Методическая разработка "Комплексная работа с текстом"
Оценка 5

Методическая разработка "Комплексная работа с текстом"

Оценка 5
pptx
04.11.2023
Методическая разработка "Комплексная работа с текстом"
Текст.pptx

Визитная карточка Шелест Лариса

Визитная карточка Шелест Лариса

Визитная карточка


Шелест Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ЧОУРО «НЕРПЦ(МП)»Нижегородская православная гимназия имени прп. Сергия Радонежского», г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 47а
http://prav-gimn.ru
Shelest.lr66@yandex.ru





Если знания человека не упорядочены,
то чем больше он знает,
тем больше будет путаницы в его мыслях.
Г.Спенсер

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» ( на примере 6-8 классов)

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» ( на примере 6-8 классов)

«Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» ( на примере 6-8 классов)

Программа элективного курса« Занимательная грамматика » (5-6 кл

Программа элективного курса« Занимательная грамматика » (5-6 кл

Программа элективного курса«Занимательная грамматика» (5-6 кл.),

Программа элективного курса«Трудные случаи орфографии и пунктуации» (для 8-9 кл.),

Методический пособие« Таблицы- тесты по русскому языку»
( универсальные таблицы-тесты);

Критерии проверки и оценки коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно-исследовательские

изучение литературы по ФГОС;
по современным педагогическим технологиям Селевко Г.К.

Методические



личностно-ориентированный подход;
использование ЭОР, интернет-ресурсов;
современных методик преподавания;
передового опыта коллег;

Организационно-педагогические

выступления на педагогических советах, ГМО;
Размещение материалов в сетевых пед. сообществах;
Повышение квалификации и аттестация;
Участие в экспертизе конкурсных материалов.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Актуальность использования комплексной работы с текстом на уроках русского языка обусловлена определенными противоречиями в современной методике преподавания русского языка:
– личность учащегося и задачи его духовно-нравственного развития поставлены в центр образовательного процесса, однако отсутствуют механизмы, реализующие эту цель на предметном уровне;
– школьное образование ориентировано на формирование личности учащихся в процессе обучения русскому языку, на комплексное достижение результатов (личностных, метапредметных, предметных), однако еще не разработаны соответствующие методики и технологии;
– текст, особенно художественный, рассматривается современной лингвистикой и смежными науками как целостная единица языка, речи и культуры, однако отсутствует концептуальная реализованность данного подхода в методике обучения русскому языку;
– обучение школьников метапредметным стратегиям смыслового чтения, формирование умений понимать, интерпретировать и оценивать текст, в том числе художественный, стало необходимостью учебного процесса, однако отсутствует соответствующий методический инструментарий в обучении русскому языку.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическую основу составляют идеи:
Теоретическое обоснование опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
лингвистические концепции теории текста (Н.С. Валгина, И.Р.Гальперин);
методические теории развития связной речи учащихся в процессе обучения русскому языку (Т.А. Ладыженская, С.И.Львова, Е.И. Никитина, Л.А.Тростенцова);
методические концепции комплексной работы с текстом на уроках русского языка (В.В. Бабайцева, Е.И.Никитина, Т.М. Пахнова).
Л.П.Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды /20, 85/. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной /9, 105/.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. /5, 77/

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию языковой компетенции повышения качества образования
Задачи:
изучить различные методики работы с текстом на уроках русского языка.
проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
апробировать на уроках русского языка формы, методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся;
собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
вовлечь во внеклассную работу, в работу кружка «Занимательная грамматика», который ведется автором на протяжении двух лет, большее количество учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
отобрать (из имеющихся методик) элементы работы с текстом, эффективные для формирования языковой компетенции и повышения качества образования.
Выявить влияние комплексной работы с текстом на уроках русского языка на формирование языковой компетенции и повышение качества образования.

Ведущая педагогическая идея. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

Идея: обучение русскому языку через включение обучающегося в исследовательско- познавательную, практическую, творческую работу с текстом

Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков.

Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, - необходим на уроках в средних и старших классах; - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, - с успехом может использоваться учителями начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Степень новизны опыта




Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Методические приемы и формы организации работы:
комплексная работа с текстом;
трансформация, дополнение, моделирование текста;
редактирование текста;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
изложения с перегруппировкой материала;
работа с текстами-миниатюрами;
коммуникативные и игровые ситуации.
сочинение по прочитанному тексту

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Для того, чтобы работа с текстом была продуктивной, необходимо реализовать следующие условия

включение каждого урока в систему работы

создать проблемные ситуации

целенаправленный отбор текстов

продуманная система заданий

творческий подход в работе с текстом

Комплексный анализ текста предполагает: определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т

Комплексный анализ текста предполагает: определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т

Комплексный анализ текста предполагает:

определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.;
обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов;
выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов;
лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Различные типы заданий к текстам

Различные типы заданий к текстам

Различные типы заданий к текстам

Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.
2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).
3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.
2. Найдите главное событие.
3. Расположите события по степени важности.
4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …
2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …
3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).
4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.
5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….
2. Дополните текст похожими примерами.
3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).
4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.
5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.
6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

:

Содержание опыта (разработки уроков, планирование, аналитические материалы, свидетельствующие о результативности профессиональной педагогической деятельности и достигнутых эффектах)

Содержание опыта (разработки уроков, планирование, аналитические материалы, свидетельствующие о результативности профессиональной педагогической деятельности и достигнутых эффектах)

Содержание опыта (разработки уроков, планирование, аналитические материалы, свидетельствующие о результативности профессиональной педагогической деятельности и достигнутых эффектах).

Календарно-тематическое планирование уроков
6 класс
Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». Р/р. Умение находить в тексте слова различной эмоциональной окраски
Степени сравнения имени прилагательного. Р/р. Умение редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени
Глагол. Р/р. Роль глагола в построении связных высказываний.
7 класс
Повторение по теме «Деепричастие» Р/р. Составление синтаксических конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развитие коммуникативных навыков.
8 класс
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них. Р/р Умение строить конструкции с однородными членами.
Обособленные определения и приложения Р/р. Наблюдение за ролью обособленных определений и приложений в тексте художественного стиля
Р/р Подробное изложение по изученному тексту. Включение обособленных определений и приложений в собственную письменную речь учащихся.

Система специально разработанных текстовых заданий интеллектуальные качества личности речь внимание память мышление наблюдательность

Система специально разработанных текстовых заданий интеллектуальные качества личности речь внимание память мышление наблюдательность

Система специально
разработанных
текстовых заданий

интеллектуальные качества личности

речь

внимание

память

мышление

наблюдательность

«Редактирование текста»

«Редактирование текста»

«Редактирование текста»

Инструментарий мониторинга коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции гимназистов

Инструментарий мониторинга коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции гимназистов

Инструментарий мониторинга коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции гимназистов

Критерии оценивания сочинений и изложений (содержание) в 5-8 классах

Критерии оценивания сочинений и изложений
( грамотность и фактической точности речи )в 5-8 классах

Критерии оценивания задания типа С
Русский язык
5-7класс

Критерии оценивания сжатого изложения
5-7 класс

Критерии оценивания заданий, требующих написания ответа на проблемный вопрос (в объеме 5-8 предложений). 5-8 класс

Критерии оценивания заданий, требующих написания развернутого ответа (объем 3 – 5 предложений). 8-9 класс

Критерии оценивания презентации самостоятельно прочитанной книги

Критерии оценивания анализа эпизода

Критерии и параметры учебной деятельности учащихся в дискуссии

Анализ устного ответа у доски

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Мониторинг результатов выполнения заданий по формированию коммуникативной компетенции в 7 классе (2018)

Мониторинг результатов выполнения заданий по формированию коммуникативной компетенции в 7 классе (2018)

Мониторинг результатов выполнения заданий по формированию коммуникативной компетенции в 7 классе (2018)

