МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2020г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
конкурса чтецов с элементами литературной гостиной «Читаем Александра Блока», посвященная 140 - летию со дня рождения Александра Александровича Блока.
Подготовил: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
2020г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..…...3
2. Сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной ………...4
3. Ход мероприятия ……………………………………………………………..…5
3.1. СЕМЬЯ ДЕДА…………………………………………………………………..5
3.2. РОДИТЕЛИ БЛОКА…………………………………………………………..5
3.3. ВНЕШНИЙ ОБЛИК…………………………………………………………....6
3.4. ОБУЧЕНИЕ ПОЭТА………………………………………………………..….6
3.5. ТВОРЧЕСТВО БЛОКА………………………………………………………...6
3.5.1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО БЛОКА……………………………...……………6
3.6. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ…………………………………………………………..7
3.7. НАЧАЛО РАЗОЧАРОВАНИЯ………………………………..……………….7
3.8. «ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ»………………………………..…………8
3.9. РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА……………………………….…………8
3.10. ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА……………………….………..8
3.11. ПУБЛИКАЦИИ……………………………………………………………….9
3.12. ЗНАКОМСТВО С АННОЙ АХМАТОВОЙ……………………………...…9
3.13. АРЕСТ БЛОКА………………………………………………………………..9
3.14. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ……………………………………………….9
3.15. КОНКУРС ЧТЕЦОВ………………………………………...………..……..10
4. Интернет - ресурсы ……………………………………………………...…….19
5. Приложение 1…………………………………………………………………..20
6. Приложение 2…………………………………………………………………..21
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами литературной гостиной «Читаем Александра Блока», посвященная 140 - летию со дня рождения Александра Александровича Блока.
Цели:
- дать знания о жизни и творчестве А.А.Блока.
Задачи литературной гостиной:
˗ выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им
возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой
деятельности студентов;
˗ предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть
свой потенциал.
Методическая разработка содержит следующий подробный сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной: описание целей, задач, хода мероприятия, Интернет - источники.
2. Сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной «Читаем Александра Блока», посвященный 140 - летию со дня рождения Александра Александровича Блока.
Место проведения: ВКонтактеЛНТ (дистанционно)
Участники: студенты группы 6РЭ92 и студенты 1 курса
Дата проведения: 28 ноября 2020г.
Цель конкурса:
Образовательная цель:
˗ познакомить студентов (выборочно) с жизнью и творчеством А.А.Блока
Развивающие цели:
˗ развивать познавательный интерес к изучению творчества поэта;
˗ развивать навыки выразительного чтения;
˗ развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления
своих ровесников;
˗ расширять кругозор и творческие способности студентов.
Воспитательные цели:
˗ формировать уважительное отношение к родному языку через
художественное слово поэта;
˗ воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
˗ воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через
форму мероприятия;
˗ прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.
Задачи конкурса:
˗ выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им
возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой
деятельности студентов;
˗ предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть
свой потенциал.
Подготовка к конкурсу:
˗ студентам выучить наизусть стихотворения А.А.Блока.
Оборудование:
˗ презентация;
˗ ВКонтакте ЛНТ
3. Ход мероприятия
Благословляю все, что было,
Я лучший доли не искал.
О сердце, сколько ты любило!
О разум, сколько ты пылал!
Ведущий 1. Фалько Маргарита, студент группы 6РЭ92
Сегодня мы будем говорить о великом поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он – слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо:
Поэзия – великая держава.
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия, твоя столица – Пушкин,
Заснежен, строг и страстен город Блок. (слайд 2)
Ведущий 2. Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92
1.СЕМЬЯ ДЕДА.
Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имени, в «благоуханной глуши» Шахматова.
