствует соответствующий методический инструментарий в обучении русскому языку.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Теоретическую основу составляют идеи:
Теоретическое обоснование опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
лингвистические концепции теории текста (Н.С. Валгина, И.Р.Гальперин);
методические теории развития связной речи учащихся в процессе обучения русскому языку (Т.А. Ладыженская, С.И.Львова, Е.И. Никитина, Л.А.Тростенцова);
методические концепции комплексной работы с текстом на уроках русского языка (В.В. Бабайцева, Е.И.Никитина, Т.М. Пахнова).
Л.П.Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды /20, 85/. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной /9, 105/.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. /5, 77/
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию языковой компетенции повышения качества образования
Задачи:
изучить различные методики работы с текстом на уроках русского языка.
проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
апробировать на уроках русского языка формы, методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся;
собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
вовлечь во внеклассную работу, в работу кружка «Занимательная грамматика», который ведется автором на протяжении двух лет, большее количество учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
отобрать (из имеющихся методик) элементы работы с текстом, эффективные для формирования языковой компетенции и повышения качества образования.
Выявить влияние комплексной работы с текстом на уроках русского языка на формирование языковой компетенции и повышение качества образования.
Ведущая педагогическая идея.Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.
Идея: обучение русскому языку через включение обучающегося в исследовательско- познавательную, практическую, творческую работу с текстом
Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков,- необходим на уроках в средних и старших классах;- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,- с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Степень новизны опыта
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Методические приемы и формы организации работы:
комплексная работа с текстом;
трансформация, дополнение, моделирование текста;
редактирование текста;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
изложения с перегруппировкой материала;
работа с текстами-миниатюрами;
коммуникативные и игровые ситуации.
сочинение по прочитанному тексту
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Для того, чтобы работа с текстом была продуктивной, необходимо реализовать следующие условия
включение каждого урока в систему работы
создать проблемные ситуации
целенаправленный отбор текстов
продуманная система заданий
творческий подход в работе с текстом
Комплексный анализ текста предполагает:
определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.;
обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов;
выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов;
лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Различные типы заданий к текстам
Типы заданий | Перечень заданий |
Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста. | 1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения. |
Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт). | 1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно. |
Задания, направленные на интерпретацию текста. | 1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что … |
Задания, направленные на творческую переработку текста. | 1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о …. |
:
Содержание опыта (разработки уроков, планирование, аналитические материалы, свидетельствующие о результативности профессиональной педагогической деятельности и достигнутых эффектах).
Календарно-тематическое планирование уроков
6 класс
Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». Р/р. Умение находить в тексте слова различной эмоциональной окраски
Степени сравнения имени прилагательного. Р/р. Умение редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени
Глагол. Р/р. Роль глагола в построении связных высказываний.
7 класс
Повторение по теме «Деепричастие» Р/р. Составление синтаксических конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развитие коммуникативных навыков.
8 класс
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них. Р/р Умение строить конструкции с однородными членами.
Обособленные определения и приложения Р/р. Наблюдение за ролью обособленных определений и приложений в тексте художественного стиля
Р/р Подробное изложение по изученному тексту. Включение обособленных определений и приложений в собственную письменную речь учащихся.
Инструментарий мониторинга коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции гимназистов
Критерии оценивания сочинений и изложений (содержание) в 5-8 классах
Критерии оценивания сочинений и изложений
( грамотность и фактической точности речи )в 5-8 классах
Критерии оценивания задания типа С
Русский язык
5-7класс
Критерии оценивания сжатого изложения
5-7 класс
Критерии оценивания заданий, требующих написания ответа на проблемный вопрос (в объеме 5-8 предложений). 5-8 класс
Критерии оценивания заданий, требующих написания развернутого ответа (объем 3 – 5 предложений). 8-9 класс
Критерии оценивания презентации самостоятельно прочитанной книги
Критерии оценивания анализа эпизода
Критерии и параметры учебной деятельности учащихся в дискуссии
Анализ устного ответа у доски
Результаты диагностики уровней коммуникативной компетенции обучающихся на основе методик А.П.Чудинова, З.И.Курцевой, Л.Г.Антоновой
Уровни коммуникативной компетентности учащихся | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Высокий | 12 % | 18% | 24 % |
Выше среднего | 12% | 20% | 23% |
Средний | 36 % | 30% | 22% |
Низкий | 40 % | 32% | 31% |
Оценка работы с текстом учащимися 7 класса (2018)
«Это уроки, на которых мы учимся сразу многому: читать и понимать текст, с которым работаем; учимся красиво говорить и грамотно писать: оказывать свое мнение»
«Мне интересно на таких уроках, потому что анализ текста помогает понять его содержание, выделить главную мысль, понять, зачем в нем нужны, например, вводные слова, какую роль выполняют прилагательные. А еще работа с текстом позволяет мне не делать ошибок в словах и правильно ставить запятые»