Результаты диагностики уровней коммуникативной компетенции обучающихся на основе методик

Результаты диагностики уровней коммуникативной компетенции обучающихся на основе методик

Результаты диагностики уровней коммуникативной компетенции обучающихся на основе методик А.П.Чудинова, З.И.Курцевой, Л.Г.Антоновой

Уровни коммуникативной компетентности учащихся

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Высокий

12 %

18%

24 %

Выше среднего

12%

20%

23%

Средний

36 %

30%

22%

Низкий

40 %

32%

31%

Оценка работы с текстом учащимися 7 класса (2018) «Это уроки, на которых мы учимся сразу многому: читать и понимать текст, с которым работаем; учимся красиво…

Оценка работы с текстом учащимися 7 класса (2018) «Это уроки, на которых мы учимся сразу многому: читать и понимать текст, с которым работаем; учимся красиво…

Оценка работы с текстом учащимися 7 класса (2018)

«Это уроки, на которых мы учимся сразу многому: читать и понимать текст, с которым работаем; учимся красиво говорить и грамотно писать: оказывать свое мнение»
«Мне интересно на таких уроках, потому что анализ текста помогает понять его содержание, выделить главную мысль, понять, зачем в нем нужны, например, вводные слова, какую роль выполняют прилагательные. А еще работа с текстом позволяет мне не делать ошибок в словах и правильно ставить запятые»
«На таких уроках я начинаю понимать, что текст – это единство, где все связано между собой. Содержание и основная мысль выражаются определенными средствами языка»
«Мне нравятся такие уроки. Правила не спрашивают. Они вроде как сами вспоминаются, когда анализируешь текст»

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (8 класс)

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (8 класс)

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (8 класс)

Вид формируемых умений и навыков

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Овладение видами разбора:
1.Синтаксический разбор предложения
2.Разбор слова как самостоятельной части речи
3.Фонетический разбор
4.Орфоэпический разбор

16 чел.- 67%

18-75%

21-87%

Знание и умение применять орфографические и пунктуационные правила

13 чел.- 54%

15-62%

17-71%

Умение писать сочинение в соответствии с выбранной темой и жанром.
Составление рассказа по заданной теме.
Продолжение рассказа по заданному началу.
Знание отличительных признаков и умение различать типы и стили речи

 
11 чел.- 46%

 
14-58%

 
17-71%

Развитие устной речи учащихся (отвечает на вопросы, передает содержание текста). Умение выделять основную мысль. Использование средств устного общения. Понимание речи собеседника.
Понимание прочитанных текстов, умение выделять главное.

15 чел.- 62%

17-71%

20-83%

Диагностика навыка работы с текстом

Диагностика навыка работы с текстом

Диагностика навыка работы с текстом

Анализ творческих работ учащихся 6-8 классов ошибочное словообразование и неправильное построение сложных предложений: «Он схватил палку, чтобы ударить по зверюге, чтобы сестра обратила на меня…

Анализ творческих работ учащихся 6-8 классов ошибочное словообразование и неправильное построение сложных предложений: «Он схватил палку, чтобы ударить по зверюге, чтобы сестра обратила на меня…

Анализ творческих работ учащихся 6-8 классов

ошибочное словообразование и неправильное построение сложных предложений: «Он схватил палку, чтобы ударить по зверюге, чтобы сестра обратила на меня внимание», «Я принесла щенка домой, а мама, увидев его, сжалилась над ним»;
неправильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами: «Тереза, залезая на стол, стала пить молоко из тарелки», «Рассказав, что произошло, девочка загрустила»;
нарушение согласования зависимого слова с главным в роде, числе и падеже : «Дороги, крыши и земля покрыта белым снегом», «Денискино наслаждения», нарушение управления: «Я могу в деревню ездить только по каникулам», « В храме находится мемориальное захоронение, а всего их 54», «Я с радостью возвращаюсь со школы домой»)
неразличение оттенков значений отдельных морфем: «На ней длинное красивое пальто, указывающее, что она, наверно, боярка», «Я повернулся и увидел хозяевов», «Время года - середина весны, потому что солнечно и слякость»