Барские навыки стародворянской семьи Александра Блока были облагорожены высокой культурностью всех ее членов, которые из поколения в поколения труженически служили наукам. Дед по матери Андрей Николаевич Бекетов ученый-ботаник, ректор Петербургского университета, жена деда, бабушка Блока – дочь известного исследователя Средней Азии, сама занималась литературой, научными и художественными переводами. (слайды 3-4)
Ведущий 3. Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92
2. РОДИТЕЛИ БЛОКА
Одаренность и талант передались ему по крови. Отец — блестящий правовед, преподававший в университете Варшавы, мать — одаренная личность — блестящая переводчица и писательница. Родители Блока разошлись еще до рождения сына. Во второй раз мать выходит замуж, когда будущей звезде русского символизма исполнилось девять. (слайд 5)
Ведущий 4. Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92
Своим талантом и интеллектуальным развитием Александр Блок обязан матери: она обучала его иностранным языкам, подбирала книги для чтения, обсуждала прочитанное, знакомила с новинками философии и искусства. Мать открыла Блоку французских декадентов и символистов (Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо) и русскую классическую поэзию. Она стала первым критиком и наставником Александра, потому что именно ей он, пятилетний мальчик, показал первые свои творения. Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения. (слайд 6)
Ведущий 5. Карпунин Евгений, студент группы 6РЭ92
3. ВНЕШНИЙ ОБЛИК
О его внешности писал М.А. Волошин. Он называл лицо Александра Блока ясным и холодным, очень спокойным, сравнивал с мраморной греческой маской. Указывал на правильность и строгость черт лица, на тонко очерченный лоб, изгиб уст. Ставил в достоинство красивую вьющуюся шевелюру поэта. (слайд 7)
Ведущий 6. Тайбина Любовь, студент группы 6РЭ92
Андрей Белый очень схоже описывает внешность Блока, также делая акцент на здоровом цвете лица, красивых и густых волосах, эффектной и статной фигуре, крепкой и привлекательной. Подчеркивает он также наивность и непосредственность во взгляде Блока, его необычные и светлые глаза. Часто его наружность в молодости сравнивали с образом Апполона. В зрелые годы - с Данте. (слайд 8)
Ведущий 7. Колыванова Надежда, студент группы 6РЭ92
4.ОБУЧЕНИЕ ПОЭТА
Домашнее обучение дополняло классическое системное образование, которое Блок получил во Введенской гимназии. По ее окончании восемнадцатилетний Александр выбирает стезю отца - поступает в Петербургский университет на отделение правоведения. Проучившись три года, он меняет направление и переходит на факультет словесности и истории. слайд 9)
Ведущий 8. Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92
5. ТВОРЧЕСТВО БЛОКА
Именно в университете Блок окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока. слайд 10)
Ведущий 9. Сабрекова Анжелика, студент группы 6РЭ92
5.1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО БЛОКА
Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся. Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой. (слайд 10)
Ведущий 10. Машуров Рамазан, студент группы 6РЭ92
Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается. Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в «миры иные». Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта. (слайд 12)
Ведущий 1. Фалько Маргарита, студент группы 6РЭ92
6. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В силу своей пылкой натуры, стремящейся к идеалу, к прекрасному, Блок находился в постоянном поиске прекрасной женщины, которая сумела бы стать для него отражением всей силы и мысли любви. Для которой он смог бы писать свои произведения, которая была бы его музой. И в 1898 году он такую нашел. Его единственная за всю жизнь жена и первая сильная любовь - дочь химика Менделеева, Любовь Дмитриевна Менделеева (Блок). (слайд 13)
Ведущий 2. Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92
Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока. (слайд 14)
Ведущий 3. Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92
с Андреем Белым (Борисом Бугаевым) Блок познакомился в 1904 году в Москве, который стал его «заклятым другом»: Белый был влюблен в Любовь Менделееву. Блок боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством. Однако это не мешало ему регулярно заводить романы — с актрисой Натальей Волоховой, оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. С Андреем Белым поэт то ссорился, то вновь мирился. Они критиковали друг друга, взаимно восхищались творчеством и вызывали друг друга на дуэль. (слайд 15)
Ведущий 4. Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92
7. НАЧАЛО РАЗОЧАРОВАНИЯ
Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название «Нечаянная радость» (1906 год) Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым. (слайд 16)
Ведущий 5. Карпунин Евгений, студент группы 6РЭ92