«На таких уроках я начинаю понимать, что текст – это единство, где все связано между собой. Содержание и основная мысль выражаются определенными средствами языка»
«Мне нравятся такие уроки. Правила не спрашивают. Они вроде как сами вспоминаются, когда анализируешь текст»
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (8 класс)
Вид формируемых умений и навыков | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Овладение видами разбора: | 16 чел.- 67% | 18-75% | 21-87% |
Знание и умение применять орфографические и пунктуационные правила | 13 чел.- 54% | 15-62% | 17-71% |
Умение писать сочинение в соответствии с выбранной темой и жанром. | | | |
Развитие устной речи учащихся (отвечает на вопросы, передает содержание текста). Умение выделять основную мысль. Использование средств устного общения. Понимание речи собеседника. | 15 чел.- 62% | 17-71% | 20-83% |
Анализ творческих работ учащихся 6-8 классов
ошибочное словообразование и неправильное построение сложных предложений: «Он схватил палку, чтобы ударить по зверюге, чтобы сестра обратила на меня внимание», «Я принесла щенка домой, а мама, увидев его, сжалилась над ним»;
неправильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами: «Тереза, залезая на стол, стала пить молоко из тарелки», «Рассказав, что произошло, девочка загрустила»;
нарушение согласования зависимого слова с главным в роде, числе и падеже : «Дороги, крыши и земля покрыта белым снегом», «Денискино наслаждения», нарушение управления: «Я могу в деревню ездить только по каникулам», « В храме находится мемориальное захоронение, а всего их 54», «Я с радостью возвращаюсь со школы домой»)
неразличение оттенков значений отдельных морфем: «На ней длинное красивое пальто, указывающее, что она, наверно, боярка», «Я повернулся и увидел хозяевов», «Время года - середина весны, потому что солнечно и слякость»
Заключение. Ключевые выводы и обобщения, транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Выступления:
опыт обсуждался на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла (протокол № 3 от 2.02.2017 г.)
система работы по формированию речевых компетенций учащихся при работе с текстом была представлена на епархиальном семинаре учителей языковых дисциплин. Тема выступления «Система работы учителя с текстом на уроках русского языка».
выступление на областной научно-практической конференции «Православное образование: проблемы и перспективы»: Православный подход к преподаванию русского языка и литературы»
Публикации:
сборник научных статей «Православие и русская литература», ННГУ имени Лобачевского, 2016 « Весь след своей духовной жизни народ бережно оставляет в народном слове»
сборник научных статей международной научной конференции (Добролюбовские чтения» ( Язык есть исповедь народа)
газета «Школа» 2017 : «Наш дар бессмертный – речь»
Перспективы и дальнейшие задачи
продолжить работу с текстом , сместив акцент с формирования коммуникативной на формирование информационной компетенции в процессе работы с текстом, в том числе научного стиля
В целях создания условий для формирования информационной компетенции учащихся при работе с текстом необходимо:
-разработать систему заданий для работы с текстом научного стиля,
-программу элективного курса по обучению и переработке информации разного вида ( текста, рисунка, схемы, таблицы)
-инструментарий мониторинга сформированности информационной компетенции
Используемая литература
Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.
Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.
Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И. и др. ЕГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика / Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И., Колесникова Е.В., Мамоноа Т.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.- с.117
Голуб И. В., Стародубец С. Н. Стилистика русского языка и культура речи: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. Сер.: Бакалавр. Академический курс.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. - Москва, 1987
Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004 – 176с.
Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105
Добротина И.Н. Реализация требований ФГОС и формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в свете когнитивно-лингвистических исследований // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 2(32). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4182
Дускаева Л.Р.,Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству:Учебное пособие.Изд. 3-е,перераб. И доп.-Пермь, 2005.- 136с.
Ивченков П.Ф. Ещё раз о редактировании текста. // Русский язык в школе. - 1999. №2
Котельникова С.А.Изложения с перегруппировкой материала. // Русский язык в школе. - 1996 - №3
Лёвушкина,О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей/ О.Н.Лёвушкина. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – 240 с.
Львов М.Р. Языковое чутьё как фактор обучения // Русская словесность, 2005, № 7
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.
Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы. Учебник для пед вузов. В 2-х ч. – М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
Мурашов А.А. «Врождённая грамотность» как объект педагогической риторики. //Русский язык в школе. - 1999. - №2. -С.З
Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» [Текст] / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова // Русский язык в школе. – №1. – 2017. – С. 3-12.
Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.
Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить. // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». - 2007. - №23 -С.29
Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973. – 105 с
Фиалковская В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7158/ (дата обращения: 16.02.2019).
Чупашева О.М. Почему деепричастие – глагол // Русский язык в школе. - 2011 - №5. – с. 72
Шанский, Н. М. Филологический анализ художественного текста: книга для учителя / Н. М. Шанский, Ш. М. Махмудов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС». 2010.–256с.
Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. – 2001. – №8. – С. 13 – 15.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.