Заключение. Ключевые выводы и обобщения, транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Заключение. Ключевые выводы и обобщения, транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Заключение. Ключевые выводы и обобщения, транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Выступления:
опыт обсуждался на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла (протокол № 3 от 2.02.2017 г.)
система работы по формированию речевых компетенций учащихся при работе с текстом была представлена на епархиальном семинаре учителей языковых дисциплин. Тема выступления «Система работы учителя с текстом на уроках русского языка».
выступление на областной научно-практической конференции «Православное образование: проблемы и перспективы»: Православный подход к преподаванию русского языка и литературы»
Публикации:
сборник научных статей «Православие и русская литература», ННГУ имени Лобачевского, 2016 « Весь след своей духовной жизни народ бережно оставляет в народном слове»
сборник научных статей международной научной конференции (Добролюбовские чтения» ( Язык есть исповедь народа)
газета «Школа» 2017 : «Наш дар бессмертный – речь»

Перспективы и дальнейшие задачи продолжить работу с текстом , сместив акцент с формирования коммуникативной на формирование информационной компетенции в процессе работы с текстом, в том…

Перспективы и дальнейшие задачи продолжить работу с текстом , сместив акцент с формирования коммуникативной на формирование информационной компетенции в процессе работы с текстом, в том…

Перспективы и дальнейшие задачи

продолжить работу с текстом , сместив акцент с формирования коммуникативной на формирование информационной компетенции в процессе работы с текстом, в том числе научного стиля
В целях создания условий для формирования информационной компетенции учащихся при работе с текстом необходимо:
-разработать систему заданий для работы с текстом научного стиля,
-программу элективного курса по обучению и переработке информации разного вида ( текста, рисунка, схемы, таблицы)
-инструментарий мониторинга сформированности информационной компетенции

Используемая литература Божович

Используемая литература Божович

Используемая литература

Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.
Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.
Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И. и др. ЕГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика / Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И., Колесникова Е.В., Мамоноа Т.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.- с.117
Голуб И. В., Стародубец С. Н. Стилистика русского языка и культура речи: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. Сер.: Бакалавр. Академический курс.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. - Москва, 1987
Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004 – 176с.
Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105
Добротина И.Н. Реализация требований ФГОС и формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в свете когнитивно-лингвистических исследований // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 2(32). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4182
Дускаева Л.Р.,Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству:Учебное пособие.Изд. 3-е,перераб. И доп.-Пермь, 2005.- 136с.
Ивченков П.Ф. Ещё раз о редактировании текста. // Русский язык в школе. - 1999. №2
Котельникова С.А.Изложения с перегруппировкой материала. // Русский язык в школе. - 1996 - №3
Лёвушкина,О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. Пособие для учителей/ О.Н.Лёвушкина. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – 240 с.
Львов М.Р. Языковое чутьё как фактор обучения // Русская словесность, 2005, № 7
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.
Маранцман, В.Г. Методика преподавания литературы. Учебник для пед вузов. В 2-х ч. – М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
Мурашов А.А. «Врождённая грамотность» как объект педагогической риторики. //Русский язык в школе. - 1999. - №2. -С.З
Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» [Текст] / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова // Русский язык в школе. – №1. – 2017. – С. 3-12.
Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.
Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить. // Русский язык. Приложение к газете «1 сентября». - 2007. - №23 -С.29
Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973. – 105 с
Фиалковская В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7158/ (дата обращения: 16.02.2019).
Чупашева О.М. Почему деепричастие – глагол // Русский язык в школе. -  2011 - №5. – с. 72
Шанский, Н. М. Филологический анализ художественного текста: книга для учителя / Н. М. Шанский, Ш. М. Махмудов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово–РС». 2010.–256с.
Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. – 2001. – №8. – С. 13 – 15.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023