В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала «Балаганчик», спустя какое-то время «Король на площади», а завершает это трио «Незнакомка». Блок испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса. (слайд 17)
Ведущий 6. Тайбина Любовь, студент группы 6РЭ92
8. «ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ»
В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название «Трилогия вочеловечения». (слайд 18)
Ведущий 7. Колыванова Надежда, студент группы 6РЭ92
Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия: «Стихи о Прекрасной Даме»; «Нечаянная радость»; «Снежная ночь». Годом позже он выпускает цикл любовных стихов «Кармен», пишет поэму «Соловьиный сад», посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас. (слайд 19)
Ведущий 8. Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92
В 1909 году у Александра Блока умер приемный сын — Любовь Менделеева родила его от актера Давидовского. Чтобы восстановиться после потрясений, поэт с женой уехали в путешествие по Италии и Германии. По впечатлениям из поездки Александр Блок написал цикл «Итальянские стихи». (слайд 20)
Ведущий 9. Сабрекова Анжелика, студент группы 6РЭ92
9. РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как: «Осенняя волна»; «Осенняя любовь»; «Россия»; «На поле Куликовом». Эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность. (слайд 21)
Ведущий 10. Машуров Рамазан, студент группы 6РЭ92
10. ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда. В 1918 г. Блок пишет поэму «Двенадцать», самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо. (слайд 22)
Ведущий 1. Фалько Маргарита, студент группы 6РЭ92
11. ПУБЛИКАЦИИ
После публикации цикла Блока приняли в «Академию стиха», она же — «Общество ревнителей художественного слова». Его организовал при журнале «Аполлон» Вячеслав Иванов, также туда входили Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов. В 1911 году Блок снова отправился в путешествие за границу — на этот раз Франция, Бельгия и Нидерланды. Во Франции поэту не понравилось. В этом же году вышел его очередной стихотворный сборник — «Ночные часы».
Спустя год Александр Блок дописал пьесу «Роза и Крест» и составил из пяти своих сборников трехтомное собрание стихотворений. Еще при жизни поэта его переиздали дважды. Блок писал литературные и критические статьи, выступал с докладами, читал лекции. (слайды 23 - 25)
Ведущий 2. Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92
12. ЗНАКОМСТВО С АННОЙ АХМАТОВОЙ
В декабре 1913 года Блок лично познакомился с Анной Ахматовой — она пришла к нему с визитом, принеся с собой блоковский трехтомник. Первые два тома поэт подписал «Ахматовой — Блок», в третий вписал заранее подготовленный мадригал, который позже вошел во все сборники его стихотворений — «Красота страшна — Вам скажут».
В 1916 году Блока призвали на службу, табельщиком в инженерную часть Всероссийского союза. Войска базировались в Белоруссии. (слайд 26)
Ведущий 3. Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92
13. АРЕСТ БЛОКА
В феврале 1919 года Блока арестовали по обвинению в связи с левыми эсерами. Однако через два дня отпустили — стараниями Анатолия Луначарского. В августе того же года вышел новый сборник стихов — «Ямбы», а Блока назначили членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса. Он много работал, сильно уставал. В одном из писем поэт писал: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…» (слайд 27)
Ведущий 4. Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92
14. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Здоровье Блока ухудшалось. Однако он продолжал писать и выступать, в 1920 году подготовил сборник лирики «Седое утро». 5 февраля 1921 года появилось стихотворение «Пушкинскому дому», а 11 февраля в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Блок произнес знаменитую речь «О назначении поэта». (слайд 28)
Ведущий 5. Карпунин Евгений, студент группы 6РЭ92
Весной 1921 года Александр Блок просил визу для лечения за границей, но ему отказали. 29 мая Максим Горький написал Луначарскому письмо о необходимости выпустить Блока в Финляндию на лечение. 18 июня Блок уничтожил часть архивов, 3 июля — несколько записных книжек. Луначарский и Каменев выхлопотали разрешение на выезд 23 июля. (слайд 29)
Ведущий 6. Тайбина Любовь, студент группы 6РЭ92
Но состояние Блока ухудшилось, и 29 июля Горький вновь написал прошение — чтобы жене Блока позволили сопровождать его. 1 августа документы были подписаны, но Горький узнал об этом только спустя пять дней. Было поздно: утром 7 августа Александр Блок умер в своей квартире в Петрограде. Поэта похоронили на Смоленском кладбище. (слайд 30)
Ведущий 7. Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92
15. КОНКУРС ЧТЕЦОВ
А теперь мы переходим к конкурсу чтецов, посвященному 140-летию со дня рождения Александра Блока.
В конкурсе принимает участие __ человек.
Представляем вам жюри конкурса…
Абдулманафова Г.С.
Авилкина В.В.
Айдакова Т.В.
Исрафилова И.Д.
Мусенко И.Л.
Плотникова Н.Н.
Читает студент группы 6ТЭО02, Лукин Глеб «О доблестях, о подвигах, о славе»
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Читает студент группы 6ТЭО01, Лавриненко Юлия «Моей матери»
Друг, посмотри, как в равнине небесной
Дымные тучки плывут под луной,
Видишь, прорезал эфир бестелесный
Свет ее бледный, бездушный, пустой?
Полно смотреть в это звездное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе?
Мало ли жару в сердечном огне?
Месяц холодный тебе не ответит,
Звезд отдаленных достигнуть нет сил...
Холод могильный везде тебя встретит
В дальней стране безотрадных светил…
Читает студент группы 6ТЭО01, Одинаев Бехзод «Мне страшно с Тобой встречаться…»
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать
По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят…
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю — Ты здесь Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
Читает студент группы 6ТЭО01, Сергиенко Евгения «Ты отошла, и я в пустыне»
Ты
отошла, и я в пустыне
К песку горячему приник.
Но слова гордого отныне
Не может вымолвить язык.
О
том, что было, не жалея,
Твою я понял высоту:
Да. Ты — родная Галилея
Мне — невоскресшему Христу.
И
пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.
Читает студент группы 6АП01, Маннапов Ислам «Прошли года, но ты — все та же:»
Прошли года, но ты — все та же:
Строга, прекрасна и ясна;
Лишь волосы немного глаже,
И в них сверкает седина.
А я — склонен над грудой книжной,
Высокий, сгорбленный старик,—
С одною думой непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да. Нас года не изменили.
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили те баснословные года…
Их светлый пепел — в длинной урне.
Наш светлый дух — в лазурной мгле.
И все чудесней, все лазурней—
Дышать прошедшим на земле.
Читает студент группы 6АП01, Левицкий Максим «Чужого горя не бывает...»
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Читает студент группы 6АП01, Стромило Денис «О, весна без конца и без краю»
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Читает студент группы 6АП01, Горляковская Евгения «Незнакомка»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Читает студент группы 6АП01, Викторов Валерий «Незнакомка.»
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Читает студент группы 6АП01, Кибкало Кирилл «Стихи о прекрасной даме»
Кто-то шепчет и смеётся
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнётся
Снова смех из милых стран!
Снова шопот — и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьём-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!
Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделён и окрылён.
Читает студент группы 6АП01, Игнатенко Ирина «Стихи о прекрасной даме»
Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.
И мнилась мне Российская Венера,
Тяжёлою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица — спокойная мечта.
Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг неё толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные…
И странен блеск её глубоких глаз…
В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.
Я приду — и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю,
Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь — я потух.
Самый огнь — слепые очи
Не сожжет мечтой былой.
Самый день — темнее ночи
Усыпленному душой.
Читает студент группы 6ТОР01, Бахирова Сабрина «Девушка пела в церковном хоре...»
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
4. Список литературы
1. А. Блок. «Письма к жене». Москва: 1978.
2. А. Блок. «Записные книжки». Москва: 1976.
3. А. Блок. «Избранное. Стихотворения и поэты». Лениздат, 1987.
4. В. Орлов «Птица Гамаюн». Лениздат, 1979.
5. В. Орлов «Поэт и город». Лениздат, 1980.
6. М.А. Бекетова «Воспоминания о Блоке». Лениздат, 1984.
7. Д. Быков. «Вечный Блок». СПб: Амфора, 2005.
Интернет-ресурсы
1. https://litrekon.ru/biografii/zhizn-i-tvorchestvo-aleksandra-bloka/
2.https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/a-a-blok/a-a-blok-obzor-zhizni-i-tvorchestva-tragicheskiy-tenor-epohi
3. https://yandex.ru/turbo/xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/s/
4. https://www.nur.kz/1768677-blok-biografia-interesnye-fakty.html
5. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B
6.https://obrazovaka.ru/biblioteka/blok/rodina-stih
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Стихотворение |
Жюри |
1 |
Лукин Глеб |
6ТЭО02 |
«О доблестях, о подвигах, о славе» |
Абдулманафова Г.С. Авилкина В.В. Айдакова Т.В. Исрафилова И.Д. Плотникова Н.Н. Мусенко И.Л. |
2 |
Лавриненко Юлия |
6ТЭО01 |
«Моей матери» |
|
3 |
Одинаев Бехзод
|
«Мне страшно с Тобой встречаться…» |
||
4 |
Сергиенко Евгения |
«Ты отошла, и я в пустыне» |
||
5 |
Маннапов Ислам
|
6АП01 |
«Прошли года, но ты — все та же» |
|
6 |
Левицкий Максим |
«Чужого горя не бывает...» |
||
7 |
Стромило Денис |
«О, весна без конца и без краю» |
||
8 |
Горляковская Евгения |
«Незнакомка» |
||
9 |
Викторов Валерий |
|||
10 |
Кибкало Кирилл |
«Стихи о прекрасной даме» |
||
11 |
Игнатенко Ирина |
|||
12 |
Мехдиев Талех |
6ТОР01 |
«В день холодный, в день осенний» |
|
13 |
Бахирова Сабрина |
«Девушка пела в церковном хоре...» |
||
14 |
Дехконов Бахховаддин |
«Россия» |
||
15 |
Ибраков Амир |
«Ночь, улица, фонарь, аптека» |
||
16 |
Фалько Маргарита |
|
|
|
17 |
Стоякина Анастасия |
|||
18 |
Кожевникова Полина |
|||
19 |
Токарева Анастасия |
|||
20 |
Карпунин Евгений |
|||
21 |
Тайбина Любовь |
|||
22 |
Колыванова Надежда |
|||
23 |
Баймурзин Даниил |
|||
24 |
Сабрекова Анжелика |
|||
25 |
Машуров Рамазан |
Приложение 1
Заявка на участие студентов 1 – 2 курсов в конкурсе чтецов с элементами литературной гостиной «Читаем Александра Блока», посвященная 140 - летию со дня рождения Александра Александровича Блока
Приложение 2
Протокол конкурса чтецов с элементами литературной гостиной, посвященный 140 - летию со дня рождения А.А.Блока
№ |
Студент |
Стихотворение |
Группа |
Критерии оценки |
||||
Исполнительское мастерство – техника и культура речи
|
Актёрское мастерство, создание художественного образа |
Творческий подход, индивидуальность
|
Итог |
Место |
||||
1 |
Лукин Глеб |
«О доблестях, о подвигах, о славе» |
6ТЭО02 |
|
|
|
|
|
2 |
Лавриненко Юлия |
«Моей матери» |
6ТЭО01 |
|
|
|
|
|
3 |
Одинаев Бехзод |
«Мне страшно с Тобой встречаться…» |
|
|
|
|
|
|
4 |
Сергиенко Евгения |
«Ты отошла, и я в пустыне» |
|
|
|
|
|
|
5 |
Маннапов Ислам |
«Прошли года, но ты — все та же» |
6АП01 |
|
|
|
|
|
6 |
Левицкий Максим |
«Чужого горя не бывает...» |
|
|
|
|
|
|
7 |
Стромило Денис |
«О, весна без конца и без краю» |
|
|
|
|
|
|
8 |
Горляковская Евгения |
«Незнакомка» |
|
|
|
|
|
|
9 |
Викторов Валерий |
|
|
|
|
|
||
10 |
Кибкало Кирилл |
«Стихи о прекрасной даме» |
|
|
|
|
|
|
11 |
Игнатенко Ирина |
|
|
|
|
|
||
12 |
Мехдиев Талех |
«В день холодный, в день осенний» |
6ТОР01 |
|
|
|
|
|
13 |
Бахирова Сабрина |
«Девушка пела в церковном хоре...» |
|
|
|
|
|
|
14 |
Дехконов Бахховаддин |
«Россия» |
|
|
|
|
|
|
15 |
Ибраков Амир |
«Ночь, улица, фонарь, аптека» |
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ______________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.